kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование функциональной грамотности на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. Объективной исторической закономерностью в настоящее время является повышение требований к уровню образованности человека. В новых обстоятельствах процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Установлено, что предпосылкой развития компетентности является наличие определённого уровня функциональной грамотности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках математики»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 12» п. Дубовая Роща













Выступление по теме:

«Формирование функциональной грамотности на уроках математики»










Учитель математики:

Ковальский Александр Юрьевич









2022 г.

Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. Объективной исторической закономерностью в настоящее время является повышение требований к уровню образованности человека. В новых обстоятельствах процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Установлено, что предпосылкой развития компетентности является наличие определённого уровня функциональной грамотности.

Математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Компоненты математической грамотности:
- воспроизведение математических фактов, методов и выполнение вычислений;
- установление связей и интеграции материала из разных математических тем, необходимых для решения поставленной задачи;
- математические размышления, требующие обобщения и интуиции.

Средства развития математической грамотности, применимы через:
развивающий и системно-деятельностный подходы (являются обязательными в соответствии с ФГОС).
дифференцированный подход (проблем не возникает, т. к. у нас в школе небольшие классы;

практико-ориентированный подход;( о нем я расскажу подробнее чуть позже)



Умения, применительно к математическому содержанию:
умение анализировать текст, использовать информацию, представленную в различных формах;(переход от одной ситуации к другой, придерживаться инструкции, видеть проблему, обосновать действия, оформление в виде таблицы , диаграммы и прочее);
умение одновременно удерживать несколько условий, в том числе, конфликтующих друг с другом;(3 уровня: 1- репродуктивный, 2-рефлексивный, 3-функциональный);
умение использовать моделирование с целью выделения существенных отношений к задаче; (графики, знаки, формулы)
умение выявлять закономерности в структурированных объектах; (делать выводы)
умение осуществлять пробные действия при поиске решения; (проблемные ситуации на уроке)
умение контролировать ход и результат решения задачи (карта достижений - выбирать материал, который необходим для решения задачи; осознать и обозначить свой путь движения в предмете и делать предположения о дальнейших продвижениях)
Эти умения являются индикаторами математической грамотности и формируются за счет включения в урок заданий, направленных на формирование данных умений
Однако, существуют проблемы, которые мешают развитию математической грамотности
1. Низкий уровень вычислительных навыков
2. Отсутствие практической направленности в математике (дефицит практико-ориентированного подхода в обучении)
3. Репродуктивный метод в преподавании (натаскивание на решение по аналогии)
3 Неумение организовать свой домашний учебный труд, ответственность за выполнение д/з.
4. Не восприятие учащимися необходимости заучивания основ теоретических понятий (формул, правил, теорем и т.д.)

Функциональная грамотность - явление метапредметное, и поэтому она формируется при изучении всех школьных дисциплин и поэтому имеет разнообразные формы проявления. 



На одном из вебинаров докладчик сказал, что «контрольными точками» для оценки обучености детей и качества качества работы учителя будут результаты написания ВПР и ГИА.

Первые 5 заданий ОГЭ по математики, а также большинство заданий в ВПР не имеют аналогов в учебниках.

Поэтому в своей работе я стараюсь использовать учебник как инструмент для понимания законов математики, основных теорем простейших алгоритмов. Используя эти знания, я стараюсь научить детей правильно строить математические модели.

Например, реальная жизненная ситуация: необходимо построить забор вокруг земельного участка Нам нужно найти длину забора В математической модели длину забора мы заменяем словом «периметр».

Если авторы заданий требует от учащихся условию задачи составить математическую модель, то я пришёл к выводу что гораздо что лучше откладывается в голове, если сами учащиеся будут составлять практико ориентированную задачу из математической модели. Составление задач составление пар практико-ориентированная задача-модель и наоборот модель-задача повторяется до тех пор, пока дети не начнут воспринимать их как единое целое.

Если учащиеся уже на интуитивном уровне будут ассоциировать формулы с реальными явлениями, то им не только будет проще решать задачи, требующие математической грамотности, но и будет проще ставить перед собой цели урока.

Так как у современных детей «клиповое мышление», то информация в голове долго не удерживается. Поэтому я почти на каждом уроке провожу самостоятельные работы.

Для их составления я использую материалы демоверсий ОГЭ (сайт 100 бальник) , Решу ОГЭ Решу ВПР, сборники. Технической возможности у учащихся работать на РЭШ в разделе «функциональная грамотность» нет, но я использую задания при составлении самостоятельных работ. Все задания я перерабатываю так, чтобы не было возможности списать. У нас самостоятельная работа обычно состоит из 5 заданий длится 10-15 минут учащиеся решают задачи, потом они сдают тетради №1 я им выдаю проверенные тетради №2, пока они записывают «классная работа» я проверяю тетради №1. Если возникает необходимость мы выполняем работу над ошибками.

Таким образом подготовка ВПР, ОГЭ, развитие функциональной грамотности проводится совместно и регулярно, но занимают небольшой промежуток времени. Это позволяет во-первых не утомить учащихся, но и приступить к изучению материала данного непосредственно в учебнике.



Целенаправленное формирование умений решать задачи вообще, математические в частности, является, безусловно, одним из важнейших путей усовершенствования образования. А это, в свою очередь, связано с формированием навыков анализа условия задачи, поиска путей её решения, осмысления результатов решения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование функциональной грамотности на уроках математики

Автор: Ковальский Александр Юрьевич

Дата: 08.01.2023

Номер свидетельства: 622476

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(255) "Статья " Инновационные подходы к обучению школьников начальных классов – как средство формирования функциональной грамотности учащихся" "
    ["seo_title"] => string(150) "stat-ia-innovatsionnyie-podkhody-k-obuchieniiu-shkol-nikov-nachal-nykh-klassov-kak-sriedstvo-formirovaniia-funktsional-noi-ghramotnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "185190"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426157080"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Формирование функциональной грамотности как составляющей комплексной оценки предметных и метапредметных результатов""
    ["seo_title"] => string(80) "formirovanie_funktsionalnoi_gramotnosti_kak_sostavliaiushchei_kompleksnoi_otsenk"
    ["file_id"] => string(6) "653553"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1719222128"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Цифровые образовательные ресурсы как средство формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках математики"
    ["seo_title"] => string(80) "tsifrovye_obrazovatelnye_resursy_kak_sredstvo_formirovaniia_funktsionalnoi_gramo"
    ["file_id"] => string(6) "648403"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1711995383"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Использование ИКТ -  как средство формирования функциональной грамотности учащихся "
    ["seo_title"] => string(90) "ispol-zovaniie-ikt-kak-sriedstvo-formirovaniia-funktsional-noi-ghramotnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "203562"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429516595"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Формирование функциональной грамотности на уроках математики как необходимый результат обучения современного школьника"
    ["seo_title"] => string(133) "formirovaniie-funktsional-noi-ghramotnosti-na-urokakh-matiematiki-kak-nieobkhodimyi-riezul-tat-obuchieniia-sovriemiennogho-shkol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "254995"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447851517"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства