kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Дифференциация домашнего задания по математике с целью индивидуализации образовательного процесса»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика? Как дать любому ученику (и сильному, и слабому) почувствовать себя успешным? Ответить на эти вопросы позволяет дифференцированный подход в обучении, позволяющий более активно использовать потенциальные возможности учащихся, в том числе на этапе подготовки домашнего задания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Дифференциация домашнего задания по математике с целью индивидуализации образовательного процесса»»

Приложение к протоколу педагогического совета

№ ___от __.___.2025г.


Выступление Тихоновой О.В.,

учителя математики МОУ-СОШ № 9 г. Аткарска саратовской области


«Дифференциация домашнего задания по математике с целью индивидуализации образовательного процесса»


  Как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика? Как дать любому ученику (и сильному, и слабому) почувствовать себя успешным? Ответить на эти вопросы позволяет дифференцированный подход в обучении, позволяющий более активно использовать потенциальные возможности учащихся, в том числе на этапе подготовки домашнего задания.

Вопрос о домашнем задании занимает одно из главных мест в процессе обучения и воспитания учащихся.

Дифференциация домашних заданий способствует, с одной стороны, устранению перегрузки учащихся домашней работой, с другой, помогает проявить те или иные способности каждому учащемуся.

Интересные и посильные домашние задания дети делают с удовольствием.

Обычно класс состоит из учащихся с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разной успеваемостью и разным отношением к учению, разными интересами и состоянием здоровья. Учитель не может при традиционной организации обучения равняться на всех одновременно. И он вынужден вести обучение применительно к среднему уровню - к среднему развитию, средней подготовленности, средней успеваемости - иначе говоря, он строит обучение, ориентируясь на некоторого мифического “среднего” ученика. Это неизбежно приводит к тому, что “сильные” ученики искусственно сдерживаются в своем развитии, теряют интерес к учению, которое не требует от них умственного напряжения, а “слабые” ученики обречены на хроническое отставание, они также теряют интерес к учению, которое требует от них слишком большого умственного напряжения.

В условиях дифференцированного обучения комфортно чувствуют себя сильные и слабые ученики.

Психологами введено специальное понятие «обучаемость» как восприимчивость к обучению. Обучаемость зависит от интеллектуальных особенностей человека, влияющих на успешность обучения. Важнейшим среди психических процессов, влияющих на обучаемость школьника, является мышление, а не внимание и память. То есть каким бы виртуозом не был учитель, какие бы совершенные приемы он не применял, он не может повлиять на скорость протекания психических процессов своих учеников, «научить всех одинаково». Поэтому и встает вопрос е только о дифференцированном подходе в обучении, но и о дифференцированном дз.

Так для группы сильных и средних учащихся должны подбираться задания, требующие самостоятельности, творческого поиска, высокого уровня обобщения и систематизации изучаемого; для группы слабых - задания, повышающие активность в процессе восприятия, осмысления нового материала и применения его в стандартной ситуации.

Дифференциация домашнего задания по математике с целью индивидуализации образовательного процесса предполагает учёт познавательных возможностей и особенностей учащихся.

Задания для домашней работы распределяются по уровням сложности:

  1. Задания первого уровня рассчитаны на детей, которые умеют действовать самостоятельно в пределах обычной ситуации.

  2. Задания второго уровня рассчитаны на детей, которые умеют применять выработанные умения в новых условиях, но однородных с прежними.

  3. Задания третьего уровня рассчитаны на детей, которые умеют применять выработанные умения в новых условиях.

Каждый ребёнок выбирает себе наиболее подходящий уровень. В этом случае каждый ученик занимается решением посильной для него задачи, и тем самым создаются условия для развития каждого и овладения им знаниями, умениями, навыками

Выделяются такие типы заданий:

      1.Задания с наличием образца выполнения (вначале полный подробный образец, потом образец с сокращенной системой операций, затем выполнение без образца, учащийся сам воспроизводит образец, с которым работал, и выполняет задание).

      2.Задания со вспомогательными вопросами. (Вопросы могут быть направлены на воспроизведение теоретической информации, а также практических умений и навыков. Цель использования таких вопросов – помочь учащемуся вспомнить знания, которые являются необходимой основой для выполнения задания, направить ход мыслей, разбить задание на более простые части.)

      3.Задания, в которых выполняются только отдельные части. В этом случае учащемуся предлагаются задания, где уже даны ответы на отдельные вопросы с учетом трудностей, которые могут возникнуть, а также задания с дозированной помощью учителя. Выглядит это так. Ученику дается задание на разложение квадратного трёхчлена на множители. Если ученик затрудняется с решением, он обращается к карточке, на которой приведены необходимые для решения задания теоретические сведения. Если после изучения этой карточки затруднения остаются, ученик обращается ко второй карточке, на которой показан план решения задания. Если и после этого ученик продолжает затрудняться, то обращается к карточке, на которой приведено решение аналогичного задания. 

      4.Задания с теоретическими справками направлены на формирование умений обосновывать выбор того или иного действия соответствующей теорией, воспитание привычки контролировать выбор действия определенным правилом, теоремой. 

Учитель одновременно дает домашнее задание трех уровней.

  • Первый уровень — обязательный минимум, который должен быть понятен и по силам любому ученику.

  • Второй уровень — тренировочный. Его выполняют ученики, которые без особой трудности осваивают программу и хорошо знают предмет.

Третий уровень используется учителем в зависимости от темы урока и уровня подготовленности учеников. Чаще всего, это творческое задание, которое стимулируется высокой оценкой

Выполнение творческого задания позволяют ученику:


Классификация творческих домашних заданий

По содержанию

По виду деятельности

По уровню оформления

Кроссворд
Макет, модель
Ребус
Доклад
Сочинение
Реферат
Эссе

Проект

Презентаци

Индивидуальная
Парная
Групповая (3–7 чел)
 Коллективная

буклет;

брошюра;

газета;

альбом;

«раскладушка»

Дети с большим интересом выполняют такие задания.

При изучении темы «Проценты» (математики согласятся со мной, что это одна из самых сложных тем в курсе алгебры) я предлагаю учащимся дифференцированную домашнюю работу:

  1. Выполнить задания по образцу классной работы. Учебник Мерзляка позволяет это сделать, поскольку содержит прототипы заданий, разбираемых в классе.

  2. Найти задачи, в которых тема «Проценты» имеет практическую направленность.

  3. Придумать задачу на проценты, например, связав её с профессией своих родителей.

Такая организация работы создаёт на уроке стимул для индивидуальной творческой деятельности. Впоследствии это переросло в групповую исследовательскую работу: учащиеся разработали проект «Такие важные проценты», который успешно защитили в рамках промежуточной аттестации в 7‑м классе.

При подготовке к ОГЭ в 9‑м классе, выполняя задания на клетчатой бумаге, я предлагаю ученикам следующее домашнее задание:

  • использовать любой из трёх разобранных на уроках способов (по своему выбору);

  • рассмотреть все способы и убедиться, что ответ не зависит от метода решения;

  • для более сильных учащихся — найти новый способ решения.

На следующем уроке при проверке домашней работы ребята предложили новый способ — формулу, отсутствующую в учебнике. Это послужило основой для урока‑проекта, который затем перерос в исследовательский проект «Одна неизвестная известная формула».

Таким образом, творческие задания и мини‑проекты постепенно трансформируются в полноценные исследовательские работы.

При изучении тем «Теорема синусов» и «Теорема косинусов» учащимся предлагаются творческие домашние задания: «Найти ширину озера», «Расстояние между деревнями» или «Расстояние до недоступной точки». Каждый ученик выбирает задание по силам: одни решают готовые задачи, другие придумывают собственные, а некоторые стремятся получить целочисленный ответ.

В 10–11‑х классах при изучении темы «Многогранники» я предлагаю следующую работу:

  • изготовить модель многогранника (на выбор учащегося);

  • вычислить объём многогранника и площадь его полной поверхности, приведя полные расчёты;

  • для более подготовленных учеников — выполнить построение сечения на выносном рисунке и найти его площадь.

Выполнение таких заданий развивает у учащихся:

  • умения визуализировать объекты, понимать их структуру и свойства;

  • практические навыки: измерение, построение развёрток, работа с чертежами, применение формул для расчёта объёмов и площадей;

  • исследовательские навыки: изучение свойств геометрических фигур через практическую деятельность, понимание взаимосвязей между элементами многогранника, осмысление пространственных форм и их свойств, формирование естественно‑научного взгляда на мир

В завершение хочу подчеркнуть: дифференцированная домашняя работа – это не просто педагогический инструмент, а ключ к раскрытию потенциала каждого ученика. Она помогает слабым поверить в свои силы, сильным – развить таланты, а всем вместе – научиться любить процесс познания. Ведь главная цель образования – не просто передать знания, а научить детей учиться, мыслить самостоятельно и находить радость в преодолении трудностей. Успех в обучении начинается там, где учитель видит индивидуальность каждого ученика и создаёт условия для его развития. Дифференцированные задания – это мост между знаниями и умениями, между школой и реальной жизнью, между учителем и учеником.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Тихонова Ольга Владимировна

Дата: 02.11.2025

Номер свидетельства: 676588

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Практика внедрения ИКТ в образовательный процесс "
    ["seo_title"] => string(54) "praktika-vniedrieniia-ikt-v-obrazovatiel-nyi-protsiess"
    ["file_id"] => string(6) "104984"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402776779"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Использование современных образовательных технологий на уроках математики. "
    ["seo_title"] => string(84) "ispol-zovaniie-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "181925"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425409573"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Методическое обоснование создания модульной программы для преподавателей СПО по дисциплине «Математика» "
    ["seo_title"] => string(115) "mietodichieskoie-obosnovaniie-sozdaniia-modul-noi-proghrammy-dlia-priepodavatieliei-spo-po-distsiplinie-matiematika"
    ["file_id"] => string(6) "241619"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445275297"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Дифференциация  и индивидуализация процесса обучения  в условиях ФГОС на уроках математики в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(125) "diffierientsiatsiia-i-individualizatsiia-protsiessa-obuchieniia-v-usloviiakh-fgos-na-urokakh-matiematiki-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "141162"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418059567"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "ТЕХНОЛОГИЯ РАЗНОУРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ"
    ["seo_title"] => string(42) "tiekhnologiia-raznourovnievogo-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "262352"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449317752"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства