Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по математике "Математический бой" »
МатематическийБОЙ
Курская битва
Баллада о математике
Как воздух, математика нужна,
Одной отваги офицеру мало.
Расчеты! Залп! И цель поражена
Могучими ударами металла.
И воину припомнилось на миг,
Как школьником мечтал в часы учения
О подвиге, о шквалах огневых,
О яростном порыве наступления
Но требовал учитель каждый раз
Он обрывал мальчишку резковато:
"Мечтать довольно! Повтори рассказ
О свойствах круга и углов квадрата!»
И воином любовь сбережена
К учителю, далекому, седому.
Как воздух. Математика нужна,
Сегодня Офицеру молодому!
Инструктаж
Каждый правильный ответ на вопрос приносит команде 1 геометрическую фигуру
Задания творческого характера, на усмотрение ведущего, могут принести команде от 1 до 3 фигур.
1. Ответы принимаются в письменном виде и сдаются членам жюри.
2. За выкрики ответа с команды снимается штрафное очко (фигура).
Идет жестокая война
Фронт требует увеличения эффективности огня артиллерии, повышения меткости стрельбы.АкадемикА.Н.Колмоголоввыполнил работу о наиболее выгодном рассеивании снарядов при стрельбе по площадям. Эта работа оказала серьезную помощь в повышенииэффективности огня советской артиллерии
Андрей Николаевич Колмогоровавтор учебника по математике
Жестокие бои на Курской дуге
Во время боевых операций на Курской дуге было израсходовано несколько миллионов патронов для пулеметов и многие миллионы артиллерийских снарядов . Методы проверки качества боеприпасов были предложены математиком
Колмогоровым
Без этого не было бы победы…
Еще в древности математические знания использовались в военном деле. В знаменитом диалоге Платона “Государство” говорится о том, что арифметика и геометрия необходимы каждому воину: “При устройстве лагерей, занятия местностей, стягивания и развертывания войск и разных других воинских построениях, как во время сражения, так и в походах, конечно, скажется разница между знатоками геометрии и тем, кто ее не знает”.
ХОД ИГРЫ
Разминка.
А вы знаете?
Кто быстрее?
Разгадайте ребус
Очумелые ручки.
Подведение итогов.
Историко – математическая разминка «Знай и помни!»
Код ответа:
(22 +41+ 4+18 +55+9+45):7= 194:7=27,728
Замечательный квадрат.
Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Узнать, сколько дней продолжалась война, поможет вам удивительный квадрат. Выберите из каждой строки и каждого столбца по одному числу, найдите сумму выбранных четырех чисел, и вы получите ответ на вопрос.
Например:
218+569+349+282=1418
474+569+349+26 =1418
Замечательный квадрат.
413
218
569
474
374
195
221
567
630
0
26
979
256
349
282
375
Числовая разминка
Реши пример в тетрадях и на доске, напиши сколько дней длилась
Курская битва?
20*Log525 + (0,1)-1
Ответ:
50 дней
Роль математики в военном деле.
В апреле 1942г. коллектив математиковпод руководством академика С.Н.Бернштейнаразработал и вычислил таблицы для определения местонахождения судна по радиопеленгам.Таблицы ускоряли штурманские расчеты примерно в 10 раз.
АкадемикБернштейн С.Н
Азнаете ли вы?
Решая примеры и записывая соответствующую букву, назови как называласьпереломная операцияСталинградского сражения?
1.1литр = ? дм3
2. Периметр пола со сторонами 8м и 6м
3. Сотка - ? (м2)
4. 1 радиан - ? В градусах
5. Log61= ?
6.4!=
Л
100
О
Ь
28
О
57
Ц
24
0
К
1
ответ: КОЛЬЦО
Оборона.
С 30 сентября по 5 декабря 1941 года Красная Армия вела тяжелые, кровопролитные бои под Москвой. Сложная обстановка потребовала эвакуации из Москвы ряда важнейших предприятий. Создавались новые рубежи обороны на ближних подступах к Москве. Формировались дивизии народного ополчения, город готовился к уличным боям. На строительство оборонительных сооружений было мобилизовано 450 000 жителей столицы, 75% из них составляли женщины. Сколько женщин участвовало в этом строительстве?
Оборона Москвы – противотанковые «Ежи»
Решение задачи:
1)450000х0,75=337500 женщин участвовало в обороне Москвы.
А знаете ли вы?
В октябре 1941 года враг совершил на Москву 31 налет. В этих налетах участвовало 2000 немецких самолетов, из них было сбито 278, к городу прорвалось только 72 самолета. Сколько вражеских самолетов не сумели прорваться к Москве?
Решение задачи:
1)2000-278=1722 самолета прорывались.
2)1722-72=1650 самолетов не прорвались к Москве.
А знаете ли вы?
В результате упорной обороны и контрударов в конце ноября - начале декабря последние попытки противника прорваться к Москве были сорваны. Советские войска переходили в наступление в трудных условиях, когда численное превосходство в живой силе, танках, самолетах было на стороне противника. Так группа армий “Центр” имела в своем составе 1 708 000 человек, 13 500 орудий и минометов, 1 170 танков, 615 самолетов, а Советские войска насчитывали личного состава на 608 000 человек меньше, орудий и минометов в 2 раза меньше, танков на 395 меньше, а самолетов больше на 385. Сколько живой силы, орудий и минометов , танков и самолетов было в советских войсках в начале контрнаступления под Москвой?
Решение задачи:
1)1708 000 – 608 000=1 100 000 человек имела Красная армия.
2)13500:2=6750 орудий и минометов.
3)1170-395=775 танков.
4)615+385=1000 самолетов.
А знаете ли вы?
На завершающем этапе Московской битвы Советская Армия нанесла противнику тяжелое поражение: из строя были выведены 16 дивизий и 1 бригада. 1 дивизия состоит из 17000 человек, а 1 бригада из 3000 человек. Сколько живой силы было потеряно противником?
Решение задачи:
1)17000х16+3000=272000+3000=275000 было потеряно противником живой силы.
Роль математики в военном деле.
Во время Великой Отечественной войны появилась еще одна проблема – обеспечение кучности боя и устойчивости артиллерийских снарядов при полете. Эту сложную математическую задачу успешно решил член-корреспондент Академии наук СССР Четаев Н. Г. Он предложил наивыгоднейшую крутизну нарезки ствола орудий, что позволило обеспечить кучность боя и устойчивость снарядов при полете
Четаев Н.Г.
Если бы наши танки имели меньшую скорость,чем немецкие;
-если бы наши самолеты не были лучше, чемнемецкие;
- если бы наши люди были несамоотверженные, умные, ловкие, сильные, то вряд ли мы победили в этой войне, товряд ли мы жили на этой счастливой земле?!
На основе работучёных - математиков– проводились важнейшие расчеты на прочность нетолько самолётов , но и танков, артиллерийских систем. Эти работы имели большое значение и для строительной механики.
Наши ученыеприближалиПобеду своим умом, талантом, самоотверженным трудом.
КТО БЫСТРЕЕ?
В таблице дано соотношение сил красной армии и германскими войсками.
Самыми страшными были первые месяцы войны. Разгромив под Киевом основные силы Юго-Западного фронта, отрезав Крым и с сентября 1941 года установив блокаду Ленинграда, германская армия вновь перенесла главные усилия на Московское направление. Начав операцию по захвату столицы СССР, названную “Тайфун”, немцы прорвали советскую оборону. Сотни тысяч человек попали в фашистский плен.
По данным таблицы вычислить:
Боевые силы и средства
Красная армия
Во сколько раз, Личный состав германских войск, превышал состав Красной армии
На сколько Количество танков Красной армии было меньше, чем у Германских войск
Германские войска
1250000
Во сколько раз Количество орудий , Германских войск, превышает количество орудий Красной армии
990
1800000
1700
7600
Во сколько раз Количество самолетов , Германских войск, превышает количество самолетов Красной армии
14000
667
1390
ответ: 1,44
ответ: 710
ответ: 1,84
ответ: 2,08
КТО БЫСТРЕЕ?
В самолетостроение .
В годы Великой Отечественной войны советские конструкторы создали немало образцов первоклассной военной техники. К их числу принадлежит и самый быстрый в те годы истребитель “ЯК-3” - детище конструкторского бюро прославленного советского авиаконструктора Александра Яковлева. Превзойти его скоростные данные конструкторам других стран тогда не удалось. Максимальная скорость “ЯК-3” была720 км/ч, а немецкого истребителя “Мессершмидт-109” на 120 км/ч меньше скорости “ЯК-3” и на 30 км/ч больше другого истребителя “Фокке-Вульф-190-А”. Найдите скорости немецких истребителей и сравните их со скоростью “ЯК-3”.
Решение задачи:
1)720-120=600 км/ч –скорость «Мессершмидт-109»
2)600-30=570 км./ч- скорость Фокке-Вульф-190-А”.
КТО БЫСТРЕЕ?
Кто из великихписателей составлял задачи по арифметике?(Ответ находится в кроссворде)
*Правильный восьмигранник
*Неопределяемое понятие,
* Часть прямой имеющая начало, но не имеет конца,
* Чётная тригонометрическая
функция,
* Единица измерения площади,
* Отрезок имеющий направление,
* Шаровой………..?
ОТВЕТ
Математики в военном деле.
В увеличении скорости самолетов и улучшении их технико-эксплуатационных показателей большую роль сыграли работы в области аэродинамики таких выдающихся математиков, как М. В. Келдыш, С. А. Християнович, Н. Е. Когин, А. А. Дорошницин, Н. Т. Четаев.
Келдыш М.В.
Четаев Н.Г.
Математики в военном деле.
Все математические исследования в комплексе с достижениями учёных из других областей науки позволилиА.С.ЯковлевуиС.А.Лавочкину создать грозные истребители,С.В.Илюшину – неуязвимые штурмовики, А.Н.Туполеву, Н.Н.Поликарпову -мощные бомбардировщики, заметно увеличить их скорость
Поликарпов Николай Николаевич
Ильюшин
Сергей Владимирович
Яковлев Александр Сергеевич
Туполев Андрей
Николаевич
Лавочкин Семен Алексеевич
Разгадайте ребус!
Расшифровать военную шифровку
.
( БАР)2, ,
с=2
ответ: «Барбаросса»
план Гитлера, который предусматривал завоевание СССР за 2 месяца
31
Математикинашей страны в период тягчайших испытаний проявили себякак подлинные патриоты, .
Их вклад состоит в использовании тех специфических знаний и умений, которыми обладаюттолько математики.
Обладаниеразума, изобретательности и точного расчета.
Использование физических законов и обширныхматематических расчетов,
Создание атомного и ракетного оружия
ОЧУМЕЛЫЕ РУЧКИ
Из всех фигур, что заработали команды во время боя, необходимо составить аппликацию
на тему:
«Военная артиллерия».
У какой команды получиться больше фигур.
Выигрывает та команда, у которой на аппликации больше геометрических фигур.