“ Геометрия владеет двумя сокровищами: одно из них – это , а другое - деление отрезка в среднем и крайнем отношении… Первое можно сравнить с мерой золота, …”
Иоганн Кеплер
среднем и крайнем отношении.
“ Геометрия владеет двумя сокровищами: одно из них – это теорема Пифагора , а другое - деление отрезка в среднем и крайнем отношении… Первое можно сравнить с мерой золота, …”
Иоганн Кеплер
Гипотенуза
Катет
Прямоугольный треугольник и его элементы
Треугольник называется прямоугольным, если у него один из углов прямой.
1. Сторона прямоугольного треугольника, лежащая против прямого угла, называется гипотенузой.
2. Стороны прямоугольного треугольника, образующие прямой угол, называются катетами.
Катет
Некоторые свойства прямоугольных треугольников
1. Сумма острых углов прямоугольного треугольника равна 90°
Некоторые свойства прямоугольных треугольников
3. Если катет прямоугольного треугольника равен половине гипотенузы, то угол, лежащий против этого катета, равен 30°
2. Катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла в 30°, равен половине гипотенузы.
30°
30°
Признаки равенства прямоугольных треугольников
B
Докажите, что ABM = CDM
Докажите, что ABC = ABD
C
Докажите, что BMC = 90º
D
C
35°
55°
D
M
A
A
B
B
C
B
D
O
D
A
C
A
Докажите, что ABD = ACD
Докажите, что ABC = ACD
Свойства площадей
S 1 = S 2
1. Равные многоугольники имеют равные площади.
=
S 2
S 1
2. Если многоугольник составлен из нескольких многоугольников, то его площадь равна сумме площадей этих многоугольников.
S 1
=
S
S 3
S 2
a
S = S 1 + S 2 + S 3
3. Площадь квадрата
равна квадрату его
стороны.
S □ = a 2
a
a
a
Площадь прямоугольного треугольника
Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения его катетов
B
c
a
A
C
b
? км
Велосипедист и пешеход отправились одновременно из одного населённого пункта в противоположных направлениях. Пешеход пошёл на восток со скоростью 5 км/ч, а велосипедист поехал на запад со скоростью 12 км/ч.
Какое расстояние будет между ними через час?
12 + 5 = 17 км
? км
17 км
12 км
5 км
5 км
Велосипедист и пешеход отправились одновременно из одного населённого пункта в разных направлениях. Пешеход пошёл на юг со скоростью 5 км/ч, а велосипедист поехал на запад со скоростью 12 км/ч.
Какое расстояние будет между ними через час?
Пифагор Самосский
Пифагор – легендарная фигура в истории математики и философии древнего мира. Величайшая заслуга Пифагора перед наукой состоит в том, что он создал научную школу.
Большим достижением пифагорейцев было открытие несоизмеримых отрезков. Несоизмеримость получила громкую известность, привлекла внимание лучших умов.
Важным открытием Пифагора является также теорема о том, что сумма углов треугольника равна 180°.
Пифагору и его ученикам приписывают создание учения о числах: чётных и нечётных, простых и составных, совершенных и фигурных; нахождение способов построения некоторых правильных многоугольников и многогранников; разработку учения об арифметических, геометрических и гармонических пропорциях. Пифагор заложил основы учения о подобии, ввёл систематические доказательства в геометрию и доказал теорему, носящую его имя.
(ок. 580 –500 г. до н. э.)
Площадь квадрата, построенного на гипотенузе прямоугольного треугольника, равна сумме площадей квадратов, построенных на его катетах.
Теорема Пифагора
c 2 = a 2 + b 2
Теорема Пифагора
c 2 = a 2 + b 2
В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
c 2
B
c
a 2
a
B
A
C
b
c
a
b 2
C
A
b
Доказательство теоремы Пифагора для равнобедренного прямоугольного треугольника. «Пифагоровы» штаны
a
b
c
Смотри!
b
a
a
b
a
c
b
b
b
b 2
c
=
c 2
b
c
c
a
a
a
a 2
a
a
b
b
=
+
Доказательство теоремы Пифагора
В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
a
b
a
c
c
b
a + b
b
c
c
a
a
a + b
b
И. Дырченко «Теорема Пифагора»
Если дан нам треугольник
И притом с прямым углом,
То квадрат гипотенузы
Мы всегда легко найдём:
Катеты в квадрат возводим,
Сумму степеней находим –
И таким простым путём
К результату мы придём.
c
a
b
b 2
a 2
c 2
=
+
c
c
a
a
b
b
c
a
b
В прямоугольном треугольнике а и b – катеты, с – гипотенуза. Найдите b , если с = 13, а = 12.
Решение задач по готовым чертежам
Решение задач по готовым чертежам
Найдите гипотенузу с прямоугольного треугольника по данным катетам а и b , если: а = 6, b = 8
13
12
?
6
8
?
? км
Велосипедист и пешеход отправились одновременно из одного населённого пункта в противоположных направлениях. Пешеход пошёл на восток со скоростью 5 км/ч, а велосипедист поехал на запад со скоростью 12 км/ч.
Какое расстояние будет между ними через час?
12 + 5 = 17 км
17 км
12 км
5 км
5 км
Велосипедист и пешеход отправились одновременно из одного населённого пункта в разных направлениях. Пешеход пошёл на юг со скоростью 5 км/ч, а велосипедист поехал на запад со скоростью 12 км/ч.
Какое расстояние будет между ними через час?
Задача индийского математика XII века Бхаскары
Решение задач по готовым чертежам
На берегу реки рос тополь одинокий.
Вдруг ветра порыв его ствол надломал.
Бедный тополь упал. И угол прямой
С теченьем реки его ствол составлял.
Запомни теперь, что в том месте река
В четыре лишь фута была широка.
?
Верхушка склонилась у края реки.
Осталось три фута всего от ствола,
Прошу тебя, скоро теперь мне скажи:
У тополя как велика высота?
3
4
Ответ: 8 футов.
117
125
Задача из учебника «Арифметика»
Леонтия Магницкого
"Случися некому человеку к стене лестницу прибрати, стены же тоя высота есть 117 стоп. И обреете лестницу долготью 125 стоп. И ведати хочет, колико стоп сея лестницы нижний конец от стены отстояти имать."
125
?
Задача о лотосе
О теореме Пифагора
Пребудет вечной истина,
как скоро Все познает слабый человек! И ныне теорема Пифагора Верна, как и в его далекий век.
A. Шамиссо
Оценка
Подпись учителя
Задание на дом
Домашнее задание
№
Предмет
1
П. 54, №№ 483(,в),484( в), 485, 486(а) (два № из4) или сообщение «Способы доказательства теоремы Пифагора», или «Биография Пифагора» или «Почему теорема невесты,или нимфа»
Геометрия
2
3
4
5
6
Литература
1. Акимова С. Занимательная математика. Спб.: Тригон, 1997.
2. Геометрия 7-9: Учебник для общеобразовательных учреждений
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. М.: Просвещение, 2006.
3. Березин В.Н. Теорема Пифагора, «Квант», №3, 1972 г.
4. Ван-дер-Варден Б.Л. «Пробуждающаяся наука», М.; Наука, 1991.
5. Глейзер Г.И. История математики в школе. М.: Просвещение, 1981.
6. Еленьский Ш. По следам Пифагора. М.: Детгиз,1961.
5. Журнал «Математика в школе», № 4, 1991.
6. Клово А.Г. Математика. Единственные реальные варианты заданий для
подготовки к ЕГЭ. М., 2008.
7. Литцман В. Теорема Пифагора. М., 1960.
8. Скопец З.А. Геометрические миниатюры. М.: Просвещение,1990.
9. Халамайзер А. Я. Пифагор. М.; «Высшая школа», 1994.
10. Энциклопедия для детей. Математика / Главный редактор М.Д. Аксенова.
М.: «Аванта+»,1998.
11. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика. М., 1997.