Просмотр содержимого документа
«Рефлексия- обязательный этап урока в рамках реализации ФГОС»
Рефлексия – обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС.
В настоящее время бурных изменений , происходящих в мире и в системе образования , с переходом на стандарты второго поколения, основной задачей образовательной концепции становится развитие личности, направленной на развитие трех «С» : самообразование, самовоспитание саморазвитие. В связи с новыми требованиями одной из ключевых задач современного урока является формирование у обучающегося способности к рефлексивному контролю своей деятельности. В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока.
И здесь учитель играет роль направляющего, а главными действующими лицами выступают обучающиеся.
Осуществлять рефлексию можно по - разному. Я хочу поделиться опытом применения рефлексии на отдельных этапах урока.
В 2016 -2017 учебном году ко мне пришел первый класс. Мы перешли на новый для меня и для обучающихся учебник математики Муравиных. Наши занятия я предлагаю начинать с девиза :« Легко учить, интересно учиться!», что мотивирует обучающихся на добывание новых знаний. Данный вид работы мы выполняем на этапе знакомства.
На этапе мотивации мы переходим к выбору и постановке личностных задач.
Предлагаю обучающимся выбрать для себя одну или две личностные цели. Номера выбранных целей записываем на полях рабочей тетради,карандашом, чтобы в конце занятия мы смогли с уверенностью сказать, всё ли у нас получилось. Работать над постановкой личностных целей начинали в сентябре. И цели обучающиеся ставили устно.(Я ставлю цель научиться быть внимательным и т.д).
Личностные задачи:
1.Повысить свой интерес к изучению математики;
2.Быть любознательным и трудолюбивым;
3.Уверенно решать математические задачи;
4.Уметь самому добывать знания;
5.Иметь собственное мнение и уметь его высказывать;
6.Уважительно относиться к мнению одноклассников.
Основная задача научить - понимать зачем изучается данная тема, где в жизни можно использовать приобретенные знания ; все должны понимать свой вклад в общем деле ; может ли обучающийся объективно оценивать свою деятельность и работу своих одноклассников, все заявленные требования выполнимы при одном условии – дисциплина, при соблюдении дисциплины обучающиеся привыкают к требованиям - и если все требования выполняются , то процесс обучения становится намного интереснее и легче для ученика, так и для учителя.
В начале каждого урока я настраиваю ребят на позитивную работу , очень важно, чтобы вы не боялись высказывать свое мнение и оценивать свою деятельность, с помощью сигналов – помощников. Красный цвет – у вас иное мнение, зеленый цвет – мнение такое же. В случае разногласий будем обсуждать.(практически показать линейки в работе)
Человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. Авторы учебников Муравины предлагают оценивать выполненные задания, с помощью смайликов .Оцените сложность данной работы смайликом. Если вам трудно было выполнять задание, вы допускали ошибки - нарисуйте грустный смайлик, а если вам задание показалось легким и вы не испытывали трудностей –тогда нарисуйте смайлик веселый. Ребята в рабочих тетрадях , карандашом , сами оценивают свою деятельность( рисуют смайлики).
С опытом приходит понимание, что рефлексия помогает учителю контролировать работу класса на всех этапах урока , становится видно, что было понято, а что осталось на доработку. В своей работе предпочтение пока отдаю индивидуальной и парной рефлексии. Не стоит забывать , что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает обучающемуся не только осознать свои допущенные ошибки , но и продумать цепочку действий по устранению ошибок, сравнить свои успехи с достижениями своих сверстников.
В конце каждого урока , мы с ребятами снова возвращаемся к номерам личностных задач, записанных на полях тетрадей. Каждый обучающийся сможет оценить свою работу с помощью цветов Макса Люшера.
Зеленый – у меня все получилось. Я – молодец!
Красный – многое не получалось и мне нужна помощь.
Желтый – я испытывал затруднения, но старался их преодолеть. Если у ребят возникали трудности в процессе урока стараюсь их поддержать не расстраивайтесь, у кого на этом уроке не все получилось. Постарайтесь потрудиться дома. Надеюсь, что на следующем уроке у вас все получится.