Нормативные документы в сфере образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Развитие учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики и на занятиях внеурочной деятельности
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обучение детей с ОВЗ на уроках математики»
Развитие учащихся
с ограниченными возможностями здоровья
на уроках математики, физики, информатики и на занятиях внеурочной деятельности
Нормативные документы в сфере образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №115 от 22 марта 2021г «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». (Конкретизированы особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья).
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09. 2020 г. № 28).
Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".
Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи".
Нормативные документы в сфере образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Приказ Минобрнауки РФ от 2 декабря 2015 г. № 1399 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования»силу с 16.05.2017.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ». Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Письмо Министерства образования и науки РФ от20.02.2017 № 07-818 «Методические рекомендации по организации обучения учащихся по ФГОС ОВЗ»
Письмо Министерства образования и науки РФ от 20.02.2017 № ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с УО» Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.08.2016 No 07-3517 «Об учебниках для обучающихся с ОВЗ».
Письмо Министерства образования и науки РФ от 23.05.2016 № ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий»
Приказ Минтруда России от 10.01.2017 N 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания», в том числе профессиональный стандарт тьютора.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2017 № 351н «Об утверждении профессионального стандарта «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья»
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания
специальные образовательные программы и методы обучения и воспитания; специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы; специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования; услуги ассистента (помощника); групповые и индивидуальные коррекционные занятия; доступ в здания образовательных организаций.
специальные образовательные программы и методы обучения и воспитания;
специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы;
специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;
услуги ассистента (помощника);
групповые и индивидуальные коррекционные занятия;
доступ в здания образовательных организаций.
Специальные условия
5
Основные положения и понятия в части образования детей с ОВЗ:
индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей
5
Основные положения и понятия в части образования детей с ОВЗ:
адаптированная образовательная программа- образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц
5
5
Направления коррекционной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья определяются в зависимости от характера ведущего нарушения в развитии у обучающегося и от особенностей и степени проявления вторичных недостатков.
5
Мотивация сферы обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
формирование положительного отношения обучающегося к занятиям (к учению);
развитие собственной активности обучающегося;
формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
формирование и развитие целенаправленных действий;
развитие планирования и контроля деятельности;
развитие способности применять полученные знания для решения иных аналогичных задач.
5
Необходимо помнить
Учебно-познавательная деятельность ребенка с ограниченными возможностями здоровья не всегда возможна и эффективна при использовании традиционных средств обучения, поэтому необходимо применять специфические приемы и средства обучения и воспитания детей с ОВЗ
5
Дифференцированный подход к овладению образовательным стандартом школьников с ОВЗ
Изменение организации урока
Изменение структуры урока
Подбор специальных методов и оборудования
- Нестандартность и вариативность заданий
- Включение здоровьесберегающих технологий
- Нестандартное оборудование
- Включение упражнений на коррекцию нарушенных функций
- Снижение нагрузки
- Вариации частей урока
- Учет индивидуального маршрута ребенка
- Учет противопоказаний
Педагогические приемы при работе с детьми с ОВЗ
Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья любое образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории.
Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким, как все. Это место, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое право на образование, но и , будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.
12
Обучающиеся с ОВЗ на равных участвуют во Всероссийской олимпиаде школьников разных уровней, завоевывают призовые места, в научно-практических конференциях