Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках математики»
Активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики
Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных задач реализации ФГОС нового поколения. Еёобщей закономерностью является напряжение интеллектуальных сил, вызываемое главным образом, такими вопросами и учебными заданиями, которые требуют самостоятельности в поисках способов их решения, умения выделить существенные и несущественные признаки изучаемых объектов, обобщать и делать самостоятельные выводы из полученных данных.
Творческое, активное усвоение новых понятий осуществляется в процессе решения вопросов и учебных заданий, на которые в учебнике нет готового ответа. Учить школьников учиться – важнейшая задача каждого педагога. Во время больших перемен в обществе и переоценке ценностей, в преподавании математики, как и других школьных дисциплин, требуются новые идеи, новые подходы, новая педагогика. Какой она должна быть? Этот вопрос волнует многих учителей. Ясно одно, она может быть только педагогикой творчества и сотрудничества. Она должна впитать в себя принципы гуманизма и демократизации, должна быть направлена на развитие творческой личности, на поиск современных методов, средств и форм обучения. В самом общем плане основная цель обучения – это развитие обучающегося. Первостепенная задача для сегодняшнего учителя – создать условия, при которых ученики должны активно, творчески работать и на уроке, и дома, воспитать человека, способного на основе знаний решать свои жизненные проблемы.
Проблема формирования мотивов учения сложна и многогранна. Педагогов всё более интересуют вопросы, связанные с тем, как воспитывать стремление к знаниям, как выбрать из богатого арсенала средства обучения именно те, которые побуждали бы обучающихся активно овладевать знаниями и умениями.
Рассмотрим некоторые приёмы, которые могут побуждать к активной познавательной деятельности на уроке.
Идёт урок математики в 6 классе. Тема «Пропорции». На предыдущем уроке учащиеся выполняли самостоятельную работу. Учитель с помощью мультимедийного проектора проецирует на экран работу с оценкой «5». Учащиеся анализируют работу. Затем демонстрируется работа, выполненная на «4». Снова анализ. Учитель: «Какая здесь ошибка, неточность? Сравните с той, которая выполнена на «5». Почему же эта работа оценена на «4». Потом следует работа, выполненная на «3» и т. д. Наблюдая за учениками, учитель отмечает, что буквально с первых минут урока ребята активно включаются в рабочую деятельность, причём были настолько внимательны, что незаметно для себя повторили вопросы, необходимые для изучения новой темы.
Рассмотрим в общем виде ещё одно начало урока: «Что мы изучили на предыдущем уроке? Что было задано на дом? Повторим, ответим на вопросы…Хорошо, молодецы! Откройте тетради. Проверим решение задачи. А сейчас новая тема. Запишите…» и т. д.
Что характерно для первого и второго начала урока? Даже небольшой фрагмент уроков уже показывает, что обращения преподавателей отличаются по своей форме, хотя и подчинены, казалось единой цели, в перовом примере преподаватель обращается к ученикам в основном с вопросами, направляющими действия детей, их мысли и внимание. Во втором случае обращения преподавателя в большинстве своём состоит из указаний, которые призывают к действиям, программируют те или иные действия, но тем самым не представляют учащимся возможность самим подумать, предусмотреть, осознать переход от одного вида деятельности к другому. Можно ли с уверенностью сказать о том, что при таком управлении познавательной деятельности школьники научатся активно мыслить, будет развиваться их самостоятельность и активность. Возникают сомнения, что такие жёсткие регламентированные условия способствуют развитию интереса к учению. Как подтверждают специальные исследования, в практике преподавания применяются в основном не единичные приёмы, а целые группы. И все они нередко сводятся лишь к указаниям, рекомендациям и оценкам, что явно недостаточно при современных требованиях к учебному процессу. А между тем педагогическая наука располагает большим арсеналом средств формирования у школьников мотивов учения. Рассмотрим их следующие группы.
Приёмы, связанные со стимулирующим влиянием содержания учебного материала: показ новизны содержания, его практической, научной значимости, обновление уже усвоенных знаний, их углубление, профессиональная направленность содержания, межпредметная связь и др. Суть этой группы приёмов заключается в том, чтобы создать у учащихся новые впечатления, вызвать удивление, раздумье, размышления. В этом случае ученики начинают осознавать противоречия между воспринимаемыми знаниями и собственным, небогатым ещё жизненным опытом. Всё это побуждает их мыслить, вызывает интерес к уроку.
Способ, показывающий профессиональную направленность учебного материала, чаще всего используется в начале урока. Учащимся предлагаются вопросы, в которых выражена связь изучаемых с содержанием определённой профессиональной деятельности. Например, изучив пропорцию, мы можем применять эти знания в различных отраслях: в металлургии, строительстве, медицине и т.д.
Всё большую популярность завоёвывает такая мысль: для лучшего усвоения знаковой информации, которую несут такие предметы как математика, физика, химия нужно учить детей лучше усваивать образную информацию, в частности музыку, живопись, поэзию. Например, 5 класс. Тема «Чтение и запись натуральных чисел». В этой теме предусматривается ознакомление учащихся с римскими цифрами. В начале урока демонстрируется изображения памятника Петру I в Санкт Петербурге, очень важно установить в классе приятную атмосферу. Она создаётся звуками величественных аккордов Первого концерта для фортепьяно с оркестром П.И Чайковского. Всего две-три минуты звучит музыка, но класс уже притих и с интересом ждёт, что будет дальше. Замолкает музыка и учитель начинает свой короткий рассказ о памятнике. Возникает вопрос: «Как прочитать число на памятнике?». Ученики узнают и о римских числах и о том, как их читать (MDSSLXXXII-1782 год).
Ко второй группе можно отнести приёмы, связанные с побуждающей функцией мотивов обучения: разъяснения целей деятельности, постановка информационных и проблемных вопросов, вопросами, связанными с определённой профессией, жизненными наблюдениями, созданием проблемных ситуаций, занимательность форм организации занятий и другие. Эта группа приёмов дает возможность преподавателю «поворачивать» учебный материал различными сторонами, показывать учащимся значимость познавательного процесса для будущей практической деятельности по специальности. Чаще всего она используются при формировании новых понятий способов действий. Нужно отметить и такие обстоятельства, которые не способствуют развитию мотивов учения: бедность сообщаемого материала, повторяемость одних и тех же приёмов, однообразие заданий. Нравится ребятам, когда учитель даёт задания на исправление преднамеренно сделанных ошибок в решении, на восстановление частично стёртых записей. Любят ребята всех возрастов, когда урок оживлён задачами-шутками, заданиями на внимание. А составление задач, сказок - это целый раздел методики работы с детьми.
В работе можно применять ряд приёмов и методов, позволяющих активизировать познавательную деятельность учащихся.
1.Групповой метод решения задач. Работа в парах.
2.Различные формы работы с книгой.
3.Использование различных видов поощрений.
4.Изложение материала блоками.
5.Наглядность, доступность, оригинальность решения различными способами, самостоятельность в получении знаний, анкетирование, тестирование.
6.Использования на уроках историзма, занимательности.
Применение некоторых из этих методов можно показать на примере: Учащиеся спрашивают: «Почему учителя требуют, чтобы все формулировки мы заучивали наизусть? Почему недостаточно того, чтобы знать их в свободной форме и производить своими словами?». Прежде, чем проводить работу по существу, расскажем одну старинную историю.
Это произошло в те времена, когда на улицах не было освещения. Как-то ночью мер города столкнулся с горожанином. Это было неприятно и больно. Тогда мер отдал указ, чтобы ночь никто не выходил на улицу без фонаря. Следующей ночью Мер опять столкнулся с тем же горожанином.
-Вы не читали моего указа?- спросил мер сердито.
-Читал,- ответил горожанин. -Вот мой фонарь.
-Но в фонаре у вас ничего нет.
-В указе об этом не упоминалось.
На следующее утро появился новый указ, обязывающий вставить свечу в фонарь при выходе на улицу ночью.
Вечером мер опять налетел на того же горожанина.
-Где фонарь закричал мер?
-Вот он.
-Но в нём нет свечи.
-Нет, есть. Вот она.
-Но она не зажжена.
-В указе ничего не сказано о том, что надо зажигать свечу.
И меру пришлось издавать новый указ, обязывающий горожан зажигать свечу в фонаре при выходе ночь на улицу.
Теперь, наверное, все учащимся будет понятно, как следует поступать с формулировками определений, аксиом, теорем. Если они могут своими словами передать точный их смысл - пожалуйста! Если же нет, то чтобы не уподобляться тому меру, о котором только что рассказано, иначе необходимо учит наизусть.
Следующая группа приёмов, побуждающих к учению, основана на общении, взаимодействия учителя и ученика: оценочное суждение преподавателя, поощрения, а также создание ситуации успеха, оказание помощи и другое. С помощью этих способов создаётся своеобразный эмоциональный настрой урока, вырабатывается определённый стиль взаимоотношений преподавателя и обучающегося.
В противном случае отсутствие оценок, недоброжелательное обращение преподавателя вырабатывает у обучающихся отрицательные эмоции, тормозят развитие мотивов учения.
Для активизации познавательной деятельности используются технические средства обучения. Эффективность процесса обучения значительно повысится, если преподаватель включит в свою деятельность разнообразные приёмы, побуждающие к активному учению. Мультимедиа-уроки положительно влияют на познавательную активность учеников, повышает мотивацию к изучению предмета. На таком уроке легче удерживать внимание и активность учащихся, а значит достичь главной цели обучения: развитие личности ребенка. Мультимедийное оборудование позволяет демонстрировать на уроках: - тематические презентации, - теоретический материал в доступной, яркой, наглядной форме, - видеофрагменты и видеосюжеты, - таблицы и многое другое.
Любой учитель постоянно находится в поиске новых технологий обучения, которые необходимы для реализации требований ФГОС. Ведь они позволяют сделать урок необычным, увлекательным, а значит и запоминающимся для ученика. Только творчески работающий учитель может добиться у учащихся интереса к своему предмету, желания изучать его и самостоятельно приобретать знания.
С целью создания уникального помощника для обучения детей в Мордовии стартовал проект «Образовательный планшет». Что позволит педагогам максимально погрузиться в обучение, разнообразить, повысить его качество, а ученикам вырасти грамотными и разносторонне развитыми людьми.
В заключении можно отметить, что медики предлагают гипотезу, что математика продлевает жизнь, давая возможность на долгие годы сохранять ум активным, а человека работоспособным, энергичным. И задача учителя - убедить в этом учеников.
«Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и её преподаванием». Для учителя математики радость заниматься математикой, но ещё большая радость, если удаётся воспитать ученика, любящего математику, или хотя бы такого, который с интересом ее учит.
1.Список использованной литературы
Формирование познавательных интересов школьников.// Под ред. Щукиной Г.И. Л.
Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение.
Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики. Пособие для учителя. – М.: Просвещение.
Окунев А.А. О развитии творческих способностей учащихся: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение
Касьяненко М.Д. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении математики. – М. Просвещение
Математика 5 – 11 классы: нетрадиционные формы организации тематического контроля на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М.Фадеева. – Волгоград: Учитель