Вспомним основные понятия, связанные с уравнением. Прежде всего, что такое уравнение? Какие еще понятия связаны с уравнением? Что называется ОДЗ уравнения? Найдите ОДЗ следующих уравнений. 1) , 2) , 3) , 4) , 5)  6) . | Уравнение – это аналитическая запись задачи нахождения значений аргументов, при которых значения одной функции равны значениям другой функции . Корень уравнения – это число, при подстановке которого в уравнение получается верное числовое равенство. Решить уравнение – найти все его корни или установить, что их нет. Множество всех чисел, при которых имеют одновременно смысл функции, стоящие в левой и правой частях уравнения. |
На доске записано решение уравнения 
 Что представляет собой процесс решения уравнения? - Верно, т.е. происходит последовательность упрощений от уравнения к уравнению и т.д. к . Проследим, что происходит с корнями уравнения на каждом этапе преобразований. В представленном решении получены два корня уравнения . Проверьте, являются ли числа и корнями исходного уравнения . - Значит, в процессе решения эти корни были потеряны. В целом же выполненные преобразования привели к потере двух корней и приобретению постороннего корня . - Как можно избавиться от посторонних корней? - Допустима ли потеря корней? Почему? - Как же избежать потери корней? - Итак, чтобы процесс решения уравнения приводил к верным результатам, что важно знать при выполнении преобразований над уравнениями? - Вот этим мы и займемся на этом уроке. Как бы вы сформулировали цель предстоящей деятельности на сегодняшнем уроке? | Выполнение преобразований, приводящих данное уравнение к уравнению более простого вида, т.е. такого уравнения, нахождение корней которого не представляется трудным. Числа , и являются корнями исходного уравнения, а - нет Сделать проверку. Нет, т.к. решить уравнение – это найти все его корни. Наверное, при решении уравнения не выполнять преобразования, которые ведут к потере корней. Наверное, знать, какие преобразования над уравнениями сохраняют корни, какие приводят к потере корней или приобретению посторонних корней. Знать, какими преобразованиями их можно заменить, чтобы потери или приобретения корней не было. Выявить преобразования над уравнениями, которые сохраняют корни, приводят к потере корней или приобретению посторонних корней. Знать, какими преобразованиями их можно заменить, чтобы потери или приобретения корней не было |
Откроем тетради, запишем сегодняшнюю дату 11декабря и тему урока «равносильные уравнения» Обратимся снова к уравнению, записанному на доске. Проследим, на каком этапе и в результате каких преобразований, были потеряны два корня и появился посторонний. (Учитель справа от каждого уравнения - проставляет числа).  - Назовите уравнения, имеющие один и тоже набор (множество) корней. - Такие уравнения называются равносильными. Попытайтесь сформулировать определение равносильных уравнений. - Запишем определение. Определение 1. Уравнения и называются равносильными, если множества их корней совпадают. Необходимо отметить, что уравнения не имеющие коней, также являются равносильными. Для обозначения равносильных уравнений можно использовать символ « ». Процесс решения уравнения , используя новое понятие, можно отразить так:      …  … . Таким образом, переход от данного уравнения к равносильному не влияет на множество корней получающегося уравнения. А какие основные преобразования выполняли при решении линейных уравнений? Менялись ли при этом их корни? Перенос слагаемых из одной части уравнения в другую, меняя при этом знак на противоположный, в 7-м классе сформулировали свойство уравнений. Сформулируйте его, применив новое понятие. Какое еще свойство уравнения вы знаете? Применение этого свойства также заменяет исходное уравнение на равносильное ему. Обратимся опять к уравнению, записанному на доске. Сравните множество корней уравнений и ? То есть при переходе одного уравнения к другому множество корней хотя и расширилось, но потери корней не произошло. В этом случае уравнение называют следствием уравнения . Попытайтесь сформулировать определение уравнения, которое является следствием данного уравнения. Определение 2. Уравнение называют следствием уравнения , если каждый корень уравнения является корнем уравнения . В результате какого преобразования получили уравнение из уравнения ? Значит, это преобразование может приводить к появлению посторонних корней, т.е. исходное уравнение преобразуется в уравнение-следствие. Есть ли еще уравнения-следствия в представленной цепочке преобразований уравнения ? А какие это уравнения? -Попытайтесь, используя понятие уравнения-следствия, сформулировать эквивалентное определение равносильных уравнений. - Есть ли еще уравнения-следствия в предложенном решении уравнения ? - Что происходит с корнями при переходе от к ? - В результате какого преобразования это произошло? | Уравнения , , , и , Уравнения, имеющие одно и тоже множество корней, называются равносильными. Раскрытие скобок; перенос слагаемых из одной части уравнения в другую, изменяя знак на противоположный; прибавление к обеим частям уравнения выражения, содержащее неизвестную. Нет. Если какой-нибудь член уравнения перенести из одной части уравнения в другую с противоположным знаком, то получится уравнение, равносильное данному. Обе части уравнения можно умножать на одно и тоже число, отличное от нуля. Корень уравнения является корнем уравнения . Если при переходе от одного уравнения к другому потери корней не происходит, то второе уравнение называют следствием первого уравнения. Возведение в квадрат обеих частей уравнения. Да, например, уравнение - следствие уравнения , а уравнение - следствие уравнения (3). Равносильные. Уравнения называются равносильными, если каждое из них является следствием другого. Да, уравнение - следствие уравнения . Потеряны два корня. Ошибка в применении тождества  |
- Обратимся к уравнениям группы а), являются ли эти уравнения равносильными? - В результате какого преобразования из получили ? Изменилась ли ОДЗ уравнения при этом преобразовании? - Рассмотрим группу уравнений б). Равносильны ли эти уравнения? - В результате какого преобразования из получили ? - Что произошло с ОДЗ уравнения? - В результате расширения ОДЗ получили уравнение-следствие и посторонний корень для уравнения . Значит, расширение ОДЗ уравнения может привести к появлению посторонних корней. | Да, и равносильны Использовали тождество  нет Нет, уравнение - следствие уравнения Заменили левую часть уравнения тождественно равным ему выражением ОДЗ расширилась |
Задание 2. Равносильны ли следующие уравнения? Назовите преобразование, в результате которого первое уравнение заменено вторым уравнением.   - Какие из предложенных уравнений равносильны? - Какие преобразования выполнялись, чтобы от уравнения перейти к уравнению , ? - То есть в каждом случае прибавили некоторую функцию . Сравните область определения функции в уравнении с ОДЗ уравнения . - Какое уравнение получили в результате прибавления к обеим частям уравнения функции ? | Только уравнения и К обеим частям уравнения в первом случае прибавили , во втором случае прибавили . Функция определена на ОДЗ уравнения . Получим уравнение равносильное . |
Что нового вы сегодня узнали на уроке? Какую задачу мы поставили в начале урока? Решили ли мы ее полностью? Поставленную задачу, мы решили частично, ее исследование продолжим на следующих уроках при решении новых видов уравнений. Спасибо за урок, досвиданье. | Понятия равносильных уравнений, уравнения-следствия, теоремы о равносильности уравнений. Выделить преобразования, не изменяющие множество корней уравнения, преобразования, ведущие к приобретению и потере корней. Нет. |