Просмотр содержимого документа
««теория многочленов и уравнения высших степеней»»
МОУ СШ №1 р.п. Новоспасское
Ульяновская область
Рабочая программа
элективного курса
«Теория многочленов и уравнения высших степеней»
для 10 А, Б классов
Учитель математики:
Ананьева Е.В.
2022-2023 уч. год
Пояснительная записка
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 классов, изучающих математику. Рассчитана на реализацию в течении одного учебного года.
Основой для разработки программы послужило содержание учебной программы «Математики» в 10 классе. Теме «Многочлены» в программе основной школы уделяется большое внимание. Учащиеся овладевают навыками сложения и вычитания, умножения многочленов от одной и нескольких переменных. Значительное место отводится заданиям, связанным с разложением многочленов на множители, решению алгебраических уравнений. При изучении математики в курсе основной школы упор делается на изучение квадратного трехчлена, а в старшей школе тема «Многочлены» не изучается. И часто учащиеся, встретив в задании многочлены третьей, четвертой степеней от одной переменной, затрудняются выполнять какие-либо операции с ними. Сказывается отсутствие необходимых навыков.
Актуальность определяется важностью повторения, изученной в основной школе темы «Многочлены», углубления знаний по ней, и изучения алгебраических уравнений высших степеней (в том числе возвратные, однородные), приемов решения которых тесно связаны с отысканием корней многочленов (методы отыскания корней многочленов, операции деления многочлена на многочлен).
Цель курса:
сформировать представление о методах и способах решения нестандартных задач и алгебраических уравнений (третьей и четвертой степеней) на уровне, превышающем уровень государственных образовательных стандартов.
Задачи курса:
создавать положительную мотивацию обучения;
активизировать познавательную деятельность школьников;
углубить теоретические знания учащихся по теории многочленов:
делить многочлен на многочлен, выделять полный квадрат и доказывать несложные утверждения, опираясь на его свойства.
формировать умение преобразовывать многочлены высших степеней;
сформировать навыки решения несложных алгебраических уравнений высших степеней, нахождение корней которых связано с отысканием корней многочленов;
продолжить развитие исследовательских умений и навыков учащихся;
подготовить учащихся к решению заданий ЕГЭ повышенной сложности.
Функциями элективного курса в соответствии с целями и задачами обучения являются:
-дополнение и углубление базового предметного образования;
-компенсация недостатков обучения по предмету;
-подготовка к ЕГЭ по предмету.
Методы изучения:
проблемное изучение материала
самостоятельная поисковая творческая работа учащихся
актуализация ранее изученного материала
Программа рассчитана на 0,5 часа в неделю, всего 18 часов.
Планируемые результаты
Углубление темы «Многочлены» позволит учащимся распознавать виды многочленов и алгебраических уравнений, уверенно выполнять их преобразования, выбирая наиболее рациональные приемы.
Кругозор учащихся, интересующихся математикой, пополнится знанием теоремы Безу, теоремы о корнях многочлена, следствиями из этих теорем, знанием метода неопределенных коэффициентов.
Данный элективный курс предназначенный учащимся десятых классов, поможет создать более целостное представление о многочленах от одной переменной, вызовет интерес к способу их преобразований, тем самым обеспечивается мотивация к выбору обучения, связанного с математикой. Готовясь к творческому отчету или выполняя итоговую работу, учащиеся столкнутся с необходимостью выделять главное, обобщать, систематизировать материал и делать выводы. При выполнении проектной работы, учащимся придется не только изучить теоретический материал по выбранной теме, систематизировать его, да еще и показать применение к заданиям ЕГЭ, приходящимся на раздел повышенной сложности.
Овладевая довольно сложными математическими преобразованиями многочленов высших степеней, школьникам придется постоянно анализировать, классифицировать, перебирать различные варианты решений, отыскивать наиболее рациональные способы, выполнять самоанализ и при этом быть предельно внимательными и точными,
Проводя цепочку логических рассуждений, учащиеся видят немыслимо сложное выражение, но в процессе преобразования приобретающее простые формы.
Курс позволит учащимся лучше подготовиться к ЕГЭ.
Содержание программы
Содержание курса состоит из пяти разделов, включая итоговое занятие, на котором учащиеся должны защитить свои творческие работы.
Операция над многочленами от нескольких переменных
- понятие многочлена;
- равенство многочленов;
- действия над многочленами;
- разложение многочлена на множители.
2. Делимость многочленов от одной переменной
- деление многочлена на многочлен;
- теорема Безу и следствие из нее для решения упражнений с многочленами.
3. Отыскание корней многочленов
- утверждение о корне многочлена и следствие из него;
- нахождение корней многочленов;
- рациональные корни многочлена;
- кратные корни многочлена;
- обобщенная теорема Виета.
4. Решение алгебраических уравнений высших степеней
- основные методы решения уравнений;
- уравнения вида (х-а)(х-в)(х-с)(х-d)=m;
- симметрические уравнения;
- возвратные уравнения;
- рациональные уравнения;
- однородные уравнения.
5. Итоговое занятие
Тематическое планирование
№ п/п
Название раздела (темы)
Количество часов
1
Операция над многочленами от нескольких переменных
3
2
Делимость многочленов от одной переменной
3
3
Отыскание корней многочленов
5
4
Решение алгебраических уравнений высших степеней
6
5
Итоговое занятие
1
Всего
18
Календарно-тематическое планирование курса
«Теория многочленов и уравнения высших степеней»
(0,5 час в неделю, всего 18 часов)
№
п/п
дата
Название разделов и тем
Количество часов
Форма проведения
виды контроля
По плану
факт
всего
теории
практики
1.
Операция над многочленами от нескольких переменных
3
1.5
1.5
1.1
Понятие многочлена. Равенство многочленов.
1
1
Лекция
1.2
Действия над многочленами
1
0.5
0.5
Лекция
Практикум
1.3
Разложение многочлена на множители
1
1
Лекция
Практикум
зачет
2.
Делимость многочленов от одной переменной
3
1
2
2.1
Деление многочлена на многочлен
1
1
Практикум
2.2
Теорема Безу и следствие из нее
1
1
Семинар-практикум
2.3
Использование теоремы Безу и следствия из нее для решения упражнений
1
1
Мастерская
Проверочная самостоятельная работа
3.
Отыскание корней многочленов
5
2
3
3.1
Утверждение о корне многочлена и следствие из него
1
1
Лекция
3.2
Нахождение корней многочленов
1
1
Практикум
3.3
Рациональные корни многочлена
1
1
Практикум
3.4
Кратные корни многочлена
1
1
Практикум
3.5
Обобщенная теорема Виета
1
1
Лекция
Практикум
Зачет
4.
Решение алгебраических уравнений высших степеней
6
2.5
3.5
4.1
Основные методы решения уравнений
1
1
Лекция
Практикум
4.2
Уравнения вида (х-а)(х-в)(х-с)(х-d)=m
1
1
Практикум
4.3
Симметрические уравнения
1
0.5
0.5
Практикум
4.4
Возвратные уравнения
1
0.5
0.5
Практикум
4.5
Рациональные уравнения
1
1
Практикум
4.6
Однородные уравнения
1
0.5
0.5
Практикум
5.
Итоговое занятие
1
1
Всего:
18
7
11
Учебно-методический комплект:
Алгебра: для 8 кл.: учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики/Н.Я. Виленкин и др., под ред. Н.Я. Виленкина.-Просвещение, 1995.
Избранные вопросы математики: 10 кл. факультативный курс/А.М. Абрамов, Н.Я. Виленкин, Г.В. Дорофеев и др., сост.:С.И. Шварцбурд.-М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1990.
Нестандартные методы решения уравнений и неравенств: Справочник/Олехник С.Н.,Потапов М.К., Пасиченко П.И. –М.;изд-во МГУ,1991.
Сборник задач по алгебре и началам анализа: учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики.-М.:Просвещение, 1995.
Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике: Решение задач: учебное пособие для 10 класса средних школ.-М.:Просвещение, 1989.
Математика: 10 настоящих вариантов для подготовки к единому государственному экзамену 2016/А.Г. Клово,- Федеральный центр тестироваия, 2014.
ЕГЭ 2016. Математика. 30 вариантов типовых тестовых заданий и 800 заданий части 2(С) ЕГЭ 2014 по математике. Под ред. Семенова А.Л., Ященко И.В.
Сборник задач типа С по математике, А. Ларин
Задача С5 по математике: решение заданий типа с5 из ЕГЭ. Авторы: Козко А.И., Панферов В.С., Сергеев И.Н., Чирский В.Г.
Требования к уровню усвоения курса
По окончанию изучения курса учащиеся должны
знать:
-формулы куба суммы и разности двучлена;
-понятие коэффициентов, старшего члена, степени многочленов канонического вида;
-определение тождественно равных многочленов;
-алгоритм деления многочлена на многочлен «столбиком»;
-теорема Безу и следствие из неё;
-утверждение о корне многочлена и следствие из него.
уметь:
-выделить полный квадрат или куб;
-методом выделения полного квадрата доказывать, что многочлен принимает -только неотрицательные (неположительные) значения;
-уметь подбирать корни многочлена и выполнять разложение его не множители;
-делить многочлен на многочлен «столбиком»;
-решать уравнения высших степеней методом замены переменных, подбором корней среди делителей свободного члена;
-распознавать и решать возвратные, однородные алгебраические уравнения высших степеней.
В процессе изучения курса предполагаются следующие виды обучения: традиционное (объяснительно-иллюстративное) обучение, деятельностное (самостоятельное добывание знаний в процессе решения учебных проблем, развитие творческого мышления и познавательной активности учащихся) и инновационное (самообразование, саморазвитие учащихся посредством самостоятельной работы с информационным материалом).
Эти виды обучения предполагают следующие формы организации обучения:
- коллективные, индивидуальные и групповые;
- взаимного обучения, самообучение, саморазвитие;
- отчеты в форме презентации курсовых работ.
Занятия включают в себя теоретическую и практическую части, в зависимости от целесообразности – лекции, консультации, практикумы, самостоятельную и исследовательскую работу.
Эффективность обучения отслеживается следующими формами контроля:
- самостоятельная работа;
- срезы знаний и умений в процессе обучения;
- итоговый контроль.
Итоговый контроль предусматривает:
- выполнение контрольной работы;
- защиту и презентацию курсовых работ.
Показателем эффективности обучения следует считать повышающийся интерес к математике, творческую активность и результативность учащихся.
Примерные темы курсовых работ:
1. Решение возвратных уравнений четной и нечетной степени.
2. Решение уравнений с параметрами.
3. Наибольший общий делитель многочленов. Алгоритм Евклида.
4. Многочлены с комплексными коэффициентами.
5. Проект «Применение теории многочленов к решению заданий части С ЕГЭ».
Контрольная работа
1.Докажите, что выполняются данные ниже условия:
( Х3-2х2-5х+6) : (х2+4х+3)
( х3-2х2+х-2) : (х2+1)
2.Найти все значения параметров а и в, при которых выполняются условия:
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(203) "Рабочая программа по алгебре и началам анализа для 11 класса базового уровня к УМК под ред. Мордковича А.Г. и др. "
["seo_title"] => string(122) "rabochaia-proghramma-po-alghiebrie-i-nachalam-analiza-dlia-11-klassa-bazovogho-urovnia-k-umk-pod-ried-mordkovicha-a-g-i-dr"
["file_id"] => string(6) "225354"
["category_seo"] => string(10) "matematika"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1439577291"
}
}