«Дифференциация домашнего задания по математике с целью индивидуализации образовательного процесса»
«Дифференциация домашнего задания по математике с целью индивидуализации образовательного процесса»
Как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика? Как дать любому ученику (и сильному, и слабому) почувствовать себя успешным? Ответить на эти вопросы позволяет дифференцированный подход в обучении, позволяющий более активно использовать потенциальные возможности учащихся, в том числе на этапе подготовки домашнего задания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Дифференциация домашнего задания по математике с целью индивидуализации образовательного процесса»»
Приложение к протоколу педагогического совета
№ ___от __.___.2025г.
Выступление Тихоновой О.В.,
учителя математики МОУ-СОШ № 9 г. Аткарска саратовской области
«Дифференциация домашнего задания по математике с целью индивидуализации образовательного процесса»
Как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика? Как дать любому ученику (и сильному, и слабому) почувствовать себя успешным? Ответить на эти вопросы позволяет дифференцированный подход в обучении, позволяющий более активно использовать потенциальные возможности учащихся, в том числе на этапе подготовки домашнего задания.
Вопрос о домашнем задании занимает одно из главных мест в процессе обучения и воспитания учащихся.
Дифференциация домашних заданий способствует, с одной стороны, устранению перегрузки учащихся домашней работой, с другой, помогает проявить те или иные способности каждому учащемуся.
Интересные и посильные домашние задания дети делают с удовольствием.
Обычно класс состоит из учащихся с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разной успеваемостью и разным отношением к учению, разными интересами и состоянием здоровья. Учитель не может при традиционной организации обучения равняться на всех одновременно. И он вынужден вести обучение применительно к среднему уровню - к среднему развитию, средней подготовленности, средней успеваемости - иначе говоря, он строит обучение, ориентируясь на некоторого мифического “среднего” ученика. Это неизбежно приводит к тому, что “сильные” ученики искусственно сдерживаются в своем развитии, теряют интерес к учению, которое не требует от них умственного напряжения, а “слабые” ученики обречены на хроническое отставание, они также теряют интерес к учению, которое требует от них слишком большого умственного напряжения.
В условиях дифференцированного обучения комфортно чувствуют себя сильные и слабые ученики.
Психологами введено специальное понятие «обучаемость» как восприимчивость к обучению. Обучаемость зависит от интеллектуальных особенностей человека, влияющих на успешность обучения. Важнейшим среди психических процессов, влияющих на обучаемость школьника, является мышление, а не внимание и память. То есть каким бы виртуозом не был учитель, какие бы совершенные приемы он не применял, он не может повлиять на скорость протекания психических процессов своих учеников, «научить всех одинаково». Поэтому и встает вопрос е только о дифференцированном подходе в обучении, но и о дифференцированном дз.
Так для группы сильных и средних учащихся должны подбираться задания, требующие самостоятельности, творческого поиска, высокого уровня обобщения и систематизации изучаемого; для группы слабых - задания, повышающие активность в процессе восприятия, осмысления нового материала и применения его в стандартной ситуации.
Дифференциация домашнего задания по математике с целью индивидуализации образовательного процесса предполагает учёт познавательных возможностей и особенностей учащихся.
Задания для домашней работы распределяются по уровням сложности:
Задания первого уровня рассчитаны на детей, которые умеют действовать самостоятельно в пределах обычной ситуации.
Задания второго уровня рассчитаны на детей, которые умеют применять выработанные умения в новых условиях, но однородных с прежними.
Задания третьего уровня рассчитаны на детей, которые умеют применять выработанные умения в новых условиях.
Каждый ребёнок выбирает себе наиболее подходящий уровень. В этом случае каждый ученик занимается решением посильной для него задачи, и тем самым создаются условия для развития каждого и овладения им знаниями, умениями, навыками
Выделяются такие типы заданий:
1.Задания с наличием образца выполнения(вначале полный подробный образец, потом образец с сокращенной системой операций, затем выполнение без образца, учащийся сам воспроизводит образец, с которым работал, и выполняет задание).
2.Задания со вспомогательными вопросами. (Вопросы могут быть направлены на воспроизведение теоретической информации, а также практических умений и навыков. Цель использования таких вопросов – помочь учащемуся вспомнить знания, которые являются необходимой основой для выполнения задания, направить ход мыслей, разбить задание на более простые части.)
3.Задания, в которых выполняются только отдельные части. В этом случае учащемуся предлагаются задания, где уже даны ответы на отдельные вопросы с учетом трудностей, которые могут возникнуть, а также задания с дозированной помощью учителя. Выглядит это так. Ученику дается задание на разложение квадратного трёхчлена на множители. Если ученик затрудняется с решением, он обращается к карточке, на которой приведены необходимые для решения задания теоретические сведения. Если после изучения этой карточки затруднения остаются, ученик обращается ко второй карточке, на которой показан план решения задания. Если и после этого ученик продолжает затрудняться, то обращается к карточке, на которой приведено решение аналогичного задания.
4.Задания с теоретическими справкаминаправлены на формирование умений обосновывать выбор того или иного действия соответствующей теорией, воспитание привычки контролировать выбор действия определенным правилом, теоремой.
Учитель одновременно дает домашнее задание трех уровней.
Первый уровень — обязательный минимум, который должен быть понятен и по силам любому ученику.
Второй уровень — тренировочный. Его выполняют ученики, которые без особой трудности осваивают программу и хорошо знают предмет.
Третий уровень используется учителем в зависимости от темы урока и уровня подготовленности учеников. Чаще всего, это творческое задание, которое стимулируется высокой оценкой
Выполнение творческого задания позволяют ученику:
Классификация творческих домашних заданий
По содержанию
По виду деятельности
По уровню оформления
Кроссворд Макет, модель Ребус Доклад Сочинение Реферат Эссе
При изучении темы «Проценты» (математики согласятся со мной, что это одна из самых сложных тем в курсе алгебры) я предлагаю учащимся дифференцированную домашнюю работу:
Выполнить задания по образцу классной работы. Учебник Мерзляка позволяет это сделать, поскольку содержит прототипы заданий, разбираемых в классе.
Найти задачи, в которых тема «Проценты» имеет практическую направленность.
Придумать задачу на проценты, например, связав её с профессией своих родителей.
Такая организация работы создаёт на уроке стимул для индивидуальной творческой деятельности. Впоследствии это переросло в групповую исследовательскую работу: учащиеся разработали проект «Такие важные проценты», который успешно защитили в рамках промежуточной аттестации в 7‑м классе.
При подготовке к ОГЭ в 9‑м классе, выполняя задания на клетчатой бумаге, я предлагаю ученикам следующее домашнее задание:
использовать любой из трёх разобранных на уроках способов (по своему выбору);
рассмотреть все способы и убедиться, что ответ не зависит от метода решения;
для более сильных учащихся — найти новый способ решения.
На следующем уроке при проверке домашней работы ребята предложили новый способ — формулу, отсутствующую в учебнике. Это послужило основой для урока‑проекта, который затем перерос в исследовательский проект «Одна неизвестная известная формула».
Таким образом, творческие задания и мини‑проекты постепенно трансформируются в полноценные исследовательские работы.
При изучении тем «Теорема синусов» и «Теорема косинусов» учащимся предлагаются творческие домашние задания: «Найти ширину озера», «Расстояние между деревнями» или «Расстояние до недоступной точки». Каждый ученик выбирает задание по силам: одни решают готовые задачи, другие придумывают собственные, а некоторые стремятся получить целочисленный ответ.
В 10–11‑х классах при изучении темы «Многогранники» я предлагаю следующую работу:
изготовить модель многогранника (на выбор учащегося);
вычислить объём многогранника и площадь его полной поверхности, приведя полные расчёты;
для более подготовленных учеников — выполнить построение сечения на выносном рисунке и найти его площадь.
Выполнение таких заданий развивает у учащихся:
умения визуализировать объекты, понимать их структуру и свойства;
практические навыки: измерение, построение развёрток, работа с чертежами, применение формул для расчёта объёмов и площадей;
исследовательские навыки: изучение свойств геометрических фигур через практическую деятельность, понимание взаимосвязей между элементами многогранника, осмысление пространственных форм и их свойств, формирование естественно‑научного взгляда на мир
В завершение хочу подчеркнуть: дифференцированная домашняя работа – это не просто педагогический инструмент, а ключ к раскрытию потенциала каждого ученика. Она помогает слабым поверить в свои силы, сильным – развить таланты, а всем вместе – научиться любить процесс познания. Ведь главная цель образования – не просто передать знания, а научить детей учиться, мыслить самостоятельно и находить радость в преодолении трудностей. Успех в обучении начинается там, где учитель видит индивидуальность каждого ученика и создаёт условия для его развития. Дифференцированные задания – это мост между знаниями и умениями, между школой и реальной жизнью, между учителем и учеником.