|   Вспомним основные понятия, связанные с уравнением. Прежде всего, что такое уравнение?             Какие еще понятия связаны с уравнением?                           Что называется ОДЗ уравнения?  Найдите ОДЗ следующих уравнений.   1)  ,   2)  ,   3)  ,   4)  ,   5)     6)  .         |            Уравнение – это аналитическая запись задачи нахождения значений аргументов, при которых значения одной функции равны значениям другой функции .      Корень уравнения – это число, при подстановке которого в уравнение получается верное числовое равенство. Решить уравнение – найти все его корни или установить, что их нет.            Множество всех чисел, при которых имеют одновременно смысл функции, стоящие в левой и правой частях уравнения.                             |  
  |   На доске записано решение уравнения  
            Что представляет собой процесс решения уравнения?     - Верно, т.е. происходит последовательность упрощений от уравнения   к уравнению   и т.д. к  . Проследим, что происходит с корнями уравнения на каждом этапе преобразований. В представленном решении получены два корня уравнения  . Проверьте, являются ли числа   и   корнями исходного уравнения  .   - Значит, в процессе решения эти корни были потеряны. В целом же выполненные преобразования привели к потере двух корней   и приобретению постороннего корня  .      - Как можно избавиться от посторонних корней?      - Допустима ли потеря корней? Почему?         - Как же избежать потери корней?             - Итак, чтобы процесс решения уравнения приводил к верным результатам, что важно знать при выполнении преобразований над уравнениями?            - Вот этим мы и займемся на этом уроке. Как бы вы сформулировали цель предстоящей деятельности на сегодняшнем уроке?       |                                                                                            Выполнение преобразований, приводящих данное уравнение к уравнению более простого вида, т.е. такого уравнения, нахождение корней которого не представляется трудным.                          Числа  ,   и   являются корнями исходного уравнения, а   - нет            Сделать проверку.          Нет, т.к. решить уравнение – это найти все его корни.      Наверное, при решении уравнения не выполнять преобразования, которые ведут к потере корней.      Наверное, знать, какие преобразования над уравнениями сохраняют корни, какие приводят к потере корней или приобретению посторонних корней. Знать, какими преобразованиями их можно заменить, чтобы потери или приобретения корней не было.      Выявить преобразования над уравнениями, которые сохраняют корни, приводят к потере корней или приобретению посторонних корней. Знать, какими преобразованиями их можно заменить, чтобы потери или приобретения корней не было   |  
  |   Откроем тетради, запишем сегодняшнюю дату 11декабря и тему урока «равносильные уравнения»  Обратимся снова к уравнению, записанному на доске. Проследим, на каком этапе и в результате каких преобразований, были потеряны два корня и появился посторонний. (Учитель справа от каждого уравнения  -  проставляет числа).         - Назовите уравнения, имеющие один и тоже набор (множество) корней.     - Такие уравнения называются равносильными.    Попытайтесь сформулировать определение равносильных уравнений.  - Запишем определение.  Определение 1. Уравнения   и   называются равносильными, если множества их корней совпадают.  Необходимо отметить, что уравнения не имеющие коней, также являются равносильными.     Для обозначения равносильных уравнений можно использовать символ « ». Процесс решения уравнения  , используя новое понятие, можно отразить так:            …   … .   Таким образом, переход от данного уравнения к равносильному не влияет на множество корней получающегося уравнения.     А какие основные преобразования выполняли при решении линейных уравнений?                              Менялись ли при этом их корни?          Перенос слагаемых из одной части уравнения в другую, меняя при этом знак на противоположный, в 7-м классе сформулировали свойство уравнений. Сформулируйте его, применив новое понятие.               Какое еще свойство уравнения вы знаете?          Применение этого свойства также заменяет исходное уравнение на равносильное ему. Обратимся опять к уравнению, записанному на доске. Сравните множество корней уравнений   и  ?      То есть при переходе одного уравнения к другому множество корней хотя и расширилось, но потери корней не произошло. В этом случае уравнение   называют следствием уравнения  . Попытайтесь сформулировать определение уравнения, которое является следствием данного уравнения.            Определение 2. Уравнение   называют следствием уравнения  , если каждый корень уравнения   является корнем уравнения  .      В результате какого преобразования получили уравнение   из уравнения  ?      Значит, это преобразование может приводить к появлению посторонних корней, т.е. исходное уравнение преобразуется в уравнение-следствие. Есть ли еще уравнения-следствия в представленной цепочке преобразований уравнения  ?      А какие это уравнения?         -Попытайтесь, используя понятие уравнения-следствия, сформулировать эквивалентное определение равносильных уравнений.      - Есть ли еще уравнения-следствия в предложенном решении уравнения  ?     - Что происходит с корнями при переходе от   к  ?      - В результате какого преобразования это произошло?       |                                                                            Уравнения  ,  , ,  и  ,             Уравнения, имеющие одно и тоже множество корней, называются равносильными.                                                                  Раскрытие скобок; перенос слагаемых из одной части уравнения в другую, изменяя знак на противоположный; прибавление к обеим частям уравнения выражения, содержащее неизвестную.                      Нет.              Если какой-нибудь член уравнения перенести из одной части уравнения в другую с противоположным знаком, то получится уравнение, равносильное данному.      Обе части уравнения можно умножать на одно и тоже число, отличное от нуля.              Корень уравнения   является корнем уравнения  .                      Если при переходе от одного уравнения к другому потери корней не происходит, то второе уравнение называют следствием первого уравнения.                              Возведение в квадрат обеих частей уравнения.                  Да, например, уравнение   - следствие уравнения  , а уравнение   - следствие уравнения (3).        Равносильные.          Уравнения называются равносильными, если каждое из них является следствием другого.              Да, уравнение   - следствие уравнения  .       Потеряны два корня.       Ошибка в применении тождества     |  
  |   - Обратимся к уравнениям группы а), являются ли эти уравнения равносильными?   - В результате какого преобразования из   получили  ?   Изменилась ли ОДЗ уравнения при этом преобразовании?   - Рассмотрим группу уравнений б).    Равносильны ли эти уравнения?   - В результате какого преобразования из   получили  ?       - Что произошло с ОДЗ уравнения?      - В результате расширения ОДЗ получили уравнение-следствие   и посторонний корень   для уравнения  . Значит, расширение ОДЗ уравнения может привести к появлению посторонних корней.   |    Да,   и   равносильны        Использовали тождество    нет            Нет, уравнение   - следствие уравнения          Заменили левую часть уравнения тождественно равным ему выражением        ОДЗ расширилась   |  
  |   Задание 2. Равносильны ли следующие уравнения? Назовите преобразование, в результате которого первое уравнение заменено вторым уравнением.                 - Какие из предложенных уравнений равносильны?  - Какие преобразования выполнялись, чтобы от уравнения   перейти к уравнению  ,  ?      - То есть в каждом случае прибавили некоторую функцию  .    Сравните область определения функции   в уравнении   с ОДЗ уравнения  .      - Какое уравнение получили в результате прибавления к обеим частям уравнения   функции  ?         |                                                    Только уравнения   и              К обеим частям уравнения   в первом случае прибавили  , во втором случае прибавили  .      Функция   определена на ОДЗ уравнения  .      Получим уравнение равносильное  .   |  
  |   Что нового вы сегодня узнали на уроке?              Какую задачу мы поставили в начале урока?                                Решили ли мы ее полностью?    Поставленную задачу, мы решили частично, ее исследование продолжим на следующих уроках при решении новых видов уравнений.  Спасибо за урок, досвиданье.       |    Понятия равносильных уравнений, уравнения-следствия, теоремы о равносильности уравнений.      Выделить преобразования, не изменяющие множество корней уравнения, преобразования, ведущие к приобретению и потере корней.              Нет.      |