Просмотр содержимого документа
«Эффективная подготовка к ЕГЭ. Решение заданий № 8»
Решение задачи 8
Образовательный стандарт подразумевает, что выпускник средней школы должен: - Уметь решать простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы.
В демонстрационных вариантах ЕГЭ 2016 года они могут встретиться под номером 8 для профильного уровня и под номерами 13 и 16 для базового уровня.
Все задания можно сгруппировать по типам тел:
Конус.
Цилиндр.
Шар и сфера.
Прямоугольный параллелепипед
Правильная призма.
Правильная пирамида.
Многогранник.
В этих заданиях действительно рассматриваются только простейшие пространственные тела.
Прямой круговой конус, называя его просто конусом.
Прямой круговой конус можно рассматривать как тело, полученное вращением прямоугольного треугольника вокруг его катета.
Катет, который служит осью вращения, - высота конуса. Боковая поверхность конуса создается "следом" гипотенузы треугольника, основание - "следом" второго катета.
Цилиндр очень простое тело. Все его сечения плоскостями, параллельными оси, прямоугольники, а сечения плоскостями, перпендикулярными оси, равные круги. Длина образующей равна длине высоты. Развертка боковой поверхности тоже является прямоугольником. Можно свернуть стандартный лист "в трубочку" или оторвать и развернуть этикетку от консервной банки, например, из-под сгущенки, чтобы убедиться, что одна сторона этого прямоугольника (развертки) равна высоте цилиндра, а другая - длине окружности основания. А если вы это сделаете буквально, то ассоциативная память поможет легче и надежнее запомнить все нужные формулы.
если параллелепипед, то прямоугольный,
если пирамида, то правильная.
Разобрав правильно определения этих фигур стереометрическая задача легко сводится к задаче по планиметрии.
Поэтому, как сказал Д. Пойа«Если хотите научиться плавать,
то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи,
то решайте их»
Для решения задач по стереометрии необходимо знать:
формулы площадей фигур;
формулы объёмов тел.
Сложных задач нет, все они решаются в 1-2 действия (редко в три действия). Важно увидеть путь решения и какую формулу необходимо применить.
Необходимая теория:
теорема Пифагора
теорема косинусов
определения синуса, косинуса, тангенса и котангенса в прямоугольном треугольнике
формулы площадей фигур
формулы объёмов тел
отношение площадей подобных фигур
отношение объёмов подобных тел
О чём в действительности эта задача?
Суть задачи: определение объёмов многогранников и тел вращения, умение производить операции с объёмами (сравнение, вычитание, сложение).
Типы задач №8.
Нахождение объёмов вписанных и описанных фигур.
Нахождение объёмов составных фигур.
Сравнение объёмов двух фигур по известному соотношению их элементов.
Задача с переливанием жидкости из одного сосуда в другой.
Для решения задач будем использовать алгоритм решения задач.
Алгоритм решения задач:
1. Чертим фигуру. Не обязательно в масштабе, можно от
руки. 2. Подписываем вершины. Отмечаем на чертеже
упомянутые в условии точки. Соединяем линиями, где
это необходимо. 3. Ставим известные (заданные) значения прямо на
чертеже. 4. Если получился треугольник внутри тела, то выясняем
есть ли в нем прямой угол и какой именно. Для этого
пользуемся теоремами о перпендикуляре к плоскости
или о трех перпендикулярах. 5. Чертим этот треугольник на плоскости. На нем также
отмечаем заданные и искомые величины, если нужно,
перенося числа с параллельных ребер. 6. Проводим необходимые вычисления по известным
формулам. Как правило, это будут теорема Пифагора и
определения синуса и косинуса острых углов
прямоугольного треугольника.
Рассмотрим несколько задач из федерального банка заданий, сгруппировав их по типам тел. Одновременно повторим свойства этих тел.
Решения задач на слайдах 19-37 презентации
Методические рекомендации
Внимательное построение параллельной проекции стереометрической фигуры в черновике (изображение как самой фигуры, так и её плоских сечений)
Предварительный анализ чертежа для поиска правильного хода решения
Пространственное мышление
Знание формул вычисления объёмов и площадей(умение вывести нужную формулу при необходимости)
Хорошее знание планиметрии
Контроль результата с учётом искажений проекции тела
! При параллельном проектировании не сохраняются углы, длины отрезков и соотношения длин сторон, лежащие в разных плоскостях.