Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Можгинского района
«Вишурская основная общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР: ________ /Рыбакова Э. В./ ПРИНЯТО: на заседании педагогического совета протокол № ___ от ______20__г. УТВЕРЖДЕНО: приказом № ___ от ______20__г. директор школы: ________/ Морозова В.В./ | Программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 1897 от 17.12.2010г.) |
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Мы за ЗОЖ»
Составлена Фалалеевой О.В.,
Классным руководителем 6 класса
д. Нижний Вишур
2019 год
Пояснительная записка
Предлагаемая программа является научной, комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здоровому образу жизни, и призвана позитивно повлиять на сложившуюся в обществе систему, так как позволит сформировать отношение к здоровью на уровне установок, навыков и умений.
Цели программы: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.
Программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования, формирование потребности в здоровом образе жизни.
Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, игровое моделирование, анкетирование и тестирование.
Место программы в учебном плане: Рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение основам здорового образа жизни в объеме 1 часа в неделю (34 ч в год).
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения конкретной рабочей программы:
Личностные:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению;
- сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интреоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.
Метапредметные результаты:
- наблюдать и изучать явления, происходящие в жизни человека;
- описывать результат наблюдений;
- выдвигать гипотезы;
- обсуждать результаты практических работ, участвовать в дискуссии;
- проводить анкетирование и социологические опросы;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе;
- оформлять наблюдения в виде плакатов.
Предметные результаты:
- правила пользования предметами личной гигиены;
- правила профилактики заболеваний;
- оказания первой медицинской помощи;
- знать причины и признаки наиболее распространенных заболеваний, способы укрепления и сохранения иммунитета, знать причины возникновения травм.
Поурочный план
1. Вводное занятие. Ознакомление с планом работы кружка, с мероприятиями в которых будут участвовать члены кружка, назначение кружка.
1. Здоровье и здоровый образ жизни. (11 часов).
2. Что такое здоровый образ жизни? Понятие о здоровом образе жизни.
Пути его формирования. Кто такой здоровый человек.
3. Режим дня школьника. Что такое режим труда и быта. Понятие о правильном распорядке дня. Практическая работа «Составление режима дня».
4. Сон и его значение для здоровья. Что такое сон. О пользе сна. Фазы и разновидности сна. Цикличность и продолжительность сна. Как правильно вести себя перед сном. Сновидения. Практическая работа «Мой сон» (рисунок).
5. Понятие о закаливании организма. Что такое закаливание. Основные способы закаливания организма. Как правильно начать закаливающие процедуры.
6. Физическая культура и здоровье. Движение - это жизнь. Гиподинамия. Роль двигательной активности в формировании организма человека.
7. Понятие о вирусных инфекциях. Профилактика. Понятие о вирусных инфекциях. Профилактика вирусных инфекций: способы и приемы. Грипп, простуда и борьба с ними.
8. Что нужно знать о лекарствах. Об опасности самолечения. О хранении лекарств в доме. Приемы первой помощи при лекарственной передозировке. Когда и как нужно принимать лекарства.
9. Вредные привычки и здоровье. Что можно назвать вредной привычкой. Классификация вредных привычек. О влиянии вредных привычек на здоровье человека.
10. О вреде курения. О вреде курения. Профилактика.
11. О вреде алкоголя. О вреде алкоголя. Профилактика.
12. О наркотической зависимости. О вреде наркотиков. Профилактика.
2. Личная гигиена (8 часов).
13. Личная гигиена, что это? Понятие о личной гигиене. История вопроса о гигиене. Правила личной гигиены в течение дня; предметы личной гигиены.
14. Уход за кожей. Строение кожи человека. Функции кожи, причины старения. Типы кожи. Определение индивидуального типа кожи. Основные этапы ухода за кожей лица и шеи.
15. История косметики и ее применение. Введение в косметологию. История возникновения косметологии.
16. Уход за руками. Правила ухода за руками. Тестирование типа рук и ногтей, выявление проблем. Уход за кожей рук. Обработка ногтей. Процедура маникюра. Просмотр видеофильма.
17. Уход за волосами. Типы волос, уход за волосами. Средства и инструменты по уходу за волосами. Домашние средства ухода.
18. Гигиена полости рта. Строение органов ротовой полости. Значение органов ротовой полости. Основные способы ухода за полостью рта. Понятие о гигиене полости рта. Классификация и виды средств ухода за полостью рта.
19. Уход за глазами. Описание средств и методов по уходу за глазами. Предупреждение конъюнктивита. Освоение на практике приемов массажа и гимнастики для глаз.
20. Уход за телом. Проблемы нарушения осанки, повышенного потоотделения. Гимнастика, массаж. Процедуры эпиляции и депиляции, способы их выполнения в домашних условиях. Правила личной гигиены и поддержки здоровой формы.
3. Питание и здоровье. (8 часов).
21. Питание и здоровье. Понятие о рациональном питании. Польза и вред диет. Правильное питание школьника. Практическая работа «О чем может рассказать упаковка».
22. Белки. Строение белков. Содержание белков в продуктах питания, белковая пища.
23. Витамины. Витамины – составляющие пищи, необходимые для здоровья.
24. Здоровое питание. Важность здорового питания. Полезные и необходимые продукты. Свойства некоторых продуктов.
25. Свежие овощи и фрукты. Представление о пользе фруктов, ягод и овощей. Содержание витаминов в овощах, фруктах, ягодах.
26. Питание и вред некоторых продуктов. Чем опасен сахар? Чем вредна соль? Избыток веса.
27. Упакованная и консервированная пища. Зачем консервируют пищу? Все «за» и «против». Консервирование. Замораживание. Сушка.
28. Пищевые добавки. Вредные продукты. Представление о пищевых добавках, усилители вкуса.
4. Познай самого себя. (6 часов).
29. Мир наших чувств. Чувства бывают разные. Способы адекватного самовыражения чувств.
страхов.
30. Кто я? Как управлять впечатлениями о себе? Как научиться находить положительные качества у себя? Как правильно оценить себя?
31. Технология совершенствования себя. Копилка хороших поступков. Ярмарка достоинств.
32. Жизненная стратегия. Познакомиться с понятием «жизненный выбор». Обсуждать возможные варианты будущего. Что такое ценности? Ценности и жизненный путь человека.
33. Границы моего «Я». Я и другие. Проблемы дружбы. Выделяются человеческие качества, которые способствуют и мешают дружбе. Исследуются сильные и слабые стороны в общении.
34. Внешний вид человека. Что такое внешний вид человека. Лицо человека.
Заключительно занятие. Подведение итогов.
Литература.
1. Андреева Н.Д. “Основы рационального питания. Нормы питания”. - Биология в школе №7, 2004г.
2. Две недели в лагере здоровья: Рабочая тетрадь / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева – М.: Олма-Пресс Инвест, 2003. – 72 с.: ил
3. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ: Укрепление организма / Худ. О.Р. Гофман. – СПб.: Детство-пресс, 2001. – 112 с.: ил.
4. Митяева, А.М. Здоровый образ жизни: учеб. пособие, рекомендуемое УМО / Митяева А.М. - М: Академия, 2008, 176 с.
5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Часть 1–4. — М.: Генезис, 2006.
6. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе М: Гегезис,2005
7. Чумаков Б.Н. “Валеология” – М.1997 г.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей.
1. Ротенберг Р. “Расти здоровым”: Детская энциклопедия здоровья. Пер. с англ. – М.: физкультура и спорт, 1991 – 592с., ил.
2. Соколов Ю.Е. “Книга знаний для детей”. – М.: ООО “Издательство Астрель”, 2001 – 320с.
3. Тихонова А.Е. “Здоровье человека и экология Хабаровского края”. – Хабаровск: Издательский дом “Приамурские ведомости”, 2004 – 160 с.
4. Жербин Е.А. “Река жизни”. – М.; Знание, 1990 – 224с. –
5. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек 4.2. “Архитектура души”. М.; Аванта + , 2002. – 640с.
6. Яровицкий В. Мой первый учебник по психологии: Книга для подростка. Издательство Феникс, 2014.