Просмотр содержимого документа
«Использование разнообразных форм современного урока �для обеспечения качества образования.»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ СОВРЕМЕННОГО УРОКАДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
А.А.Тажгалиева, учитель математики МБОУ «Верхнебузанская СОШ »
умение транслировать
и формировать программный
объем знании
умение решать творческие задачи,
формировать многомерное сознание,
развивать способности к самоактуализации.
Современный урок – это урок,
в результате которого открывается
и создается что-то новое, собственный продукт творчества :
открытие превращается в изобретение , изобретение - в проект , проект –
в технологии реальной действительности .
Качество образования – это одна из основных проблем современной школы. Это процесс постоянного совершенствования.
Из чего оно складывается?
из высокого уровня профессионализма педагогов;
из создания комфортности в обучении школьников;
прочности знаний учащихся;
из материально-технического обеспечения школы.
Целевые направления:
совершенствование организации учебного процесса и повышение результатов обучения;
создание условий для повышения мотивации к обучению, саморазвитию, самостоятельности в принятии решений;
обеспечение учебно-воспитательного процесса на современном уровне;
создание условий для удовлетворения образовательных потребностей ребенка;
Задачи:
формирование установок на освоение современных педагогических технологий, подходов, обеспечивающих подготовку качественно нового школьника;
создание единой системы урочной и внеурочной деятельности учителей и учеников, направленной на разностороннее развитие образовательного процесса;
Составляющие качества образования:
качество обученности школьников по образовательным областям;
качество сформированности общеучебных умений школьников (умение работать с учебником, текстом, составить план, умение анализировать, делать вывод и т.п.);
качество развития личности школьников (эмоциональность, воля, познавательный интерес, мотивация и т. д.);
качество социальной адаптации (способность найти свою «нишу» в обществе).
Педагогические качества:
владение современными образовательными технологиями;
способность делать учебный материал доступным пониманию;
творческое применение методов обучения;
способность организовать детский коллектив;
интерес к детям;
яркость речи, такт, связь с жизнью, способность к внеклассной работе .
Технологии и методики применяемые на уроках математики:
технология личностно-ориентированного образования;
технология уровневой дифференциации;
технология игрового обучения;
технология системно - деятельностного подхода (проблемное обучение);
проектная деятельность;
здоровьесберегающие технологии;
информационно-коммуникационные технологии.
Технологияуровневой дифференциации.
Тема: «Объем прямоугольного параллелепипеда».
Карточка №1
Объём -это..
История существования объёма.
Тема: «Формулы».
Карточка №2
Формулы - это..
Единицы измерения пути, скорости, времени.
Единица скорости – УЗЕЛ?
Тема: «Площадь».
Карточка №3
Измерения площадей на Руси.
Единицы площадей:
Гектар - это..
Ар - это..
Карточка для слабого ученика.
Покажи на рисунке: центр окружности, радиус, диаметр, хорду.
КАРТОЧКА«Арифметические действия с положительными и отрицательными числами»
-2
-2
-3
3
-4
-4
-5
-6
-2
-2
-3
3
-4
-6
-4
8
-5
-6
-1
12
-15
24
Игра – творчество,игра – труд.
Игра «Диагонали» . Восстановите цепочку и расшифруйте слово:
* 6
: 2+5
Л
16
*2+ 40-14
У
Е
16
:3* 4+ 64
И
16
В
:4:3:2
Н
Д
16
16
16
Д
42
42
53
Е
53
Л
42
42
21
21
Е
Н
12
12
42
42
И
Е
Игра «Разнеси почту»
Игра «Ярмарка-распродажа».
В летнем лагере на каждого ученика полагается 50г сахара в день. В лагере 163 человека. Сколько килограмм пачек сахара необходимо на неделю?
Шоколад стоит 30р. В воскресенье в супермаркете действует специальное предложение: заплатив за две шоколадки, покупатель получает три (одну в подарок). Сколько шоколадок можно получить за 190рублей в воскресенье?
Теплоход рассчитан на 750 пассажиров и 25 членов команды. Каждая спасательная шлюпка может вместить 70 человек. Какое наименьшее число шлюпок должно быть на теплоходе, чтобы в случае необходимости в них можно было разместить всех пассажиров и всех членов команды?
Технологияпроблемного обучения.
Равные части арбуза – называют ДОЛЯМИ.
Так как арбуз разделили на 6 долей,
то одна доля «одна шестая арбуза»
Равные части отрезка –ДОЛИ.
Так как отрезок разделили на 7 долей,
то одна доля «одна седьмая отрезка»
Тема: «Формула корней квадратного уравнения»
Обезьянок резвых стаяВсласть, поевши, развлекалась.Их в квадрате часть восьмаяНа поляне забавлялась.А двенадцать по лианамСтали прыгать, повисая…Сколько ж было обезьянок,Ты скажи мне, в этой стае?
.
Далее по тексту задачи составляется уравнение. При этом учащиеся могут допустить сами или учитель может спровоцировать следующую ошибку:
После проверки окончательно получаем уравнение:
Это уравнение вида ax 2 + bx + c = 0. Далее выясняется. Почему оно называется квадратным, являются ли квадратными уравнения вида ax 2 + bx = 0, ax 2 + c = 0, bx + c = 0.
Возникает проблема, как решать такие уравнения?
Затем рассматриваются предлагаемые учащимся пути решения неполных квадратных уравнений, предпринимаются безуспешные попытки решения полного уравнения, записанного в общем виде ax 2 + bx + c = 0.
Вынесение общего множителя
x ( ax + b )+ c =0
по аналогии с решением уравнения
ax 2 + bx = 0,
или перенос свободного члена
ax 2 + bx = – c
по аналогии с уравнением
ax 2 + c = 0
не приносят желаемых результатов.
Все попытки решения обсуждаются.
Если ученики высказывают сомнение можно ли решить эту задачу вообще, учитель предъявляет им уравнение:
,
которое ребята способны решить и в котором после проведённых преобразований «узнают» исходное уравнение. Один из вариантов решения предлагает учитель.
Рассмотрим рисунок. Решение представлено на этом рисунке. Это решение следует сопроводить записями: y +3=5, откуда y =2. y +3, как в уравнении y +3= 5 появляется число 5; что сделано с обеими частями уравнения; где на рисунке добавленное к обеим
частям равенства число 9; является ли число – 8 корнем исходного уравнения; в ходе какой операции потерян этот корень; почему древние греки были обречены его потерять?
Затем выясняется, что выражение
y 2 + y + 9 и 16 + 9
геометрически представляют собой один и тот же квадрат, а исходное уравнение и уравнение y 2 + 6 y – 16 + 9 – 9 = 0 – одно и то же уравнение, откуда и получаем, что y + 3 = ±5.
Далее учитель выделяет новую проблему : как изобразить ситуацию геометрически, если второй коэффициент в уравнении отрицателен?
Например, пусть уравнение имеет вид y 2 – 6 y – 16 = 0.
По аналогии с рассмотренной выше ситуацией, на рисунке появляются квадраты со сторонами y и y –3.
Если учащиеся, исходя из рисунка 2, предлагают рассмотреть равенство y 2 = ( y – 3) 2 + 6( y – 3)+9, то после преобразований получим 0 = 0.
эта запись – алгебраическое тождество и в нём не использовано условие, что
y 2 – 6 y – 16 = 0.
Преобразуя последнее равенство, получаем y 2 – 6 y = 16.
На рисунке 2 находим «изображение» выражения y 2 – 6 y , и обращаем внимание, что в нём из площади квадрата со стороной y два раза вычитается площадь квадрата со стороной 3.
Значит, если к выражению y 2 – 6 y прибавить 9, то получим площадь квадрата со стороной y – 3.
Заменяя выражение y 2 – 6 y равным ему числом 16, получим ( y –3) 2 =16+9, т.е. y – 3 = ± = ± 5.
Далее возникает очередная подпроблема:как представить рассмотренные решения квадратных уравнений в краткой алгебраической форме, обобщив геометрические решения. В результате такого обобщения получаем метод выделения полного квадрата.
Требования проблемного обучения:
Изучение темы начинается с ситуации невозможности решить практическую задачу, обнаруженную в старинных рукописях.
Проблема разбивается на ряд подпроблем.
Решению проблемы способствует рассмотрение истории решения квадратных уравнений.
На уроке показаны два способа решения уравнения – геометрический и алгебраический.
В беседе рассмотрен ряд гипотез, не приведших к решению и ошибочные шаги.
Исторический материал естественно «вплетается» в содержание урока, делая его живым и занимательным.
Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:
создание презентаций к урокам;
использование готовых обучающих программ;
работа с ресурсами Интернет.
Устный счёт.
57 64 28 93
* 36 * 72 * 95 * 48
отметка «3» выставляется, если учащийся за 1 минуту высчитывает от 20 до 29 цифр;
отметка «4» — от 30 до 39 цифр;
отметка «5» — от 40 цифр.
Кости - кубики с обозначениями чисел от 1 до 6. Весь материал разбит на 4 урока. Особое внимание следует уделить записи действий.
В конце телевизионной программы «Время» всегда передают прогноз погоды на завтра. Диктор может сказать: «Завтра в Москве 6 градусов мороза, а в Астрахани 4 градуса тепла».
МОСКВА …- 6 0 С
АСТРАХАНЬ …+4 0 С
Знак «+» означает тепло,
знак «–» означает холодно
Кости - кубики.
Урок 1. 1. Используя знаки «+» и «-», запишите число очков для каждого случая. Что обозначают знаки «+» и «-»?
2. Бросили два белых кубика, выпало +3 и +4 очка.
Всего +7 очков.
Будем записывать сумму очков так:
(+3) + (+4) = +7
и читать так:
«плюс 3 да плюс 4 получится плюс 7».
Запишите сумму очков для каждого случая, изображенного на рисунке:
а) б)
в)
3. На доске были записаны результаты нескольких опытов. На перемене учитель стер часть записей. Восстановите записи:
а) (+5)+(+6)= в) (+4)+( )= +5
б) (-5)+(-3)= г) (-3)+( )=+-5
д) ( )+(+2)= +3
е) ( )+(-6)= -11
4. а) (+)+(+)=… б) (-)+(-)= …
Выигрыш да выигрыш – получится …..
Проигрыш да проигрыш – получится…..
Цель первого урока – создать устойчивую ассоциативную связь :
белый цвет – выигрыш,
черный цвет – проигрыш ,
а также научить детей находить сумму очков для кубиков одного цвета.
Урок2: 5. Бросили два кубика разных цветов. Выпало +3 и -5 очков.
Очевидно, что сумма очков равна -2, так как проигрышных очков на 2 больше, чем выигрышных. Сумму очков будем записывать так: (+3)+(--5)=-2 и читать так:
«плюс 3 да минус 5 получится минус 2»
6. Запишите сумму для каждого случая и прочитайте полученный результат:
а) б)
в)
7. Может оказаться, что на двух разноцветных кубиках выпало одинаковое число очков. Тогда сумма будет равна нулю. Найдите сумму очков в каждом случае:
а) б)
в)
8. Сформулируйте выводы:
Если выигрышных и проигрышных очков поровну, то получится …..
Цель второго урока –
научить находить сумму очков для кубиков разного цвета ; заданием на восстановление записи готовить к пониманию вычитания
9. Бросили три выигрышных кубика. К сумме очков первых кубиков прибавили число очков третьего кубика. Потом к числу очков первого кубика прибавили сумму очков второго и третьего кубиков. Получатся ли одинаковые результаты? Выполняется ли это свойство для трех кубиков черного цвета? А для трех кубиков разного цвета?
Цель третьего урока - установить опытным путем переместительность и сочетательность сложения .
10. Выполните вычитание:
а) (+7)-(+2)= в) (+10)-(+6)=
б) (+7)-(+5)= г) (+10)-(+4)=
д) (+7)-(+1)=
е) (+7)-(+6)=
+7 +10
+7
11. Запишите по два примера на вычитание сумму для каждого случая. Найдите разность, сделайте проверку сложением:
-7 -7
+2 -3
Цель четвертого урока - обучить вычитанию и переходу от вычитания к сложению , а также подготовить к изучению умножения и деления .
Тема:«Логарифмические уравненияи неравенства».
Цели урока: самостоятельно изучить тему урока, используя коллективные способы обучения (методику "Взаимообмен заданиями").
Задачи дня: вычислите log45log56log67log78.
"Шаг вперёд!"
Решить уравнения:
Актуализация знаний.Устные упражнения
1. Вычислить:
2.Найтиx , если
3.Сравнить с нулем:
4. Упростить:
5. Решить уравнения:
6. Решить неравенство:
7. Найти область определения функции:
8. Упростить, используя свойство логарифма степени:
Алгоритм работы:
Начерти таблицу (лист учета, в котором 6 заданий). Отметить «+» номер карточки, которую решаешь.
Получив карточку, проработай ее вместе с соседом: ответьте на вопросы карточки и решите ее вместе (то есть на первом этапе работают соседи по парте)
Проверь свои ответы у учителя.
Если решение верное, то сделай отметку в листе учета и ищи нового партнера (не забудь взять такую же карточку у учителя, чтобы с ней работать с новым партнером).
Встретившись с новым партнером, объясни ему первое задание из своей карточки, затем твой товарищ объяснит первое задание своей карточки, может записать тебе в тетрадь это задание.
Затем каждый самостоятельно решает второе задание чужой карточки, сверяется решениями, делает отметку в листе учета, и пара распадается - каждый ищет нового партнера, работать он может теперь или со своей прежней карточкой , или с новой карточкой.
Сверяетесь друг с другом с ответами вторых заданий : если задания решены верны, то ищите новых партнеров, а если есть расхождения, то помогаете товарищу найти ошибку, исправит ее.
Если у тебя появилось свободное время, то можешь решать «ЗАДАЧУ ДНЯ» или попытайся решать задания из рубрики «ШАГ В ПЕРЕД!»
Если ты успешно проработал все 6 карточек, то приступай к выполнению к/р, которую надо решить дома. Эта первая к/р, т.к. работа по этой теме на более высоком уровне продолжится на последующих уроках, после изучения темы будет новая к/р.
ЛИСТ УЧЕТА:
№1
№2
№3
№4
+
№5
№6
КАРТОЧКА №1
Какова область определения логарифмической функции?
Чему равна сумма и разность логарифмов с одним основанием?
Решите уравнения:
log a (x 2 - 4x - 5) = log a (7 - 3x).
log 4 (3x – 4) – log 4 (5 - x 2 ).
КАРТОЧКА №2
Чему равен логарифм произведения?
Чему равен логарифм степени?
Чему равен логарифм частного?
Решите уравнения:
log a x = 2 log a 3 + log a 5 .
log а x – log а 10 = log a 2 .
log a c (рассмотреть 2 случая: 1) 0 1). Решите неравенства:" width="640"
КАРТОЧКА №3
Назвать основные свойства логарифмической функции.
Решить неравенство: log а x log a c (рассмотреть 2 случая: 1) 0 1).
Решите неравенства:
log 3 x + log 3 (x - 1) – 1
log 0,5 (x 2 - 4x + 3)
КАРТОЧКА №4
Назвать основное логарифмическое тождество.
Чему равна сумма логарифмов с одним основанием?
Решите систему уравнений:
log 3 x + log 3 y = 1. x + y = 7
y - 3x = 8. lg x + lg y = 1
1) 2)
КАРТОЧКА №5
Напишите формулу перехода от одного основания к другому.
Чему равен log a а, log a 1?
Чему равен логарифм произведения положительных чисел?
Решите уравнения:
log 0,25 (x 2 – 5 ) = 1 – log 0,25 ( 4 x).
log 1,2 x 2 = log 1,2 ( 4х - 3).
КАРТОЧКА №6
Какова область определения логарифмической функции?
Назвать свойства возрастающей и убывающей логарифмической функции.
Решите неравенства:
log 2 x 2 + 2lgx 1.
log 2 4 x + log 4 (4x) – 3 1,5
log 5 (x – 1); 2. 3." width="640"
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТАВариант 1.
Решите уравнения:
Решите неравенства:
2 lg 2 x – lg x – 2 = 0;
log 2 x + 3 = 0,5 log 2 9 ;
log 2 x + log 8 x = 8;
log 2 log 3 x = 2.
log 5 ( 2 x + 1 ) log 5 (x – 1);
2.
3.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТАВариант2.
Решите уравнения:
Решите неравенства:
3log 2 2 x – 2log 2 x – 1 = 0;
lg( x + 2) = lg5 – lg( x – 2);
log 3 x + log 9 x = 6;
log 3 log 9 x = 1.
1.
2.
3.
Для повышения качества образования необходимо:
использовать на уроках и во внеурочное время современные инновационные методики, новые формы организации и проведения учебных занятий;
активнее и шире использовать на уроках современные педагогические технологии, возможности информационно-коммуникационных технологий, сети Интернет .
Учителю нужно:
более продуманно формулировать цели своей деятельности;
ставить конкретные задачи;
прослеживать траекторию развития своей собственной педагогической деятельности;
отслеживать уровень мотивации учащихся;
наметить шаги по его повышению с помощью разнообразных форм внеклассной работы;
отследить наиболее успешные направления внеклассной работы, которые вызывают интерес у большинства учащихся.