Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков самоконтроля и самооценки у первоклассников.»
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ
У ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Афанасова В.И.
МОУ «Красненская СОШ»
Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно-практических проблем, задач. Вот почему в начальной школе закладывается формирование общеучебных умений, где ключевым звеном является формирование контрольно - оценочной самостоятельности.
Это обусловлено тем, что самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок, а также позволяет проследить за ходом своих действий и оценить их результаты, планировать действия, прогнозировать результаты, перестраивать план действий в зависимости от изменения условий, что в конечном итоге может оказать значительное воздействие на совершенствование знаний школьников. С учетом того, что современная начальная школа - это школа пробы сил ученика, стало актуальным и оценивание учебных достижений каждого ребенка.
С чего же следует начинать формирование контрольно-оценочной самостоятельности у детей младшего школьного возраста? Как показывают психолого-педагогические исследования, одной из причин отставания учащихся в обучении является слабо развитое умение критически оценивать результаты своей деятельности.
В 1 классе учитель сталкивается с тем, что некоторые дети слишком эмоционально реагируют на собственные неудачи, не всегда могут контролировать собственные эмоции и поступки. Умение контролировать собственные эмоции необходимо для контроля собственных учебных действий. Ученик должен научиться находить, исправлять ошибки, понимать причину их происхождения. В то время как многие дети, огорчившись отрицательным результатом, «опускают руки», теряют интерес к предмету и учению в целом. Поэтому именно в 1 классе следует начать формирование навыков самоконтроля и самооценки.
Вот некоторые приемы формирования навыков самоконтроля и самооценки, которые я использую на уроках.
На уроках письма с первых дней задаю вопросы: Кто доволен своей работой ? У кого не все получилось? Дети, оценив свою работу, поднимают руку. Важно обратить внимание детей на то, что если не все получилось, этого не надо стыдиться, ведь мы и пришли в школу, чтобы научиться. При изучении букв, в конце урока, предлагаю детям зеленым карандашом подчеркнуть правильно написанную букву, а красным ту, которая не получилась, и прокомментировать свой выбор.
Предлагаю детям оценить свою работу с помощью цвета. Внизу страницы ученики рисуют круг. Оценив свою работу, дети его закрашивают. Значение цвета обговариваются заранее. Например, зеленый - все получилось, желтый – есть недочеты, но старался, синий – получилось плохо, не доволен работой.
Очень ценным приемом самоконтроля при обучении письму под диктовку является проговаривание. После того, как учитель сказал слово, проговорили его по слогам – написали и прочитали то, что написано. Можно предложить после написания проверить по образцу (сравнить с эталоном).
Первоклассники любят побывать в роли учителя. На доске записаны предложения, в которых допущены ошибки на изученные правила. Учитель говорит, что какой-то сказочный персонаж написал эти предложения, но допустил … ошибок (на начальном этапе лучше озвучивать количество допущенных ошибок). Учащиеся находят и исправляют допущенные ошибки.
На уроках математики организую работу с таблицами устного счета. Учащимся раздаю таблицы со столбиками примеров (табличное сложение в пределах 10). Дети записывают в тетрадь только ответы. По истечении времени диктую ответы, дети проверяют.После чего, каждый подсчитывает количество правильных ответов – баллов. Эти баллы записывают на обложку тетради. Так на протяжении нескольких уроков. При выполнении таких заданий ученик отрабатывает скорость счета, контролирует изменения, автоматически заучивает таблицу.
На своих уроках я часто использую взаимопроверку. Этот прием способствует не только формированию умения контролировать свои действия, но и воспитывает такие качества, как честность и правдивость, коллективизм, дисциплинированность.
Во время индивидуальных заданий учащиеся пользуются листами самоконтроля, что позволяет самостоятельно проверить свою работу.
На уроках в первом классе дети любят работать цветными карандашами. Предлагаю на листочках таблицу с числами, ниже примеры. Решая пример, ученик закрашивает ячейку с соответствующим числом. Если работа выполнена правильно, получается рисунок.
В учебниках по новым ФГОС уже содержатся задания на формирование самоконтроля. Электронное приложение к учебникам дает возможность ребенку отработать и проверить собственные знания дома самостоятельно.
В начальной школе я предпочитаю словесную самооценку. Задаю вопросы: Как ты работал на уроке? За что ты можешь себя похвалить? Ты доволен своей работой? Почему? (Вопрос «Почему?» в 1 классе вызывает наибольшие затруднения, так как требует аргументации, поэтому задавать его следует чаще, учить детей задумываться, выражать свои мысли словами.) После самооценки ученика, я всегда высказываю свое согласие или несогласие с ним и аргументирую свою позицию. Это помогает формированию адекватной самооценки.