Методические вопросы подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Тестовое задание №9 ( подборка методических материалов)
Методические вопросы подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Тестовое задание №9 ( подборка методических материалов)
Задание 9 – самое объемное задание по орфографии среди заданий первой части. Чтобы выполнить его, участник экзамена должен точно определить правописание всех десяти слов и только после этого выбрать правильный ответ.
Цель данной работы – подобрать методические рекомендации, дидактические материалы, контрольно-измерительные материалы для подготовки к выполнению тестового задания №9 ЕГЭ по русскому языку.
В соответствии с целью работы были сформулированы следующие задачи:
1) Проанализировать существующие печатные издания, интернет-ресурсы, предлагающие методы работы над заданием №9 ЕГЭ, а также имеющиеся на сегодняшний день дидактические материалы для отработки умений и навыков, проверяемых данным заданием.
2) Сформулировать эффективные алгоритмы решения задания №9 и привести пошаговые примеры работы по данным алгоритмам.
3) Систематизировать имеющиеся, а также разработать собственные рекомендации и дидактические материалы для последующего их использования при подготовке учащихся к выполнению задания №9 ЕГЭ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические вопросы подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Тестовое задание №9 ( подборка методических материалов)»
«Методические вопросы подготовки учащихся к ЕГЭ
по русскому языку»
Тема: Тестовое задание №9
Выполнила:
Шеина Е.В.
Нижний Тагил
Введение
Задание №9 в современной модели ЕГЭ по русскому языку проверяет умение правильно писать приставки и решать орфографические задачи на стыке приставки и корня.
Согласно спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2016 году единого государственного экзамена по русскому языку задание 9 проверяет собой умение проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов (1.1). Уровень сложности задания – базовый.
Выдержка из таблицы "Обобщённый план варианта КИМ ЕГЭ по русскому языку"
Обо-
зна-
чение
зада-
ния в
рабо-
те
Проверяемые
элементы содержания
Коды
прове-
ряемых
элемен-
тов
содержа-
ния (п. 1
кодифи-
катора)
Коды
прове-
ряемых
умений
(п. 2
кодифи-
катора)
Уровень
слож-
ности
задания
Макси-
мальный
балл за
выпол-
нение
задания
Часть 1
9
Правописание приставок
6.6
1.1
Б
1
Уровни сложности заданий: Б – базовый; П – повышенный; В – высокий.
Ниже приведён пример самого задания из демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2016 года:
Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква.
Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
бе..цельный, ра..кол
не..глядный, з..ходил
пр..обрёл, пр..белый
раз..скать, на..скось
пре..стать, о..бойный
В данном задании ученику предлагается пять готовых ответов, из которых он должен выбрать один правильный.
Задание 9 – самое объемное задание по орфографии среди заданий первой части. Чтобы выполнить его, участник экзамена должен точно определить правописание всех десяти слов и только после этого выбрать правильный ответ.
Цель данной работы – подобрать методические рекомендации, дидактические материалы, контрольно-измерительные материалы для подготовки к выполнению тестового задания №9 ЕГЭ по русскому языку.
В соответствии с целью работы были сформулированы следующие задачи:
1) Проанализировать существующие печатные издания, интернет-ресурсы, предлагающие методы работы над заданием №9 ЕГЭ, а также имеющиеся на сегодняшний день дидактические материалы для отработки умений и навыков, проверяемых данным заданием.
2) Сформулировать эффективные алгоритмы решения задания №9 и привести пошаговые примеры работы по данным алгоритмам.
3) Систематизировать имеющиеся, а также разработать собственные рекомендации и дидактические материалы для последующего их использования при подготовке учащихся к выполнению задания №9 ЕГЭ.
Инструментарий решения задания №9
Для выполнения тестового задания №9 учащемуся, в первую очередь, необходимо охватить весь объем информации, связанной с правописанием существующих в русском языке приставок. Затруднения возникают уже на начальном этапе ввиду незнания учащимися классификации видов приставок. Сложность заключается в том, что некоторые из приставок всегда пишутся одинаково. Другие варианты их могут видоизменяться в разных словах, действуя по определенным правилам. Но есть и такие приставки, которые меняются без особой системы, часто – только в зависимости от смысла слова (самыми известными подобными элементами являются приставки при- и пре-). Без умения определять вид приставки учащимся невозможно применить в дальнейшем весь алгоритм решения задания.
Если распределить все виды приставок по группам, то можно выделить следующие:
1) Неизменяемые (постоянные) приставки
В них не происходит чередований, у них не бывает пар.
Например, ОБ-, ОТ-, ПОД-, НАД-, С- и т.д.
В начальных классах это правило звучало так: пишем «О-», потому что нет приставки «А-».
Сложность пояснения данной орфограммы в старших классах заключается в том, что мы в некоторых случаях мы не можем утверждать, что приставки-варианта не существует. У некоторых приставок есть, например, устаревшие варианты: это касается приставок ПРО- и ПРА-. Здесь важно уметь определять значение приставки (приставка ПРА-, например, употребляется в значении «предшествующий» (прадед, праславянский язык).
Существует и приставка А- , она заимствованная и употребляется реже, потому её не учитывают, именуя это правило как «постоянные приставки». Эта исключительная приставка употребляется в значении «не» (аморальный, аполитичный).
2) Приставки с чередованием -з, -с.
В них попарно все приставки делятся на оканчивающиеся буквой «з» или «с»: раз-рас, вз-вс, без-бес. Правило звучит следующим образом: если корень начинается на глухой согласный, в приставке пишем глухой С, если на звонкий — то звонкий З.
Например, разбирать — расклеился, взбить — всходит.
Работая с данным видом приставок следует обращать внимание учащихся на то, что одиночная приставка С- является непарной, то есть постоянной.
Следующую группу составляют приставки-паронимы.
3) Приставки пре- и при-.
Это две различные приставки, потому что значение у них разное. Именно по значению их и разграничивают.
Основные значения для «при-»: приближение (пришёл — приблизился к месту), присоединение (пришил — соединил одно с другим), нахождение вблизи (пригород — около города), неполнота действия (приоткрыл — чуть-чуть открыл).
Основные значения для «пре-»: близость к приставке «пере» (преступил = переступил), близость к слову «очень» (преогромный — очень огромный).
Есть достаточное количество слов, правописание которых данным правилом не объяснишь. Есть пары слов, в которых приставка служит единственным различителем смысла: преемник (наследник) - приёмник (волн), пребывать (где)-прибывать(куда), преклонить (голову) - приклонить(вершину дерева), преступить(черту) - приступить (к делу), презрение (ненависть) -призрение(забота).
Следующие группы отражают правописание букв на месте соединения приставки и корня.
4) Ъ после приставок.
Ъ пишется после приставок. Необходимо объяснить учащимся, для чего он пишется.
Пример: если буквы е, ё, ю, я расположить в начале слова, они обозначают два звука: первый Й, потом гласный. Что произойдёт, если перед ними поставить согласный? Будут ли е, ё, ю, я обозначать два звука? Нет, они будут обозначать мягкость согласного, звук будет только один.
Однако, если, например, корень у слова был «йубилей» (юбилей), может ли быть, если мы поставим приставку «пред-», корень изменится на «убилей»? Корень не должен меняться. И с этой целью появляется Ъ. Он и приставку не смягчает (приставки исторически не могли оканчиваться мягким звуком), и звук добавляет.
Это касается всех приставок, в том числе иностранных вроде АД-, ДИЗ-, ИН- и т.д. Такую же роль он выполняет, если до корня добавляется другой корень вроде «двух», «трёх».
5) И-Ы после приставок.
Необходимо напомнить учащимся, что буква «И» тоже смягчает согласные. Также необходимо ещё раз повторить, что согласный на конце приставки не мог быть мягким изначально, он твёрдый. В русском языке нет приставок «оть-» или «сь-». И меняться приставка не должна. Тогда на помощь приходит пара для И — буква Ы. По звучанию остаётся то же самое, зато согласный остался твёрдым. Смотрите: ПРЕД + ИЮЛЬ. Звук Д «не хочет» становиться мягким, поэтому буква И меняется на Ы. ПРЕДЫЮЛЬСКИЙ.
Касается всех приставок на согласный, кроме иностранных из пункта 4 (ДИЗ-, ДЕЗ-, ПАН-, ТРАНС-, СУБ-, КОНТР-, ПОСТ-, СУПЕР- и др. : панамериканский, суперигра, дезинфекция, постиндустриальное, контраргумент.) + русских приставок МЕЖ- и СВЕРХ- (ДЕЗинфекция и СВЕРХинтересный).
Есть и исключение: ВЗИМАТЬ.
Правила 4 и 5 не действуют на сокращённые слова, аббревиатуры (госинститут, спецёмкость).
Ниже приведены памятки для учащихся «Повторяем правила!», которые помогают систематизировать материал и кратко, наглядно его представить:
Неизменяемые приставки.
Всегда пишутся одинаково приставки:
вне-, до-, за-, на-, о-, пере-, по-, про-, в(во)-, над(надо)-, об(обо)-, от(ото)-, пред(предо)-, под(подо)-, с(со)- и другие.
Правописание приставок на з-\с-
Зависит от звонкости-глухости последующего согласного. Перед, звонкими пишутся приставки на -З: возглавить, разбить, низвергнуть и другие.
Перед глухими – на -С: воскликнуть, расценки, ниспадающий.
Перед гласными пишутся только приставки на –З: разобщить, изучить.
Неизменяемая приставка С- пишется как перед глухими, так и перед звонкими согласными: стерпеть, сделать.
Правописание приставок раз-(рас-)\роз-(рос-)
В безударной позиции пишется буква А: расписание, разбег.
Под ударением пишется О: роспись, россыпью.
Исключение: розыскной.
Правописание И\Ы после приставок
После приставок на твердую согласную звук [И] переходит в [Ы], что и фиксируется на письме: искать – разыскать.
Исключения: после приставок меж- и сверх, а также иноязычных (дез-, транс-, контр-, пан-, пост-, суб-, супер- и так далее) сохраняется написание И:
Рассмотрим алгоритмы решениязадания №9 на примере работы со следующим заданием:
Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр..езд, р..зослал
ра..бить, ра..ценки
р..ссыпь, р..списание
с..звездие, р..ззадорить
пр..красный, пр..града
Алгоритм решения №1
(по пособию Смирновой Н.В.)
Определите, на какое правило строчка слов. Зачеркните везде приставку НЕ- (она не влияет на написание).
Начните вставлять буквы в словах ряда на самое простое правило, исключая ненужное по заданию (если в двух словах разные буквы, дальше ряд уже не рассматривай – вычеркни его). Слова в ряду можно рассматривать не по порядку.
Найди правильный ответ.
Алгоритм решения №2
(по пособию Бисерова А.Ю.)
Выполняя это задание, важно не торопиться и внимательно читать слова. Даже если покажется, что правильный ответ под номером 1 или 2, лучше проверить написание всех слов, чтобы убедиться в правильности первоначальных выводов. Итак, проанализируем представленные варианты:
пр..езд, р..зослал
ра..бить, ра..ценки
р..ссыпь, р..списание
с..звездие, р..ззадорить
пр..красный, пр..града
Нам необходимо проанализировать каждое слово и вставить пропущенные буквы согласно вышеуказанным правилам. После чего записать выбранную пару в ответ.
1. ПР..ЕЗД — в данном случае употребляется приставка ПРО- (приставка ПРА- используется только для обозначения древности, первоначальности, родства);
Р..ЗОСЛАЛ — поскольку пропущенная в приставке буква находится в безударной позиции пишем А (РАЗ-). Таким образом, первый вариант нам не подходит.
2. РА..БИТЬ — в этом случае пишем -З-, т.к. корень начинается со звонкой согласной (Б);
РА..ЦЕНКИ — перед глухой -Ц- пишем -С-. Второй вариант нам также не подходит.
3. Р..ССЫПЬ — согласно правилам правописания приставок РОС-(РАС-) под ударением пишем -О-.
Р..СПИСАНИЕ — в безударной позиции пишем -А-. Третий вариант неверен, идем дальше.
4. С..ЗВЕЗДИЕ — Пропущенная буква находится в приставке. Приставка СО- является неизменяемой (приставки СА- не существует!). Пишем -О-.
ПР..ГРАДА — приставка ПРЕ- в данном случае близка к приставке ПЕРЕ- (перегородить), пишем букву -Е-. Пятый вариант верный.
Ответ: прекрасный, преграда.
Рассмотрим также трудный случай задания №9 ЕГЭ:
1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) пр...язык, пр…дположить
2) пр...тензия, пр...дать форму
3) не...деланный, ни...ходящий
4) пед...нститут, с...митировать
5) бе..радостный, не..говорчивый
Рассматриваем трудный случай по схеме:
- Ы / И после приставок в 4-м ряду. «Сымитировать»: после приставки на согласную пишем Ы, т.к. без пристав слово начинается с И (имитировать).
- «Поискать»: после приставки на гласную пишем И. Сложный случай : слово «пединститут» - сложносокращённое, написание второго корня не изменяется.
- Приставки на -3 / -С (2-5 букв) в 3-м ряду. Провокация: в этот ряд входят и слова с неизменяемой приставкой (одна буква в приставке). Поэтому в слове «нисходящий» одна приставка НИС- (три буквы), а в слове «несделанные» две приставки: НЕ-, С-. В слове «несделанный» вычеркни приставку НЕ-. Помни: приставки «з» не бывает, так что в слове пишем приставку С-.
- Неизменяемые приставки в 1 -м ряду. Провокация: все слова начинаются с одних букв. Вспомни неизменяемые приставки: ПРО-, ПРА-, ПРЕД- (праязык, проговорить, предположить).
2-й ряд с приставками ПРЕ- / ПРИ- содержит слова с приставками неясного значения. Правописание таких слов надо запомнить (претензия, непререкаемый авторитет - фразеологизм, придать форму).
Правильный ответ: 3.
Дидактические материалы
Предлагаем учебно-дидактические материалы различных видов (классифицированные по формам работы, а затем по классам) для использования на уроках.
Тестовые задания.
Тестирование можно использовать на разных этапах урока: при проверки домашнего задания, во время повторения лингвистического материала, при обобщении пройденного материала и т.д. Оно может занимать не более 10-15 минут, а может длиться и целый урок. Тестовые задания могут иметь различное лингвистическое наполнение в зависимости от класса, уровня подготовленности детей, типа урока, но все они должны ориентироваться на образовательный стандарт начального общего образования.
В условиях современного обучения используются дидактические тесты различных типов. Так, например, в тестах, требующих репродуктивных ответов, проверяются знания различных определений и правил. Другой тип тестов необходим для проверки умения выполнять мыслительные операции на основе полученных знаний. Третий – предусматривает включение заданий на умение решать новые конкретные задачи на основе полученных сведений.
Другой тип тестов – тесты – алгоритмы. Этот вид тестов позволяет не только проверить знания, умения и навыки учащихся, но, прежде всего, выявить причины ошибок, которые наиболее часто допускаются детьми.
Компьютерное тестирование проводится в рамках школьного урока. Все учащиеся выполняют задания одновременно, форма выполнения – индивидуальная. Время выполнения не более 15 минут.
Тест ставит всех учеников в равные условия. Трудно сетовать на то, что кому-то достались более легкие вопросы. У всех задачи примерно одинаковые. Тестирование также позволяет определить наличие пробелов в определенных темах.
Тестирование исключает субъективность проверки – кто-то нравится преподавателю больше, а кто-то меньше. Опять же в этом случае все ученики находятся в равных условиях
Мы предлагаем следующие тестовые задания:
В каком ряду во всех словах неизменяемые приставки?
1) представить, отбегать, приехать; 2) избегать, безбрежный, разжалобить; 3) перейти, приезд, прекрасный; 4) надстроить, отпереть, сгрести. В каком ряду все приставки пишутся через дефис?
Провокационная роль предлогов в написании приставок.
Из-под нависших бровей – исподлобья.
Диктант на замену:
Допишите пары:
без воды –
без паспорта –
без смысла –
без сна –
без шума –
без забот –
Без души и без сердца-
Удвоенная согласная
Работа с текстом стихотворения м. Цветаевой (все слова на з-,с-)
Б.Пастернаку
Ра…тояния: вёрсты, мили… Нас ра…тавили, ра…адили, Чтобы тихо себя вели, По двум разным концам земли. Ра…тояния: вёрсты, дали… Нас ра..клеили, ра..паяли, В две руки ра..вели, ра..пяв, И не знали, что это сплав Вдохновений и сухожилий… Не ра..сорили – ра..сорили, Ра..лоили… Стена да ров. Ра..елили нас, как орлов- Заговорщиков: версты, дали… Не ра..троили – ра..теряли. По трущобам земных широт Ра..овали нас, как сирот. Который уж – ну который –март?! Ра..били нас- как колоду карт.
Словарная работа:
Превентивный – предупреждение чего-либо, предохранительный. Превалировать – преобладать, иметь перевес. Претендент – лицо, которое претендует на что-нибудь. Приоритет – первенство по времени открытия; изобретении чего-то; первенствующее положение.
Диктант на замену
Замените данные слова или выражения одним словом с приставкой пре-, при-
1) Место стоянки судов (пристань) 2) Исключительное право (прерогатива) 3) Глава государства (президент) 4) Первенство (приоритет) 5) Подарить (презентовать) 6) Граница (предел) 7) Оперная певица, исполняющая первые роли (примадонна) 8) Купить (приобрести) 9) Затруднение (препятствие) 10) Предисловие (преамбула) 11) Вступление к музыкальному произведению (прелюдия) 12) Льгота (привилегия) 13) Помеха (препятствие) 14) Легенда (предание) 15) Продолжатель (преемник) 16) Первое представление (премьера)
Стихотворение на запоминание “Ы, И после приставок”.
Вдруг раздался страшный рык – Это “Ы” прогнало “И” От приставок на согласный: Был тут “иск” – стал “розЫск”. Ясно?! Лишь исключение “взИмать” С буквой “И” надо писать.
- “ъ, ь после приставок”
Стихотворение на запоминание "Приставки – иностранки":
А приставки ИНОСТРАННЫЕ (СУБ-, ДЕЗ-, ТРАНС-) – Все дамы странные, Уж такие утонченные (ПОСТ-, ПАН-, СУПЕР-), В “И” влюбленные! Ты внимательно смотри: После “иностранок” – “И” К ним примкнули “наши” СВЕРХ-, МЕЖ- СВЕРХИзысканнее всех! СВЕРХИскусно, СВЕРХталантливо Дружат с “И” они, галантные.
Выписать слова с приставками: 1) гласные и согласные которых не меняются на письме, 2) меняют з на с перед глухими согласными, 3) различаются по значению; обозначить орфограммы.
На востоке появляется звезда. Незаметная сначала, она разгорается всё ярче и ярче, небо под нею начинает сереть. В нарастающем свете звезда пригасает, становится слабее, пока не исчезает совсем. Из моря выглядывает красная краюшка, быстро растет, поднимается, превращается в раскалённый шар. От него к причалу змеится, бежит огненная дорожка, разбивается о сваи, распластывается на песке. (Н. Дубов).
Самостоятельная работа.
Подобрать к данным словам однокоренные, используя приставки без-, вз-, воз-, из-, раз-, обозначить орфограммы.
Переписать, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания; обозначить орфограммы на месте пропусков.
1. Слышится ..держанный неясный ш..пот ночи. (И. Тургенев). 2. Мутная степь ра..кинулась бе..крайним белым морем. (Ю. Яковлев), 3. Пр..тихший лес одежду ..бросил прош..л сквозь чащу бурелом. Что делать? Всех задела осень своим бе...жалостным крылом. (П. Бровка). 4. Слезами и..меренный чаще чем вёрстами ш..л тракт на пр..горках ..крываясь из глаз. (К. Симонов). 5. Ноги бе..престанно путались и цеплялись в длинной траве пр..сыщенной горячим солнцем... (И. Тургенев). 6. А сколько мы прошли бе..счётных вёрст чтобы встало это утро! (П. Васильев),
Пользуясь толковым словарем, объяснить значение данных слои; составить с некоторыми их них предложения.
Прочитайте отрывок из романа Н.В.Гоголя «Мертвые души», найдите в нем слова с орфограммой в приставке, сгруппируйте их по видам орфограмм, воспользовавшись справочным материалом.
Сверхъестественные усилия, приложенные героем для преодоления разного рода дорожных препятствий, были ненапрасны: визит обещал быть отнюдь не безынтересным.
Едва Чичиков, пригнувшись, вступил в темные широкие сени, пристроенные кое – как, на него тотчас же повеяло холодом, как из погреба. Из сеней он попал в комнату, тоже темную, с приспущенными шторами, чуть – чуть озаренную светом, не нисходящим с потолка, а восходящим к потолку из – под широкой щели, находящейся внизу двери. Распахнувши эту дверь, он наконец очутился в свету и был чрезмерно поражен предстоящим беспорядком.
Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и все вещи снесли сюда и нагромоздили как попало. На одном столе стоял даже сломанный стул и здесь же – часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил причудливую паутину. Тут же стоял прислоненный боком к стене шкаф со старинным серебром, почти исчезнувшим под слоем пыли, графинчиками и превосходным китайским фарфором, приобретенным бог весть когда. На бюро, выложенном некогда прелестною перламутровою мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни желтенькие желобки, наполненные клеем, лежало превеликое множество всякой всячины: куча испещренных мелким почерком бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом с ручкой в виде яичка наверху, какая – то старинная книга в кожаном переплете с красным обрезом, лимон, весь ссохшийся, ростом на более лесного ореха, отломленная ручка давно развалившихся кресел, рюмка с какой – то непривлекательной жидкостью и тремя мухами, прикрытая письмом, кусочек где – то поднятой тряпки да два пера, испачканные чернилами. В довершение престранного интерьера по стенам было весьма тесно и бестолково навешано несколько картин.
(237 слов)
Зрительный диктант.
В течение 1 -2 минут проговорите записанные слова по слогам, затем проделайте то же, закрыв глаза, снова посмотрите на запись. Постарайтесь записать словосочетания по памяти.
Приобрести превосходный радиоприемник, уважать преемника превосходных традиций, преклоняться перед подвигом в течение многих лет, презирать предателя, предпринимать сверхъестественные усилия, отъехать от приморской зоны на полкилометра, пристреленный разъяренный хищник, причудливые россказни преинтересного рассказчика, превосходный предерзкий адъютант, продвижение в глубь необъятной страны.
Письмо по памяти.
Еще раз прочитайте текст, с которого вы начали работу. Постарайтесь по памяти записать все слова по изучаемой теме.
Составить предложение из слов трудно, привычки, плохие, расстаться, легко, приобрести.
Приобрести плохие привычки легко – расстаться трудно.
Лингвистическая сказка (читают два учащихся):
Жили-были две приставки. Одна пре-, другая при-. Приставка пре- очень добрая, очень гордая, очень серьезная. Пре- дружила с прилагательными и играла с ними в новые слова: очень добрая – предобрая, очень гордая – прегордая. Приставка пре- дочь приставки пере-, она очень похожа на мать. Только одну букву она не взяла от своей матери, букву е. Благодаря сходству в значении она может заменять пере- в глаголах: перегородить – преградить, переступить – преступить.
Вывод:
По смыслу ПРЕ
=
очень
=
ПЕРЕ
Приставка при- – хорошо воспитанная барышня. Покажите разницу в выполнении действий.
Не топнет, а притопнет, Не сядет, а присядет, Не откроет, а приоткроет.
Вывод: (покажите жестом с помощью ладоней) Она все делает “ чуть-чуть” – неполное действие. У нее есть такие значения:
“друг к другу” – присоединение,
“близко” – приближение,
“около” – близость.
Значений приставок много – шесть. Часто ошибаются в написании слов с этими приставками. Поэтому воспользуемся алгоритмом.
Веселые стихи.
На слух определить слово с приставкой, записать, проговаривая, объяснить.
Грач качался в гамаке, Гуси – в волнах на реке. Мимо голуби летели И на веточку присели. Веточка качается – Неплохо получается.
Грустный клоун – Бегемот Грустным голосом Поет. Песню грустную – Прегрустную: – Я люблю лягушку вкусную.
В лес дремучий я пойду, Зайца серого найду. Принесу его домой – Будет этот зайка мой.
Приходили к мухе блошки Приносили ей сапожки. А сапожки не простые В них застежки золотые.
Небо без звёзд –– Мотор без шума –– Достать из жара –– Образуется из пара ––
беззвёздное небо. бесшумный мотор. изжарить картофель. испарение воды.
Задание 3.
Образуйте из предложенных словосочетаний с предлогом словосочетания без предлога, преобразовав предлог в приставку, помните о правильном написании приставок на З-С.
Ночь без сна, человек без страха, даль без предела, жидкость без цвета, роза без шипов, человек без чувств, переход без опасности, жизнь без печали, ребёнок без вины.
Какой вывод необходимо сделать, если сравнить правописание омонимичных предлогов и приставок?
Внимательно рассмотрите примеры, попытайтесь сформулировать правило правописания приставок, используя знания фонетики.
Развить. Расфуфыренный.
Бездна. Бестолковый.
Разбить. Распался.
Низверг. Ниспадает.
Разгибаться. Раскаяться.
Воззвал. Восстал.
Извоз. Исчез.
Стихотворение для запоминания:
Живут на свете, людям помогая, Приставки ВОЗ-, ИЗ-, ЧЕРЕЗ-, РАЗ-, и БЕЗ-, Но если звук глухой согласный их встречает, Мы пишем их лишь с буквой «ЭС». Глухие звуки – это непоседы, Они спокойно не желают жить. Они мечтают звонкого соседа Во что бы то ни стало оглушить. Ты запомни, что приставки ВОЗ-, ИЗ-, РАЗ-, БЕЗ- и ЧЕРЕЗ- Перед согласными глухими Всегда меняют З на С.
Задание 7.
Придумайте 10 слов с приставками, оканчивающимися на З/С.
Задание 8.
Выпишите из предложенных пословиц и поговорок слова с приставками, оканчивающиеся на З/С, графически обозначьте орфограмму.
Бездушное слово сердце морозит.
Глупый завяжет, а умный не скоро развяжет.
Кто словами рассказывает, а кто руками показывает.
В июле жарко, а расставаться с ним жалко.
Дело право, лишь рассматривай прямо.
Задание 9.
Спишите, вставьте пропущенные буквы З или С, обозначьте графически приставки и правило.
Если в вас и_сяк энтузиазм, вы ра_строены и хотите ра_веяться или ра_сеять скуку, сварите _битень, который и_стари и_готовляли на Руси. В качестве альтернативы предлагаю и_печь _добный и ра_сыпчатый яблочный пирог.
Все ра_считано и и_спытано бе_счетное количество раз. По ра_чету, на и_готовление теста вы и_расходуете минут 20-30.
Карточка №5
Задание: выписать слова с приставками. (один учащийся с приставками на з, второй – на с)
Прочитать текст, подобрать к нему заголовок, заменить в тексте, где целесообразно, слова и словосочетания без приставок пре-, при - словами или синонимами с данными приставками.
По окончании творческой работы прослушиваются и рецензируются 2-3 текста.
Тест
I вариант
1. Укажите неправильное объяснение значения приставки.
Задание 1.Запомните слова-исключения (словарные слова), в которых встречаются приставки пре-, при-.
пре-
при-
преодолеть
прекословить, беспрекословный
пренебрежение
пресмыкаться
препятствие
пресловутый (широко известный, нашумевший, но сомнительный или заслуживающий отрицательной оценки)
преимущество
претензия
президиум
президент
премьера
препарат
(знаки) препинания
престол
престиж
прелюдия
притязать,
притязание,
присягать,
присяга привередничать, привередливый
примирить, непримиримый
приурочить
прихотливый
приоритет
привилегия, привилегированный
примитив, примитивный
приукрасить
природа
прискорбный
причина
пример
прическа
приличный
причудливый
Задание 2. В русском языке есть несколько пар слов, которые удобно объединить в таблицу. Написание приставок пре-, при- в этих словах связано с различием в их значении. Составьте предложения с данными словами.
Запомните:преувеличить пишется только с приставкой пре-.
Задание 3. Запомните написание слов с приставками пре- и при- в словосочетаниях. Составьте предложения с этими словосочетаниями.
Преклонный (приближающийся к старости) возраст, неприступная (от приступ) крепость, камень преткновения (помеха, затруднение), непреложный закон (не подлежащий изменению, нерушимый), непреходящее значение (безвременное, долговечное), превратности судьбы (злоключения, перемена, поворот в событиях).
Задание 4. Выделите приставки в словах, объясните правописание.
Приступить к занятиям, преступить закон, пресечь разговоры, превосходить, прибить, приглушить, привокзальный, превысить скорость, пресветлый образ, привесок, приокский, пренеприятный, прерываемый, привязанный, непримиримый, придать форму, прибрежье, (поезд) прибывает, пребывать в унынии, приклонить голову негде, преклонить колени (в знак уважения), пригородный, приклеить, присесть, преграда, предел желаний, придел храма, преемник поэта, радиоприемник, преданья старины, непреклонная воля, немного приуменьшить, притерпеться, придать лицу выражение, преобразовать, пригвоздить, приворожить, пребывание делегации за рубежом.
Задание 5. Из предложений, приведённых ниже,выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением - «близость к географическому объекту».
Однажды весенним днём пассажирский поезд с грохотом и лязгом нёсся по пригороду Токио. Наш вагон был относительно пуст — в нём ехали несколько домохозяек с детьми и пожилые люди. На очередной станции двери вагона открылись, и неожиданно спокойствие было нарушено мужчиной, который буквально ввалился в наш вагон, выкрикивая ругательства.
Задание 6. Из предложений, приведённых ниже,выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением - «неполное действие».
Подойди сюда и сядь. Что у тебя за история? – устало произнёс он.
— Это вы про собаку? Я боялся, что с ней что-нибудь случится, и привёл её в класс. Она долго сидела под партой тихо, но потом заскулила, и Нина Петровна стала кричать, а потом велела нам убираться вон.
— Всё? — спросил директор.
— Нет, мы ещё были в милиции.
Час от часу не легче! Директор с шумом придвинул кресло к столу.
— Как ты очутился в милиции?
Задание 7. Из предложений, приведённых ниже, выпишите слово, в котором правописание подчиняется правилу "После приставок на согласные пишется буква Ы, если однокоренные слова без этих приставок начинаются со звука [и]"
Скрип сверкающего наста, шелест весеннего ветра и тихий благовест...Изысканные колебания бледно-лазоревых, голубых, бирюзовых тонов. Лучи солнца пробивают легкую пелену и бросают серо-голубые тени на снег.
Задание 8. Из предложений, приведённых ниже,выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением - «присоединение».
Миг, остановленный на века! И сегодня мы дышим воздухом той поры, мы слышим мелодичную песнь России. «В России природа поет», – говорил Саврасов. Идут тысячи людей через залы Третьяковки, останавливаются у картины «Грачи прилетели» и уходят просветленные, приобщившись к прекрасному. Саврасов бесхитростно передал то, что до него было видано сотнями художников, – русскую природу…
Задание 9. Из предложений, приведённых ниже, выпишите слово, в котором правописание подчиняется правилу "После приставок на согласные пишется буква Ы, если однокоренные слова без этих приставок начинаются со звука [и]"
– Хорошо, – скажете вы, – в темноте, конечно, можно расслышать пение или музыку, но непонятно, как актёры ухитрялись разыгрывать спектакли в ночном лесу. Что в этом мраке могли увидеть зрители?
Задание 10. Из предложений, приведённых ниже, выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от лексического значения "неполное действие".
Детское ликование не остановить. Да и не нужно его останавливать, потому что это ведь стихия. Поэтому наша мудрая Анна Николаевна только улыбнулась, когда мы заорали на радостях, заколготились в своих партах, как в коробах, отошла в сторону, прислонилась к тёплой печке, прикрыла глаза и сложила руки калачиком.
Задание 11. Из предложений, приведённых ниже,выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от лексического значения.
В комнате стало тихо, и долгое время ни мальчик, ни директор не решались прервать молчание.
Неожиданно директор сказал:
—Слушай, Таборка! Хочешь, я подарю тебе собаку? Немецкую овчарку с чёрной полосой на хребте. Мальчик покачал головой.
Диктант с предварительной подготовкой.
Сначала выпишите из текста все слова с приставками первой и второй групп, потом – остальные трудные для вас слова и сделайте все, чтобы их запомнить. Потом запишите текст под диктовку.
О ЛЕОНИДЕ УТЕСОВЕ (Из воспоминаний Б.Ефимова)
Каждая встреча с этим человеком была приятной и радостной, удивительной и запоминающейся. И не только когда он выходил на сцену, восторженно приветствуемый зрительным залом, но и вне сцены. Неповторимый певец, талантливый и неистощимо изобретательный руководитель созданного им джазового ансамбля, его несменяемый дирижер и режиссер, организатор и вдохновитель. Да разве только джаз? Утесов поражал многогранностью и непредсказуемостью своей одаренности. Мне доводилось видеть его и солистом-скрипачом, и великолепно читающим с эстрады рассказы Зощенко. Он был превосходным оратором, писал отличные стихи, умные и душевные.
Таков был Утесов – всегда общительный, компанейский, веселый и открытый. Переполнявшим его чувством юмора и радостью бытия он щедро делился с окружающими. Он любил видеть вокруг себя слушателей, ему нравилось обращаться к аудитории везде и повсюду.
Песни Утесова помогали не только жить, но и воевать. Помогали сопротивляться фашистскому нашествию и победить врага, а потом восстанавливать разрушенную войной страну. Это хорошо помнит старшее поколение. Но сохраненный чудом звукозаписи необыкновенный, проникающий в душу голос Утесова радует нас и сегодня, в переживаемое нами лихолетье. Он поднимает настроение, вселяет надежду на то, что мы выстоим, выживем.
Задание 2. Вместо словосочетания запишите одно синонимичное ему слово, пользуясь приставками без-/бес-, пре-/при-, на-, об-, обез-.
Образец:лишенный смысла – бессмысленный.
Никогда не умирающий, находящийся за пределами здания школы, находящийся вблизи берега, дать новое имя, вселить надежду, лишить оружия, задуматься на некоторое время, лишить возможности причинять вред, подозвать лошадь с помощью приманки, очень старый человек.
Задание 3.Проверьте вашу память: запишите в два столбика столько слов с приставками при- и пре-, сколько сумеете вспомнить. Потом обязательно проверьте себя по словарю.
Задание 4. Попробуйте сочинить свой рассказ, используя слова с приставками всех трех групп.
Из предложений, приведённых ниже, выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук».
Тема «Словом можно убить, словом можно спасти» – вечная в своей актуальности. Газету мы читаем, радио слушаем, телевидение и видим, и слышим, но всё это текст, живущий язык. И меня очень беспокоит языковая ситуация, которая складывается в СМИ (средствах массовой информации).
Из предложений, приведённых ниже, выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от последующего согласного.
Казалось, будто удар разразился над толпою, и каждое сердце дрожало, как будто он касался его своими быстро бегающими руками. Он давно уже смолк, но толпа хранила гробовое молчание.
Старик всё ниже опускал голову. Он сделал своё дело, он недаром прожил на свете, ему говорили об этом полные силы властные звуки, стоявшие в зале, царившие над толпой…
Контрольно-измерительные материалы
Данные задания составлены по форме задания №9 ЕГЭ, поэтому могут использоваться для промежуточной проверки усвоения учащимися требуемых знаний и умений.
Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
1) беспр..страстный, пр..баутка
квартирос..емщик, фортеп..янный
под..грать, меж..нститутский
бе..жалостный, ра..твориться
об..злённый, поз..вчерашний
2) под..двинуть, перен..ладить
об..ездить, интерв..юировать
пр..смирев, правопр..емник
бе..шовный, и..царапать
пред..стория, сверх..звестный
3) бе..радостный, не..говорчивый
пр..обрел, пр..дирчивый
преп..даватель, р..зыграть
кар..ера, ад..ютант
с..ронизировать, дез..нформация
4) сверх..естественный, суб..ект
ра..хваленный, ра..бить
пр..падать (к земле), пр..ломить
небез..звестный, контр..гра
пр..бабушка, под..двинуться
5) с..ехавший, обез..яний
пр..небреженйе, пр..тендент
н..кинутый, раз..гнуться
об..грать, сверх..нициативный
чере..полосица, в..дремнуть
6) без..нициативный, контр..гра
и..подлобья, и..далека
пр..пятствовать, пр..обрести
интерв..ю, п..янящий
с..лгавший, н..двязать
7) пр..обретать, пр..следовать
приб..ёт, об..ёмный
п..обещать, пр..родители
..дался (без боя), бе..тарифный
без..гольный, транс..ранский
8) ин..екция, под..ячий
раз..рвать, с..мневаться
пр..следовать, пр..оритет
не..гораемый, ..дешний
пан..сламский, пред..нфарктный
9) об..греватель, н..испособнейший
пр..вокзальный, непр..рывный
..доровье, не..горевший
вз..мать, мед..нститут
бе..престанно, и..давна
КЛЮЧИ к КИМам:
1
Беспристрастный, прибаутка
2
Бесшовный, исцарапать
3
Приобрел, придирчивый
4
Сверхъестественный, субъект
5
Пренебрежение, претендент
6
Интервью, пьянящий
7
Сдался, бестарифный
8
Разорвать, сомневаться
9
Взимать, мединститут
Список использованной литературы
Бисеров А.Ю., Текучёва И.В. ЕГЭ-2015. Русский язык. Самое полное издание типовых вариантов заданий для подготовки к ЕГЭ. М.: АСТ; Астрель, 2014. — 123 с.
Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. Русский язык. Типовые тестовые задания. — М.: Экзамен, 2015. — 112 с.
Гайбарян О. Е., Кузнецова А. В. Русский язык: учебно-практический справочник Г.Т., Серебрякова О.А. ЕГЭ. Русский язык. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. — Феникс, 2014.
Драбкина С.В. ЕГЭ 2015. Русский язык. Оптимальный банк заданий для подготовки к ЕГЭ. Интеллект-Центр, 2015.
Егораева Г.Т. ЕГЭ 2015. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ. — М.: Экзамен, 2015. — 96 с.
Егораева Г.Т., Серебрякова О.А. ЕГЭ. Русский язык. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. — М.: Экзамен, 2015.
Никулина М.Ю. Русский язык в схемах и таблицах. 5-9 классы. — М.: Экзамен, 2015.
Открытый банк заданий ЕГЭ (русский язык) / Федеральный институт педагогических измерений. URL: http://85.142.162.119/os11/xmodules/qprint/index.php?proj=AF0ED3F2557F8FFC4C06F80B6803FD26.
Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку. URL: http://zubrila.net/books/shkolnikam/raznoe/sbornik-uprazhneniy-po-russkomu-yazyku-rozental-d-e.html-.
Смирнова Н.В. ЕГЭ без проблем. Справочник учащегося 10–11 класса для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
Сычева Н. Пишем без ошибок. Все правила русского языка. — АСТ, Прайм-Еврознак, 2014.