Цель:
1. Соединить интригу учебника и ее героев с канвой урока в единое целое. Подружить книжных героев Мишу и Машу с учащимися.
2. Развивать память, разговорную и письменную речь учащихся.
3. Отрабатывать навыки каллиграфического письма под счет и правильное написание изученных орфограмм.
4. Учить детей соотносить страничку оглавления со страницой в учебнике.
5. Закрепить материал предыдущих уроков «Слова-предметы» и «Слова-действия».
6. Ставить детей в проблемную ситуацию и учить решать ее.
7. Продолжать учить детей обозначать слова схемами и соотносить слово со схемой.
8. Учить детей составлять предложение по схеме и наоборот предложение записывать в виде схемы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Слова - названия признаков» »
Конспект урока русского языка в 1 классе
Тема: «Слова - названия признаков»
Урок русского языка в 1 классе.
Тема: «Слова – названия признаков».
Цель:
Соединить интригу учебника и ее героев с канвой урока в единое целое. Подружить книжных героев Мишу и Машу с учащимися.
Развивать память, разговорную и письменную речь учащихся.
Отрабатывать навыки каллиграфического письма под счет и правильное написание изученных орфограмм.
Учить детей соотносить страничку оглавления со страницой в учебнике.
Закрепить материал предыдущих уроков «Слова-предметы» и «Слова-действия».
Ставить детей в проблемную ситуацию и учить решать ее.
Продолжать учить детей обозначать слова схемами и соотносить слово со схемой.
Учить детей составлять предложение по схеме и наоборот предложение записывать в виде схемы.
Оборудование: электронные таблицы и плакаты, герои учебника, схемы-опоры как наглядный и как раздаточный материал.
Ход урока.
Организационный момент.
- Дорогие ребята! Сегодня на урок к нам пришли гости: родители и учителя. Мы покажем нашим гостям, как мы работаем на уроке и то, что уже умеем делать.
План нашего урока:
Проведем беседу, вспомним интригу учебника и наших друзей-героев.
Будет минутка чистописан6ия под счет.
Поработаем со страницей Оглавление, вспомним изученные главы.
Повторим и закрепим материал предыдущего урока.
Изучим и закрепим новую тему.
Обязательно будет игра, физкультминутка и гимнастика для глаз.
Учитель:
- Расскажите о Маше и Мише, где они живут и все, что вы о них знаете. (Мише 5 лет, Маше 6 лет. Фамилия Ивановы. Живут в селе Мирное). Когда вы впервые с ними познакомились? (На уроке по окружающему миру).
Учитель:
- Что происходит с героями и чем они занимаются? (Происходят интересные истории, Миша и Маша выполняют разные задания и преодолевают трудности).
- Что же случилось на первом уроке русского языка? Расскажите.
Дети:
- Волшебница Анишит Йокоп вместе с помошниками Торк и Асырк захватила Волшебный лес, развесила плакаты «Всем молчать», «Разговоры запретить». (плакаты одновременно демонстрируются на экране) А животных, которые не послушались, всех заколдовала. (Волшебница любила покой и тишину) любила покой и тишину).
Учитель:
- Что же стали делать Миша и Маша в этой ситуации?
Дети:
- Миша и Маша помчались спасать животных.
Учитель:
- Ребята помчались на помощь через лес скорее всего на лыжах. Сейчас зима. (на экране демонстрируется картинка – дети лыжники бещие через лес)
- Читаем предложение с доски: У Миши и Маши лыжи. (Дети читают хором).
Учитель:
- Что вы скажите о звуках [Ж] - [Ш], какие они? ( уч-ся дают характеристику звуков).
- Какие орфограммы вы видите в этом предложении? На какое правило?
Дети (хором): жи-ши пиши с буквой и. ( затем правило демонстрируется на экране)
Учитель:
- Мы запишем эти орфограммы в виде чистописания. Но сначала скажите, из каких элементов состоят буквы Ж и Ш?
Предполагаемые ответы:
Ж – 3 элемента: 2 полуовала и соединительный зигзаг.
И – 2 элемента: 2 короткие наклонные с закруглением внизу.
Ш – 3 элемента: 3 короткие наклонные с закруглением внизу.
Учитель:
- Чистописание пишем под счет в воздухе. (Дети в месте с учителем работают в воздухе).
- Теперь каждый работает в тетради в индивидуальном темпе: диктует себе сам. (Учитель следит за посадкой, осанкой, наклоном тетрадей).
- Пишем число. Кто закончил – покажите готовность ручкой. Мы с вами начнем работать со страничкой «Оглавление». Остальные дети постепенно подключайтесь к нам (дети открывают учебники).
- Найдите стр. «Оглавление» и прочитайте на ней, как называется 1 глава учебника. На какой стр. в оглавлении указана эта глава? (ответы – стр. 5).
- А сейчас найдите стр.5 в учебнике и прочитайте на ней название главы (дети отвечают).
- Данные в «Оглавлении» и данные в учебнике совпадают? (Ответы детей). По такой же схеме учитель работает до главы 3. Проблемный вопрос учителя.
- Нужна или не нужна в книгах и учебниках страничка «Оглавление»?
Предполагаемые ответы детей: нет, не нужна, да. нужна чтобы сразу найти то, что тебе необходимо. (Вывод, как подтверждение мыслей уч-ся, демонстрируется на экране. Дети зачитывают его хором).
Физкультминутка и гимнастика для глаз по сенсорным кругам.
Учитель:
- Повторим материал предыдущего урока из главы 3. С какими словами мы познакомились? Дети: словами - предметами и словами действиями.
Слева на доске слова - предметы Учитель задает вопросы по схеме
Кто? Что? слева. Дети отвечают, опираясь на
Одушевл., неодушевл. эту таблицу.
Слова – действия
Что делает? Что делают?
Учитель:
- Приведите примеры слов – предметов. Названий животных, которых мы с вами на предыдущем уроке оживляли. Картинка с животными перед вами на экране. Кто?
Дятел Дети называют животных по картинкам,
Кот учитель вывешивает на магнитную доску
Петух по одномуслова – названия животных.
Медведь
Шмель
Учитель:
- Почему эти слова – названия отвечают на вопрос кто? (Они одушевленные).
- Приведите примеры слов по картинке, отвечающих на вопрос что? (неодушев.).
Дети:
- Лес, трава, цветы, дерево, поляна. (картинка на экране) Учитель:
- На прошлом уроке по просьбе одного из героев учебника – нашего друга Ворона, мы возвращали нашим животным слова-действия.
- Что делает дятел? (указывает на слово)
(Дети отвечают с места, учитель составляет по их ответам предложения на доске.)
Дятелстучит.
Котмяукает.
Петухкукарекает.
Учитель:
- Составьте из карточек каждый на своем листе схему 1 предложения (1 ребенок работает у доски).
Учитель между рядами наблюдает за работой детей
Учитель:
- Я меняю порядок слов в предложении на доске:
Стучитдятел.
- Почему прямоугольники поменялись местами?
Дети:
- Поменялся порядок слов в предложении.
Учитель:
- Как на схеме мы изображаем слово-предмет и слово-действие?
Дети:
- Предмет – прямоугольником с одной чертой внутри. . Действие – прямоугольник с двумя чертами внутри. . (Похвала учителя).
Учитель:
- Продолжаем урок. (Новая тема)
- Друг Маши и Миши Говорящий Ворон считает, что пришла пора продолжать расколдовывать животных Волшебного леса. Вернуть им признаки.
Сюрпризный момент. Выходит Ворон. Ребенок в костюме и с табличкой – оживший персонаж из учебника.
Ворон:
- Здравствуйте. Я ваш друг Говорящий Ворон со страниц учебника. Сообщаю вам, ребята, что пришла пора признаки заколдованным животным вернуть. Они животным очень нужны. Далее Ворон объясняет учащимся новый материал.
- Слова-признаки отвечают на вопросы какой? какая? Какое? Какие? Подчеркиваются волнистой чертой. На схеме обозначаются прямоугольником с внутри . Например: (читает запись на доске)
Большойколючийеж . Мохнатыйшмель. .
- Поднимите руку, кто не понял. ( если проблем не возникает, Ворон садиться)
Учитель: (закрепляет материал)
- На какой вопрос отвечают слова-признаки? Как обозначаются на схеме? Еж какой? (колючий) Шмель какой? (мохнатый. ).
Учитель: (проблемный вопрос)
- А нужны или не нужны животным признаки? И почему?
Дети: (предполагаемые ответы)
- Животные отличаются друг от друга признаками. Животные не должны быть одинаковыми. Признаки нужны.
Учитель:
- Я вас буду знакомить со словами-признаками, которые мы присвоим нашим животным в виде игры «Смотри не ошибись». Игру совместим с физкультминуткой. Вы и отдохнёте и признаки хорошо запомните. Правила: если я называю слово-признак – все встают и делают волну руками. Если слово-предмет – сидя поднимаем одну руку. Если слово-действие – сидя поднимаем две руки.
- Полосатый, кот, маленький, сопит, колючий, фыркает, ёж, пёстрый, дятел, долбит, мохнатый, голосистый, петух, кукарекает, косолапый, медведь, прожорливый. Дети выполняют соответствующие движения. Игра заканчивается.
Учитель:
- Молодцы, ребята, никто не ошибся. Думаю, вы хорошо запомнили признаки.
Учитель (работа с учебником и в рабочей тетради)
- Сейчас мы выполним упражнение в рабочих тетрадях на закреплении знаний о признаках. Открываем учебники на стр.16 упр.5. (Идет объяснение задания, расшифровка схем, составление предложений по схемам. Ученики работают в тетрадях. Слова- признаки подчеркиваются.)
Учитель:
- Поднимите руки, кто закончил работу. Зачитайте вслух свои предложения. (дети отвечают).
- А сейчас поработаем в тетради на печатной основе – стр.8. Устно составим предложения по картинке про лису и птичку. Схемы к этим предложениям запишем в тетрадях.
Самостоятельно. Проверка после выполнения. Двое детей у доски.
. (Рыжая лиса бежит).
. (Поет серенькая птичка).
Учитель:
- Я меняю порядок в предложении. «Серенькая птичка поёт.» Чертим схему в тетрадях. Катя у доски.
.
Учитель: (подведение итогов)
- Все ребята встали, у кого получилось так же. Это правильно.
- Какие новые слова мы изучили сегодня на уроке? На какие вопросы они отвечают и как обозначаются на схеме?
- Сегодня вы хорошо поработали, молодцы. Завтра на уроке русского языка мы продолжим знакомиться с миром слов. Урок окончен.