Актуальной проблемой современного общества является развитие самостоятельной личности, владеющей инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющей находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить и вступать в дискуссию, коммуникацию.
В учебной деятельности учащихся существуют две стороны: формирование знаний (понятий, представлений и т.п.) и формирование способов работы с учебным материалом. Под способами работы имеют в виду приёмы умственной деятельности, овладение которыми является необходимым компонентом формирования знаний. К ним относятся сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, абстрагирование. Обучение, которое сводится лишь к накоплению знаний, а не формирует у ребёнка умение думать, не формирует вышеперечисленных операций, малоэффективно для умственного развития.
Следовательно, одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой; делать вывод, обосновывая свои суждения, и, в конечном счёте, самостоятельно приобретать знания.
Логические приёмы и операции являются основными компонентами логического мышления, которое начинает интенсивно развиваться именно в младшем школьном возрасте. Установлено, что формирование и развитие основных логических структур мышления происходит в возрасте от 5 до 11 лет, т. е. в период обучения ребёнка в начальной школе.