Дифференцированный подход на уроках математики в средней школе
Дифференцированный подход на уроках математики в средней школе
В своей статье я написала о важности применения дифференцированного подхода на уроках математики в средней школе, показала на примерах, как я применяю его в своей практике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дифференцированный подход на уроках математики в средней школе»
Дифференцированный подход на уроках математики в средней школе
Современное общество выдвигает новые требования перед образованием. Формирование у учеников творческих способностей, развитие их природных наклонностей и задатков является одной из важнейших задач изучения математики в школе. Проблема развития личности ученика стала еще более актуальной в связи с демократизацией и гуманизацией всех аспектов деятельности современной школы. Идеалом современного обучения является личность, отличительная черта которой – не энциклопедические знания, а гибкий ум, быстрая реакция на все новое, постоянное желание учиться, наблюдать, исследовать. Важнейшим фактором гуманизации учебно-воспитательного процесса является его дифференциация, которая дает возможность разрешить противоречие между потребностью общества в людях с развитыми индивидуальными способностями и однообразием обучения в школе. Вот почему гибкость учебных планов и программ становится характерным признаком сегодняшней школьной жизни.
Главная цель средней общеобразовательной школы - способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать основанное на общечеловеческих ценностях мировоззрение, гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей - это личностно-ориентированное образование. Всякое обучение по своей сущности - это создание условий для развития личности.
Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности – раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устоять, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося
Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования. Согласно теории дифференцированного обучения, дифференцированная организация учебной деятельности обучающихся создает благоприятные условия взаимодействия и взаимообогащения ее различных, порой противоположных направлений, выведения на качество новый уровень понимания процесса интеграции содержания образовательного процесса, в рамках которой возможна сама дифференциация.
Построение дифференцированного процесса обучения невозможно без учета индивидуальности каждого ученика как личности и присущим только ему личностным особенностям, раскрывая индивидуальные особенности каждого ученика в развитии, т.е. в дифференцированном процессе обучения, можно обеспечить осуществление личностно-ориентированного процесса обучения.
Дифференцированный подход позволяет осуществлять реализацию задач общеобразовательного процесса в современной школе, а в частности создание условий для развития личности учащихся, обеспечение адаптации к новым социально-экономическим условиям, так как предполагает более полный учет индивидуальных особенностей через вариативную организацию учебного процесса. Проблема дифференцированного подхода актуальна в курсе математики, так как необходимо подготовить всех учащихся к итоговой аттестации. Для изучения индивидуальных особенностей учащихся и в качестве критериев дифференциации применяются реальные учебные возможности, определяемые несколькими особенностями школьников (обучаемость, обученность и познавательный интерес к математике), характеризующие ученика как целостную личность. Каждое из выбранных свойств ученика в значительной степени определяет успешность обучения. Повышению качества и результативности учебного процесса будут способствовать более широкое использование дифференцированного обучения. В обучении математике дифференциация имеет особое значение, что объясняется спецификой этого учебного предмета. Математика объективно является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает субъективные трудности у многих школьников.
На своих уроках я применяю:
1.Разноуровневые задания для классной и домашней работы
На уроках закрепления нового материала ребенок сам выбирает свой уровень заданий, так как номера разноуровневых заданий урока записываются заранее в начале урока на доске. Домашнее задание не систематически, но довольно часто тоже дифференцируется. Можно рекомендовать постановку домашних заданий одним из предлагающихся способов: 1)учащиеся сами выбирают, какие из предложенных заданий они будут решать; 2) учащимся предлагаются задания, соответствующие уровню их подготовленности
2.Занимательный и исторический материал на уроках
Периодически использую на своих уроках занимательный и исторический материал для учеников 5-7 класов. Для подбора заданий использую книги: «Математическая шкатулка» Ф.Ф. Нагибин, Е.С. Канин; «Старинные занимательные задачи» С.Н. Олехник; «Дидактические игры на уроках математики» В.Г. Коваленко; «История математики в школе» Г.И. Глейзер.
3. Карточки – коррекции знаний для учеников с недостаточной математической подготовкой.
В них кратко даю алгоритм решения и образцы решения некоторых примеров. Ученики эти карточки и задания получают в зависимости от усвоения пройденного материала. В течение урока ребенку оказывается консультативная помощь. Карточки – коррекции помогают осуществлять на уроке индивидуальный подход, дают учащемуся минимальный объем теоретических знаний и образцы решений, помогают развивать память, логику, внимание.
4. Дифференцированные самостоятельные и контрольные работы.
Первый уровень (базовый) содержит большое количество простых упражнений с постепенным нарастанием трудности. В заданиях второго уровня преобладают задания комбинированного характера, требующие установления связей между отдельными компонентами курса и нестандартных приемов решения. Для проведения контрольных и самостоятельных работ использую разноуровневые дидактические материалы Мерзляк А.Г. Третий уровень самостоятельных и контрольных работ в этих сборниках включает в себя задачи развивающего характера, решение которых связано с проявлением сообразительности и углубленного знания материала. До обучающихся доводится информация о критериях оценивания работы по количеству выполненных заданий. Более сложные задания отмечены звездочкой. Проводя контроль, обязательно провожу анализ контрольных работ, довожу его до учащихся, которые впоследствии выполняют работу над ошибками.
5. Доклады, рефераты, выступления.
Отдельным учащимся по желанию предлагается подготовить доклады, выступления, рефераты для представления их на уроке. Внедряемые элементы дифференцированного подхода активизируют стремление детей к знаниям. Ученики приучаются к самоорганизации учебного труда. В этой работе детям очень помогают компьютерные технологии. Они учатся работать с информацией, эффективно её использовать.
Вывод: Организация дифференцированного подхода позволяет учащимся реально оценивать возможности, а также видеть свои достижения. В результате повышается интерес к предмету, между учителем и учащимися устанавливаются партнерские отношения, снижается психологическое напряжение учащихся на уроках. Повышается качество знаний и активность слабоуспевающих учащихся.