Занятия курса должны обеспечивать расширение спектра умений и знаний учащихся по математике; создавать условия для овладения способами и методами решения нестандартных задач; нахождение и составление рациональных способов их решения; формировать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Учебный курс "Занимательная математика"»
Шаева Татьяна Ильинична 2018
Примерная программа
для 5 класса
по учебному курсу
« Занимательная математика»
Пояснительная записка
Устойчивый интерес к математике начинает формироваться уже в начальной школе. Решение олимпиадных задач позволяет учащимся накапливать опыт в сопоставлении, наблюдении, выявлять несложные математические закономерности, высказывать догадки, нуждающиеся в доказательстве. Тем самым создаются условия для выработки у учащихся потребности в рассуждениях, дети учатся думать.
Главная особенность развития системы школьного математического образования – ориентация на самую широкую дифференциацию обучения математике. Такая дифференциация должна удовлетворять потребностям каждого, кто проявляет интерес и способности к математике, дав ему все возможности для их развития.
Занятия курса должны обеспечивать расширение спектра умений и знаний учащихся по математике; создавать условия для овладения способами и методами решения нестандартных задач; нахождение и составление рациональных способов их решения; формировать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни.
Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям учащихся 5 класса и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).
Цели программы:
- целенаправленная подготовка учащихся к участию в олимпиадах и конкурсах по предмету;
- расширение сферы математических знаний у учащихся;
- развитие логического мышления у учащихся;
- формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету;
- дальнейшее развитие их математических способностей, направленных на применение математических методов в различных отраслях науки и техники.
Задачи программы:
- формировать у учащихся навыки решения нестандартных задач;
- знакомить с типами заданий повышенной сложности и различными способами их решения;
- организовывать деятельность для овладения умением решать нестандартные задачи, выбирать наиболее эффективные и рациональные способы их решения;
- создавать условия для овладения умением правильно, четко и однозначно выражать мысль, формулировать ответ на поставленный вопрос.
Курс составлен на 34 часа, 1 час в неделю, на 34 учебные недели. Курс построен таким образом, чтобы учащийся смог подключиться к усвоению отдельных разделов курса в течение учебного года.
Организация учебного процесса
Единицей учебного процесса является учебное занятие. Первая часть которого – это вводная беседа, при которой ставятся цели и намечаются пути их достижения. При этом учитель знакомит ученика с необходимым фундаментом теоретических знаний. Новый материал излагается кратко, с записью необходимых формул и правил. Практическая часть – это решение задач, иногда практическая работа. В конце занятия планируется вывод о полученных знаниях и умениях. Предполагается получение домашних заданий исследовательского характера. По продолжительности занятие составляет 45 минут.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны знать;
- основные виды логических задач;
- способы решения популярных логических задач;
- основные свойства делимости чисел;
- способы решения текстовых задач.
Обучающиеся должны уметь:
- решать разного вида текстовые задачи;
- решать логические задачи;
- решать задачи на разрезание и склеивание:
- составлять и решать задачи со спичками:
- решать задачи на взвешивание;
- решать задачи на закономерности;
- уметь разгадывать шифры и ребусы.
Курс направлен на развитие логического мышления учащегося, на умение создавать математические модели практических задач, на расширение математического кругозора учащихся. Курс является пропедевтикой «олимпиадных» задач.
Задачи собраны из разных источников, для решения которых необходимы знания, полученных в ходе изучения математики в начальных классах.
Курс составлен на 34 часа. Предназначен для учащихся 5 классов.
Курс построен таким образом, чтобы учащийся смог подключиться к усвоению отдельных разделов курса в течение учебного года.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
простое наблюдение,
проведение математических игр,
опросники,
анкетирование
психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
занятия-конкурсы на повторение практических умений,
занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
активность,
аккуратность,
творческий подход к знаниям,
степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Проверка результатов проходит в форме:
игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
собеседования (индивидуальное и групповое),
опросников,
тестирования,
проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,
при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Тематическое планирование по курсу «Занимательная математика»
5 класс
№
Тема
Количество
часов
Дата
1
Старинные системы записи чисел
1
2
Числа-великаны.
Занимательные задачи
1
3
Четыре действия арифметики.
Как появились знаки «+», «-», «*», «:»
1
4
История открытия нуля.
Занимательные задачи.
1
5
История возникновения
линейки в России.
Занимательные задачи.
1
6
Как появились меры длины.
Как измеряли на Руси.
1
7
Возникновение денег. Как и откуда произошли их названия.
1
8
Денежная система в Древней Руси. Решение логических задач.
1
9
Как люди научились измерять время?
Решение логических задач.
1
10
Изобретение календаря.
Решение задач на смекалку.
1
11
Из истории мер массы. Система мер русского народа.
1
12
Происхождение метрической системы мер. Решение задач на смекалку.
1
13
Знаменитые математики.
Решение логических задач.
1
14
Из истории цифры 7. Решение задач составлением уравнений.
1
15
Геометрия- значит «земледелие»
1
16
Математика в жизни человека.
Решение логических задач.
1
17
Многоугольники. Решение задач повышенной трудности.
1.
18
Из истории возникновения обыкновенной дроби.
1
19
Занимательные задачи по теме «Дроби»
1
20
Урок-практикум по решению старинных задач на дроби
1
21
Урок-практикум по решению старинных задач на дроби
1
22
Урок-практикум по решению задач на переливание
1
23
Урок-практикум по решению задач на взвешивание
1
24
Урок-практикум по решению задач на деление между двумя и тремя
1
25
Урок-практикум по решению задач на разрезание на клетчатой бумаге
1
26
Урок-практикум по решению задач на разрезание на клетчатой бумаге
1
27
Урок-практикум по решению задач на совместную работу
1
28
Урок-практикум по решению задач на совместную работу
1
29
Урок-практикум по решению заданий международной игры «Кенгуру»
1
30
Урок-практикум по решению олимпиадных заданий
1
31
Урок -практикум по решению олимпиадных заданий
1
32
Урок-практикум по решению задач с геометрическим содержанием
1
33
Итоговое занятие
1
Список литературы
Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.И. Внеклассная работа по математике в 6 – 8 классах. Москва, «Просвещение», 1998. – 203 с.
Кострикина Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе математики 4 – 5 классов. Москва, «Просвещение», 1986. – 97 с.
Кордемский Б. А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел. Москва «Просвещение», 1986. – 67 с.
НестеренкоЮ., Олехник С., Потапов М. Лучшие задачи на смекалку. Москва, «АСТ-ПРЕСС», 1999. – 197с.
Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С.Математическая шкатулка. Москва «Просвещение», 1984. – 135 с.
Перельман Я.И. Живая математика. Москва,1994. АО «Столетие». 2004. – 457 с.
Перельман Я.И. Математические рассказы и головоломки. Домодедово. ВАП-VAP, 1994. – 321 с.