Дни
недели
Дома
на улице
Классы
в школе
Названия
Номер
счёта
в банке
месяцев
Тема урока:
Понятие числовой последовательности
Автор презентации:
Веселова Елена Витальевна
учитель математики МБОУ «Гимназия им.А.Н.Островского» г. Кинешма Ивановской области
Цели урока:
Образовательные: ввести понятие числовой последовательности;
рассмотреть способы её задания
Развивающие: развить умение проводить сравнение, анализ, обобщение, развивать математическую речь
Воспитательные: формирование умения работать в группах, формировать навыки самоконтроля
26.06.17
Выпишите в порядке возрастания положительные четные числа.
Получим ряд чисел: 2 ; 4 ; 6 ; 8 ; … ; 2 n;…
он образует последовательность .
X 1 , X 2 , X 3 , … , X n , … - числовая последовательность
Каждому натуральному числу n ( n =1,2,…) поставлено в соответствие по некоторому закону число X n
Числа X 1 , X 2 , X 3 , … , называют членами последовательности , X n - n -м членом или общим членом последовательности.
3
Обозначают члены последовательности :
a 1 ; a 2 ; a 3 ; a 4 ; … ; a n ; …
Читают:
(« а первое», «а второе», … , «а n - ое», … )
Последовательность a 1 ; a 2 ; a 3 ; … ; a n ; обычно обозначают {a n }
- Бесконечные последовательности:
- {a n } 1, 3, 5, 7, 9, 11,… - последовательность нечетных чисел ( возрастающая)
- {a n } - 5, -10, -15, -20, -25, … - последовательность отрицательных чисел, кратных 5 ( убывающая)
- Конечные последовательности:
- {a n } 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 - последовательность однозначных натуральных чисел.
- {a n } 10,20,30,40,50,60,70,80,90 – последовательность двузначных чисел, кратных 10.
Задать последовательность - значит указать закон, по которому можно вычислить ее n – й член Xn для каждого натурального n
1. Описанием
2. Формулой общего члена
3. Рекуррентный
4.Таблицей
Пример:
Составить последовательность, в которой на четных местах 0,
на нечетных местах 1.
Получим последовательность:
{a n } 1; 0; 1; 0; 1; 0; …
- 1) a n = 3n +2 ,
- a 5 = 3•5+2 17
- a 10 = ? 32
- a 100 = ? 302
- 2) a n = 3+n ,
- a 5 = ? 8
- a 10 = ? 13
- a 100 = ? 103
- 3) a n = n 2 +1 ,
- a 5 = ? 26
- a 10 = ? 101
- a 100 = ? 10001
- 4) a n = 2 n-1 ,
- a 5 = ? 16
- a 7 = ? 64
- a 10 = ? 512
- Название способа произошло от лат. слова « recurrens » - возвращающийся .
- Рекуррентной называется формула, выражающая любой член последовательности, начиная с некоторого через предыдущие .
- Например:
- а 1 =4, a n +1 = a n +1
a 2 = a 1 +1 = 4 + 1=5,
a 3 = a 2 +1 = 5 + 1=6,…
a n
a 1
4
a 2
(a n )
a 3
8
a 4
12
a 5
16
a 6
20
a 7
24
a 8
28
a 9
32
a 10
36
40
П
Р
О
В
Е
Р
Ь
С
Е
Б
Я
½; 1/3; ¼; 1/5; 1/6;
1; 4; 7; 10; 13; …
Увеличение
на 3
В порядке возрастания
положительные нечетные
числа
Чередовать увеличение
на 2 и увеличение в 2 раза
10; 19; 37; 73; 145; …
1; 3; 5; 7; 9; …
В порядке убывания
правильные дроби
с числителем, равным 1
5; 10; 15; 20; 25; …
6; 8; 16; 18; 36; …
Увеличение в 2 раза
и уменьшение на 1
В порядке возрастания
положительные числа,
кратные 5
26
Последовательности заданы формулами:
a n =n 4
a n =(-1) n n 2
a n =2 n -5
a n =n+4
a n =-n- 2
a n =3 n -1
Выполните следующие задания:
- Впишите пропущенные члены последовательности:
-9 16
-1,4,__,__,-25,..
256
27
-3 -1
__,__, 3,11 ,__,…
1 ,__,81,___,625,…
16
- 5 -6
__,- 4, __,__,-7,…
-3
6
7
8
2,8 ,___,___,___
5,__,__,__,9,…
80 242
2. Укажите, какими числами являются члены этих последовательностей
Положительные и Положительные Отрицательные отрицательные
7
9
11
13
15
17
19
21
?
?
?
?
?
?
?
?
0
2
6
12
20
30
42
56
?
?
?
?
?
?
?
?
1
3
7
15
31
63
127
255
?
?
?
?
?
?
?
Самостоятельная работа с последующей проверкой
Вариант1
Последовательность (х n ) задана формулой n -го члена
х n = n 2 -5 n
а) Выпишите первые 5 членов этой последовательности.
б) Запишите седьмой и одиннадцатый члены последовательности.
в) Определите, содержится ли в этой последовательности число 50 .
Вариант 2
Последовательность (х n ) задана формулой n -го члена
х n = n 2 +3n
а) Выпишите первые 5 членов этой последовательности.
б) Запишите десятый и тринадцатый члены последовательности.
в) Определите, содержится ли в этой последовательности числа 270
П.6.1 № 410, 413,
на повторение № 814 ав.