Внеурочная деятельность "Сложные вопросы математики" 9 класс
Внеурочная деятельность "Сложные вопросы математики" 9 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Сложные вопросы математики» составлена в соответствии с нормативными документами: Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 31.05.2021 № 287, Положением о рабочей программе МАОУ «СОШ №8 с углубленным изучением технологического профиля».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность "Сложные вопросы математики" 9 класс»
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Сложные вопросы математики» составлена в соответствии с нормативными документами: Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 31.05.2021 № 287, Положением о рабочей программе МАОУ «СОШ №8 с углубленным изучением технологического профиля».
Цель курса внеурочной деятельности:
углубление знаний учащихся о различных методах решения задач и базовых математических понятий, используемых при обосновании того или иного метода решения; формирование у школьников компетенций, направленных на выработку навыков самостоятельной и групповой исследовательской деятельности.
Задачи:
формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний;
классификация способов решения нестандартных задач, углубление теоретических основ школьной математики;
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе;
воспитание личности в процессе освоения математики и математической деятельности, развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации.
Социальной адаптации наших выпускников во многом способствует качественная базовая математическая подготовка. Без нее невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. После школьной жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной общеобразовательной подготовки, в том числе и математической.
Все больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики. Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом.
В отдельных случаях преподавание математики может рассматриваться как связующая дисциплина общеобразовательных и профессиональных знаний. Особенно это верно при формировании с помощью математики профессионального мышления. Такое профессиональное мышление можно условно обозначить как социально-экономическое мышление в зависимости профессиональной направленности студентов. Само формирование мышления может происходить как непосредственно через прикладной характер курса математики.
Практико-ориентированная деятельность — это деятельность, направленная на осуществление связи школьного курса с практикой, что предполагает формирование у учащихся умений, необходимых для решения средствами математики практических задач.
Для реализации целей по формированию математической грамотности необходимо включать в учебный процесс задачи с практическим содержанием. Они активизируют мыслительную деятельность, развивают интерес к математике. Именно поэтому при изучении данного курса у девятиклассников повысится возможность намного полнее удовлетворить свои интересы и запросы в математическом образовании. Курс займёт значимое место в образовании старшеклассников, так как может научить их применять свои умения в нестандартных ситуациях. С другой стороны, курс позволит выпускнику основной школы приобрести необходимый и достаточный набор умений по решению задач и лучше подготовиться к обучению в старших классах, где математика является профилирующим предметом.
Для реализации целей и задач данной программы предполагается использовать следующие формы занятий: лекции, практикумы по решению задач, приемы парной, групповой деятельности для осуществления элементов самооценки, взаимооценки, умение работать с математической литературой и выделять главное.
Формы подведения итогов реализации программы: успешная сдача экзамена за курс основной школы.
Возрастная группа обучающихся: 15-16 лет.
Сроки реализации программы: 1 год.
Учебным планом МАОУ СОШ №8 на реализацию данной программы отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
Содержание курса внеурочной деятельности
Задачи практического назначения (6ч)
Геометрические преобразования для жилищных строений.
Задачи математического содержания на товарно-денежные отношения (расчет количества стройматериала).
Задачи о покупках.
Методы решения задач при продаже товаров в процессе их подорожания и удешевления.
Проценты (4ч)
Процентные вычисления в жизненных ситуациях.
Математические задачи на различные жизненные ситуации (6 ч)
Модели жизненных ситуаций математического содержания.
Задачи практико-ориентированного содержания.
Задачи на движение (4ч)
Графическое решение задач на движение пешеходов и транспорта.
Табличное решение задач на движение пешеходов и транспорта.
Решение задач на движение по воде.
Моделирование при решении задач на движение.
Решение задач с помощью дробно - рациональных уравнений (8ч)
Различные приёмы при решении задач с помощью дробно - рациональных уравнений.
Графический способ решения задач с помощью дробно - рациональных уравнений.
Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование (6ч)
Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения программы:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию;
- формирование умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной речи;
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
- объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей.
Метапредметным результатом освоения программы является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
-Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики;
- Формирование умений планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
- Развитие умений работать с учебным математическим текстом;
- Формирование умений проводить несложные доказательные рассуждения;
- Развитие умений действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- Развитие умений применения приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
- Формирование умений видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях;
-Развитие умений интерпретировать и оценивать математические результаты в контексте
национальной или глобальной ситуации.
Предметные результаты освоения программы.
Учащиеся получат возможность:
- овладеть математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучение смежных дисциплин, применение в повседневной жизни;
- умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический);
- владеть базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных геометрических объектах;
- выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических и задач и задач в смежных учебных предметах.
Учащиеся получат возможность:
-самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
-пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
-уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов,
-самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;
- оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания.
Тематическое планирование
№ п/п
Наименование раздела и темы
Количество часов
1
Задачи практического назначения
6
2
Проценты
4
3
Математические задачи на различные жизненные ситуации
6
4
Задачи на движение
4
5
Решение задач с помощью дробно - рациональных уравнений
8
6
Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование
6
7
ИТОГО
34
Календарно-тематическое планирование курса
№
Тема занятия
Кол-во часов
Дата по плану
Дата по факту
Геометрические преобразования для жилищных строений.
1
Геометрические преобразования для жилищных строений.
1
Задачи математического содержания на товарно-денежные отношения (расчет количества стройматериала).
1
Задачи математического содержания на товарно-денежные отношения (расчет количества стройматериала).
1
Задачи о покупках.
1
Задачи о покупках.
1
Процентные вычисления в жизненных ситуациях.
1
Процентные вычисления в жизненных ситуациях.
1
Процентные вычисления в жизненных ситуациях.
1
Процентные вычисления в жизненных ситуациях.
1
Модели жизненных ситуаций математического содержания.
1
Модели жизненных ситуаций математического содержания.
1
Модели жизненных ситуаций математического содержания.
1
Задачи практико-ориентированного содержания.
1
Задачи практико-ориентированного содержания.
1
Задачи практико-ориентированного содержания.
1
Графическое решение задач на движение пешеходов и транспорта.
1
Табличное решение задач на движение пешеходов и транспорта.
1
Решение задач на движение по воде.
1
Моделирование при решении задач на движение.
1
Различные приёмы при решении задач с помощью дробно - рациональных уравнений.
1
Различные приёмы при решении задач с помощью дробно - рациональных уравнений.
1
Различные приёмы при решении задач с помощью дробно - рациональных уравнений.
1
Различные приёмы при решении задач с помощью дробно - рациональных уравнений.
1
Различные приёмы при решении задач с помощью дробно - рациональных уравнений.
1
Различные приёмы при решении задач с помощью дробно - рациональных уравнений.
1
Различные приёмы при решении задач с помощью дробно - рациональных уравнений.
1
Различные приёмы при решении задач с помощью дробно - рациональных уравнений.
1
Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование.
1
Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование.
1
Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование.
1
Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование.
1
Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование.
1
Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование.