kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 6 класса «Математические забавы».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  «Математические забавы» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

  Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

  Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес школьников к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
   Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.
  Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия должны содействовать развитию у школьников математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
  Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы, должны быть основаны на любознательности школьников, которую и следует поддерживать и направлять.     Данная практика поможет успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
    Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы занятия будут проводиться в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 6 класса «Математические забавы». »

I. Пояснительная записка

Программа кружка «В мире чисел» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес школьников к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.
Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия должны содействовать развитию у школьников математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы, должны быть основаны на любознательности школьников, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы занятия будут проводиться в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Школьники получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит их интерес к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.


Отличительными особенностями данной программы являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

Цель и задачи программы:

Цель:
-
развивать математический образ мышления
Задачи:
-
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.



Программа ориентирована на школьников 11 - 13 лет.

Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.


Программа «Математические забавы» рассчитана на один год обучения, 35 учебных часов ( 1 раз в неделю).


Принципы программы:
1. Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.
2. Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3. Системность
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
4. Практическая направленность
Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут обучающимся принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
5. Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
6. Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 35 занятий.
7. Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.


Основными формами занятий являются:

  • практико-ориентированные занятия;

  • творческие мастерские;

  • тематические праздники, конкурсы, олимпиады.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности школьников:

- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Основные виды деятельности учащихся:

-решение занимательных задач;
-оформление математических газет;
-участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-проектная деятельность;
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.

Ожидаемые результаты

и способы их проверки

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется

  • простое наблюдение,

  • проведение математических игр,

  • опросники,

  • анкетирование,

  • психолого-диагностические методики.

Метапредметными результатами изучения курса в 6-м классе являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

  • занятия-конкурсы на повторение практических умений,

  • занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),

  • самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой школьником),

  • участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:

  • результативность и самостоятельную деятельность школьника,

  • активность,

  • аккуратность,

  • творческий подход к знаниям,

  • степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.

- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех школьников в целом и каждого ученика в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.

Проверка результатов проходит в форме:

  • игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),

  • собеседования (индивидуальное и групповое),

  • опросников,

  • тестирования,

  • проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,

при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.


Итоговый контроль осуществляется в формах:

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета школьника и не допускает сравнения его с другими учащимися.

Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.




ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«В мире чисел»

6 класс

(35 часов в год, 1 час в неделю)



Математика – царица наук (6 часов) Как устроена задача? Осваиваем разбор текста задачи. Вопросы к задаче. Оперирование ими при решении разного вида задач. Решение типовых текстовых задач. Разбор, анализ, методы решения задач. Решение задач на составление уравнения. Практикум-исследование решения задач на составление уравнения. Дроби. Их роль в истории. Клуб историко-математических задач. Задачи на движение тел по течению и против течения. Практикум-исследование решения задач на движение.

Геометрия в архитектуре и искусстве (14 часов) Построение золотого сечения. Исследование ряда Фибоначчи и золотого сечения. Паркеты, мозаики. Исследование построения геометрических, художественных паркетов. Практическое занятие  с целью исследования объектов архитектуры на наличие в них элементов, содержащих симметрии и Золотое сечение. Задачи на перекраивание и разрезания. Задачи на вычисление площадей. Задачи на вычисление объемов. Практикум – исследование решения задач геометрического характера. Экскурсия в краеведческий музей г. Солнечногорска, с целью изучения применения симметрии и асимметрии и Золотого Сечения в произведениях современных живописцев и скульпторов.

Загадки математики (6 часов) Математика растений. Танграммы. Исследование и создание своих головоломок. Решение нестандартных задач.


Проекты учащихся (5 часов) Разработка и создание проектов. Защита проектов по выбранной теме.


Подготовка и защита проектных работ на общешкольной конференции и перед учащимися МКОУ СОШ № 2 на предметной неделе.




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«В мире чисел»

6 класс

(35 часов в год, 1 час в неделю)



Наименование тем

Всего часов

теория

практика

Математика – царица наук

6



1

Как устроена задача? Осваиваем разбор текста задачи. Вопросы к задаче. Оперирование ими при решении разного вида задач.

1

1


2

Решение типовых текстовых задач. Разбор, анализ, методы решения задач. Решение задач на составление уравнения. Практикум-исследование решения задач на составление уравнения.

2

0,5

1,5

3

Дроби. Их роль в истории. Клуб историко-математических задач

1

1


4

Задачи на движение тел по течению и против течения.

Практикум-исследование решения задач на движение

2


2

Геометрия в архитектуре и живописи

14



5

Построение золотого сечения. Исследование ряда Фибоначчи и золотого сечения.

1

1


6

Паркеты, мозаики. Исследование построения геометрических, художественных паркетов.

2


2

7

Практическое занятие  с целью исследования объектов архитектуры на наличие в них элементов, содержащих симметрии и Золотое сечение

1


1

8

Задачи на перекраивание и разрезания

2


2

9

Задачи на вычисление площадей. Задачи на вычисление объемов

3


3

10

Практикум – исследование решения задач геометрического характера

2


2

11

  • Экскурсия в краеведческий музей г. Солнечногорска, с целью изучения применения симметрии и асимметрии и Золотого Сечения в произведениях современных живописцев и скульпторов.

3


3

Загадки математики

6



11

Математика растений

1


1

12

Танграммы. Исследование и создание своих головоломок

2


2

14

Решение нестандартных задач

3

1

2

Проекты учащихся

9



15

«Газета любознательных».

1


1

16

Подбор и решение задач практической направленности

2


2

17

Решение олимпиадных задач.

3

0, 5

2,5

18

Создание и защита проектов

3


3


Итого

35

5

30


Список литературы и ресурсы:


1. «Учитесь мыслить нестандартно». Абдрашитов Б. М. и др. – М.: Просвещение, 2009.

2. «В лабиринте чисел». Александрова Э., Левшин В. – М.: Просвещение, 2007.

3. «Стол находок утерянных чисел». Александрова Э., Левшин В – М.: Детская литература,2008.

4. «Удивительный мир чисел». Кордемский Б.А., Ахадов А.А. – М.: Просвещение, 2009.

5. «Великие жизни в математике». Кордемский Б.А. – М.: Просвещение, 2009.

6. «С математикой в путь». Ленгдон Н., Снейп Ч – М.:Дрофа, 2011.

7. «Тысяча проблемных задач по математике». Лоповок Л.М. – М. Просвещение 2009.

8. Самоделки из бумаги. Перевертень Г.И. – М.: Просвещение, 2013.

9. «Как решать задачу?» Пойя Д. – М.: Просвещение, 2011.

10. «Зачем нужно решать задачи?» Шапиро А. Д. – М.: Просвещение, 2009.

11. http://www.tomget.info, http://pedsovet.su, http://festival.1september.ru, http://nic-snail.ru
































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Верещагина Галина Григорьевна

Дата: 26.03.2015

Номер свидетельства: 191856

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства