Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 6 класса «Математические забавы».
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 6 класса «Математические забавы».
Рабочая программа «Математические забавы» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес школьников к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия должны содействовать развитию у школьников математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы, должны быть основаны на любознательности школьников, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы занятия будут проводиться в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 6 класса «Математические забавы». »
I. Пояснительная записка
Программа кружка «В мире чисел» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес школьников к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия должны содействовать развитию у школьников математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы, должны быть основаны на любознательности школьников, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы занятия будут проводиться в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Школьники получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит их интерес к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Отличительными особенностями данной программы являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
Цель и задачи программы:
Цель: -развивать математический образ мышления Задачи: -расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики; -расширять математические знания в области многозначных чисел; содействовать умелому использованию символики; -учить правильно применять математическую терминологию; -развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах; -уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Программа ориентирована на школьников 11 - 13 лет.
Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.
Программа «Математические забавы» рассчитана на один год обучения, 35 учебных часов ( 1 раз в неделю).
Принципы программы: 1. Актуальность Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся. 2. Научность Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения. 3. Системность Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач). 4. Практическая направленность Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут обучающимся принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах. 5. Обеспечение мотивации Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике. 6. Реалистичность С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 35 занятий. 7. Курс ориентационный Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Основными формами занятий являются:
практико-ориентированные занятия;
творческие мастерские;
тематические праздники, конкурсы, олимпиады.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности школьников:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные виды деятельности учащихся:
-решение занимательных задач; -оформление математических газет; -участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»; -знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой; -проектная деятельность; -самостоятельная работа; -работа в парах, в группах; -творческие работы.
Ожидаемые результаты
и способы их проверки
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
простое наблюдение,
проведение математических игр,
опросники,
анкетирование,
психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса в 6-м классе являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
занятия-конкурсы на повторение практических умений,
занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой школьником),
участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
результативность и самостоятельную деятельность школьника,
активность,
аккуратность,
творческий подход к знаниям,
степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех школьников в целом и каждого ученика в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Проверка результатов проходит в форме:
игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
собеседования (индивидуальное и групповое),
опросников,
тестирования,
проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,
при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета школьника и не допускает сравнения его с другими учащимися.
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«В мире чисел»
6 класс
(35 часов в год, 1 час в неделю)
Математика – царица наук (6 часов) Как устроена задача? Осваиваем разбор текста задачи. Вопросы к задаче. Оперирование ими при решении разного вида задач. Решение типовых текстовых задач. Разбор, анализ, методы решения задач. Решение задач на составление уравнения. Практикум-исследование решения задач на составление уравнения. Дроби. Их роль в истории. Клуб историко-математических задач. Задачи на движение тел по течению и против течения. Практикум-исследование решения задач на движение.
Геометрия в архитектуре и искусстве (14 часов) Построение золотого сечения. Исследование ряда Фибоначчи и золотого сечения. Паркеты, мозаики. Исследование построения геометрических, художественных паркетов. Практическое занятие с целью исследования объектов архитектуры на наличие в них элементов, содержащих симметрии и Золотое сечение. Задачи на перекраивание и разрезания. Задачи на вычисление площадей. Задачи на вычисление объемов. Практикум – исследование решения задач геометрического характера. Экскурсия в краеведческий музей г. Солнечногорска, с целью изучения применения симметрии и асимметрии и Золотого Сечения в произведениях современных живописцев и скульпторов.
Загадки математики (6 часов) Математика растений. Танграммы. Исследование и создание своих головоломок. Решение нестандартных задач.
Проекты учащихся (5 часов) Разработка и создание проектов. Защита проектов по выбранной теме.
Подготовка и защита проектных работ на общешкольной конференции и перед учащимися МКОУ СОШ № 2 на предметной неделе.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«В мире чисел»
6 класс
(35 часов в год, 1 час в неделю)
Наименование тем
Всего часов
теория
практика
Математика – царица наук
6
1
Как устроена задача? Осваиваем разбор текста задачи. Вопросы к задаче. Оперирование ими при решении разного вида задач.
1
1
2
Решение типовых текстовых задач. Разбор, анализ, методы решения задач. Решение задач на составление уравнения. Практикум-исследование решения задач на составление уравнения.
2
0,5
1,5
3
Дроби. Их роль в истории. Клуб историко-математических задач
1
1
4
Задачи на движение тел по течению и против течения.
Практикум-исследование решения задач на движение
2
2
Геометрия в архитектуре и живописи
14
5
Построение золотого сечения. Исследование ряда Фибоначчи и золотого сечения.
1
1
6
Паркеты, мозаики. Исследование построения геометрических, художественных паркетов.
2
2
7
Практическое занятие с целью исследования объектов архитектуры на наличие в них элементов, содержащих симметрии и Золотое сечение
1
1
8
Задачи на перекраивание и разрезания
2
2
9
Задачи на вычисление площадей. Задачи на вычисление объемов
3
3
10
Практикум – исследование решения задач геометрического характера
2
2
11
Экскурсия в краеведческий музей г. Солнечногорска, с целью изучения применения симметрии и асимметрии и Золотого Сечения в произведениях современных живописцев и скульпторов.
3
3
Загадки математики
6
11
Математика растений
1
1
12
Танграммы. Исследование и создание своих головоломок
2
2
14
Решение нестандартных задач
3
1
2
Проекты учащихся
9
15
«Газета любознательных».
1
1
16
Подбор и решение задач практической направленности
2
2
17
Решение олимпиадных задач.
3
0, 5
2,5
18
Создание и защита проектов
3
3
Итого
35
5
30
Список литературы и ресурсы:
1. «Учитесь мыслить нестандартно». Абдрашитов Б. М. и др. – М.: Просвещение, 2009.
2. «В лабиринте чисел». Александрова Э., Левшин В. – М.: Просвещение, 2007.
3. «Стол находок утерянных чисел». Александрова Э., Левшин В – М.: Детская литература,2008.
4. «Удивительный мир чисел». Кордемский Б.А., Ахадов А.А. – М.: Просвещение, 2009.
5. «Великие жизни в математике». Кордемский Б.А. – М.: Просвещение, 2009.