Просмотр содержимого документа
«Равносильность уравнений»
Равносильность уравнений
11 класс
(профильный уровень)
Определение 1.Два уравнения с одной переменной
f(х) =g(х)ир(х) =h(х)называют равносильными, если множества их корней совпадают.
Иными словами, два уравнения называют равносильными, если они имеют одинаковые корни или если оба уравнения не имеют корней.
Например , уравнения х2 - 4 = 0 и (х + 2)(2 x - 4) = 0 равносильны, оба они имеют по два корня:
2 и -2. Равносильны и уравнения х 2 +1=0и √ x =-3, поскольку оба они не имеют корней.
Определение 2.Если каждый корень уравнения
f(x) =g(х)(1)
является в то же время корнем уравнения
р(х) =h(х),(2)
то уравнение (2) называют следствием уравнения (1).
Например , уравнение х - 2 = 3 имеет корень х = 5, а уравнение (х - 2) 2 = 9 имеет два корня: х1 = 5, х2 = -1. Корень уравнения х - 2 = 3 является одним из корней уравнения (х - 2) 2 = 9. Значит, уравнение (х - 2) 2 = 9 — следствие уравнения х - 2 = 3.
Достаточно очевидным является следующее утверждение.
Два уравнения равносильны тогда и только тогда, когда каждое из них является следствием другого.
.
В итоге можно сказать, что решение уравнения, как правило, осуществляется в три этапа.
Первый этап — технический. На этом этапе осуществляют преобразования по схеме (1) → (2) → (3) → (4) → ... и находят корни последнего (самого простого) уравнения указанной цепочки.
Второй этап — анализ решения. На этом этапе, анализируя проведенные преобразования, отвечают на вопрос, все ли они были равносильными.
Третий этап — проверка. Если анализ, проведенный на втором этапе, показывает, что некоторые преобразования могли привести к уравнению-следствию, то обязательна проверка всех найденных корней их подстановкой в исходное уравнение.
Реализация этого плана связана с поисками ответов на четыре вопроса.
Как узнать, является ли переход от одного уравнения к другому равносильным преобразованием?
Какие преобразования могут перевести данное уравнение в уравнение-следствие?
Если мы в конечном итоге решили уравнение-следствие, то как сделать проверку в случае, когда она сопряжена со значительными вычислительными трудностями?
В каких случаях при переходе от одного уравнения к другому может произойти потеря корней и как этого не допустить?
Теоремы о равносильности уравнений
«Спокойные теоремы» гарантируют равносильность преобразований без каких-либо дополнительных условий, их использование не причиняет решающему никаких неприятностей.
«Беспокойные теоремы» работают лишь при определенных условиях, а значит, могут доставить некоторые неприятности при решении уравнений.
0, a ≠1) равносильно уравнению f ( x ) = g (х)." width="640"
«Спокойные теоремы»
Теорема 1 . Если какой-либо член уравнения перенести из одной части уравнения в другую с противоположным знаком, то получится уравнение, равносильное данному.
Теорема 2. Если обе части уравнения возвести в одну и ту женечетную степень, то получится уравнение, равносильное данному.
Теорема 3. Показательное уравнение а f ( x ) = а g ( x ) (где а 0, a ≠1) равносильно уравнениюf(x) =g(х).
ОДЗ
Прежде чем формулировать теоремы 4—6, напомним еще об одном понятии, связанном с уравнениями.
Определение 3. Областью определения уравнения f(х) =g(х) или областью допустимых значений переменной (ОДЗ) называют множество тех значений переменной х, при которых одновременно имеют смысл выражения
f(х) и g(х).
ОДЗ
0 и a ≠1, X — решение системы неравенств f (х) О, g (х) 0 Тогда уравнение log a f ( x ) = log a g ( x ) равносильно на множестве X уравнению f ( x ) = g (х)" width="640"
«Беспокойные теоремы»
Теорема 4.Если обе части уравненияf(x) =g(х) умножитьна одно и то же выражениеh(х), которое:
а) имеет смысл всюду в области определения (в области допустимых значений) уравненияf(x) =g(х)
б) нигде в этой области не обращается в 0
то получится уравнениеf(x)h(x) =g(x)h(x), равносильное данному в его ОДЗ.
Следствием теоремы 4 является еще одно «спокойное» утверждение: если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному.
Теорема 5 . Если обе части уравненияf(x) =g(х) неотрицательны в ОДЗ уравнения, то после возведения обеих его частей в одну и ту же четную степеньnполучится уравнение (f(x))n=(g(x))nравносильное данному в его ОДЗ.
Теорема 6. Пусть а0 иa≠1, X — решение системы неравенств
f(х) О,
g(х) 0 Тогдауравнениеlogaf(x) =logag(x) равносильно на множестве Xуравнениюf(x) =g(х)
О, g (х) 0 и а0 и a ≠1" width="640"
Краткая запись теорем 4 – 6.
4. f(x) = g(x) ⇔ h(x)f(x) = h(x)g(x), где h(x) ≠0
и h(x) имеет смысл в ОДЗ данного уравнения.
5. f(x) = g(x) ⇔ ( f ( x )) n =( g ( x )) n , где f(x) ≥0 , g(x)≥0
и n=2k (чётное число).
6. log a f ( x ) = log a g ( x ) ⇔ f ( x ) = g (х), где f (х) О, g (х) 0
и а0 и a ≠1
Преобразование данного уравненияв уравнение – следствие.Проверка корней.
Если в процессе решения уравнения применяем теоремы 4-6, не проверив выполнения ограничительных условий, то получим уравнение-следствие.
Например.а)х – 1 = 3; х = 4
Умножим обе части на (х – 2):
(х – 2)(х – 1) = 3(х – 2); х = 4 и х = 2 – посторонний корень⇒проверка!
б)ln(2x-4) =ln(3x-5)
Потенцируем 2х – 4 = 3х – 5; х = 1, но при этом значении уравнение не имеет смысла ⇒искать ОДЗ или проверка.
(2) (3) - (4) - ... и находят корни последнего (самого простого) уравнения указанной цепочки. Последовательно получаем: 100(2х + 5) = 1296 – 216х + 9х ² 9х ² - 416х + 796 = 0 х ₁ = 2; х₂ = 398/9 Второй этап — анализ решения. На этом этапе, анализируя проведенные преобразования, отвечают на вопрос, все ли они были равносильными. Третий этап — проверка. Подставим поочередно каждое из найденных значений переменной в исходное уравнение. х₂ = 398/9 - посторонний корень. Ответ: х = 2" width="640"
Пример 1
Решить уравнение
Решение.Первый этап — технический. На этом этапе, как мы отмечали выше, осуществляют преобразования заданного уравнения по схеме (1) - (2) (3) - (4) - ... и находят корни последнего (самого простого) уравнения указанной цепочки.
Последовательно получаем:
100(2х + 5) = 1296 – 216х + 9х ²
9х ² - 416х + 796 = 0
х ₁ = 2; х₂ = 398/9
Второй этап — анализ решения. На этом этапе, анализируя проведенные преобразования, отвечают на вопрос, все ли они были равносильными.
Третий этап — проверка. Подставим поочередно каждое из найденных значений переменной в исходное уравнение.
х₂ = 398/9 - посторонний корень.
Ответ: х = 2
Пример 2
Решить уравнение
ln(х +4) +ln(2х+ 3) =ln(1 -2х).
Решение.Первый этап . Воспользуемся правилом «сумма логарифмов равна логарифму произведения». Оно позволяет заменить выражение ln(х +4) +ln(2х +3) выражением
ln(х+ 4)(2х + 3). Тогда заданное уравнение можно переписать в виде:
Второй этап . В процессе решения произошло расширение ОДЗ уравнения, значит, обязательна проверка.
Третий этап . Поскольку, кроме расширения ОДЗ уравнения, никаких других неравносильных преобразований в процессе решения уравнения не было, проверку можно выполнить по ОДЗ исходного уравнения. Она задается системой неравенств
Значение х= -1 удовлетворяет этой системе неравенств, а значение х= -5,5 не удовлетворяет уже первому неравенству, это посторонний корень.
Ответ:-1.
О потере корней
Укажем двепричины потери корней при решении уравнений:
1. Деление обеих частей уравнения на одно и то же выражение h(х) (кроме тех случаев, когда точно известно, что всюду в области определения уравнения выполняется условие h(х) ≠ 0);
2. Сужение ОДЗ в процессе решения уравнения.
С первой причиной бороться нетрудно: приучайте себя переходить от уравнения f(х)h(х) =g{х)h{х) к уравнению h(x)(f(x) –g(x))=0( а не к уравнению f(x)=g(x)). Может быть, даже есть смысл вообще запретить себе деление обеих частей уравнения на одно и то же выражение, содержащее переменную.
Со второй причиной бороться сложнее. Рассмотрим, например, уравнение lgх2= 4 и решим его двумя способами.
Первый способ . Воспользовавшись определением логарифма, находим:
х2 = 10 4 ; х₁= 100, х2= -100.
Второй способ . Имеем: 2 lg х = 4; lg x = 2; х = 100.
Обратите внимание: при втором способе произошла потеря корня — «потерялся» корень х = -100. Причина в том, что вместо правильной формулы lgх2=2lglхl мы воспользовались непра вильной формулой
lg х2= 2lgх, сужающей область определения выражения, из нее «выпал» открытый луч (-∞; 0), где как раз и находится «потерявшийся» при втором способе решения корень уравнения.
Вывод: применяя при решении уравнения какую-либо формулу (особенно тригонометрическую), следите за тем, чтобы области допустимых значений переменной для правой и левой частей
формулы были одинаковыми.
§ 26; № 12(а, б) – 15(а, б).
Урок по алгебре и началам анализа:«Равносильность уравнений».11 класс (профильный уровень)