В последние годы значительно усилился интерес учителей общеобразовательной школы к проблеме дифференцированного подхода в обучении школьников математике. Этот интерес во многом объясняется стремлением учителей так организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы каждый ученик был оптимально занят учебно-воспитательной деятельностью на уроках и в домашней подготовке к ним с учетом его математических способностей и интеллектуального развития. Именно поэтому я в своей работе использую элементы технологии «Дифференцированное обучение».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дифференцированный подход в обучении математике»
Тофимова Р.Р.
МБОУ «Кривошеинская СОШ, Кривошеино
Дифференцированный подход в обучении математике
В последние годы значительно усилился интерес учителей общеобразовательной школы к проблеме дифференцированного подхода в обучении школьников математике. Этот интерес во многом объясняется стремлением учителей так организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы каждый ученик был оптимально занят учебно-воспитательной деятельностью на уроках и в домашней подготовке к ним с учетом его математических способностей и интеллектуального развития. Именно поэтому я в своей работе использую элементы технологии «Дифференцированное обучение».
Дифференцированное обучение - это:
1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);
2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
Для успешной работы на уроке, я выделяю три группы учащихся: 1-я группа – составляют учащиеся, которые могут сводить сложные задачи к цепочке простых подзадач, выдвигать и обосновывать гипотезы в процессе поиска решения задач, переносить прежние знания в новые условия. Эти учащиеся быстро и легко обобщают методы решения классов однотипных задач, совершенно отчетливо выделяют ключевую подзадачу в решенной, могут сформулировать ее в ходе поиска решения самостоятельно или с небольшой помощью учителя, находят несколько способов решения задачи, используют эвристические приемы, но обычно неосознанно.
2-я группа – имеют достаточные знания программного материала, могут применять их при решении стандартных задач. Затрудняются при переходе к решению задач нового типа, но овладев методами их решения, справляются с решением аналогичных задач, не справляются с решением сложных (нетиповых) задач. У этих учащихся не сформированы эвристические приемы мышления, они с большим трудом могут сформировать гипотезу относительно конечной цели в поиске решения задачи.
Эта группа выполняет задания первой группы, но с помощью учителя или опорных схем, или после разъяснения сильными учащимися.
3-я группа – учащиеся с низкими учебными способностями. Эта группа учащихся требует точного ограничения учебных заданий, большого количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового материала на уроке.
При дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, скоростью восполнения пробелов и повышением учебной направленности, выражающих побуждением интереса к получению знаний в учебе.
На основании опыта дифференцированной работы определились следующие основные требования к учебной деятельности учащихся на различных этапах урока.
Приведём пример возможной деятельности педагога и учащихся на этапе объяснения нового материала:
I этап. Повторение изученного. Самостоятельная работа учащихся различной сложности.
1-я группа выполняет самостоятельную творческую работу, требующую осмысления знаний;
- следит за работой 2-й и 3-й групп, приходя к ним на помощь в случае затруднений;
- готовит обобщенные индивидуальные задания (карточки) по повторяемому материалу для 2-й и 3-й групп.
2-я группа прорабатывает правила по опорным схемам и выполняет работу по образцу, подготовленному учащимися 1-й группы;
- проверяет домашнее задание у учащихся 3-й группы, повторяя с ними правила, необходимые для усвоения нового материала.
3-я группа выученные правила применяет на практике, выполняет самостоятельную работу по опорным схемам, проработанную на предыдущих уроках с учащимися 1-й и 2-й групп; повторяет материал, связанный с объяснением нового.
II этап. Фронтальное объяснение учителем материала всему классу с анализом способов применения новых знаний на практике (работают все группы).
III этап.Выявление качества усвоения знаний учащимися всех групп и умения применять усвоенный материал на практике.
1-я группа. Самостоятельная работа по углублению и расширению знаний, требующая не только тренировки, но и применения полученных знаний в новой, незнакомой ситуации. Учащиеся не должны тратить время и силы на ненужное повторение.
2-я и 3-я группы. Вторичное объяснение нового материала по основным вопросам с применением опорных схем.
2-я группа. Самостоятельная работ по образцу или опорным схемам.
3-я группа. Доработка по объяснению нового материала: 1) теоретическое положение по учебнику; 2) типовые тренировочные упражнения под руководством учителя с целью овладения навыками учебной работы.
Преимущества такой работы заключаются в следующем:
появляется возможность более тщательно отбирать методы и приемы дифференцированного подхода при обучении учащихся;
темп работы учащихся в одной группе примерно одинаков, поэтому объем выполняемой работы и степень сложности отбираемого на урок материала в группах:(1 группа) значительно больше, чем во второй группе;
работа с разноуровневыми группами позволяет более эффективно оценить качество знаний учащихся.