Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 1 классе, презентация для урока»
МБОУ «СОШ №9»
КОНСПЕКТ УРОКА
ФОРМА УРОКА
УРОК - ПУТЕШЕСТВИЕ
ТЕМА УРОКА:
«Закрепление пройденного.
Решение задач изученных типов
на основе связи целое – часть»
Учитель начальных классов
Широбокова Светлана Николаевна
1 класс
УМК: ОС «Школа 2100» Математика, 1 класс, Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких: М., Баласс, 2011.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор с экраном, авторская презентация, музыкальное сопровождение к презентации и физкультминутке.
Цели и задачи урока:
Продолжить формирование умений решать задачи изученных типов на основе связи целое – часть; продолжить работу над вычислительными навыками учащихся в пределах 10; совершенствовать умения различать геометрические фигуры.
Создавать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке:
организовать двигательную активность, гимнастику для глаз.
Развивать познавательный интерес к предмету через дидактическую игру, развивать воображение детей, их мышление и внимание.
Создавать условия для сплочённости детского коллектива; воспитывать доброжелательные отношения между учениками.
Технический комментарий к презентации:
В 1 классе изучение математики связано с использованием наглядного материала. В данной разработке главную роль играет презентация. В ней компактно, наглядно, доступно и со значительной экономией времени представлены все этапы урока.
Презентация содержит 30 слайдов. На данном уроке предполагается использование звуковых эффектов (в том числе на слайде с физкультминуткой).
Ученики совершают путешествие, ориентируясь по карте.
Переход от слайда к слайду выполняется по щелчку мыши. На отдельных слайдах предусмотрена проверка выполнения задания, которая осуществляется так же по щелчку.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСТРОЯ.
СЛАЙД 1. Звучит песня «Приходи, сказка»
Сегодня у нас необычный урок. Урок - путешествие. Мы отправимся в путешествиедалекое, интересное, сказочное.
На слайде: Прозвенел звонок, Начинается урок. В путешествие пойдём. В страну сказок попадём. Слушай, думай, наблюдай, Героям сказок помогай.
Если вы не так уж боитесь Кащея Или Бармалея и бабу Ягу Приходите в гости к нам поскорее Там, где зелёный дуб на берегу. Там гуляет чёрный котище учёный, Пьёт он молоко и не ловит мышей. Это настоящий кот говорящий, А на цепи сидит Горыныч змей. Приходите в гости к нам поскорей, Приходите в гости к нам, Кот про всё расскажет вам, Потому что он видел всё сам. (заглушить музыку постепенно)
– А куда же мы с вами пойдём? Маршрут нашего путешествия нам подскажет письмо.
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ УРОКА, ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.
СЛАЙД 2. Здравствуйте, ребята!
Со мной случилось несчастье. Я спешила к вам, чтобы поделиться самым важным, чем владею.
Злая колдунья, узнав про это, наложила на меня проклятье, замуровав меня в дереве.
Но это колдовство можно разрушить. Для этого вы должны преодолеть все испытания, научиться решать примеры и задачи.
Только так вы можете мне помочь. Действовать надо быстро и дружно.
Ваш друг.
СЛАЙД 3. Вот так я выгляжу сейчас! В дорогу, друзья!
– Ребята, вы не догадываетесь, кто автор этого письма? Хотите узнать? Тогда поспешим на помощь. Но куда идти? Что помогает путешественнику не сбиться с пути? (карта) СЛАЙД 4.
– Путешествовать всегда веселее с друзьями. Давайте и мы возьмём с собой друга. Угадайте загадку.
Из муки его слепили, Потом в печку посадили, На окошке он студился, По дорожке покатился. Был он весел, был он смел, И в пути он песню пел. Съесть его хотел зайчишка, Серый волк и бурый мишка. А когда малыш в лесу Встретил рыжую лису, От неё уйти не смог. Кто же это? КОЛОБОК
А вот и наш герой. Он предлагает нам пройти первое испытание.
Как вы думаете, ребята, какие испытания нас ждут, что нам предстоит сегодня делать на уроке?
3. ПОВТОРЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА.
СЛАЙД 5.(друг за другом выплывают понятия) Дети хором читают.
ЗНАКИ
ДЕЙСТВИЯ
ЧАСТИ, ЦЕЛОЕ
КОМПОНЕНТЫ
УРАВНЕНИЕ
ЗАДАЧА
– Какие знаки мы знаем?
– Какое действие обозначает знак «+»?
– Какой знак уменьшает число?
– Сколько частей может содержаться в целом?
– Как найти неизвестную часть?
– Как называются компоненты при вычитании? Что в этом выражении будет целым? Каким действием оно находится?
– Что такое вычитаемое? Как находится неизвестное вычитаемое?
– Как называются части при сложении? Сколько слагаемых может быть в сумме?
– Зачем нам надо знать названия компонентов и их взаимосвязь?
– Что такое уравнение?
– Из каких частей состоит задача? Что значит «решить задачу»?
Молодцы! Вернёмся к дубу, может нам уже удалось снять чары злой колдуньи?СЛАЙД 6.
Пока ещё не всё у нас получилось. Продолжим наше путешествие. Катится, катится наш колобок по дорожке, а навстречу ему... (заяц)СЛАЙД 7.
Если выполнишь заданье, Я тебя без наказанья В путь далёкий провожу И дорогу укажу. А если не решишь мои задачи, Не видать тебе удачи!
СЛАЙД 8.
Нас ждет непростой путь, много математических преград будет в сказочном лесу. А вот и новое испытание.
УСТНЫЙ СЧЁТ.
СЛАЙД 9.
«Найдите пару». Соедините выражения с одинаковыми значениями.
После каждого правильного ответа – щелчок. Последний пример открыть после предложенных ответов детей.
К последнему выражению нет пары. Давайте попробуем угадать, какое выражение может быть спрятано. (Дети предлагают свои варианты ответов)
СЛАЙД 10.Молодцы, ребята. Давайте посмотрим, удалось ли нам снять чары злой колдуньи. Заяц выполнил своё обещание – отпустил Колобка. Продолжим наше путешествие? Кого мы встретим впереди?
СЛАЙД 11.Катится Колобок по лесу, а ему навстречу Серый Волк (рёв волка) В Колобках он знает толк. Чтобы Волк его не съел, Колобочек наш запел. Но волк не стал слушать Колобка.
С песней, Колобочек, не спеши, Лучше ты задачи мне реши. Уравненьем их решишь, Дальше смело побежишь.
РЕШЕНИЕ ПРОСТЫХ ЗАДАЧ ИЗУЧЕННЫХ ТИПОВ НА ОСНОВЕ СВЯЗИ ЦЕЛОЕ – ЧАСТЬ.
СЛАЙД 12.
– Какая задача стоит перед нами? РЕШЕНИЕ ПРОСТЫХ ЗАДАЧ
На доске:
Белка – 3 гр. Белка – 3 гр.
7 гр. ? гр.
Ёжик – ? гр. Ёжик – 4 гр.
Нашла – 5 гр. Нашла – ? гр.
Подарила – ? гр. Подарила – 3гр.
Ост. – 3 гр. Ост. – 5 гр.
Нашла – 9 гр. Белка – 4 гр.
Подарила – 4 гр. Ёжик – ? на 2 гр. ? гр.
Ост. – ? гр
6
Белка – 6 гр.
на ск. ? 4
Ёжик – 4 гр.
Задания:
Р
асскажите задачи по краткой записи.
Я называю номер задачи – вы показываете цветной квадрат: целое –
часть – (учитель раскрашивает в соответствующий цвет кружок с номером задачи)
Указать названия компонентов и как они находятся.
Как называется задача под цифрой 7? (на разностное сравнение). Каким цветом мы обозначим эту задачу? (С опорой на схему учащиеся делают вывод).
Решите задачи под цифрой 3 и 4 уравнением (на выбор).
СамопроверкаСЛАЙД 13.
5 – х = 3
х = 5 – 3
х = 2
5 – 2 = 3
3 = 3
Ответ:2
х - 3 = 5
х = 5 + 3
х = 8
8 - 3 = 5
5 = 5
Ответ:8
Давайте посмотрим, удалось ли нам расколдовать героя, который спешил к нам на помощь.СЛАЙД 14.
6. ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.
Покатился колобок дальше. Устал наш колобок и решил он отдохнуть. Давайте и мы отдохнём.СЛАЙД 15 - 16. Физминутка для глаз.
7. РАБОТА НАД СОСТАВНОЙ ЗАДАЧЕЙ.
А теперь снова в путь. СЛАЙД 17.Катится Колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему Медведь.
Колобок наш испугался, На пенёк скорей забрался. Только начал песню петь, Как медведь давай реветь. РЫЧАНИЕ МЕДВЕДЯ
Ты не пой мне, Колобок, Не заговаривай зубок. Лучше ты реши, дружок, сложную задачу Но задачу не простую,
А задачу составную.
– Попробуем, ребята?СЛАЙД 18.
– Почему эти задачи так называются?
СЛАЙД 19.
Ребята, поможем Колобку? Для начала небольшая разминка.
Посмотрите на первую схему. Что неизвестно: целое или часть? (Дети поднимают соответствующий квадрат).Как найти целое? Сколько частей в целом? Чему оно равно?
Что неизвестно на второй схеме?Сколько частей в целом? Как найти неизвестную часть? (два способа) Чему равна найденная часть?
Обратите внимание на 3-ю схему. Что вы заметили? Что неизвестно?Как найти неизвестную часть, если две другие неизвестны?
СЛАЙД 20.А теперь приступим к задаче. Продолжите текст «На поляне играли бельчата и зайчата...»
– Что неизвестно в задаче? (Часть и целое). Что в задаче является частью? (количество зайчат). Что в задаче целое? (количество животных)
Работа со схемой:
– Обратите внимание на схему. Что известно в задаче? Какой отрезок обозначает количество бельчат? Сколько было бельчат?
– Что обозначает второй отрезок? (количество зайчат)
Повторите, что сказано про зайчат. Что значит «на 2 больше»? (столько жеи ещё 2)
– Узнав неизвестную часть, каким будет следующее наше действие? (узнаем целое) Каким действием мы найдём целое?
Работа с выражениями:
– Выберите среди выражений то, которое будет первым действием в задаче. Что мы узнаем этим действием?
– Каким будет второе действие?
Записать в тетради краткую запись и решение задачи.
После решения – проверкаСЛАЙД 21
Медведь порадовался за ребят и отпустил Колобка.
А что же происходит с заколдованным деревом?
СЛАЙД 22.Нужно освободить сову, сняв с неё заклятие.
8.ФИЗМИНУТКА
Колобок наш утомился, В домике расположился. Вмиг поднимем дух ему, Вам зарядка по уму.
- Сколько хвостов у четырёх котов? (наклоны вперёд)
- Сколько ушей у трёх мышей? (приседания)
- Сколько носов у семерых псов? (прыжки)
- Сколько лап у двух медвежат? (повороты влево-вправо)
Колобок отдохнул и покатился дальше по сказочному лесу, напевая весёлую песенку, и привела его дорожка вот на такую замечательную поляну, где он и встретил Лису. СЛАЙД 23
9. РАБОТА НАД ГЕОМЕТРИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ
Вот лиса к нему идёт И такую речь ведёт.
Хоть ты от Дедушки ушел,
И от Бабушки ушел,
А сейчас мне на зубок
Угодишь, ты, Колобок!
Но могу я тебя отпустить,
Если сможешь ты мне угодить.
А задание Лисы непростое. Перед вами её портрет. СЛАЙД 25Наша лесная модница просит вас описать её портрет. Назовите все геометрические фигуры, из которых он состоит, и укажите, сколько их.
прямоугольников – 2
ромб – 1
треугольников – 6
овалов – 3
кругов -2
прямых -3
Угадайте фигуру по описанию «Замкнутая ломаная линия, состоит из 4 звеньев, имеет 4 угла, но углы не прямые (ромб)По щелчку ромб меняет цвет. А какие углы имеет ромб? Спасибо, ребята, теперь наша модница стала ещё краше. На радостях отпустила она Колобка. Покатился наш сказочный герой прямо к волшебному дереву.
10. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Ребята, кого мы с вами расколдовали?
СЛАЙД 26Сова считается символом мудрости.
Ребята, а вы догадались, чем сова спешила поделиться с вами? А как вы считаете, смогла она поделиться с вами знаниями? Какие же знания вы приобрели за урок?
СЛАЙД 27И Колобок, и мудрая Сова благодарят вас.Они вами очень довольны. А вы сами как оцениваете свою работу на уроке?
11. САМООЦЕНКА
СЛАЙД 28Нарисовать смайлик.
СЛАЙД 29 Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!