Тема: Сложение и вычитание в пределах девяти на практической основе.
Тип урока: Урок закрепления и систематизации знаний.
Цели урока:
- закрепить навыки счёта в пределах 9, повторить состав чисел 7, 8, 9, совершенствовать вычислительные навыки при выполнении сложения и вычитания чисел в пределах 9; закрепить умение сравнивать числа от 1 до 9 и выражения; продолжить формировать умение решать простые задачи, раскрывающие смысл действий сложения и вычитания;
- развивать математическую речь; умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; умение действовать по инструкции.
- воспитывать активность, усидчивость, прилежание в процессе обучения.
Форма урока:
· Урок-путешествие в сказку(нетрадиционная форма урока, с использованием сказочных персонажей: Маша, Медведь, Злая колдунья, Дед Мороз ).
Методы:
· Словесные (беседа);
· Практические (задания сказочных героев);
· Наглядные: атрибуты персонажей, вывешенных на доске.
Ход урока:
1.Организационный момент
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!
-Садитесь.
2. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и целей урока.
-Покажите при помощи цветного веера, с каким настроением вы пришли на урок.
-Тема нашего урока «Сложение и вычитание чисел в пределах 9».
Нам предстоит повторить и закрепить знания, полученные на уроках математики. Вы готовы? ( Да.)
-Сегодня мы с вами на уроке отправимся в путешествие в лесную сказку … А так как у нас урок математики, то и путешествие наше будет какое? -(математическое).
-А как называется сказка, попробуем отгадать. Для этого необходимо расставить числа в порядке возрастания. ( Маша и Медведь)
- Вы все смотрели современный мультфильм по мотивам этой сказки про маленькую девочку Машу, с которой случалось много разных приключений и неожиданностей. Сегодня узнаем, что же приключилось на этот раз. Согласны?
- Итак, сказка начинается…
Раз погожим зимним днём
По лесной тропинке
Вышла Машенька гулять,
Свежим воздухом дышать.
Вышла Маша на опушку.
Видит Маша… ЧУДЕСА!.
На ёлочке висит конверт. (Показываю ёлочку, которая стоит на столе, там конверт).
-А конверт оказался для Маши.
-Открыла Маша конверт, а сама прочитать не может.
Бросилась Машенька за помощью к медведю.
Пришлось Мишку разбудить. Нахмурился сначала медведь от недовольства, но увидев милую девчушку, улыбнулся ей и сказал: «Конечно, помогу!».
-Оказалось письмо от сказочного Дед Мороза, которого заколдовала Злая колдунья вместе со всеми подарками. А чтобы его расколдовать, необходимо выполнить математические задания. Стали Маша и Медведь вместе выполнять эти задания, но очень волновались, боялись ошибиться и очень хотели, чтобы вы им помогли. Вы готовы? При правильном выполнении задания на доске будет появляться снежинка.
3. Повторение, закрепление и отработка полученных знаний.
- Первое задание
Посчитать от 1 до 12 и обратно цепочкой.
(Работа с веером цифр).
-Покажите, какое число идёт при счёте за числом 3? 6?
-Какое число идёт перед числом 2? 5?
- Какое число стоит между 6 и 8, 3 и 5, 8 и 10.
- Молодцы, справились с заданием (появляется первая снежинка).
Проверка знаний состава числа.
-Второе задание, которое должны выполнить наши герои. Вспомнить состав чисел и решить примеры.
-Приготовили сигнальные карточки красного и зелёного цвета.
9 это 4 и 5, 9 это 3 и 7, 8 это 4 и 4, 9 это 1 и 5, 9 это 2 и 7, 8 это 3 и 4, 8 это 2 и 6?
В книге стр. 88 №1 (Пример прочитать и решить).
- Молодцы, как вы думаете, помогли вы Маше вспомнить состав числа? Ведь Маша такая же первоклассница, как и вы. И со вторым заданием справились.
Равенства и неравенства.
- Третье задание.
- Со следующим заданием Маше справиться тяжело, потому что это тему она пропустила. Без вас никак она не справиться.
- Давайте вспомним, какой знак используется в равенствах? А в неравенствах? Догадались, что нужно сделать в следующем задании?
- В следующем задании нужно сравнить числа и выражения и поставить нужный знак: больше, меньше, равно:
На доске я помещу задание из учебника и более усложню его.
4 7, 7 4, 9 8, 8 9, 3+3 6, 8 9-5, 8-4 6.
-Сравните эти числа, вставив знак «больше», « меньше» или «равно».
(Дети показывают сигнальными карточками, правильный ли знак поставлен - красный или зелёный)
Физминутка для Медведя.
Четвёртое задание.
-Задания Злой Колдуньи становятся более сложными.
-Решить задачи.
Стр. 89 №5
- Повторите условие задачи. Вопрос.
-Каким действием будем решать задачу? (Вычитанием)
Назовите решение задачи. Ответ.
- Следующая задача более сложная.
-№6 В задаче нет числовых данных. Необходимо их добавить и решить задачу.( на доске краткая запись Было- 4
Нашёл – 5
Стало - ?
- Каким действие будем решать эту задачу (сложением), ответ.
-Справились и с этой задачей.
№ 4 А теперь придумайте задачу, чтобы она решалась сложением. Решение.
Составьте задачу, чтобы она решалась вычитанием.
-Покажите при помощи сигнальных карточек, как вы оцениваете своё умение решать задачи.
- С заданием все вместе справились и появилась ещё одна снежинка.
Физминутка для Машеньки.
Пятое задание.
Работа в тетради (стр. 45)
-Следующее задание мы найдём в тетрадях на печатной основе. Колдунья решила, что ни Маша с Медведем, ни вы ещё не научились красиво писать цифры, поэтому и приготовила эти задания. Справитесь?
Письмо. В первой строке необходимо найти закономерность и продолжить числовой ряд.
Во второй строке продолжить узор.
В третьей строке составить пример к узору ( 1+3=4). Оцените своё письмо.
№2 Самостоятельная работа.
Устали наши герои. Пускай отдохнут. А мы выполним работу самостоятельно.
Раскрасить кирпичики.
9 – красным (выполнят девочки) Помогают Маше.
8 – зелёным (выполняют мальчики) Помогают Мишке.
Проверка. Назовите зелёные кирпичики, красные.
-Примеры с каким ответом ещё встретились?
- Покажите сигнальной карточкой, кому было тяжело выполнять это задание.
- Итак, справились с пятым заданием (ещё одна снежинка).
4. Итог:
- Уф, наконец – то справились - говорит Маша.
А вот и Дед Мороз в санях со всеми своими подарками.
Ой, у него письмо.
Ну-ка, ну-ка.
«Умница. Машенька, девочка добрая. Вместе с Медведем и ребятами вы и меня спасли, и книги- подарки для зверей лесной школы, применив все свои знания и умения. Удачи тебе и ребятам пытливым да умным. Дед Мороз».
- Молодцы, ребята! Понравилось вам путешествие? А как вы думаете, помогли вы Маше, Медведю и Деду Морозу?
5. Рефлексия.
-Закройте на минутку глазки и вспомните всё, что было на этом уроке, какие задания выполняли, с чем работали.
- С какими заданиями помогли справиться Маше?
- Что было интересным на уроке?
-А сейчас покажите сигнальчиком, с каким настроением вы заканчиваете урок. Вы очень активно сегодня работали, особенно….
-Скажем «до свидания» нашим сказочным героям, нет, лучше «до встречи». Ведь скоро Новый год! А в подарок вам Машенька и Медведь прислали свои фото-раскраски, только в черно-белом изображении. Но у каждого из вас есть волшебные цветные карандашики и вы постараетесь сделать эту фотографию красочной.