Урок контроля знаний по теме: "Решение тригонометрических уравнений" Автор: Расихина В.А.
Цели:
Повторить и проконтролировать знания учащихся по рассматриваемой теме, подготовиться к контрольной работе по решению различных типов уравнений.
Продолжить развитие умения решать различные виды тригонометрических уравнений при решении более сложных уравнений.
Воспитывать дружеское отношение между учащимися при проведении урока.
Оборудование.
1.Презентация «Решение тригонометрических уравнений»
ХОД УРОКА.
Сегодня на уроке мы приступим к обобщению материала по тригонометрии, а именно начнём повторять «Тригонометрические уравнения». Целью нашего урока будет повторение методов решения тригонометрических уравнений. (1 слайд) Эпиграф урока:«Мне приходится делить своё время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по- моему, гораздо важнее, потому что политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно»
А. Эйнштейн
Для того, что бы вы смогли себя оценить в конце урока, я приготовила вам оценочные листы. Вы себя можете оценить на каждом этапе, независимо от того, участвовали вы в работе, или нет. Если я вас не спросила по тому или иному вопросу, вы, всё – равно, поставьте себе оценку.
Записать на доске:
1)кто выполнил самостоятельно – «5»
2)те, у кого появились трудности при выполнении работы или обращались за помощью – «4»
3)если есть ошибки - «3»
4)если работа не выполнена- «2»
Что вы уже знаете по теме? (2 слайд)( Они диктуют, я пишу на маленькой доске.)(3 слайд) Простейшие тригонометрические уравнения, приёмы решения простейших тригонометрических уравнений, методы решения более сложных уравнений)
На что вы хотели бы обратить внимание?
На доске: хотели бы повторить:
(Какие уравнения относятся к простейшим? Слайд 4)(Уравнения вида )
Повторим решение каждого из этих уравнений.(Слайд5, слайд6, слайд7, слайд 8)
Считаем устно(слайд9) arcsin(-1) аrccos
аrcsin1/2 аrcsin
arccos(-1) аrccos (-
аrccos(-1/2) аrccos1/2
arctg1 аrcsin(-
arctg(-1) arctg
arcсtg1 аrcсtg
аrcсtg(-1)
Считаем устно: имеет ли смысл выражение? (Слайд10)
а) arc sin 2;
б) arc sin (2-1);
в) arc cos / 2 ;
г) arc cos (-1/2)
д) arc ctg (2+1)2?
Решим несколько простейших тригонометрических уравнений.Слайд11)
Давайте вернёмся к остальным методам.(Слайд 11) Дадим им характеристику. (На доске выписываем методы)
Устно. Сгруппировать предложенные уравнения по способам решения. (Слайд 12)
Простейшие: sin x = 1/2; 2 sin (2x-1) = 1; tg x = 10°.
К квадратному: cos2 x – 3 cos x = 4; 3 sin2 3x + 7 cos 3x – 3 = 0.
Однородное: sin2 x + 3 sin x cos x – 15 cos2 x=0.
Вынесение множителя: 2 cos2 x + cos х = 0.
Вспомогательный аргумент: 3 sin x + 4 cos x = 5.
По формулам: sin x – sin 7x = cos 4x.
Письменно. По карточкам. Выбрать тип уравнения (нужное обвести).
Карточка 1.
1. sin x = 2/2, (1, 2, 3, 4, 5, 6 ).
2. 2 cos x - 2 cos2 x = 0, (1, 2, 3, 4, 5, 6 ).
3. 5 sin2 x + 3 cos x sin x - cos2 x = 0, (1, 2, 3, 4, 5, 6).
4. 24 cos x – 10 sin x = 26, (1, 2, 3, 4, 5, 6).
5. cos 3x + sin 6x = cos 9x, (1, 2, 3, 4, 5, 6).
Карточка 2.
1. cos2 x + sin x = 1, (1, 2, 3, 4, 5, 6).
2. 3 cos x + sin 2x = 0, (1, 2, 3, 4, 5, 6).
3. cos x – 3 sin x cos x + sin2 x = 0, (1, 2, 3, 4, 5, 6).
4. 6 sin x + 8 cos x = 10, (1, 2, 3, 4, 5, 6).
5. cos 3x + cos 6x = sin x, (1, 2, 3, 4, 5, 6).
6. sin (3x + 1) = 1, (1, 2, 3, 4, 5, 6).
Карточка 3.
1. cos2 x + sin x cos x – 5 sin2 x = 0, (1, 2, 3, 4, 5, 6).
2. tg 3x = 5, (1, 2, 3, 4, 5, 6).
3. sin x - 2 sin 2x = 0, (1, 2, 3, 4, 5, 6).
4. cos x + sin x = 0, (1, 2, 3, 4, 5, 6).
5.sin x – 6 sin x + 1 = 0, (1, 2, 3, 4, 5, 6).
Карточка 4.
1. cos2 x + 5 cos x + 1 = 0, (1, 2, 3, 4, 5, 6).
2. sin x = - 2/2, (1, 2, 3, 4, 5, 6).
3. sin x + cos x sin x = 0, (1, 2, 3, 4, 5, 6).
4. cos 3x + cos 4x = sin x, (1, 2, 3, 4, 5, 6).
5. 40 sin x + 41 cos x = 49, (1, 2, 3, 4, 5, 6).
Карточка 5.
1. sin x = - 1/2, (1, 2, 3, 4, 5, 6).
2. cos2 x – 3 sin x cos x + sin x = 0, (1, 2, 3, 4, 5, 6).
3. 2 sin2 x + sin х = 0, (1, 2, 3, 4, 5, 6).
4. 12 sin x + 5 cos x = 13, (1, 2, 3, 4, 5, 6).
5. cos 3х + cos 4x = sin 3,5x, (1, 2, 3, 4, 5, 6).
Карточка 6.
1. sin2 x + 5 sin x + 1 = 0, (1, 2, 3, 4, 5, 6).
2. cos2 x- cos x = 0, (1, 2, 3, 4, 5, 6).
3. cos2 x + sin x cos x + sin2 x = 0, (1, 2, 3, 4, 5, 6).
4. sin x = 1/2, (1, 2, 3, 4, 5, 6).
5. 3 sin х + 4 cos x = 5, (1, 2, 3, 4, 5, 6).
6. sin x + sin 7x = cos 4x, (1, 2, 3, 4, 5, 6).
Решить уравнения (фронтальная работа).
1. 2 cos2 x + 21cos x + 10 = 0, (сведением к квадратному уравнению).
2. sin 2x + 2 sin x = 0, (разложением на множители).
3. 5 sin x ctg x – sin x – 5 ctg x +1 = 0, (разложением на множители способом группировки).
4. sin x – sin 7x = cos 4x, (по формулам).
5. 8 cos x + 15 sin x =17, (введение вспомогательного аргумента).
Вопрос: как можно было решить это уравнение по – другому?
Решить уравнения ( индивидуальная работа по карточкам по уровням сложности)
Карточка 1.
1. 2 sin2 x – 3 sin x + 1 = 0.
2. 3 sin x + sin x cos x = 0.
3. sin2 x – 2 sin x cos x – 3 cos2 x = 0.
Карточка 2.
1. 2 sin2 x + 7 cos + 2 = 0.
2. 3 sin x – sin 2x = 0.
3. sin x + sin 3x = 4 cos х.
Карточка 3.
1. 2sin2 2x – 11 sin 2x – 6 = 0.
2. sin 2x + 3 cos x = 0.
3. cos x + cos 2x + cos 3x = 0.
4. 2 sin2 x + 7 cos2 x = 6 - 3sin x cos x.
5. sin x·cos 3x = sin 2x.
Карточка 4.
1. 2 sin2 x – 3 sin x + 1 = 0.
2. 3 sin x + 4 sin x cos x = 0.
3. sin 4x – sin 7x = 0.
4. sin x + sin 3x + sin 5x = 0.
Карточка 5.
1. 4 sin2 x – cos x – 1 = 0.
2. 2 cos 2x + sin2 x + 5 sin x cos x = 0.
3. 3 sin x cos x = sin2 x.
4.. 6 sin x + 8 cos x = 10.
Проверьте себя. Оцените себя, свою работу. Подведение итогов урока.
Ну что ж , молодцы!
Рефлексия:
Повторили ли вы, что хотели? Что ? А как вы считаете, есть ли другие типы уравнений? Методы решения?Хорошо, поищите, попробуйте найти и познакомить всех на следующем уроке. Я познакомлю вас с уравнениями, которые встречались на прошлогоднем экзамене.
Так как у нас осталось время, то я думаю, что мы успеем сделать хотя бы одно задание из ЕГЭ.
Домашние задания по карточкам (учащиеся решают оставшиеся уравнения).
Сколько баллов вы набрали всего? Максимальное количество баллов должно быть –
Какое настроение у вас сейчас после урока?
Давайте оценим его так. Если - , то прикрепляем магнитами к одной доске, если другое, то - магнитами к другой доске. И у меня –
Спасибо всем, урок закончен.
Оценки учащимся за урок с комментариями, оценка классу