Доклад "Современные подходы к содержанию экономического образования в системе специального образования"
Доклад "Современные подходы к содержанию экономического образования в системе специального образования"
Основы экономических знаний становятся важным компонентом в общей системе школьного образования. Необходимость включения основ экономической грамотности в учебный план специальной (коррекционной) школы 8 вида объясняется, с одной стороны, общими тенденциями развития современного общества, а с другой, коррекционными задачами специальной школы, основная из которых - подготовка детей с интеллектуальной недостаточностью к практической жизни
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад "Современные подходы к содержанию экономического образования в системе специального образования"»
Современные подходы к содержанию экономического образования в системе специального образования
Тропина Н.В., учитель математики
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Чернухинская школа-интернат »
Изменения в современном обществе повышают требования к подготовке выпускников специальной (коррекционной) школы VIII вида. Эта подготовка обеспечивается во многом системой учебных предметов и их содержанием.
Традиционно сложившаяся система учебных предметов в специальной (коррекционной) школе VIII вида не включает такой современный предмет как «экономика», который играет большую роль в подготовке учащихся к жизни в стремительно изменяющихся социальных и экономических условиях. Между тем, актуальность экономического образования и воспитания школьников в наши дни обусловлена необходимостью их адаптации к повышенным требованиям к личностным качествам будущих кадров рыночной экономики – их активности, самостоятельности, компетентности, ответственности.
Проблема экономического воспитания в качестве одного из самостоятельных направлений стала разрабатываться в психолого-педагогической науке в 60-е годы ХХ столетия.
В 70 - 80 гг. прошлого столетия в педагогической литературе появилось множество исследований, посвящённых экономическому воспитанию школьников, в которых оно рассматривалось: 1 – как часть элемента трудового воспитания (Ю. К. Васильев, Н. П. Кулакова); 2 – как синтез трудового, нравственного, идейно-политического воспитания (В. К. Розов); как самостоятельное направление, составная часть системы воспитания (А. Ф. Аменд, И. А. Барило, З. А. Валиева, И. Б. Иткин, В. П. Кисилёв, Л. П. Кураков, Л. М. Нульман, О. В. Плахотник, Л. И. Пономарёв, И. Ф. Прокопенко, И. П. Рябинина, И. А. Сасова, Т. Е. Сергеева, В. А. Товстик и др.) [1;12].
В настоящее время под экономическим воспитанием школьников, понимается организованная педагогическая деятельность, направленная на формирование элементов экономического сознания посредством передачи основ экономических знаний, формирование экономических умений и навыков, связанных с экономически целесообразной деятельностью, формирование экономически значимых качеств личности, развитие экономического мышления на уровне доступному школьнику [3].
Экономическое воспитание, по мнению Семенихина В. А., имеет ярко выраженный прикладной характер и, поэтому, приемы и методы его осуществления необходимо выделить из общего арсенала педагогических приемов и методов [12].
Результаты экономического воспитания, согласно Ковалевой В. Е. будут проявляться в осознанном отношении детей к любому труду; в их поведении при решении вопросов эффективности расходования ресурсов: денежных, одежды и обуви, электроэнергии и воды, пищи и отходов, времени и здоровья [6].
Проблема экономического образования актуальна и для вспомогательной школы. Экономико-хозяйственная подготовка умственно отсталых учащихся к труду и жизни имеет большое коррекционное значение. Запас экономических знаний и умений способствует становлению у них таких необходимых для социальной адаптации и самостоятельной жизни качеств, как экономность, бережливость, хозяйственность, деловитость; содействует преодолению иждивенчества и беспомощности в решении материально-бытовых проблем, безответственности, беззаботности, которые зачастую присуща юношам и девушкам, окончившим вспомогательную школу [11].
В разработке содержания экономического образования школьников выделяются два преимущественных направления: теоретическое и практическое. Представители первого направления (В.С, Автономов, Л.Б.Азимов, С.И.Иванов, И.В.Липсиц, Л.Л.Любимов, Н.А.Раннева, Е.В.Савицкая и др.) полагают, что школьников следует учить, прежде всего, основам экономической теории. По мнению Л.Л.Любимова, А.К.Самозиной, старшеклассников необходимо готовить к принятию и переработке значительных потоков экономической информации, учитель должен лишь ориентировать ученика в большом объеме сведений, развивать их способности к использованию знаний в соответствующих обстоятельствах. В условиях информационного общества и возрастающей интеллектуализации обучения теоретический подход в известной мере актуален для учащихся общеобразовательных школ [2;7].
Однако такой подход не может быть реализован в отношении учащихся с нарушением интеллектуального развития в силу психологических особенностей последних, накладывающих отпечаток на возможности свободного движения в информационном пространстве. Для специальной (коррекционной) школы VIII вида наиболее приемлем практический подход к экономическому образованию. Его сторонники (Ю.П.Маркин, Т.И.Пуденко, В.Л.Тамбовцев, Т.С.Терюкова, С.Л.Чернер и др.) считают, что теоретическое содержание предмета и, как следствие, академический стиль обучения не способствуют активному вовлечению учащихся в учебный процесс, не обеспечивают достаточного уровня их мотивации к овладению материалом и его понимания. По их мнению, акцент в социально-экономической под готовке учащихся общеобразовательных школ следует делать на формирование конкретных знаний и навыков, необходимых в жизни. Однако в большинстве программ и учебников по предмету не уделяется достаточного внимания развитию социально-экономического опыта школьников.
«Наиболее общее понимание экономики - способ ведения хозяйства. В переводе греческого языка экономика – «хозяйствование по правилам в соответствии с законом». Применительно к домашнему хозяйству экономика – это наука о том, как человек зарабатывает себе на жизнь и удовлетворяет потребности личные и своей семьи» [5]. Именно в таком понимании и целесообразно говорить об элементах экономического образования в специальной (коррекционной) школе.
Отдельные вопросы экономической подготовки умственно отсталых старшеклассников в процессе профессионально-трудового обучения получили отражение в трудах Г.М.Дульнева, Е.А.Ковалевой, С.Л.Мирского и других дефектологов. В работах Д.Виткаускайте, Г.В.Картушиной, С.Ю.Коноплястой, М.И.Кузьмицкой, Н.Ф.Кузьминой-Сыромятниковой, В.Ф.Мачихиной, Н.П.Павловой, Н.В.Рябовой и других рассматриваются некоторые аспекты проблемы формирования хозяйственно-бытовых умений и навыков у учащихся вспомогательной школы в процессе внеклассных занятий и уроков социально бытовой ориентировки [8].
Анализ педагогической литературы по специальному образованию показывает, что экономическое просвещение осуществляется во вспомогательной школе в очень ограниченных масштабах в рамках внеклассной воспитательной работы и двух-трех учебных дисциплин - профессионально-трудовое обучение, СБО, математика. Во многих работах отмечается, что выпускники этих школ во взрослой жизни оказываются социально беспомощными (А.И.Раку, Н.В.Рябова, А.Н.Нигаев, Н.П.Павлова и др.) [10;9;11].
Опыт работы показывает, что систематическое решение даже элементарных экономических задач на уроках помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат в ходе выполнения практических действий.
Основными задачами являются:
В сфере обучения – освоение основ знаний о современной экономике, принципах и закономерностях ее функционирования, умений экономической деятельности.
В сфере самосознания – осмысление своего индивидуального потенциала, формирование осознанного гражданского экономического поведения.
В сфере мотивации – развитие интереса к проблемам экономики страны и семьи, постоянной потребности в новых знаниях, стремления к самовыражению и самореализации, что должно стать средством социальной защиты, адаптацией к условиям рынка [4].
Таким образом, основы экономических знаний становятся важным компонентом в общей системе школьного образования. Необходимость включения основ экономической грамотности в учебный план специальной (коррекционной) школы VIII вида объясняется, с одной стороны, общими тенденциями развития современного общества, а с другой - коррекционными задачами специальной школы, основная из которых - подготовка детей с интеллектуальным недоразвитием к практической жизни.
Реализация поставленных задач и цели в специальной (коррекционной) школе VIII вида должна идти путем интеграции экономики с математикой или технологией, где экономические знания будут находить практический выход (математические расчеты, качества личности – трудолюбие, предприимчивость, экономность).
Список литературы
1. Аменд, А. Ф., Васильев, Ю. К., Вульфов Б. З. Экономическое воспитание учащихся. М., 2008.
2. Ахметшина, Г. К., Воробьев, И. В., Щукин, А. С. Экономическое воспитание учащихся: формы и методы. Казань, 2007, с. 146 - 155.
3. Васильев, Ю. К., Левчук З. К. Формирование экономической воспитанности школьников. М., 2008, с. 91 - 101., c. 17.
4. Воронкова В.В. «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида: пособие для учителя/ В.В. Воронкова, С.А. Казакова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 247 с. , с. 35.
6. Ковалева, В. Е., Орлова, Т. В. Экономическое воспитание школьников в условиях совершенствования социальной демократии// Демократия средней школы: проблемы, поиски, опыт. М., 2006, с. 82 - 92., c. 87.
7. Любимов Л.Л., Липсиц И.А. Основы экономики: учебное пособие к курсу «Введение в обществознание» для 10-11-х классов общеобразовательных учебных заведений. – М., 1994.
8. Опыт учебно-воспитательной работы во вспомогательной школе / Под ред. Н.Ф. Кузьминой-Сыромятниковой. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. – 80 с..
9. Павлова Н.П. Система социально-бытовой ориентировки учащихся вспомогательной школы / Н.П. Павлова // Дефектология. – 1991. - №1.с. 53-58.
10. .Раку А.И. Взаимодействие вспомогательной школы и семьи в социальной адаптации учащихся / Под ред. Х.С. Зам-ского. — Кишинев: Штиница, 1982.
11. Рябова Н.В. Педагогические основы социально-бытовой ориентировки умственно отсталого школьника / Н.В.Рябова; под ред. Ю.В.Варданян; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2007. – 240 с.
12. Семенихин, В. А. Экономическое образование и воспитание в школе. М., 2006, с. 86 – 89, c. 86.