Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Использование технологии проблемного диалога как средство реализации ФГОС"»
Использование технологии проблемного диалога как средство реализации ФГОС
Из опыта работы Михеевой Т.В.,
учителя математики
МБОУ «СКШИ VIII вида»
Главная цель образования: формирование функционально-грамотной личности
способный принимать самостоятельные решения,
обладающий приёмами учения, самообразования,
умеющий жить среди людей,
готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.
Системно-деятельностный подход – основа ФГОС
Скажи мне, и я забуду,
покажи мне, и я запомню,
дай мнедействовать самому,
и я научусь.
Проблемно-диалогическая технология
Цель – обучить самостоятельному решению проблем
Средство - открытие знаний вместе с детьми
Проблемно-диалогический урок
1. Актуализация учениками своих знаний.
2. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками.
3. Поиск решения проблемы учениками.
4. Выражение решения.
5. Применение знаний учениками.
Проблемно-диалогическая технология
Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования («С одной стороны, а с другой стороны...», «Что удивляет? В чём затруднение?..», «Какой возникает вопрос? Что надо узнать?...»)
Поиск решения – этап формулирования нового знания («Определите сами…» Сделайте вывод…», «Как мы можем ответить на наш вопрос?...»)
Создание продукта – «Придумай схему…», «Зарифмуй правило…»
Методы постановки учебной проблемы
побуждающий от проблемной ситуации диалог;
подводящий к теме диалог;
сообщение темы с мотивирующим приемом.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
1) создания проблемной ситуации;
2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;
3) побуждения к формулированию учебной проблемы;
4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Приёмы создания проблемной ситуации
Прием 1 : учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения.
Анализ
Учитель
Постановка проблемы
предъявление
первого факта
предъявление
второго факта
побуждение к
осознанию
побуждение к
проблеме
вопрос
Ученики
– Ребята! У кого есть собака?
– Какой породы ваши собаки?
– Ученые подсчитали, что
сейчас на Земле существует
несколько тысяч пород собак.
– А сколько было пород со-
бак у древних людей?
– Так что вас сейчас удиви-
ло? Что интересного заме-
тили?
– Какой возникает вопрос?
Фиксирует вопрос на доске.
Поднимают руки.
Называют.
– Думаем, одна!
(Проблемная ситуация.)
– Была одна порода, а стало
много. (Осознание противоречия.)
– Откуда взялось столько пород собак? (Вопрос.)
Приёмы создания проблемной ситуации
Прием 2: состоит в том, что педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал.
Пример проблемной ситуации (урок геометрии, 5 класс)
Ты нарисовала не площадь, а периметр!.
Посмотри, какую площадь я изобразила!
Какие возникают вопросы?
Кто прав?
Что такое периметр?
Что такое площадь?
Чем периметр отличается от площади?
Приёмы создания проблемной ситуации
Прием 3: выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку».
Затем (шаг 2) предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.
Приёмы создания проблемной ситуации
Прием 4 : ученикам дается невыполнимое задание
Приёмы создания проблемной ситуации
Прием 5: предлагает задание, не сходное с предыдущими, т.е. такое, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались.
Пример проблемной ситуации(задание с затруднением)
Учебник «Математика», 5 класс
Задание на сложение дробей (не изучали)
2/4 + 1/4 = ?
Разные результаты (не знают правила):
Ответы:
3/4 или 3/8 ?
Что-то не так… А мы умеем складывать дроби? (осознание затруднения)
К акая у нас сегодня цель урока?
УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА : Научиться складывать дроби!
РЕШЕНИЕ : АЛГОРИТМ / ПРАВИЛО СЛОЖЕНИЯ ДРОБЕЙ
Пример проблемной ситуации(задание с затруднением)
Подводящий к теме диалог
представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока.
Сообщение темы с мотивирующим приемом
Учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом, либо характеристикой значимости темы для самих учащихся. Для этого существуют специальные приемы, условно называемые "яркое пятно" и "актуальность".
Методы поиска решения учебной проблемы
Побуждающий к гипотезам диалог
Этапы:
1) побуждения к выдвижению гипотез;
2) принятия выдвигаемых учениками гипотез;
3) побуждения к проверке гипотез;
4) принятия предлагаемых учениками проверок .
Методы поиска решения учебной проблемы
Подводящий к знанию диалог
Данный метод поиска решения учебной проблемы не требует выдвижения и проверки гипотез. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания.