kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Вероятность. Понятие события и вероятности события"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит теоретический материал по теории вероятности, а также решение задач по данной теме. Дается определение события, вероятности события. Рассматривается решение задач на подбрасывание монеты, игрального кубика. Материал будет полезен при подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Вероятность. Понятие события и вероятности события" »

Основы теории вероятности  Основные понятия и определения

Основы теории вероятности

Основные понятия и определения

В современном мире автоматизации производства теория вероятности(Т.В) необходима специалистам для решения задач, связанных с выявлением возможного хода процессов, на которые влияют случайные факторы(например, ОТК: сколько бракованных изделий будет изготовлено). Возникла Т.В. в 17 веке в переписке Б. Паскаля и П.Ферма, где они производили анализ азартных игр. Советские и русские ученые также принимали участие в развитии этого раздела математики: П.Л. Чебышев, А.А. Марков, А.М. Ляпунов, А.Н. Колмогоров.

В современном мире автоматизации производства теория вероятности(Т.В) необходима специалистам для решения задач, связанных с выявлением возможного хода процессов, на которые влияют случайные факторы(например, ОТК: сколько бракованных изделий будет изготовлено). Возникла Т.В. в 17 веке в переписке Б. Паскаля и П.Ферма, где они производили анализ азартных игр. Советские и русские ученые также принимали участие в развитии этого раздела математики: П.Л. Чебышев, А.А. Марков, А.М. Ляпунов, А.Н. Колмогоров.

Определение 1 : Под случайным событием понимается всякое явление, о котором имеет смысл говорить, что оно происходит или не происходит. Событиями являются результаты различных опытов, измерений, наблюдений .

Определение 1 :

Под случайным событием понимается всякое явление, о котором имеет смысл говорить, что оно происходит или не происходит.

Событиями являются результаты различных опытов, измерений, наблюдений .

Примеры: Из ящика с разноцветными шарами наугад вынимают черный шар. При бросании игральной кости выпала цифра 7. При телефонном вызове абонент оказался занят. Вы вытащили черный шар.

Примеры:

  • Из ящика с разноцветными шарами наугад вынимают черный шар.
  • При бросании игральной кости выпала цифра 7.
  • При телефонном вызове абонент оказался занят.
  • Вы вытащили черный шар.

Определение 2 : Достоверным назовем событие которое обязательно произойдет при выполнении определенного количества условий(4 пример). Определение 3 : Невозможным назовем событие которое не происходит при выполнении определенного количества условий(2 пример). Случайные события обозначаются большими латинскими буквами A , B , C , …

Определение 2 :

Достоверным назовем событие которое обязательно произойдет при выполнении определенного количества условий(4 пример).

Определение 3 :

Невозможным назовем событие которое не происходит при выполнении определенного количества условий(2 пример).

Случайные события обозначаются большими латинскими буквами A , B , C ,

Определение 4 : Два события называются несовместными , если появление одного из них исключает появление другого. В противном случае события называются   совместными.

Определение 4 :

Два события называются несовместными , если появление одного из них исключает появление другого. В противном случае события называются  совместными.

Примеры: 1) При подбрасывании монеты появление цифры исключает одновременное появление герба: 2) Есть билет лотереи «Русское лото»:

Примеры:

1) При подбрасывании монеты появление цифры исключает одновременное появление герба:

2) Есть билет лотереи «Русское лото»:

Оказывается, что при многократном повторении опыта частота события принимает значения, близкие к некоторому постоянному числу. Например, при многократном бросании игральной кости частота выпадения каждого из чисел очков от 1 до 6 колеблется около числа Многократно проводились опыты бросания однородной монеты, в которых подсчитывали число появления «герба», и каждый раз, когда число опытов достаточно велико, частота события «выпадения герба» незначительно отличалась от для наглядности рассмотрим таблицу результатов, полученных в 18 веке французским естествоиспытателем Жоржем Луи Леклерк Бюффоном (1707 – 1788) и в начале 20 века – английским статистиком Карлом Пирсоном (1857 – 1936).

Оказывается, что при многократном повторении опыта частота события принимает значения, близкие к некоторому постоянному числу. Например, при многократном бросании игральной кости частота выпадения каждого из чисел очков от 1 до 6 колеблется около числа

Многократно проводились опыты бросания однородной монеты, в которых подсчитывали число появления «герба», и каждый раз, когда число опытов достаточно велико, частота события «выпадения герба» незначительно отличалась от для наглядности рассмотрим таблицу результатов, полученных в 18 веке французским естествоиспытателем Жоржем Луи Леклерк Бюффоном (1707 – 1788) и в начале 20 века – английским статистиком Карлом Пирсоном (1857 – 1936).

Экспериментатор Ж. Бюффон Число бросаний 4040 К. Пирсон Число выпадений герба Частота 2048 12000 К. Пирсон 0,5080 6014 24000 0,5016 12012 0,5006

Экспериментатор

Ж. Бюффон

Число бросаний

4040

К. Пирсон

Число выпадений герба

Частота

2048

12000

К. Пирсон

0,5080

6014

24000

0,5016

12012

0,5006

Если возможные исходы (результаты) опыта являются событиями несовместными, достоверными, то каждый из результатов испытания назовем элементарным исходом . Те элементарные исходы, при которых интересующее нас событие наступает назовем благоприятствующими этому событию исходами. Определение 5 :  (классическое определение вероятности) Вероятностью события А называется отношение числа m элементарных исходов, благоприятствующих этому событию, к общему числу элементарных исходов испытания n . Обозначение:

Если возможные исходы (результаты) опыта являются событиями несовместными, достоверными, то каждый из результатов испытания назовем элементарным исходом . Те элементарные исходы, при которых интересующее нас событие наступает назовем благоприятствующими этому событию исходами.

Определение 5 :

(классическое определение вероятности)

Вероятностью события А называется отношение числа m элементарных исходов, благоприятствующих этому событию, к общему числу элементарных исходов испытания n .

Обозначение:

Свойства 1 0 . 2 0 . Для достоверного события m = n и P ( a )=1. 3 0 . Для невозможного события m =0 и P ( a )=0.

Свойства

1 0 .

2 0 . Для достоверного события m = n и P ( a )=1.

3 0 . Для невозможного события m =0 и P ( a )=0.

Задачи по теме: «Вероятность. Понятие события и вероятности события»

Задачи по теме:

«Вероятность. Понятие события и вероятности события»

1. В урне 3 белых и 9 черных шаров. Из урны наугад вынимается 1 шар. Какова вероятность того, что вынутый шар окажется черным? Решение: Количество всех возможных результатов n=3+9=12.  Опытов, в результате которых может быть вынут черный шар m=3.   Ответ: 0, 25

1. В урне 3 белых и 9 черных шаров. Из урны наугад вынимается 1 шар. Какова вероятность того, что вынутый шар окажется черным?

Решение:

Количество всех возможных результатов n=3+9=12.

Опытов, в результате которых может быть вынут черный шар m=3.

Ответ: 0, 25

2.  Брошена игральная кость. Какова вероятность событий: А - выпало 1 очко; В - выпало 2 очка? Решение: Количество всех возможных результатов n= 6 (все грани) . а) Количество граней, на которых всего 1 очко m=1: б) количество граней, на которых всего 2 очка m=1: Ответ: и

2. Брошена игральная кость. Какова вероятность событий: А - выпало 1 очко; В - выпало 2 очка?

Решение:

Количество всех возможных результатов n= 6 (все грани) .

а) Количество граней, на которых всего 1 очко m=1:

б) количество граней, на которых всего 2 очка m=1:

Ответ: и

3. Брошены 2 игральные кости. Какова вероятность событий: А - выпадения в сумме не менее 9 очков; В - выпадения 1 очка по крайней мере на одной кости? Решение:  I  II 1 1 2 2 3 3 4 4 5 5 6 6 Получили, что возможно n=36 результатов испытаний

3. Брошены 2 игральные кости. Какова вероятность событий: А - выпадения в сумме не менее 9 очков; В - выпадения 1 очка по крайней мере на одной кости?

Решение:

I II

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

Получили, что возможно n=36 результатов испытаний

Для события А получаем: I  II 1 1 2 2 3 3 4 4 5 5 6 6 m =10:

Для события А получаем:

I II

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

m =10:

Для события В получаем: I  II 1 1 2 2 3 3 4 4 5 5 6 6 m =11: Ответ:

Для события В получаем:

I II

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

m =11:

Ответ:

4. Монета брошена 2 раза. Какова вероятность события: А - выпадет одновременно два герба? Решение: Сколько всего возможно результатов опыта? ГГ, ГР, РГ, РР Таким образом, всего возможно результатов n=4, нас интересующий результат возможен только один раз m=1 , поэтому Ответ: 0,25

4. Монета брошена 2 раза. Какова вероятность события: А - выпадет одновременно два герба?

Решение:

Сколько всего возможно результатов опыта?

ГГ,

ГР,

РГ,

РР

Таким образом, всего возможно результатов n=4, нас интересующий результат возможен только один раз m=1 , поэтому

Ответ: 0,25

5 . Набирая номер телефона вы забыли последнюю цифру и набрали её наугад. Какова вероятность того, что набрана нужная вам цифра? Решение: n=10 Сколько всего цифр? Вы забыли только последнюю цифру, значит m = ? Тогда, Ответ: 0,1

5 . Набирая номер телефона вы забыли последнюю цифру и набрали её наугад. Какова вероятность того, что набрана нужная вам цифра?

Решение:

n=10

Сколько всего цифр?

Вы забыли только последнюю цифру, значит m = ?

Тогда,

Ответ: 0,1

6. Из слова « математика » выбирается наугад одна буква. Какова вероятность того, что это будет буква « м »? Решение:  n – количество букв в слове, а m - количество нужной нам буквы « м ». Ответ: 0, 2

6. Из слова « математика » выбирается наугад одна буква. Какова вероятность того, что это будет буква « м »?

Решение:

n – количество букв в слове, а m - количество нужной нам буквы « м ».

Ответ: 0, 2

7. В коробке имеется 3 кубика: чёрный, красный и белый. Вытаскивая кубики наугад, мы ставим их последовательно друг за другом. Какова вероятность того, что в результате получится последовательность: красный, чёрный, белый? Решение : n =6 Сколько всего возможно результатов опыта? Пусть Ч – черный кубик, К – красный кубик, Б – белый кубик, тогда ЧКБ, ЧБК, БЧК, БКЧ, КЧБ, КБЧ. Ответ:

7. В коробке имеется 3 кубика: чёрный, красный и белый. Вытаскивая кубики наугад, мы ставим их последовательно друг за другом. Какова вероятность того, что в результате получится последовательность: красный, чёрный, белый?

Решение :

n =6

Сколько всего возможно результатов опыта?

Пусть Ч – черный кубик, К – красный кубик, Б – белый кубик, тогда

ЧКБ, ЧБК, БЧК, БКЧ, КЧБ, КБЧ.

Ответ:

8. В мешке 50 деталей, из них 5 окрашено. Наугад вынимают одну деталь. Найти вероятность того, что данная деталь окрашена. Решение: Сколько всего возможно результатов опыта? Сколько можно вынуть деталей и окрашенных, и неокрашенных? n=50 Из них можно вынуть только 5 окрашенных деталей, поэтому m=5 Таким образом, получаем: Ответ: 0,1

8. В мешке 50 деталей, из них 5 окрашено. Наугад вынимают одну деталь. Найти вероятность того, что данная деталь окрашена.

Решение:

Сколько всего возможно результатов опыта? Сколько можно вынуть деталей и окрашенных, и неокрашенных?

n=50

Из них можно вынуть только 5 окрашенных деталей, поэтому

m=5

Таким образом, получаем:

Ответ: 0,1

9. Из урны, в которой находится 4 белых, 9 чёрных и 7 красных шаров, наугад вынимают один шар. Какова вероятность событий: А - появление белого шара; В - появление чёрного шара; С - появление красного шара; D - появление зелёного шара? Решение: Количество всех возможных результатов n= 4 +9 +7 =2 0 .  Опытов, в результате которых может быть вынут белый шар m= 4. Опытов, в результате которых может быть вынут черный шар m= 9. Опытов, в результате которых может быть вынут красный шар m= 7. Опытов, в результате которых может быть вынут зеленый шар m= 0 и P(D)=0 . Ответ:

9. Из урны, в которой находится 4 белых, 9 чёрных и 7 красных шаров, наугад вынимают один шар. Какова вероятность событий: А - появление белого шара; В - появление чёрного шара; С - появление красного шара; D - появление зелёного шара?

Решение:

Количество всех возможных результатов n= 4 +9 +7 =2 0 .

Опытов, в результате которых может быть вынут белый шар m= 4.

Опытов, в результате которых может быть вынут черный шар m= 9.

Опытов, в результате которых может быть вынут красный шар m= 7.

Опытов, в результате которых может быть вынут зеленый шар m= 0 и P(D)=0 .

Ответ:

10. Две грани симметричного кубика окрашены в синий цвет, три – в зелёный, и одна – в красный. Кубик подбрасывают один раз. Какова вероятность того, что верхняя грань кубика окажется зелёной? Решение: Сколько всего возможно результатов опыта? У кубика всего 6 граней, поэтому возможно 6 результатов опыта: n=6 Как найти m ? Для этого нужно посчитать грани кубика, интересующего нас цвета, т.е. m=3 Тогда вероятность того, что верхняя грань кубика окажется зеленой будет равна: Ответ: 0,5

10. Две грани симметричного кубика окрашены в синий цвет, три – в зелёный, и одна – в красный. Кубик подбрасывают один раз. Какова вероятность того, что верхняя грань кубика окажется зелёной?

Решение:

Сколько всего возможно результатов опыта?

У кубика всего 6 граней, поэтому возможно 6 результатов опыта: n=6

Как найти m ? Для этого нужно посчитать грани кубика, интересующего нас цвета, т.е. m=3

Тогда вероятность того, что верхняя грань кубика окажется зеленой будет равна:

Ответ: 0,5

11. Цифры 1,2,3,…, 9 , выписанные на отдельные карточки, складывают в ящик и тщательно перемешивают. Наугад вынимают одну карточку. Найти вероятность того, что число, написанное на этой карточке: а) чётное; б) нечётное; в) однозначное; г) двухзначное.

11. Цифры 1,2,3,…, 9 , выписанные на отдельные карточки, складывают в ящик и тщательно перемешивают. Наугад вынимают одну карточку. Найти вероятность того, что число, написанное на этой карточке: а) чётное; б) нечётное; в) однозначное; г) двухзначное.

Решение: Общее количество опытов – это количество карточек, которые будут сделаны по условию задачи: n=9 а) Чётные числа от 1 до 9 – 2, 4, 6, 8   m= 4 Тогда, m=5 Тогда, б) Нечётные числа − 1, 3, 5, 7, 9,   в) Все числа от1 до 9 однозначные, т.к. состоят из одного знака  m=9, тогда, г) Соответственно, двухзначных чисел среди них нет и m=0  и Ответ:

Решение:

Общее количество опытов – это количество карточек, которые будут сделаны по условию задачи:

n=9

а) Чётные числа от 1 до 92, 4, 6, 8

m= 4

Тогда,

m=5

Тогда,

б) Нечётные числа − 1, 3, 5, 7, 9,

в) Все числа от1 до 9 однозначные, т.к. состоят из одного знака 

m=9,

тогда,

г) Соответственно, двухзначных чисел среди них нет и m=0 и

Ответ:

Дома:  Монета бросается 3 раза подряд. Найти вероятность событий: А - число выпадений герба больше числа выпадений решки; В - выпадает два герба; С - результаты всех бросаний одинаковы.  Из урны, в которой находится 3 белых, 4 чёрных и 5 красных шаров, наудачу вынимается один шар. Какова вероятность событий: А - появление белого шара; В – появление чёрного шара; С - появление жёлтого шара; D - появление красного шара.

Дома:

  • Монета бросается 3 раза подряд. Найти вероятность событий: А - число выпадений герба больше числа выпадений решки; В - выпадает два герба; С - результаты всех бросаний одинаковы.
  • Из урны, в которой находится 3 белых, 4 чёрных и 5 красных шаров, наудачу вынимается один шар. Какова вероятность событий: А - появление белого шара; В – появление чёрного шара; С - появление жёлтого шара; D - появление красного шара.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
"Вероятность. Понятие события и вероятности события"

Автор: Назарова Маргарита Алексеевна

Дата: 04.09.2015

Номер свидетельства: 228543

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект урока "Понятие о вероятности" 5 класс "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-poniatiie-o-vieroiatnosti-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "148358"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419676638"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект и презентация к уроку "Понятие о вероятности. Решение задач" "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-i-priezientatsiia-k-uroku-poniatiie-o-vieroiatnosti-rieshieniie-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "148360"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419677312"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "урок по теме Вероятность "
    ["seo_title"] => string(27) "urok-po-tiemie-vieroiatnost"
    ["file_id"] => string(6) "103228"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402573614"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Конспект урока на тему "Решение задач на классическое определение вероятности и теоремы сложения и умножения вероятностей""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_na_temu_reshenie_zadach_na_klassicheskoe_opredelenie_veroiatnosti"
    ["file_id"] => string(6) "604146"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1649077806"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока по математике: "Теория вероятности""
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-po-matiematikie-tieoriia-vieroiatnosti"
    ["file_id"] => string(6) "260592"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448981397"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства