Единица измерения напряжения в электрической сети? (вольт)
Кто вес воздуха измерил? (Паскаль)
Какой учёный назвал «Арифметику Магницкого» вратами своей учёности? (М. В. Ломоносов)
Чьё высказывание «В геометрии нет царской дороги»? (Евклида)
Что можем сказать про катет, лежащий против угла в 30◦? (половине гипотенузы)
Инструмент для измерения углов? (транспортир)
Длина окружности? (l=2πR)
Что за выражение ? (дискриминант)
Как называются числа 1\5 и 5? (взаимно обратными)
Как называется отношение противолежащего катета к гипотенузе? (синусом угла)
Прямоугольник, у которого все стороны равны, называется? (квадратом)
Как называются параллельные стороны трапеции? (основания)
Что можно сказать про диагонали в ромбе? (диагонали пересекаются под прямым углом и делятся пополам)
Геометрическое место точек, равноудалённых от концов отрезка называется? (серединным перпендикуляром)
Наука о совойствах геометрических фигур? (геометрия)
Кучка из 5 предметов? (пятка)
Как называли в Древней Руси 100 тысяч? (легион)
Укажите, какая сила действует на автомобиль, когда он останавливается? (сила трения)
Заострённые или тупые колышки легче забить в землю? (заострённые) Почему?
ЗАДАНИЯ КОМАНДАМ
Построить по координатам точки. Точки перечислены в той последовательности, в какой их нужно соеденить. Причём во многих случаях перечисление начинается и кончается одной и той же парой координат. Это значит, что линия, обрамляющая данный фрагмент рисунка, возвращается в исходную точку. Наборы точек перечислены по фрагментам рисунка, то есть точки каждого нового фрагмента следует с красной строки.
1 команда. 2 команда
(-7;0) (0;0)
(-5;2) (-10;1)
(7;2) (0;10)
(9;5) (-1;2)
(10;5) (0;0)
(10;1) (-9;0)
(9;0) (-8;-1)
(-7;0) (-6;-2)
(0;2) (-3;-3)
(5;6) (5;-3)
(7;6) (10;-2)
(4;2) (12;-1)
(0;1) (13;0)
(6;-3) (-9;0)
(8;-3) (0;0)
(4;1) (0;16)
(0;1) (12;2) (0;0)
самолёт парусник
Кто правильно скажет?
Из пшеницы получают 80 % муки? – 45%, 25%, 80%, 100%
Молоко даёт 25% сливок, сливки дают 20% масла – 50%, 10%, 25%, 75%
В свекле содержится 20% сахара – 50%, 20%, 80%, 10%.
Грибы при сушке теряют 79% своей массы – 2%, 100%, 79%, 45%
Ответы: 45%, 25%, 80%, 100%
3 в пословицах и поговорках заключена народная мудрость. Они украшают речь, делают её живой, остроумной. Вы сейчас должны объяснить физический смысл выражений.
1 команда.
Как камень в воду. (Архимедова сила)
Шила в мешке не утаишь. (Давление твёрдого тела)
Пеший конному не товарищ. (Механическое движение)
Не всё на свой аршин меряй. (Об измерении физических величин и мерах длины)
Всё идёт как по маслу. (Трение)
Где путь прямой, там не езди по кривой. (Вектор)
2 команда.
Большому кораблю – большое плавание. (Архимедова сила)
Палец в рот не клади. (Давление твёрдых тел)
Как с гуся вода. (Смачивание и капиллярность)
Без меры и лаптя не сплетёшь. (Об измерении физических величин и мерах длины)
Не подмажешь – не поедешь. (Трение)
Как об стену горох. (Сила упругости)
КОНКУРС «ПОЭЗИЯ КРАСОК И ЧИСЕЛ»
Вам даны фразы для запоминания последовательности расположения чего – то. Угадайте чего.
Каждый отличник желает знать географию с физикой. (Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый)
Это я знаю и помню прекрасно. (Пи = 3, 14159…)
Подсказка: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан (филин). Известно, что свет (электромагнитное излучение) представляет собой смесь семи основных цветов, что много лет назад доказал Ньютон, пропуская солнечный свет через призму. Перечень основных цветов спектра (последовательно) легко запомнить с помощью знаменитой фразы.
КОНКУРС «ЖИЗНЬ СРЕДИ МОЛНИЙ»
Все вы знаете, что гроза не только красивое явление природы, но опасное. Она приносит не мало бедствий. Представьте, что гроза застала вас на открытой местности, где растет одинокое дерево. Вы ведете на металлической цепочке собачку, в другой руке держите зонт. Как в таком случае наиболее правильно уберечь себя и собачку от грозы? ( Чтобы сцена была ярче, капитаны получают раскрытые зонты с металлическим острием и игрушечных собачек на металлических цепочках, которые сделаны из канцелярских скрепок. На сцене устанавливают макет большого дерева (можно нарисовать).
Ответ: если вас застигнет гроза под открытым небом:1. Не следует укрываться под деревом. 2. Не следует ложиться на землю (т. к. при близком разряде молнии между головой и ногами может возникнуть смертельная разность потенциалов). 3. Стоять тоже опасно, надо для большей безопасности присесть на корточки; так голова будет достаточно низко приближена к земле, но площадь контакта с землей минимальна. Собачку лучше взять на колени, если позволяют ее размеры и разорвать с ней контактную связь: отпустить цепь. Попадая в землю, ток разряда молнии разветвляется и отчасти расходится по поверхности земли. Значительный ток может ответвиться через электрическую цепь собака-земля. Это значит: ток может войти в ее передние ноги и выйти через задние. Собака пострадает от молнии, но цепочка, за которую вы удерживаете собаку, может только увеличить длину этой цепи и, следовательно, разность потенциалов. Если одежда и тело намокнут от дождя, то основная часть разрядного тока может пройти по слою воды на поверхности кожи, не проникая внутрь тела. Значит, защита от влаги под раскрытым зонтиком может усилить опасность пострадать от молнии: следовательно, зонтик надо свернуть и отложить в сторону.
Итак, если вас застигнет гроза во время прогулки с зонтиком и собачкой на металлической цепочке, присядьте, зонт отложите в сторону, а собачку возьмите на руки.
КОНКУРС «ВНИМАНИЕ: НЕВЕСОМОСТЬ!»
Невесомость – удивительное состояние. Удивление вызывает тот факт, что при наличии сил тяготения исчезает вес тела. (Наглядность – перьевая ручка, барометр-анероид, пружинные весы, рычажные весы, плавание пробки на поверхности воды, чайник с водой, сообщающиеся сосуды).
Команды пишут напротив вопроса «Да» или «Нет». У каждой команды на листочках вопросы.
Вопросы: В невесомости, при свободном полете космического корабля, т. е. в полете с выключенными двигателями:
Пишет ли перьевая ручка? (Да. Действие перьевой ручки основана на явлении капиллярности, которая сохраняется в условиях невесомости);
Космонавт, перемещаясь по кабине космического корабля, сделал неосторожное движение и стукнулся о предмет. Испытывает ли он боль? (Да. При оценке результата удара важны оценки импульсов взаимодействующих тел);
Можно ли измерить давление воздуха в кабине космического корабля барометром-анероидом? (Да. Т. к. главной частью барометра-анероида является металлическая коробка с волнистой гафрированной поверхностью, из которой выкачан воздух. Стрелка показывает, как меняется давление. Давление газа объясняется ударами молекул о какую-либо поверхность (молекул воздуха в корабле));
Можно ли измерить давление ртутным барометром? (Нет.);
Можно ли измерить вес тела при помощи пружинных весов? (Нет. Т. к. в этом случае вес тела отсутствует и в пружине не возникает деформация);
Можно ли измерить массу тела при помощи рычажных весов? (Нет. Т. к. весы – это равноплечный рычаг с чашками. И рычаг и чашки и тела не имеют веса, поэтому груз массой m не может давить на чашку);
Плавает ли пробка на поверхности воды? (Нет. Она будет плавать вместе с другими предметами (если они не закреплены) по кабине космического корабля);
Вытекает ли вода из носика чайника, если его наклонить? (Нет. В невесомости жидкость не вытекает, т. к. исчезает вес и поэтому давление жидкости на всех уровнях одинакова. В невесомости жидкость не вытекает – ее надо из сосудов выталкивать или выдавливать. В связи с этим вспомним об особых упаковках пищи космонавтов);
Справедлив ли закон сообщающихся сосудов? (Нет)
КОНКУРС «ЖИВАЯ ПРИРОДА»
Живая природа – гениальный конструктор, инженер, технолог, великий зодчий и строитель. Еще древнегреческий философ Демокрит отмечал: «От животных мы путем подражания научились важнейшим делам, а именно, мы ученики ласточек – в построении жилищ и певчих птиц – в пении и т. д.».
Поистине «На выдумки природа норовата!»
Задание командам: Заполнить предложения нужными словами (по порядку, то одна, то другая команда).
Ученые пытаются создать корабли, обгоняющие _________. (Дельфинов)
Обыкновенная __________ способна различать 500 тысяч запахов. (Дворняжка)
Точными барометрами или предсказателями погоды будут _____, ______,_______,______,_______ и т. д. (Лягушка, вьюн, пиявка, пчелы, бароны)
Ультразвуковой локатор имеют ______, ________. (Летучие мыши, дельфины)
Реактивное движение, используемое ныне в самолетах, ракетах свойственно _______, _________, _________, _________. (Осьминогам, кальмарам, каракатицам, медузам).
КОНКУРС «УГАДАТЬ И ОБЪЯСНИТЬ»
(ЗАДАНИЯ НА КАРТОЧКАХ)
I команда.
1) какому из мальчиков после купания холоднее и почему? ( на верхнем рис. мальчик сильнее ощущает холод, т.к. ветер быстрее уносит слои воздуха, нагреваемые телом, при этом усиливается испарение влаги с поверхности тела.)
2) в каком лесу тропинка после дождя будет дольше влажной и почему? ( состав почвы и возраст деревьев примерно одинаковы) . ( дольше тропинка будет влажной в лиственном лесу, т.к. лиственные породы деревьев испаряют приблизительно в 8-10 раз больше воды, чем хвойные, поэтому воздух там будет более влажным. Кроме того, t в лиственном лесу ниже, чем в хвойном, т.к. испаряя больше влаги, листья деревьев больше поглощают количество теплоты из окружающего воздуха.)
II команда.
Какая из этих ледяных переправ надежнее и почему? Когда половодье будет больше: в снежную или бесснежную зиму и почему? ( расчищенная от снега ледяная переправа надежнее, т.к. снег обладает плохой теплопроводностью. Когда снег счищают с ледяной переправы, лёд охлаждается холодным воздухом и утолщается) .
(нередко малоснежные зимы половодье больше, т.к. оголённая земля глубже промерзает и не успевает оттаять к весне, вследствие чего снеговая вода скапливается на ее поверхности)
Измениться ли t воздуха, если состояние погоды на вер. Рис. станет таким , как на нижнем рис. ( t воздуха повысится там, где пошел снег. Образование кристаллов снега ( снежинок) связана с выделением теплоты плавления).
КОНКУРС «ОПЫТЫ»
«Иголка, которая в воде не тонет»
Наглядность: 1) стакан с водой; 2) иголка (тонкая).
Такая иголка существует не только в сказке, но и в действительности.
Задание: вы должны заставить обычную сухую стальную иголку плавать на поверхности воды. Для этого вы имеете «пальцы», руки и «головы» на плечах. Какая команда быстрее догадается.
Ответ: захватив иголку пальцами посередине, уроните ее в горизонтальном положении с небольшой высоты на поверхность воды.
Причина плавания то, что вода плохо смачивает металл побывавших в наших руках и поэтому покрытый тончайшим слоем жира. Оттого вокруг плавающей иглы на поверхности воды образуется вдавленность, ее можно даже видеть. Поверхностная пленка жидкости, стремясь распределится, оказывает давление вверх на иглу и тем поддерживает ее. Поддерживает иглу также и выталкивающая сила жидкости: согласно закону плавания игла выталкивается снизу с силой, равной весу вытесненной ей воды.
«Сухим из воды»
На большую плоскую тарелку положите монету. Налейте столько воды, чтобы она покрывало монету. Вы должны взять монету прямо руками, не замочив пальцы. В вашем распоряжении: стакан, бумажка и спички. Выполняйте задание.
Ответ: зажгите бумажку, положите ее горящей внутрь стакана и быстро поставьте стакан на тарелку, близ монеты дном вверх. Бумажка погаснет, стакан наполнится белым дымом, а затем под ним само собой соберется вся вода с тарелки. Монета же, конечно, останется на месте, и через минуту, когда она обсохнет, вы сможете взять ее, не замочив пальцы.
Какая t выгнала воду в стакан и поддерживает ее на определенной высоте? Атмосферное давление. Горящая бумажка нагрела в стакане воздух. Давление его от этого взросло, и часть газа вышла наружу. Когда бумажка погасла, воздух снова остыл, но при охлаждении его давление уменьшилось, и под стакан вошла вода, вгоняемая туда давлением наружного воздуха.
«Легко ли сломать яичную скорлупу?»
Почему наседка не опасается сломать скорлупу яиц тяжестью своего тела? И в то же время слабый птенчик, желая выйти из природной темницы, без труда пробивает клювиком скорлупу изнутри. Вы с легкостью разламываете скорлупу яйца боковым ударом чайной ложечки, но вы и не подозреваете, как прочна она на самом деле.
Задание: кто быстрее раздавит яйцо в таком положении. (Показывают: надо раздавить яйцо между ладонями.)
По команде выполняют задание.
Ответ: столь необычная крепость яичной скорлупы зависит исключительно от ее выпуклой формы и объясняется так же, как и прочность всякого рода сводов и арок.
«Как поставить яйцо на тупой или острый конец? И узнать какое вареное, а какое сырое?»
Обеим командам даны по 2 яйца (вареное и сырое).
Ответ: можно решить задачу, если воспользоваться свойством волчка: для этого достаточно привести яйцо во вращательное движение вокруг его длинной оси, - и оно будет, не опрокидываясь, стоять некоторое время на тупом или даже остром конце. Вам едва ли удастся заставить стоя вращаться яйцо сырое, потому что внутренняя жидкая масса является в данном случае как бы тормозом. В этом состоит простой способ отличать сырые яйца от сваренных вкрутую, известный всем хозяйкам.
КОНКУРС «ЗАДАНИЕ НА ЗАКОН БЕРНУЛЛИ»
Возьмите в каждую руку по листу бумаги, расположите их вертикально на расстоянии 5-6 см друг от друга. Придувайте воздух между ними сверху вниз. Как ведут себя листы бумаги? Почему?
Ответ: притягиваются по закону Бернулли.
Расположите лист бумаги на уровне рта. Как без рук поднять второй конец листа?
Ответ: надо дуть.
КОНКУРС «ВИКТОРИНА»
Загадка.
Нас трое в треугольнике любом
Предпочитая золотые середины,
Мы центр тяжести встречаем на пути,
Ведущем прямо из вершин.
Как называют нас?
Шарада.
Мой первый слог – почтенный страх,
Коль прожит он недаром.
Модель второю – на столе,
Румяна с пылу, с жару.
Меня вы встретите везде –
Такой я вездесущий…
А имя громкое моё –
Латинское «несущий».
Три самолёта вылетели из одного аэродрома. Когда они будут в одной плоскости. (Будем считать их материальными точками). (Всегда. Т. к. через три точки всегда можно провести плоскость)
Что бы это значило?
Портной имеет кусок сукна в 16 метров, от которого он отрезает ежедневно по 2 метра. По истечении сколько дней он отрежет последний кусок? (не 8, а 7 дней)
Число 666 увеличить в полтора раза, не производя над ним никаких арифметических действий. (Написать это число, а затем повернуть бумажку «вверх ногами». Получиться 999)
Может ли дробь, в которой числитель меньше знаменателя, быть равной дроби, в которой числитель больше знаменателя? (может – 3/5 = - 5/10)
Кролики прыгали: один среди двух и три в ряд,
Один впереди, а два позади
Один позади, а два впереди,
Сколько было кроликов? (три)
15. Нарисовать одним росчерком карандаша или мела (непрерывно)
1 команда утку, 2 команда голубя.
16. Из шести спичек составьте четыре равных равносторонних треугольника. (надо строить не плоскую фигуру, а фигуру в пространстве. Правильная трёхгранная пирамида, иначе – тетраэдр)
17. Коврик с розами. На коврике изображено 7 роз. Требуется тремя прямыми линиями разрезать коврик на 7 частей, каждая из которых содержало бы по одной розе.
18. Игра с числами.
1 команда
Записать единицу тремя пятёрками.
2 команда
Записать 0 тремя пятёрками.
19. На ферме.
На ферме выращивают кроликов и фазанов. В настоящее время их столько, что у всех вместе 740 голов и 1980 ног. Сколько же в настоящее время находиться на ферме кроликов и фазанов?
20. Самое трудное узнать человека. Говорят, для этого нужно съесть с ним пуд (16 кг0 соли. Сколько времени понадобиться для этого, если медицинская норма потребления соли 5 г в сутки? 10 школьных лет хватит?