Для упрощений выражений часто используют свойства умножения:
Переместительное свойство:
а·b=b·а
Сочетательное свойство:
a·(b·c) = (a·b)·c
Сочетательные (а·в)·с = а·(в·с)
и переместительные а ·в = в · а
свойства умножения используются и при
упрощении буквенных выражений:
6 • a • 2 = 6 • 2 • a = 12a
2 • a • 4 • b = 2 • 4 • a • b = 8ab
5b + 8b = (5 + 8) • b = 13b
14y - 12y = (14 - 12) • y = 2y
Применение переместительного и сочетательного свойств умножения для упрощения выражений:
3 х ∙ 6 ∙ 10 =
(3 ∙ 6 ∙ 10)
4 ∙ 2у ∙ 15 =
(4 ∙ 2 ∙ 15)
х
= 180 х
у
= 120 у
Устно упростите выражения:
15a ∙ 4 =
3b ∙ 12 =
18 ∙ 5b =
11a ∙ 7 =
16 ∙ d ∙ 3 =
x ∙ 5 ∙ 4 ∙ 6 =
60а
36b
90b
77a
48d
120x
Задание : Как найти сумму всех квадратов?
(4 + 2) · 3 = 6 · 3 = 18
Задание : Как можно вычислить количество другим способом?
4· 3 + 2 · 3 = 12 + 6 =18
(4 + 2) · 3= 6 · 3 =18
4· 3 + 2 · 3= 12 + 6 =18
(4 + 2) · 3=
4· 3 + 2 · 3
Умножение суммы на число
Распределительное свойство умножения относительно сложения
Задание : Как можно узнать, на сколько желтых квадратов больше, чем зеленых?
(4 - 2)*3=4*3 - 2*3=12 – 6 = 6
Задание : Как можно вычислить другим способом?
4· 3 - 2 · 3 = 12 - 6 =12
(4 - 2) · 3= 2 · 3 =18
4· 3 - 2 · 3= 12 - 6 =18
(4 - 2) · 3=
4· 3 - 2 · 3
Умножение разности на число
Распределительное свойство умножения относительно вычитания
Распределительное свойство умножения
относительно сложения
Для того чтобы умножить сумму на число , можно умножить на это число каждое слагаемое и сложить полученные произведения.
(a + b)c = ac + bc
Распределительное свойство умножения
относительно вычитания
Для того чтобы умножить разность на число , можно умножить на это число уменьшаемое и вычитаемое и из первого произведения вычесть второе.
(a – b)c = ac – bc
ac+bc=c(a+b)
ac- bc=c(a-b)
Это называется- выносить общий множитель за скобку.
Применяя распределительное свойство умножения
относительно сложения или вычитания к выражению
(a+ b) • си(a - b) • c , мы получаем выражение, не
содержащее скобки. В этом случае говорят, что мы
раскрыли (опустили) скобки . Для применения свойств не имеет значения, где записан множитель "c" – перед скобками или после.
Раскроем скобки в выражениях:
2(t + 8) = 2t + 16
(3b - 5)4 = 4 • 3b - 4 • 5 = 12b - 20
ЗАПОМНИТЕ!!!
Если перед буквой не записано число , то
подразумевается, что перед буквой стоит числовой
множитель 1 .
t + 4t = (1 + 4)t = 5t
Вынесение общего множителя за скобки
Поменяем местами правую и левую часть равенства:
(a + b)с = ac + bc
Получим:
ac + bc = (a + b)с
В таких случаях говорят, что из "ac + bc" вынесен общий
множитель "с" за скобки.
Примеры вынесения общего множителя за скобки
73 • 8 + 7 • 8 = (73 + 7) • 8 = 80 • 8 = 640
7x - x - 6 = (7 - 1)x - 6 = 6x - 6 = 6(x - 1)
Найдите значение выражения наиболее удобным способом
а) 67·149 + 149·33 =
14900
б) 154·67 – 57·154 =
1540
Вычислите с помощью распределительного свойства умножения:
(100 + 2)·20 = 100 ∙ 20 + 2 ∙ 20 =
2000 + 40 = 2040
102 ∙ 20 =
198 · 15 =
90 ∙ 25 + 10 ∙ 25 =
123 ∙ 27 – 23 ∙ 27 =
(200 – 2)·15 = 200 ∙ 15 – 2 ∙ 15 =
3000 – 30 = 2970
(90 + 10) ∙ 25 = 100 ∙ 25 = 2500
(123 - 23) ∙ 27 = 100 ∙ 27 = 2700
Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!
По коленкам – шлёп, шлёп!
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлёпай!
Мы осанку исправляем
Спинки дружно прогибаем
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз.
Улыбайся и садись.
Задания в классе
№559(1 ст)
№560 (1ст)
№557
Рассмотри задачу:
На столе лежат три коробки с карандашами. В первой х карандашей. Во второй – в 2 раза больше, а в третьей в 5 раз больше, чем в первой. Сколько карандашей во второй и третьей коробках.
Представьте в виде произведения выражения:
(23 + 37)·а= 60 ∙а= 60а
23а+ 37а=
у+ 26у=
27р– 17р=
32k–k=
(1 + 26)·у= 27у
(27 – 17)·р= 10р
(32 – 1)·k= 31k
Упростите, если возможно выражения подчеркнув коэффициенты:
17m+5m=
6a–a=
9c+4c–6c=
5 +12n–2n=
24b +7a–5a=
y – 8 =
22m
5а
7c
5 + 10n
24b + 2а
невозможно
Задания в классе
№562 (устно)
№563
№568
№573
№579
Упростите выражение и найдите его значение:
3х+ 8хприх= 13
13у– 6уприу= 6
12k–kприk= 5
28у– 18у+ 6уприу= 3
15х+ 5х– 10 прих= 10
на «5» решаем все примеры,
на «4» первые 4 примера,
на «3» первые 3 примера.
Проверка:
3 х + 8 х = (3 + 8) х = 11 х
если х = 13, то 11 ∙ 13 = 143
13 у – 6 у = (13 – 6) у = 7 у
если у = 6, то 7 ∙ 6 = 42
12 k – k = (12 – 1) k = 11 k
если k = 5, то 11 · 5 = 55
28 у – 18 у + 6 у = (28 – 18 + 6) у = 16 у
если у = 3, то 16 ∙ 3 = 48
15 х + 5 х – 10 = (15 + 5) х – 10= 20 х – 10
если х = 10, то 20 ∙ 10 – 10 = 190
Так держать!
Итоги урока. Рефлексия
Какую новую тему мы сегодня изучили?
Какие свойства мы применяли при упрощении выражений?
Сможете вы сами находить и применять эти свойства при решении примеров и уравнений?