Просмотр содержимого документа
«Игровые моменты на уроках математики.»
Игровые моменты на уроках математики.
Мы знаем: время растяжимо, Оно зависит от того, Какого рода содержимым Вы заполняете его. С. Маршак.
Ведущей целью школьного математического образования является интеллектуальное развитие и формирование качеств учащихся, необходимых для полноценной жизни в обществе. В своей работе в качестве средств формирования таких качеств у учащихся использую: создание проблемной ситуации, самостоятельную деятельность, дидактические игры, тесты, тренажёры.
Как можно заставить ребёнка поверить в свои силы, в то, что всегда есть надежда на разрешимость любой ситуации? Да просто заставить его пройти через определённые трудности, а не подавать ему всё в готовом виде. Но увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься ещё и над тем, как поддержать у детей интерес к изучаемому материалу и их активность на протяжении всего урока.
Среди активных методов выделяю игру. Такая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средства побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровой технологии происходит по таким основным направлениям
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве её средства;
вводится элемент соревнования, т. е. перевод дидактической задачи в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации. В этом виде игр значительно укрепляется связь (учащийся- учитель), раскрывается творческий потенциал обучаемого. В процессе игры происходит более интенсивный обмен идеями, информацией. Она побуждает участников к творческому процессу.
В последние годы деловые игры используются, как правило, в трёх различных аспектах:
Дидактические игры различны по способам подачи информации учащимся, а также различаются по формам проведения.
Приведу несколько примеров дидактических игр, целью которых являются контроль знаний, умений, навыков: математический диктант, карточки устного счёта, работа в парах при отработке вычислительных навыков, зачётная система и т. д.
Игры и тестирование. Дидактическое тестирование в целях повышения эффективности учебного процесса можно и нужно использовать как элемент игры.
С помощью тестов можно проверить большой объем изучаемого материала малыми порциями и быстро диагностировать овладение учебным материалом большим массивом учащихся.
Игровой замысел состоит не в том, чтобы развлечь учащихся, а в том, чтобы на основе «праздника» превратить урок в процесс активной деятельности ребят по теме.
1.Игра как отдельный этап урока.
Бывает, что на уроке учащиеся сами предлагают поиграть. И неудовлетворённая детская потребность выльется наружу. Ребёнок может начать играть ручкой, дёргать соседа. Тот не без удовольствия откликнется,- и урок всё равно собьётся. В итоге потеря времени урока на замечания и призывы к дисциплине! Если нельзя искоренить желание играть, то остаётся лишь направить игру в нужное русло. На каждом уроке, может только за исключением контрольных работ, всегда найдётся место для игры. Она заводит, интригует, мобилизует силы, открывает нераскрытые резервы.
Дети с большим интересом и вниманием воспринимают материал. Многие темы я начинала в виде игры. Так изучая умножение обыкновенных дробей, мы «получили» письмо от Бабы- Яги с просьбой о помощи.»Масса одной булочки 1/8 кг. На день рождения Змея-Горыныча Баба- Яга испекла 40 булочек с начинкой из лебеды. Насытится ли Горыныч, если ему надо на каждую из 3 голов по 1 кг. еды?»
Соревнуясь в игровой форме, дети быстро вспоминают всё, чего не могут вспомнить при обычных ответах, т. е. происходит отработка материала. Например, игра «Крестики- нолики». Задаю теоретические вопросы, дети быстро отвечают на них. Ответ правильный: у девочек - плюс, у мальчиков - нуль. Ответы заношу в известный всем квадрат. В конце игры суммируем все плюсы и нули. Данную игру можно видоизменять, назначая баллы, объединять детей в команды и т. д.
Игра объединяет класс: открываются умение подстраховать друг друга, выслушать каждое мнение. Например, игра «Что? Где? Когда?». Здесь важны не столько знания, сколько умения детей обсуждать вопрос и выслушивать позицию другого. У них меняется мнения о своих одноклассниках, при этом меняется и их статус в группе.
На основе игры можно выделить ребёнка, которому необходима помощь. Всегда есть возможность специально подстроить игру так, чтобы отличился тот учащийся, который больше всего нуждается в поддержке.
Во время игры ребёнок максимально мобилизован, он сам вычёрпывает из себя все свои имеющиеся знания. Например, при изучении новой темы игры на сообразительность, на нестандартное мышление, логику, когда приветствуется каждый ответ, и не беда, что он неверный.
Вопрос дисциплины исчезает как бы сам собой: дети погружены в игру так, что отвлечены от всего остального. Правда, если присутствует идея соревнования, то могут быть выкрики «поддержки» своих не очень «умных» членов команды.
После игры дети могут некоторое время монотонно работать, что тоже важно. Поэтому, поиграв с детьми на внимание, можно спокойно и вполне размеренно вести урок. Важно и то, что в игре у ребёнка пропадают многие школьные комплексы, связанные с общением, боязнью ответить неправильно, оказаться в одиночестве своих проблем и своего непонимания. Единственное - это, как и в любом деле, необходимо знать меру, «не заиграться», т. е. не превращать учёбу в нечто поверхностное и игривое.
2. Игра как отдельный урок.
Огромную роль при подготовке учащихся к успешной сдаче зачета имеют уроки обобщения знаний по теме. Обычно, стараюсь провести такой урок в форме игры. При этом ставлю цель: на основе соревнования команд, на которые разделён класс, активизировать мышление учащихся, превратить весь процесс обучения в процесс активной поисковой деятельности и самостоятельных открытий. Этапы игры совпадают с этапами урока. Это в большинстве случаев актуализация опорных знаний, закрепление изученного материала, проверка знаний учащихся по теме.
После игры провожу среди учащихся анкетирование, анализ того, что дал такой урок. Часто встречаются такие ответы, как «лучше понял тему», «понял, как применять формулу» и т. д., а также «новый взгляд» на своих одноклассников. Опыт показывает, что лучше анкетирование провести на следующий день после игры, когда первые «страсти» победы или поражения улягутся, а на их место придут умение видеть проблему, свои «незнания», трудности, ошибки и пути их устранения. Здесь анкетирование - это своеобразный вид рефлексирования, что также немаловажно в процессе обучения.
Обычно при проведении урока соблюдаются следующие правила игры:
За правильный ответ команде начисляются очки; ошибка, допущенная в ответе, неправильный ответ, нарушение дисциплины приводят к штрафным очкам.
Каждый член команды может вновь ответить только после того, как ответят все члены команды. Это исключает случаи, когда некоторые ученики за урок ни разу не опрашиваются.
Вопросы и задания даются учителем. Счёт соревнования записывается капитаном команды на отдельном листе по каждому виду заданий, а так же дублируется учителем на доске.
После постановки общего задания разрешаются консультации внутри команд.
Все необходимые записи делаются на индивидуальных листах, заранее заготовленных к уроку.
За правильные и аргументированные дополнения ответов учащихся из другой команды каждая команда может получить дополнительные очки.
Игровые действия участников состоят в том, чтобы быстро и без ошибок отвечать на вопросы, выполнять нужные записи, выполнять задания у доски, следить за правильностью ответов своих одноклассников, во время объявленной консультации консультировать соседей по команде или при необходимости самому брать консультацию; не нарушать дисциплину, быть внимательным и активным.
План урока – игры. 1.Организационный момент
(разбить учащихся на команды, представить названия команд, познакомиться с темой и ходом урока; дать указания по работе с листом учёта и с карточкой дополнительных вопросов).
2.Устный счёт - игровой момент –
выбор капитана команды, как победителя в устном счёте.
Каждому учащемуся предлагается заполнить индивидуальный лист ответов «ВЫЧИСЛИ УСТНО». Через 2 минуты (время задаётся в зависимости от сложности заданий) проводится сверка ответов с таблицей верных ответов на доске. Для того чтобы оценить учителю выполнение этого задания каждым учащимся, а заодно и выбрать капитанов, предлагается сначала подняться тем детям, которые не сделали ни одной ошибки (допустил 1 ошибку).
3.Вводная часть:
1. Объявить девиз игры (или урока);
2.Предлагается ответить на теоретические вопросы.
4.Основной вид работы:
1) Командная работа по заданиям и дополнительным вопросам из индивидуального конверта. По мере готовности ответы записываются на доске. На обсуждение отводится не более 5 минут.
2) Защита ответов. Капитаны команд выбирают участников, которые будут отвечать по каждому заданию и по каждому дополнительному вопросу. Происходит обсуждение заданий, исправление ошибок, если они наблюдались.
5.Конкурс капитанов. 6.Подведение итогов:
подсчёт очков, полученных каждой командой, выбор команды – победительницы, выставление оценок.