kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование навыков самоконтроля и самооценки у первоклассников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье говорится о том, как формируются навыки самоконтроля и самооценки у первоклассников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков самоконтроля и самооценки у первоклассников.»

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ

У ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Афанасова В.И.

МОУ «Красненская СОШ»

Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно-практических проблем, задач. Вот почему в начальной школе закладывается формирование общеучебных умений, где ключевым звеном является формирование контрольно - оценочной самостоятельности.

Это обусловлено тем, что самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок, а также позволяет проследить за ходом своих действий и оценить их результаты, планировать действия, прогнозировать результаты, перестраивать план действий в зависимости от изменения условий, что в конечном итоге может оказать значительное воздействие на совершенствование знаний школьников. С учетом того, что современная начальная школа - это школа пробы сил ученика, стало актуальным и оценивание учебных достижений каждого ребенка.

С чего же следует начинать формирование контрольно-оценочной самостоятельности у детей младшего школьного возраста? Как показывают психолого-педагогические исследования, одной из причин отставания учащихся в обучении является слабо развитое умение критически оценивать результаты своей деятельности.

В 1 классе учитель сталкивается с тем, что некоторые дети слишком эмоционально реагируют на собственные неудачи, не всегда могут контролировать собственные эмоции и поступки. Умение контролировать собственные эмоции необходимо для контроля собственных учебных действий. Ученик должен научиться находить, исправлять ошибки, понимать причину их происхождения. В то время как многие дети, огорчившись отрицательным результатом, «опускают руки», теряют интерес к предмету и учению в целом. Поэтому именно в 1 классе следует начать формирование навыков самоконтроля и самооценки.

Вот некоторые приемы формирования навыков самоконтроля и самооценки, которые я использую на уроках.

На уроках письма с первых дней задаю вопросы: Кто доволен своей работой ? У кого не все получилось? Дети, оценив свою работу, поднимают руку. Важно обратить внимание детей на то, что если не все получилось, этого не надо стыдиться, ведь мы и пришли в школу, чтобы научиться. При изучении букв, в конце урока, предлагаю детям зеленым карандашом подчеркнуть правильно написанную букву, а красным ту, которая не получилась, и прокомментировать свой выбор.

Предлагаю детям оценить свою работу с помощью цвета. Внизу страницы ученики рисуют круг. Оценив свою работу, дети его закрашивают. Значение цвета обговариваются заранее. Например, зеленый - все получилось, желтый – есть недочеты, но старался, синий – получилось плохо, не доволен работой.

Очень ценным приемом самоконтроля при обучении письму под диктовку является проговаривание. После того, как учитель сказал слово, проговорили его по слогам – написали и прочитали то, что написано. Можно предложить после написания проверить по образцу (сравнить с эталоном).

Первоклассники любят побывать в роли учителя. На доске записаны предложения, в которых допущены ошибки на изученные правила. Учитель говорит, что какой-то сказочный персонаж написал эти предложения, но допустил … ошибок (на начальном этапе лучше озвучивать количество допущенных ошибок). Учащиеся находят и исправляют допущенные ошибки.

На уроках математики организую работу с таблицами устного счета. Учащимся раздаю таблицы со столбиками примеров (табличное сложение в пределах 10). Дети записывают в тетрадь только ответы. По истечении времени диктую ответы, дети проверяют. После чего, каждый подсчитывает количество правильных ответов – баллов. Эти баллы записывают на обложку тетради. Так на протяжении нескольких уроков. При выполнении таких заданий ученик отрабатывает скорость счета, контролирует изменения, автоматически заучивает таблицу.

На своих уроках я часто использую взаимопроверку. Этот прием способствует не только формированию умения контролировать свои действия, но и воспитывает такие качества, как честность и правдивость, коллективизм, дисциплинированность.

Во время индивидуальных заданий учащиеся пользуются листами самоконтроля, что позволяет самостоятельно проверить свою работу.

На уроках в первом классе дети любят работать цветными карандашами. Предлагаю на листочках таблицу с числами, ниже примеры. Решая пример, ученик закрашивает ячейку с соответствующим числом. Если работа выполнена правильно, получается рисунок.

В учебниках по новым ФГОС уже содержатся задания на формирование самоконтроля. Электронное приложение к учебникам дает возможность ребенку отработать и проверить собственные знания дома самостоятельно.

В начальной школе я предпочитаю словесную самооценку. Задаю вопросы: Как ты работал на уроке? За что ты можешь себя похвалить? Ты доволен своей работой? Почему? (Вопрос «Почему?» в 1 классе вызывает наибольшие затруднения, так как требует аргументации, поэтому задавать его следует чаще, учить детей задумываться, выражать свои мысли словами.) После самооценки ученика, я всегда высказываю свое согласие или несогласие с ним и аргументирую свою позицию. Это помогает формированию адекватной самооценки.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование навыков самоконтроля и самооценки у первоклассников.

Автор: Афанасова Валентина Ивановна

Дата: 18.02.2017

Номер свидетельства: 393131

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Формирование навыков самоконтроля и самооценки у первоклассников"
    ["seo_title"] => string(71) "formirovaniie_navykov_samokontrolia_i_samootsienki_u_piervoklassnikov_1"
    ["file_id"] => string(6) "437504"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1510076687"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Как проходит адаптация первоклассника к школе в рамках реализации ФГОС?"
    ["seo_title"] => string(79) "kak_prokhodit_adaptatsiia_piervoklassnika_k_shkolie_v_ramkakh_riealizatsii_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "343049"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1473453811"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Программа дошкольной подготовки "Школа будущего первоклассника". Раздел логопеда "
    ["seo_title"] => string(90) "proghramma-doshkol-noi-podghotovki-shkola-budushchiegho-piervoklassnika-razdiel-loghopieda"
    ["file_id"] => string(6) "223268"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1437476871"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) ""Субъективная позиция школьника. Развитие самоконтроля и самооценки у младших школьников" "
    ["seo_title"] => string(97) "subiektivnaia-pozitsiia-shkol-nika-razvitiie-samokontrolia-i-samootsienki-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "196511"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428062138"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "*Организация внеурочной деятельности по английскому языку как способ развития творческого мышления  младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(136) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-anghliiskomu-iazyku-kak-sposob-razvitiia-tvorchieskogho-myshlieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "137001"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417252193"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства