Развитие интереса к предмету математика в классах КРО
Развитие интереса к предмету математика в классах КРО
Задачи преподавания математики в классе КРО (коррекционно – развивающего обучения) состоят в том, чтобы дать учащимся доступные количественные, пространственные и временные представления, которые помогут им в дальнейшем включится в трудовую деятельность через обучение математике повышать уровень общего развития, по возможности наиболее полно с корректировать недостатки их познавательной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие интереса к предмету математика в классах КРО»
Тема: «Активизация познавательной деятельности учащихся КРО на уроках математики, как средство повышения качества знаний младших школьников и развитие интереса к предмету».
Вахрушева Людмила Николаевна
учитель начальных классов КГУ
«Средняя школа № 26»
акимата города Усть - Каменогорска
В общей системе подготовки школьников с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни большое место занимают уроки математики, на которых учащиеся получают начальные математические знания, овладевают необходимыми вычислительными умениями, учатся логически мыслить, однако усвоение математики для детей с умственной отсталостью представляет большие трудности. Дети в силу присущих им особенностей психического развития (интеллектуальная недостаточность), рассеянность внимания, нарушение речи и другие , слабо ориентируются в содержании математического задания не могут выполнить его самостоятельно и поэтому нуждаются в постоянной помощи.
Математика в коррекционной школе является одним из основных учебных предметов. Для многих ребят он является сложным, хотя при всем этом математика входит в число любимых предметов учащихся. Они с удовольствием выходят к доске отвечать, выполняют задания по карточкам.
Правда, работать совершенно самостоятельно умеет мало кто, и поэтому на уроках математики необходим индивидуальный подход к учащимся. Работая дифференцированно с каждой группой учащихся, учителю легче осуществлять индивидуальный подход к детям с различными математическими способностями.
Задачи преподавания математики в классе КРО (коррекционно – развивающего обучения) состоят в том, чтобы дать учащимся доступные количественные, пространственные и временные представления, которые помогут им в дальнейшем включится в трудовую деятельность через обучение математике повышать уровень общего развития, по возможности наиболее полно с корректировать недостатки их познавательной деятельности.
При изучении математики учащиеся с интеллектуальными нарушениями испытывают значительные трудности, связанные с ограниченными возможностями восприятия, переработки, хранения информации.
Это обусловлено стойкими нарушением познавательной деятельности детей. Поэтому на уроках математики решаются специальные коррекционные задачи – развитие у учащихся всех мыслительных операций ( анализ, сравнение, обобщение, классификация), а так же памяти, речи, внимания, восприятия.
С 2007 – 2008 учебного года в нашей школе были организованы два класса детей с ЗПР, сейчас их шесть:1, 3, 4,5,7 и 9 классы.
Классы для детей с ЗПР в своей деятельности руководствуются законами РК «Об образовании», «О социальной, медико – педагогической и коррекционной поддержке детей с органическими возможностями».
Пройдя курсы повышения квалификации в РИПКСО,
В «Национальном центре повышения квалификации Орлеу» г. Алматы по теме « Новые подходы обучения как средство достижения качества инклюзированого образования», мне предоставили возможность работать в классе КРО.
В этом учебном году у меня 3 класс. Создание классов ЗПР предусматривает дифференцированный и индивидуальный подход. И обязательное условие, от которого зависит дальнейшая результативность и положительная динамика в обучении – это психологическое сопровождение. У детей с ЗПР, в зависимости от формы задержки, коррекционная работа направлена н стимуляцию их познавательной активности.
Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного обучения особенно значима для специальной педагогики, занимающейся обучением и воспитанием учащихся с нарушениями интеллекта. Это связано с тем, что в каждом классе имеются:
- Дети, для которых усвоение программы не вызывает особых затруднений,
- Дети, для которых усвоение программного материала связано с определенными трудностями,
- Дети, которые испытывают значительные затруднения.
Мною была разработана система разноуровневых заданий для уроках математики в 1-4 классах в виде индивидуальных карточек, ориентированная на реализацию дифференцированного подхода.
При составлении заданий применялся принцип постоянного нарастания трудностей для каждой группы учащихся.
Класс в количестве 12 человек разделила на 3 группы.
Вариант I – шесть учеников(50%) с низким уровнем сформированности математических знаний, умений и навыков.
Вариант II – четыре ученика (33%) со средним уровнем сформированности математических знаний.
Вариант III – два ученика (17%) с высоким уровнем сформированности знаний, умений и навыков.
Учителю необходимо помнить, что для учащихся группы I требуются карточки- помощники с необходимыми образцами выполнения, схемами, рисунками.
Карточки дифференцированных работ с творческими заданиями.
Работа над вычислительными приемами, равенствами и неравенствами.
1. Поиск закономерностей.
1 – я группа
2 – я группа
3 – я группа
Найдите значения выражений:
28 ∙ 7 196 ∙ 7
36 ∙ 2 72 ∙ 2
35 ∙ 5 175 ∙ 5
36 ∙ 3 108 ∙ 3
Догадайтесь, по какому правилу записан каждый ряд, продолжите его еще тремя числами:
А) 4, 28, 196…
Б) 18, 36,72…
В) 7, 35, 175…
Г) 12, 36, 108…
Догадайтесь, по какому правилу записан каждый ряд, продолжите его еще тремя числами:
А) 7, 35, 175…
Б) 302, 322, 342…
В) 12, 36, 108…
Г) 2, 14, 26, 38…
Д) 4, 28, 196…
В задании для 2 – ой группы подобраны ряды с одинаковой закономерностью, а в задании для 3 – ей группы ряды чисел построены на основе разных закономерностей, это задание труднее.
Дифференциация работы по степени и характеру помощи учащимся.
Наглядные опоры, иллюстрации, модели.
Для арифметической задачи в качестве наглядности используются рисунок, краткая запись, графическая схема, таблица, чертеж, которые предлагаются в готовом виде или выполненные частично.
Примеры карточек – подсказок с нарастанием уровня помощи.
В булочной на 1 –ой полке лежало 8 буханок хлеба, а на другой – 9. Из них 10 буханок продали. Сколько буханок хлеба осталось?
Карточка № 1
Составь краткую запись и реши задачу.
Было –
Продали –
Осталось –
Карточка № 2
Составь краткую запись и реши задачу.
Было – 8б. и 9б.
Продали –
Осталось –
Карточка № 3
Составь краткую запись и реши задачу.
Было – 8б. и 9б.
Продали – 10б
Осталось –
Задание
В задании для 2 - ой группы достаточно сравнить только первые множители и на основе этого определить порядок увеличения произведений. В здании для 3 – ее группы нужно соотносить друг с другом выражения с одинаковым вторым и с одинаковым первым множителями.
Увеличение количества действий в выражении, в решении задачи.
1 - я группа
2 – я группа
3 – я группа
64 : 8
48 : 6
64 : 8 ∙ 2
48 : 6 ∙ 3
64 : 8 ∙ 2 : 4
48 : 6 ∙ 3 : 4
В качестве усложнения заданий от 1 – ой группы к 3 – ей использовано увеличение количества действий в выражениях.
1 – я группа
2 - я группа
3 – я группа
28 : 8 + 3
28 : 2 + 56 : 8
28 : 2 + (50 + 6): 8
Усложнение заданий от 1 – ой к 3 – ей группе заключается не только в увеличении количества действий в выражениях, но и в изменении ситуации применения правил, выполнения действий. В задании для 3 – ей группы необходимо использовать все известные детям правила.
Разработанная система разноуровневых заданий, способствует повышению уровня сформированности ЗУНов, повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, предупреждает отставание, а также активизации познавательную деятельность учащихся.
Дидактическая игра – одно из средств развития познавательной активности детей младшего школьного возраста. Шацкий писал: «Игра – жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу, без которой эта пора была бы бесполезна для человечества». Игра сопровождает ребенка на всех этапах его возрастного развития.
На уроках математики в практической деятельности использую различный занимательный материал: ролевые игры, задачи – шутки, загадки, ребусы. К примеру , на уроке по теме «Контроль и оценка знаний учащиеся по теме: «Табличные умножение и деление» в 3 классе использую игру «Математическая мозаика». Предлагаю сыграть в хоккей. Возьмите клюшки (карандаши красного цвета). Читаю задание, дети находят в таблице нужный ответ и «забивают шайбу» (закрашивают его красным цветом).
Задания:
Найди произведение 5 и 7.
Какое число нужно умножить на 6, чтобы получить 42? и т. д.
Всего 10 заданий.
В итоге при проверке на слайде высвечивается «пятерка». Видно, как учащиеся справились или сделали ошибки в вычислениях.
Продолжая знакомить детей с видами спорта, говорим о биатлоне. Биатлон – это стрельба лыжников по мишеням. Чтобы попасть в цель, нужно правильно решить задачу. Предлагаю решить задачу
* Для группы 1- ой (слабые учащиеся) по плану, используя карточками со словами – помощниками, вопросами
* Для группы 2 –ой (средние учащиеся) решать задачу, составив краткое условие.
* Для группы 3 – ей (сильные учащиеся) решить задачу, изменив вопрос так, чтобы она решалась в 3 действия.
Дидактическая игра, созданная специально в обучающих целях, способствует общему развитию ребенка, расширяет кругозор.
В таких играх завоевание победа, выигрыш – очень сильный мотив, побуждающий ученика к деятельности.
Литература:
1. Капустина Г. М. «Коррекционные приемы обучение школьников математики». 2. Выгодский Л. С. «Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка3. Истомина Н. Б. «Активизация учащихся на уроках математики».
2. Выгодский Л. С. «Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка3. Истомина Н. Б. «Активизация учащихся на уроках математики».