kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Создание проблемных ситуаций на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Т.В.Кудрявцев указывал на то, что “проблемное обучение заключается в создании (организации) перед учащимися проблемных ситуаций, осознании, “принятии” и разрешении этих ситуаций в процессе совместной деятельности учащихся и учителя при максимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего”.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Создание проблемных ситуаций на уроках математики »

Создание проблемной ситуации на уроках математики Тарасова Алена Петровна МБОУ СОШ №2 г. Пыть-Ях

Создание проблемной ситуации на уроках математики

Тарасова Алена Петровна

МБОУ СОШ №2 г. Пыть-Ях

« Если мы будем учить сегодня так,  как мы учили вчера,  мы украдем у детей завтра».    Джон Дьюи.

« Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера,

мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи.

Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия. Обучение больше не заключается в том, что ученик получает от учителя некую информацию и осваивает ее. Сегодня ученик сам строит свое знание.

Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия.

Обучение больше не заключается в том, что ученик получает от учителя некую информацию и осваивает ее. Сегодня ученик сам строит свое знание.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
  • Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.
  • Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели бы сделать самостоятельное приложение этих сведений»  Л. Толстой.
  • «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели бы сделать самостоятельное приложение этих сведений»
  • Л. Толстой.
Важность проблемы – развитие творческих способностей учащихся - обусловлена двумя основными причинами. Первая из них – падение интереса к учебе. Вторая причина в том, что даже те ученики, которые, казалось бы, успешно справляются с программой, теряются, как только оказываются в нестандартной ситуации.
  • Важность проблемы – развитие творческих способностей учащихся - обусловлена двумя основными причинами.
  • Первая из них – падение интереса к учебе.
  • Вторая причина в том, что даже те ученики, которые, казалось бы, успешно справляются с программой, теряются, как только оказываются в нестандартной ситуации.
Для учителя и для школы особенно актуальными в настоящее время являются вопросы: Как обучать? С помощью чего учить?  Как проверить достижение новых образовательных результатов?
  • Для учителя и для школы особенно актуальными в настоящее время являются вопросы:
  • Как обучать?
  • С помощью чего учить?
  • Как проверить достижение новых образовательных результатов?
Учебно-воспитательный процесс начинается с урока и им же заканчивается. Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в условиях системно-деятельностного подхода в условиях ФГОС ООО существенно меняется его функция, форма организации.
  • Учебно-воспитательный процесс начинается с урока и им же заканчивается. Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в условиях системно-деятельностного подхода в условиях ФГОС ООО существенно меняется его функция, форма организации.
“ Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация”
  • Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация”

С.Л.Рубинштейн

Проблемное обучение заключается в создании перед учащимися проблемных ситуаций, осознании, “принятии” и разрешении этих ситуаций в процессе совместной деятельности учащихся и учителя при максимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего”.

Т.В.Кудрявцев

Обязательным элементом современного урока является учебная проблема:

Обязательным элементом современного урока является учебная проблема:

  • учитель может лично заострить противоречие и сообщить учебную проблему;
  • учащиеся совершенно самостоятельно осознают противоречие и формулируют проблему.
  • Наиболее характерной для уроков математики является проблемная ситуация "с затруднением".
Проблемная ситуация

Проблемная ситуация "с затруднением" возникает, когда учитель дает ученикам практическое задание:

  • невыполнимое вообще из-за нехватки знаний;
  • невыполнимое из-за непохожести на предыдущие задания;
  • невыполнимое, но сходное с предыдущими.
В первых двух случаях ученики, не справившись с заданием, испытывают явное затруднение.  В третьем случае школьники, не замечая подвоха, применяют уже известный им способ, и затруднение возникает лишь после того, как учитель доказывает, что задание ими все-таки не выполнено.
  • В первых двух случаях ученики, не справившись с заданием, испытывают явное затруднение.
  • В третьем случае школьники, не замечая подвоха, применяют уже известный им способ, и затруднение возникает лишь после того, как учитель доказывает, что задание ими все-таки не выполнено.
Для вывода учеников из проблемной ситуации учитель разворачивает диалог, побуждающий их к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Постановка учебной проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и побуждении учеников к осознанию ее противоречия и формулированию темы урока или вопроса. Затем выдвигается и проверяется гипотеза и делаются выводы.
  • Для вывода учеников из проблемной ситуации учитель разворачивает диалог, побуждающий их к осознанию противоречия и формулированию проблемы.
  • Постановка учебной проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и побуждении учеников к осознанию ее противоречия и формулированию темы урока или вопроса. Затем выдвигается и проверяется гипотеза и делаются выводы.
Рассмотрим некоторые примеры проблемных ситуаций на уроках математики:

Рассмотрим некоторые примеры проблемных ситуаций на уроках математики:

Урок в 6 классе «Сложение десятичных дробей»

Урок в 6 классе «Сложение десятичных дробей»

  • Задание – сложить десятичные дроби.
Урок в 6 классе «Сумма углов треугольника» Построить треугольник с углами  120º , 90º и 130º.

Урок в 6 классе «Сумма углов треугольника»

  • Построить треугольник с углами

120º , 90º и 130º.

  • Построить произвольный треугольник.
α β 90 ° γ 30 ° 50 ° ∑ сумма 60 ° 50 ° 50 ° 20 ° 100 ° 80 ° 30 ° 80 ° 70 ° 80 ° 20 ° 60 ° 90 ° 60 ° 60 °

α

β

90 °

γ

30 °

50 °

сумма

60 °

50 °

50 °

20 °

100 °

80 °

30 °

80 °

70 °

80 °

20 °

60 °

90 °

60 °

60 °

Урок в 6 классе «Две окружности на плоскости»

Урок в 6 классе «Две окружности на плоскости»

Урок геометрии в 7 классе «Смежные и вертикальные углы»

Урок геометрии в 7 классе «Смежные и вертикальные углы»

Урок геометрии в 7 классе «Неравенство треугольника» Построить с помощью циркуля и линейки треугольник со сторонами:  а) 4 см; 5 см; 6 см;  б) 8 см; 4 см; 5 см;  в) 2 см; 3 см; 5 см  Каждая сторона треугольника меньше  суммы двух других сторон

Урок геометрии в 7 классе «Неравенство треугольника»

  • Построить с помощью циркуля и линейки треугольник со сторонами: а) 4 см; 5 см; 6 см;

б) 8 см; 4 см; 5 см;

в) 2 см; 3 см; 5 см

Каждая сторона треугольника меньше

суммы двух других сторон

Урок геометрии в 8 классе «Площадь треугольника» Задача: “Найдите площадь S прямоугольного треугольника, если один из катетов 3 см, а другой – 4 см.” прямоугольник Задача “Найти площадь любого остроугольного треугольника”.  параллелограмм

Урок геометрии в 8 классе «Площадь треугольника»

  • Задача: “Найдите площадь S прямоугольного треугольника, если один из катетов 3 см, а другой – 4 см.”

прямоугольник

  • Задача “Найти площадь любого остроугольного треугольника”.

параллелограмм

  • Задача “Найти площадь произвольного треугольника”.
Организация проблемных ситуаций на уроках математики являются эффективным подходом к преподаванию предмета. Повышается не только уровень знаний ученика, но и его мыслительная активность. Анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, он сам получает из него новую информацию.
  • Организация проблемных ситуаций на уроках математики являются эффективным подходом к преподаванию предмета. Повышается не только уровень знаний ученика, но и его мыслительная активность. Анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, он сам получает из него новую информацию.
Создание проблемных ситуаций на уроках математики не только формирует ту систему УУД, которая предусмотрена программой, но и развивает у школьников творческую активность Необходимо давать ему возможность экспериментировать и не бояться ошибок, воспитывать у учащихся смелость.
  • Создание проблемных ситуаций на уроках математики не только формирует ту систему УУД, которая предусмотрена программой, но и развивает у школьников творческую активность Необходимо давать ему возможность экспериментировать и не бояться ошибок, воспитывать у учащихся смелость.
В соответствии с новыми стандартами, нужно усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. 
  • В соответствии с новыми стандартами, нужно усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. 
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Создание проблемных ситуаций на уроках математики

Автор: Тарасова Алёна Петровна

Дата: 02.11.2015

Номер свидетельства: 246989

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Урок математики «Умножение и вычитание: порядок выполнения действий». "
    ["seo_title"] => string(75) "urok-matiematiki-umnozhieniie-i-vychitaniie-poriadok-vypolnieniia-dieistvii"
    ["file_id"] => string(6) "102890"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402557963"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Приёмы создания проблемных ситуаций в начальной школе в рамках реализации системно-деятельностного подхода "
    ["seo_title"] => string(123) "priiomy-sozdaniia-probliemnykh-situatsii-v-nachal-noi-shkolie-v-ramkakh-riealizatsii-sistiemno-dieiatiel-nostnogho-podkhoda"
    ["file_id"] => string(6) "194650"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427800109"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Мастер класс:«Создание проблемной ситуации на уроке математики» "
    ["seo_title"] => string(67) "mastier-klass-sozdaniie-probliemnoi-situatsii-na-urokie-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "239652"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444834963"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Мастер-класс по теме "Создание проблемной ситуации на уроке математики как один из способов развития творческого мышления" "
    ["seo_title"] => string(135) "mastier-klass-po-tiemie-sozdaniie-probliemnoi-situatsii-na-urokie-matiematiki-kak-odin-iz-sposobov-razvitiia-tvorchieskogho-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "226994"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1440569669"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Использование современных образовательных технологий на уроках математики. "
    ["seo_title"] => string(84) "ispol-zovaniie-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "181925"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425409573"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства