kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка к ОГЭ "РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ

В презентации автор раскрывает пять способов решения текстовых задач:
1)задачи на проценты;
2)задачи на «движение»;
3)задачи на «концентрацию»;
4)задачи на «смеси и сплавы»;
5)задачи на «работу».
Автор на практике показывает важность решения задач при подготовке к ГИА по математике учащихся девятых классов....

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ОГЭ "РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ" »

Подготовка к ГИА    «РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ»  Учитель математики Гусева Светлана Геннадьевна МБОУ СОШ №18 имени В.Я.Алексеева

Подготовка к ГИА

«РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ»

Учитель математики

Гусева Светлана Геннадьевна

МБОУ СОШ №18 имени В.Я.Алексеева

Задачи на проценты Решение задач на проценты сводится к основным трем действиям с процентами:

Задачи на проценты

Решение задач на проценты сводится к основным трем действиям с процентами:

  • нахождение процентов от числа;
  • нахождение числа по его процентам;
  • нахождение процентного отношения чисел.
1) Покрасив 2 метра забора, Том Сойер «уступил» это занятие другому мальчику, который покрасил 30% неокрашенной части забора. После этого Том трижды «уступал»свое право красить забор другим мальчикам. Первый и второй из них покрасили соответственно 1/5 и 1/6 всего забора, а третий - 85% оставшейся неокрашенной части забора. Какова длина забора, если последний оставшийся метр Том красил сам?  РЕШЕНИЕ: Пусть х-длина всего забора, тогда 0,3(х-2) – длина части забора, которую покрасил мальчик, красивший сразу за Томом, а из следующих трех мальчиков первый и второй покрасили ⅕∙х и ⅙∙х метров. Пусть у – длина части забора, оставшейся неокрашенной после этого. Из условия следует, что 1 метр (который в конце красил Том) составляет 100% - 85% = 15% от у. То есть 0,15у=1, у=100/15=20/3. Так как сумма всех покрашенных частей равна длине всего забора, получаем уравнение: 2+ 0,3(х-2) + ⅕∙х + ⅙∙х +у=х 2+0,3х-0,6+11/30∙х+20/3=х 20/30∙х+1,4+20/3=х х=24,2(м) Ответ : длина забора 24,2 метра

1) Покрасив 2 метра забора, Том Сойер «уступил» это занятие другому мальчику, который покрасил 30% неокрашенной части забора. После этого Том трижды «уступал»свое право красить забор другим мальчикам. Первый и второй из них покрасили соответственно 1/5 и 1/6 всего забора, а третий - 85% оставшейся неокрашенной части забора. Какова длина забора, если последний оставшийся метр Том красил сам?

РЕШЕНИЕ:

Пусть х-длина всего забора, тогда 0,3(х-2) – длина части забора, которую покрасил мальчик, красивший сразу за Томом, а из следующих трех мальчиков первый и второй покрасили ⅕∙х и ⅙∙х метров. Пусть у – длина части забора, оставшейся неокрашенной после этого. Из условия следует, что 1 метр (который в конце красил Том) составляет 100% - 85% = 15% от у.

То есть 0,15у=1, у=100/15=20/3. Так как сумма всех покрашенных частей равна длине всего забора, получаем уравнение:

2+ 0,3(х-2) + ⅕∙х + ⅙∙х +у=х

2+0,3х-0,6+11/30∙х+20/3=х

20/30∙х+1,4+20/3=х

х=24,2(м)

Ответ : длина забора 24,2 метра

2) Находясь в гостях у Кролика, Винни-Пух за первые три часа съел 40% всего запаса меда Кролика. Пятачок и Кролик вместе за это же время съели 300 граммов меда. За следующие три часа Винни-Пух съел 2/3 оставшегося меда, а Пятачок и Кролик съели 100 граммов меда на двоих, после чего у Кролика осталось 1,6 кг меда. Сколько меда было у Кролика до визита Винни-Пуха? РЕШЕНИЕ: Пусть первоначально у кролика было х кг меда. Винни-Пух за первые 3 часа съел 0,4х кг, а Пятачок и кролик съели 300г меда. У кролика осталось х-0,4х-0,3=0,6х-0,3(кг). За следующие 3 часа Винни-Пух съел 2/3(0,6х-0,3)=0,4х-0,2(кг), а Пятачок и кролик – 100г. У кролика осталось 0,6х-0,3-0,4х+0,2-0,1=0,2х-0,2(кг) Зная, что осталось 1,6 кг, составим уравнение:  0,2х-0,2=1,6 х=9(кг) Ответ: первоначально у кролика было 9 кг меда.

2) Находясь в гостях у Кролика, Винни-Пух за первые три часа съел 40% всего запаса меда Кролика. Пятачок и Кролик вместе за это же время съели 300 граммов меда. За следующие три часа Винни-Пух съел 2/3 оставшегося меда, а Пятачок и Кролик съели 100 граммов меда на двоих, после чего у Кролика осталось 1,6 кг меда. Сколько меда было у Кролика до визита Винни-Пуха?

РЕШЕНИЕ:

Пусть первоначально у кролика было х кг меда. Винни-Пух за первые 3 часа съел 0,4х кг, а Пятачок и кролик съели 300г меда. У кролика осталось х-0,4х-0,3=0,6х-0,3(кг).

За следующие 3 часа Винни-Пух съел 2/3(0,6х-0,3)=0,4х-0,2(кг),

а Пятачок и кролик – 100г. У кролика осталось

0,6х-0,3-0,4х+0,2-0,1=0,2х-0,2(кг)

Зная, что осталось 1,6 кг, составим уравнение:

0,2х-0,2=1,6

х=9(кг)

Ответ: первоначально у кролика было 9 кг меда.

Задачи на «движение»  Действие движения характеризуется тремя компонентами: пройденный путь, скорость и время. Известно соотношение между ними: Путь = скорость • время

Задачи на «движение»

Действие движения характеризуется тремя компонентами: пройденный путь, скорость и время.

Известно соотношение между ними:

Путь = скорость • время

3) Две черепахи выползают навстречу друг другу из своих нор. Если бы первая ползла на 40 м/ч быстрее, то они бы встретились на полпути, если бы вторая ползла на 50 м/ч быстрее, она бы проползла в два раза большее расстояние до встречи, чем первая. Найдите скорости черепах. РЕШЕНИЕ: Пусть скорость движения первой черепахи х м/ч, а второй – у м/ч. Если бы первая ползла на 40 м/ч быстрее, то через t₁ часов они бы встретились на полпути. Получаем: (х+40)∙t₁=у∙t₁ или х+40=у Если бы вторая ползла на 50м/ч быстрее, то она проползла бы до встречи за t₂ часов в два раза большее расстояние, чем первая. Получаем 2хt₂=(у+50)∙t₂ или 2х=у+50  х+40=у, х=90,  2х=у+50; у=130. Ответ: скорость первой черепахи – 90 м/ч, а скорость второй – 130 м/ч

3) Две черепахи выползают навстречу друг другу из своих нор. Если бы первая ползла на 40 м/ч быстрее, то они бы встретились на полпути, если бы вторая ползла на 50 м/ч быстрее, она бы проползла в два раза большее расстояние до встречи, чем первая. Найдите скорости черепах.

РЕШЕНИЕ:

Пусть скорость движения первой черепахи х м/ч, а второй –

у м/ч. Если бы первая ползла на 40 м/ч быстрее, то через t₁ часов они бы встретились на полпути. Получаем:

(х+40)∙t₁=у∙t₁ или х+40=у

Если бы вторая ползла на 50м/ч быстрее, то она проползла бы до встречи за t₂ часов в два раза большее расстояние, чем первая. Получаем 2хt₂=(у+50)∙t₂ или 2х=у+50

х+40=у, х=90,

2х=у+50; у=130. Ответ: скорость первой

черепахи – 90 м/ч, а скорость второй – 130 м/ч

4) Петя вышел из школы и пошел домой со скоростью 4,5 км/ч. Через 20 минут по той же дороге из школы выехал Вася на велосипеде со скоростью 12 км/ч. На каком расстоянии от школы Вася догонит Петю? РЕШЕНИЕ: Пусть t часов – время, которое будет находиться в пути Петя до того момента, когда его догонит Вася. Тогда Вася до того как догонит Петю,будет находиться в пути (t-1/3) часа. (20 мин=1/3ч). Всего Петя пройдет 4,5t км, а Вася пройдет 12(t-1/3)км. Составим и решим уравнение: 4,5t=12(t-1/3) t=8/15. Следовательно, Вася догонит Петю на расстоянии 4,5∙8/15=0,3∙8=2,4 км от школы. Ответ: Вася догонит Петю на расстоянии 2,4 км от школы.

4) Петя вышел из школы и пошел домой со скоростью 4,5 км/ч. Через 20 минут по той же дороге из школы выехал Вася на велосипеде со скоростью 12 км/ч. На каком расстоянии от школы Вася догонит Петю?

РЕШЕНИЕ:

Пусть t часов – время, которое будет находиться в пути Петя до того момента, когда его догонит Вася. Тогда Вася до того как догонит Петю,будет находиться в пути (t-1/3) часа. (20 мин=1/3ч).

Всего Петя пройдет 4,5t км, а Вася пройдет 12(t-1/3)км.

Составим и решим уравнение:

4,5t=12(t-1/3)

t=8/15. Следовательно, Вася догонит Петю на расстоянии 4,5∙8/15=0,3∙8=2,4 км от школы.

Ответ: Вася догонит Петю на расстоянии 2,4 км от школы.

Задачи на «концентрацию»,  на «смеси и сплавы» В задачах этого типа обычно присутствуют три величины, соотношение между которыми позволяет составлять уравнение: Концентрация (доля чистого вещества в смеси); Количество чистого вещества в смеси (или сплаве); Масса смеси (сплава).  Соотношение между этими величинами следующее:  Масса смеси • концентрация = количество чистого вещества

Задачи на «концентрацию», на «смеси и сплавы»

В задачах этого типа обычно присутствуют три величины, соотношение между которыми позволяет составлять уравнение:

  • Концентрация (доля чистого вещества в смеси);
  • Количество чистого вещества в смеси (или сплаве);
  • Масса смеси (сплава).

Соотношение между этими величинами следующее:

Масса смеси • концентрация = количество чистого вещества

0 10х²+200х-10х²-50х=3(х+5)(х+20) 150х=3(х+5)(х+20) 50х=(х+5)(х+20) х²+25х-50х+100=0 х²-25х+100=0 х₁=5, х₂=20. Оба числа удовлетворяют условию х 0. Ответ : первоначальная масса сплава могла быть либо 10 кг, либо 25 кг." width="640"

5) Сплав меди с цинком, содержащий 5 кг цинка, сплавлен с 15 кг цинка. В результате содержание меди в сплаве понизилось по сравнению с первоначальным на 30%. Какой могла быть первоначальная масса сплава?

РЕШЕНИЕ:

Пусть х кг – масса меди в сплаве,

тогда (х+5)кг – первоначальная масса сплава;

( х/(х+5) ) ∙100% - процентное содержание меди в первоначальном сплаве; (х+5+15)кг – масса нового сплава;

( х/(х+5+15) ) ∙100% - процентное содержание меди в новом сплаве.

По условию содержание меди понизилось на 30%. Составим и решим уравнение:

( х/(х+5) ) ∙100- ( х/(х+5+15) ) ∙100=30, х 0

10х²+200х-10х²-50х=3(х+5)(х+20)

150х=3(х+5)(х+20)

50х=(х+5)(х+20)

х²+25х-50х+100=0

х²-25х+100=0

х₁=5, х₂=20. Оба числа удовлетворяют условию х 0.

Ответ : первоначальная масса сплава могла быть либо 10 кг, либо 25 кг.

6) Смешали 30%-ный и 50%-ный растворы азотной кислоты и получили 45%-ный раствор. Найдите отношение массы 30%-го раствора к массе 50%-го раствора. РЕШЕНИЕ: Пусть х г – масса первого раствора, у г – масса второго раствора, тогда 0,3х г – масса кислоты в первом растворе, 0,5у г – масса кислоты во втором растворе, (0,3х+0,5у) г – масса кислоты в смеси, что по условию задачи составляет 45% массы раствора. Составим уравнение: 0,3х+0,5у=0,45(х+у) 0,5у-0,45у=0,45х-0,3х 0,05у=0,15х у=3х х:у=1:3 Ответ : отношение массы 30%-го раствора к массе 50%-го раствора как 1:3

6) Смешали 30%-ный и 50%-ный растворы азотной кислоты и получили 45%-ный раствор. Найдите отношение массы 30%-го раствора к массе 50%-го раствора.

РЕШЕНИЕ:

Пусть х г – масса первого раствора, у г – масса второго раствора, тогда 0,3х г – масса кислоты в первом растворе, 0,5у г – масса кислоты во втором растворе,

(0,3х+0,5у) г – масса кислоты в смеси, что по условию задачи составляет 45% массы раствора. Составим уравнение:

0,3х+0,5у=0,45(х+у)

0,5у-0,45у=0,45х-0,3х

0,05у=0,15х

у=3х

х:у=1:3

Ответ : отношение массы 30%-го раствора к массе 50%-го раствора как 1:3

7) В куске сплава меди и цинка количество меди увеличили на 40%, а количество цинка уменьшили на 40%. В результате общая масса куска сплава увеличилась на 20%. Определите процентное содержание меди и цинка в первоначальном куске сплава. РЕШЕНИЕ: Пусть х г меди и у г цинка находятся в первоначальном куске сплава, тогда (х+у) г – масса сплава. После увеличения количества меди на 40% масса меди в новом сплаве составила 1,4х г, а после уменьшения количества цинка в новом сплаве масса цинка составила 0,6у г; (1,4х+0,6у) г – масса нового сплава. По условию масса куска сплава увеличилась на 20%, значит, составила 1,2(х+у) г. Получаем уравнение: 1,2(х+у)= 1,4х+0,6у 0,6у=0,2х; 3у=х Отсюда следует, что х:у=3:1 Ответ : в первоначальном куске сплава было 75% меди и 25% цинка.

7) В куске сплава меди и цинка количество меди увеличили на 40%, а количество цинка уменьшили на 40%. В результате общая масса куска сплава увеличилась на 20%. Определите процентное содержание меди и цинка в первоначальном куске сплава.

РЕШЕНИЕ:

Пусть х г меди и у г цинка находятся в первоначальном куске сплава, тогда (х+у) г – масса сплава. После увеличения количества меди на 40% масса меди в новом сплаве составила 1,4х г, а после уменьшения количества цинка в новом сплаве масса цинка составила 0,6у г;

(1,4х+0,6у) г – масса нового сплава. По условию масса куска сплава увеличилась на 20%, значит, составила 1,2(х+у) г.

Получаем уравнение: 1,2(х+у)= 1,4х+0,6у

0,6у=0,2х; 3у=х

Отсюда следует, что х:у=3:1

Ответ : в первоначальном куске сплава было 75% меди и 25% цинка.

Задачи «на работу» Работу характеризуют три компонента действия: Время работы, Объем работы, Производительность  (количество произведенной работы в единицу времени).  Существует следующее соотношение между этими компонентами:  Объем работы = время работы • производительность.

Задачи «на работу»

Работу характеризуют три компонента действия:

  • Время работы,
  • Объем работы,
  • Производительность

(количество произведенной работы в единицу времени).

Существует следующее соотношение между этими компонентами:

Объем работы = время работы • производительность.

0), вторая машинистка – за у часов (у0), 1/х – производительность первой машинистки, а 1/у – производительность второй. По условию задачи, работая вместе, они могут перепечатать рукопись за 6 часов; 6(1/х+ 1/у)=1. Если машинистки будут работать вместе 5 часов, то они напечатают 5(1/х+ 1/у) часть работы, а если вторая машинистка будет работать 3 часа, она напечатает 3/у часть работы. По условию задачи работа при этом будет завершена 5(1/х+ 1/у)+3/у=1. Учитывая, что х0, у0, составим и решим систему уравнений: 6(1/х+ 1/у)=1, х=9, 5(1/х+ 1/у)+3/у=1; у=18. Ответ : первая машинистка может перепечатать рукопись за 9 часов, а вторая – за 18 часов." width="640"

8) Две машинистки вместе могут перепечатать рукопись за 6 часов. После 5 часов совместной работы вторая машинистка продолжила работу самостоятельно и завершила ее за 3 часа. За какое время каждая машинистка смогла бы перепечатать рукопись?

РЕШЕНИЕ:

Примем объем работы за 1. Пусть первая машинистка сможет перепечатать рукопись за х часов (х0), вторая машинистка – за у часов (у0), 1/х – производительность первой машинистки, а 1/у – производительность второй. По условию задачи, работая вместе, они могут перепечатать рукопись за 6 часов; 6(1/х+ 1/у)=1. Если машинистки будут работать вместе 5 часов, то они напечатают 5(1/х+ 1/у) часть работы, а если вторая машинистка будет работать 3 часа, она напечатает 3/у часть работы. По условию задачи работа при этом будет завершена 5(1/х+ 1/у)+3/у=1. Учитывая, что х0, у0, составим и решим систему уравнений:

6(1/х+ 1/у)=1, х=9,

5(1/х+ 1/у)+3/у=1; у=18.

Ответ : первая машинистка может перепечатать рукопись за 9 часов,

а вторая – за 18 часов.

0), тогда второй рабочий наклеит обои за (х+5)часов. Всю работу примем за 1, тогда 1/х – производительность первого рабочего, 1/(х+5) – производительность второго. Так как, работая вместе, они наклеят обои за 6 ч, то их совместная производительность равна 1/6. Таким образом, имеем 1/х + 1/(х+5) = 1/6 х²-7х-30=0 х₁=10, х₂=-3 не удовлетворяет условию х0, т.е. х=10. Таким образом, первый рабочий может выполнить работу за 10 ч, а второй – за 15 ч. Ответ : первый рабочий может выполнить работу за 10 ч, а второй – за 15 ч." width="640"

9) Двое рабочих, работая вместе, могут оклеить комнату обоями за 6 часов. За сколько часов может оклеить комнату каждый из них в отдельности, если первый это сделает на 5 часов быстрее второго?

РЕШЕНИЕ:

Пусть первый рабочий может наклеить обои в комнате за х часов (х0), тогда второй рабочий наклеит обои за (х+5)часов. Всю работу примем за 1, тогда 1/х – производительность первого рабочего, 1/(х+5) – производительность второго. Так как, работая вместе, они наклеят обои за 6 ч, то их совместная производительность равна 1/6. Таким образом, имеем

1/х + 1/(х+5) = 1/6

х²-7х-30=0

х₁=10, х₂=-3 не удовлетворяет условию х0, т.е. х=10.

Таким образом, первый рабочий может выполнить работу за 10 ч,

а второй – за 15 ч.

Ответ : первый рабочий может выполнить работу за 10 ч,

а второй – за 15 ч.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Подготовка к ОГЭ "РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ"

Автор: Гусева Светлана Геннадьевна

Дата: 03.02.2015

Номер свидетельства: 166514

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Решение текстовых задач в плане подготовки к ЕГЭ и ОГЭ"
    ["seo_title"] => string(57) "reshenie_tekstovykh_zadach_v_plane_podgotovki_k_ege_i_oge"
    ["file_id"] => string(6) "493775"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1546613714"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Решение текстовых задач ( помощь учителю) "
    ["seo_title"] => string(50) "rieshieniie-tiekstovykh-zadach-pomoshch-uchitieliu"
    ["file_id"] => string(6) "242044"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1445362934"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Решение текстовых задач при подготовке к ОГЭ 2022-2023. Задание 21"
    ["seo_title"] => string(68) "reshenie_tekstovykh_zadach_pri_podgotovke_k_oge_2022_2023_zadanie_21"
    ["file_id"] => string(6) "636001"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1693151288"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(288) "Доклад на школьном методическом объединении на тему: «Дифференцированный подход при решении текстовых задач в подготовке к ОГЭ и ЕГЭ учащихся 9 и 11 классов» "
    ["seo_title"] => string(179) "doklad-na-shkol-nom-mietodichieskom-obiedinienii-na-tiemu-diffierientsirovannyi-podkhod-pri-rieshienii-tiekstovykh-zadach-v-podghotovkie-k-oge-i-iege-uchashchikhsia-9-i-11-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "221123"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1435056592"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Решение текстовых задач 1 части ОГЭ. Тест"
    ["seo_title"] => string(49) "rieshieniie_tiekstovykh_zadach_1_chasti_oge_tiest"
    ["file_id"] => string(6) "395038"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1487874177"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства