Формирование функциональной грамотности на уроках математики
Формирование функциональной грамотности на уроках математики
Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. Объективной исторической закономерностью в настоящее время является повышение требований к уровню образованности человека. В новых обстоятельствах процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Установлено, что предпосылкой развития компетентности является наличие определённого уровня функциональной грамотности
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках математики»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 12» п. Дубовая Роща
Выступление по теме:
«Формирование функциональной грамотности на уроках математики»
Учитель математики:
Ковальский Александр Юрьевич
2022 г.
Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. Объективной исторической закономерностью в настоящее время является повышение требований к уровню образованности человека. В новых обстоятельствах процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Установлено, что предпосылкой развития компетентности является наличие определённого уровня функциональной грамотности.
Математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Компоненты математической грамотности: - воспроизведение математических фактов, методов и выполнение вычислений; - установление связей и интеграции материала из разных математических тем, необходимых для решения поставленной задачи; - математические размышления, требующие обобщения и интуиции.
Средства развития математической грамотности, применимы через: развивающий и системно-деятельностный подходы (являются обязательными в соответствии с ФГОС). дифференцированный подход (проблем не возникает, т. к. у нас в школе небольшие классы;
практико-ориентированный подход;( о нем я расскажу подробнее чуть позже)
Умения, применительно к математическому содержанию: умение анализировать текст, использовать информацию, представленную в различных формах;(переход от одной ситуации к другой, придерживаться инструкции, видеть проблему, обосновать действия, оформление в виде таблицы , диаграммы и прочее); умение одновременно удерживать несколько условий, в том числе, конфликтующих друг с другом;(3 уровня: 1- репродуктивный, 2-рефлексивный, 3-функциональный); умение использовать моделирование с целью выделения существенных отношений к задаче; (графики, знаки, формулы) умение выявлять закономерности в структурированных объектах; (делать выводы) умение осуществлять пробные действия при поиске решения; (проблемные ситуации на уроке) умение контролировать ход и результат решения задачи (карта достижений - выбирать материал, который необходим для решения задачи; осознать и обозначить свой путь движения в предмете и делать предположения о дальнейших продвижениях) Эти умения являются индикаторами математической грамотности и формируются за счет включения в урок заданий, направленных на формирование данных умений Однако, существуют проблемы, которые мешают развитию математической грамотности 1. Низкий уровень вычислительных навыков 2. Отсутствие практической направленности в математике (дефицит практико-ориентированного подхода в обучении) 3. Репродуктивный метод в преподавании (натаскивание на решение по аналогии) 3 Неумение организовать свой домашний учебный труд, ответственность за выполнение д/з. 4. Не восприятие учащимися необходимости заучивания основ теоретических понятий (формул, правил, теорем и т.д.)
Функциональная грамотность - явление метапредметное, и поэтому она формируется при изучении всех школьных дисциплин и поэтому имеет разнообразные формы проявления.
На одном из вебинаров докладчик сказал, что «контрольными точками» для оценки обучености детей и качества качества работы учителя будут результаты написания ВПР и ГИА.
Первые 5 заданий ОГЭ по математики, а также большинство заданий в ВПР не имеют аналогов в учебниках.
Поэтому в своей работе я стараюсь использовать учебник как инструмент для понимания законов математики, основных теорем простейших алгоритмов. Используя эти знания, я стараюсь научить детей правильно строить математические модели.
Например, реальная жизненная ситуация: необходимо построить забор вокруг земельного участка Нам нужно найти длину забора В математической модели длину забора мы заменяем словом «периметр».
Если авторы заданий требует от учащихся условию задачи составить математическую модель, то я пришёл к выводу что гораздо что лучше откладывается в голове, если сами учащиеся будут составлять практико ориентированную задачу из математической модели. Составление задач составление пар практико-ориентированная задача-модель и наоборот модель-задача повторяется до тех пор, пока дети не начнут воспринимать их как единое целое.
Если учащиеся уже на интуитивном уровне будут ассоциировать формулы с реальными явлениями, то им не только будет проще решать задачи, требующие математической грамотности, но и будет проще ставить перед собой цели урока.
Так как у современных детей «клиповое мышление», то информация в голове долго не удерживается. Поэтому я почти на каждом уроке провожу самостоятельные работы.
Для их составления я использую материалы демоверсий ОГЭ (сайт 100 бальник) , Решу ОГЭ Решу ВПР, сборники. Технической возможности у учащихся работать на РЭШ в разделе «функциональная грамотность» нет, но я использую задания при составлении самостоятельных работ. Все задания я перерабатываю так, чтобы не было возможности списать. У нас самостоятельная работа обычно состоит из 5 заданий длится 10-15 минут учащиеся решают задачи, потом они сдают тетради №1 я им выдаю проверенные тетради №2, пока они записывают «классная работа» я проверяю тетради №1. Если возникает необходимость мы выполняем работу над ошибками.
Таким образом подготовка ВПР, ОГЭ, развитие функциональной грамотности проводится совместно и регулярно, но занимают небольшой промежуток времени. Это позволяет во-первых не утомить учащихся, но и приступить к изучению материала данного непосредственно в учебнике.
Целенаправленное формирование умений решать задачи вообще, математические в частности, является, безусловно, одним из важнейших путей усовершенствования образования. А это, в свою очередь, связано с формированием навыков анализа условия задачи, поиска путей её решения, осмысления результатов решения.