kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование навыков самоконтроля и самооценки у первоклассников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье говорится о том, как формируются навыки самоконтроля и самооценки у первоклассников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков самоконтроля и самооценки у первоклассников.»

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ

У ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Афанасова В.И.

МОУ «Красненская СОШ»

Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно-практических проблем, задач. Вот почему в начальной школе закладывается формирование общеучебных умений, где ключевым звеном является формирование контрольно - оценочной самостоятельности.

Это обусловлено тем, что самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок, а также позволяет проследить за ходом своих действий и оценить их результаты, планировать действия, прогнозировать результаты, перестраивать план действий в зависимости от изменения условий, что в конечном итоге может оказать значительное воздействие на совершенствование знаний школьников. С учетом того, что современная начальная школа - это школа пробы сил ученика, стало актуальным и оценивание учебных достижений каждого ребенка.

С чего же следует начинать формирование контрольно-оценочной самостоятельности у детей младшего школьного возраста? Как показывают психолого-педагогические исследования, одной из причин отставания учащихся в обучении является слабо развитое умение критически оценивать результаты своей деятельности.

В 1 классе учитель сталкивается с тем, что некоторые дети слишком эмоционально реагируют на собственные неудачи, не всегда могут контролировать собственные эмоции и поступки. Умение контролировать собственные эмоции необходимо для контроля собственных учебных действий. Ученик должен научиться находить, исправлять ошибки, понимать причину их происхождения. В то время как многие дети, огорчившись отрицательным результатом, «опускают руки», теряют интерес к предмету и учению в целом. Поэтому именно в 1 классе следует начать формирование навыков самоконтроля и самооценки.

Вот некоторые приемы формирования навыков самоконтроля и самооценки, которые я использую на уроках.

На уроках письма с первых дней задаю вопросы: Кто доволен своей работой ? У кого не все получилось? Дети, оценив свою работу, поднимают руку. Важно обратить внимание детей на то, что если не все получилось, этого не надо стыдиться, ведь мы и пришли в школу, чтобы научиться. При изучении букв, в конце урока, предлагаю детям зеленым карандашом подчеркнуть правильно написанную букву, а красным ту, которая не получилась, и прокомментировать свой выбор.

Предлагаю детям оценить свою работу с помощью цвета. Внизу страницы ученики рисуют круг. Оценив свою работу, дети его закрашивают. Значение цвета обговариваются заранее. Например, зеленый - все получилось, желтый – есть недочеты, но старался, синий – получилось плохо, не доволен работой.

Очень ценным приемом самоконтроля при обучении письму под диктовку является проговаривание. После того, как учитель сказал слово, проговорили его по слогам – написали и прочитали то, что написано. Можно предложить после написания проверить по образцу (сравнить с эталоном).

Первоклассники любят побывать в роли учителя. На доске записаны предложения, в которых допущены ошибки на изученные правила. Учитель говорит, что какой-то сказочный персонаж написал эти предложения, но допустил … ошибок (на начальном этапе лучше озвучивать количество допущенных ошибок). Учащиеся находят и исправляют допущенные ошибки.

На уроках математики организую работу с таблицами устного счета. Учащимся раздаю таблицы со столбиками примеров (табличное сложение в пределах 10). Дети записывают в тетрадь только ответы. По истечении времени диктую ответы, дети проверяют. После чего, каждый подсчитывает количество правильных ответов – баллов. Эти баллы записывают на обложку тетради. Так на протяжении нескольких уроков. При выполнении таких заданий ученик отрабатывает скорость счета, контролирует изменения, автоматически заучивает таблицу.

На своих уроках я часто использую взаимопроверку. Этот прием способствует не только формированию умения контролировать свои действия, но и воспитывает такие качества, как честность и правдивость, коллективизм, дисциплинированность.

Во время индивидуальных заданий учащиеся пользуются листами самоконтроля, что позволяет самостоятельно проверить свою работу.

На уроках в первом классе дети любят работать цветными карандашами. Предлагаю на листочках таблицу с числами, ниже примеры. Решая пример, ученик закрашивает ячейку с соответствующим числом. Если работа выполнена правильно, получается рисунок.

В учебниках по новым ФГОС уже содержатся задания на формирование самоконтроля. Электронное приложение к учебникам дает возможность ребенку отработать и проверить собственные знания дома самостоятельно.

В начальной школе я предпочитаю словесную самооценку. Задаю вопросы: Как ты работал на уроке? За что ты можешь себя похвалить? Ты доволен своей работой? Почему? (Вопрос «Почему?» в 1 классе вызывает наибольшие затруднения, так как требует аргументации, поэтому задавать его следует чаще, учить детей задумываться, выражать свои мысли словами.) После самооценки ученика, я всегда высказываю свое согласие или несогласие с ним и аргументирую свою позицию. Это помогает формированию адекватной самооценки.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование навыков самоконтроля и самооценки у первоклассников.

Автор: Афанасова Валентина Ивановна

Дата: 18.02.2017

Номер свидетельства: 393131

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Формирование навыков самоконтроля и самооценки у первоклассников"
    ["seo_title"] => string(71) "formirovaniie_navykov_samokontrolia_i_samootsienki_u_piervoklassnikov_1"
    ["file_id"] => string(6) "437504"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1510076687"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Как проходит адаптация первоклассника к школе в рамках реализации ФГОС?"
    ["seo_title"] => string(79) "kak_prokhodit_adaptatsiia_piervoklassnika_k_shkolie_v_ramkakh_riealizatsii_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "343049"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1473453811"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Программа дошкольной подготовки "Школа будущего первоклассника". Раздел логопеда "
    ["seo_title"] => string(90) "proghramma-doshkol-noi-podghotovki-shkola-budushchiegho-piervoklassnika-razdiel-loghopieda"
    ["file_id"] => string(6) "223268"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1437476871"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) ""Субъективная позиция школьника. Развитие самоконтроля и самооценки у младших школьников" "
    ["seo_title"] => string(97) "subiektivnaia-pozitsiia-shkol-nika-razvitiie-samokontrolia-i-samootsienki-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "196511"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428062138"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "*Организация внеурочной деятельности по английскому языку как способ развития творческого мышления  младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(136) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-anghliiskomu-iazyku-kak-sposob-razvitiia-tvorchieskogho-myshlieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "137001"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417252193"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1120 руб.
1870 руб.
1580 руб.
2640 руб.
1500 руб.
2500 руб.
1410 руб.
2350 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства