В связи с отсутствием в учебниках геометрии методики обучения задач, невнимательного отношения к развитию пространственного воображения учащихся, недостаток единства и преемственности при формировании геометрических представлений, необходимо организовать деятельность, направленную на улучшение качества обучения математики и способствующую общему интеллектуальному развитию учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Построение сечений многогранников.»
Разработка для проведения олимпиады по теме:
ПОСТРОЕНИЕ СЕЧЕНИЙ МНОГОГРАННИКОВ.
Автор-составитель: Иванова Т.В.
В связи с отсутствием в учебниках геометрии методики обучения задач, невнимательного отношения к развитию пространственного воображения учащихся, недостаток единства и преемственности при формировании геометрических представлений, необходимо организовать деятельность, направленную на улучшение качества обучения математики и способствующую общему интеллектуальному развитию учащихся.
Вашему вниманию представлена олимпиада школьников по теме: «Построение сечений многогранников».
При построении сечений нужно учитывать, что если секущая плоскость пересекает две параллельные грани по каким-то отрезкам, то эти отрезки параллельны:
Рассмотрим метод следов. Суть метода следов заключается в том, что сначала находят линию пересечения секущей плоскости с плоскостью основания данного многогранника – след секущей плоскости на плоскости основания многогранника. Затем проводят плоскости через определенные ребра многогранника и данные точки. Получают след новой секущей плоскости и на нём точку пересечения с первым следом. Через эту точку и данную точку проводят прямую. Получают точку пересечения этой прямой с ребром. Эта точка лежит в данной секущей плоскости. Аналогичным образом получают точки пересечения других рёбер многогранника с данной секущей плоскостью.
Задача 1. Построить сечение четырёхугольной призмы ABCDA1B1C1D1, проходящее через данные точки M, N, P, где М ϵ АА1, N ϵ DD1, P ϵ CC1 (рис.1).
Для удобства рассуждений в данной задаче секущую плоскость назовём α, а плоскость основания β. В плоскости основания грани АА1D1D проведём прямую MN. Она пересечёт прямую AD в точке E. В плоскости грани DD1C1C проведем прямую PN. Она пересечёт прямую CD в точке F, FE – линия пересечения плоскостей α и β. Проведём плоскость BB1D1D и в нем прямую через точку N и точку K пересечения этой плоскости с EF. Эта прямая лежит в α и пересекает ребро BB1 в некоторой точке R. Соединим R с M и с P.
Получим искомое сечение MNPR (см. рис. 1).
Рассмотрим метод построения внутренних дополнительных плоскостей.
Задача 2. Построить сечение прямой четырёхугольной призмы плоскостью, проходящей через точки M, N, P, где M ϵ ABB1A1, N ϵ BB1C1C, P ϵ BB1 (рис.2).
Решение. Так как M ϵ A1B1BA и P ϵ A1B1BA, PM ∩ AA1 = E, E ϵ α , где α - секущая плоскость. Аналогично P и N принадлежат B1C1CB. Значит, PN B1C1CB и PN ∩ СС1 = K, K ϵ α. Для нахождения точки пересечения плоскости другим ребром проводим через параллельные рёбра AA1 и СС1 плоскость β. В этой плоскости лежат точки E и K. Значит, EK β. Через BB1 и DD1 проводим плоскость γ, β ∩ γ=OO1, OO1 ∩ EK = R, R ϵ α, т.е. EK α. Так как P ϵ α и R α, то PR α. PR ∩ DD1 = F. Соединим точку F с точками E и K, получим сечение EPKF призмы плоскостью α.