Республики Мордовия «Саранская общеобразовательная школа
для детей с ограниченными возможностями здоровья»
«УТВЕРЖДЕНО»
Директор школы
_____________ Храмов С. В.
«01» сентября 2020 г.
Рабочая программа
учителя математики Кадушиной Л.А.
по учебному предмету «Математика 9 класс»
2020-2021 учебный год
Саранск 2020
Содержание
Введение
I. Целевой раздел
I. Пояснительная записка
II. Содержательный раздел
II.1. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
II.2. Базовые учебные действия
II.3. Содержание учебного предмета
III. Организационный раздел
III.1 Календарно-тематическое планирование
III.2 Список литературных источников
Введение
I. Целевой раздел
I.1. Пояснительная записка
Программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9кл.: В2сб./Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- Сб.1,-232с. и ориентирована на использование следующего учебника:
М.Н.Перова «Математика». 9 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2001 г.
Математика является одним из ведущих общеобразовательных предметов в общеобразовательной школе для детей с ОВЗ (VIII вида). В ходе реализации программы по математики в 9 классе ставятся цели и задачи
Цель: подготовить учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Задачи:
формирование доступных учащимся математических знаний и умений, их практического применения в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности, при изучении других учебных предметов;
максимальное общее развитие учащихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
воспитание у школьников целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение, устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие основных мыслительных операций;•
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
При составлении программы учитывались разные возможности учащихся по усвоению математических представлений, знаний, умений; практически их применять в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта. Поэтому математический материал усваивается учащимися на различном уровне, т. е. программа предусматривает необходимость дифференцированного подхода к учащимся в обучении. В рабочей программе по математике для 9класса отражены два уровня овладения предметными результатами. Разграничиваются умения, которыми учащиеся могут овладевать и самостоятельно применять в учебной и практической деятельности (минимальныйуровень), и умения, которые в силу объективных причин не могут быть полностью сформированы, но очень важны с точки зрения их практической значимости (достаточныйуровень). В этой связи в программе предусмотрена возможность выполнения некоторых заданий с помощью учителя с опорой на использование счетного материала, таблиц (сложения, вычитания, умножения, деления, соотношения
единицизмерения). Понижать уровень требований рекомендуется в случаях выраженных форм интеллектуального недоразвития, т. е. тогда, когда учитель использовал все возможные коррекционно-развивающие приемы обучения. Обучение учащихся, которые не могут усвоить программу в соответствии с минимальным уровнем, осуществляется по индивидуальному плану, содержание которого составляет учитель. Учитывая, что в современной жизни в быту и производственной деятельности широко используются микрокалькуляторы, в программе предусматривается использование микрокалькулятора для проверки арифметических действий, для закрепления нумерации чисел, полученных при пересчете предметов и при измерении. Обучение работе с микрокалькулятором должно быть построено по принципу концентричности, но использование микрокалькулятора не должно заменять или задерживать формирование навыков устных и письменных вычислений. С помощью микрокалькулятора целесообразно учить школьников приблизительной оценке результатов вычислений и округлению полученных результатов до нужного знака. В связи с ограниченным использованием в жизни и профессиональной деятельности обыкновенных дробей в данной программе тема «Математические выражения, содержащие обыкновенные и десятичные дроби» сокращена. Исключены действия с дробями с разными знаменателями, приведение дробей к общему знаменателю. В данной теме оставлен вид работы, где обыкновенная дробь заменяется десятичной и вычисления производятся с десятичными дробями. Изучение десятичных дробей должно носить в большей мере практическую направленность. Учитывая большую практическую значимость десятичных дробей для трудовой и социальной адаптации учащихся, этой теме следует уделить большее внимания. С этой целью отведено больше часов на тему «Умножение и деление десятичных дробей».
Для изучения геометрического материала выделяется 1ч в неделю. Большую практическую значимость имеет изучение тем площадь и объём; поэтому внесены темы «Решение задач, требующих нахождение площади» и «Решение задач, требующих нахождение объёма». Для более прочного усвоения знаний, в четвёртой четверти повторяется тема «Вычисление периметра».
В связи с тем, что АООП определяет два уровня усвоения предметных результатов по математике, это требует от учителя систематического изучения возможностей каждого учащегося и реализации принципа дифференцированного и индивидуального подхода в процессе обучения математики.
Математические представления, знания и умение практически применять их оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса учащихся, текущих и итоговых письменных контрольных работ (за учебную четверть, полугодие, учебный год). Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными программой 9 класса, по 5-балльной системе.
Знания учащихся, обучающихся по индивидуальной программе, оцениваются в соответствии с ее содержанием, а перевод в следующий класс осуществляется на основе аттестации по индивидуальной программе, которая меняется по итогам учебных достижений.
В соответствии с учебным планом ГБОУ «Саранская общеобразова –тельная школа для детей с ОВЗ» на изучение математики в 9 классе отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год.
II. Содержательный раздел
II.1. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Освоение обучающимися программы по математике предполагает достижение двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результатыосвоения математики как учебного предмета включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения программы по математике в
9 классе относятся:
1) формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
10) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
11) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения математики в 9 классе.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства учащихся класса.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по математике на конец обучения в 9 классе.
Минимальный уровень:
знание числового ряда чисел в пределах 100 000; чтение, запись и сравнение целых чисел в пределах 100 000;
знание таблицы сложения однозначных чисел;
знание табличных случаев умножения и получаемых из них случаев деления;
письменное выполнение арифметических действий с числами в пределах 100 000 (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число) с использованием таблиц умножения, алгоритмов письменных арифметических действий, микрокалькулятора (легкие случаи);
знание обыкновенных и десятичных дробей; их получение, запись, чтение;
выполнение арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число) с десятичными дробями, имеющими в записи менее 5 знаков (цифр), в том числе с использованием микрокалькулятора;
знание названий, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени; выполнение действий с числами, полученными при измерении величин;
нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
решение простых арифметических задач и составных задач в 2 действия;
распознавание, различение и называние геометрических фигур и тел (куб, шар, параллелепипед), знание свойств элементов многоугольников (треугольник, прямоугольник, параллелограмм);
построение с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линий, углов, многоугольников, окружностей в разном положении на плоскости;
Достаточный уровень:
знание числового ряда чисел в пределах 1 000 000; чтение, запись и сравнение чисел в пределах 1 000 000;
знание таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с переходом через десяток;
знание табличных случаев умножения и получаемых из них случаев деления;
знание названий, обозначений, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени, площади, объема;
устное выполнение арифметических действий с целыми числами, полученными при счете и при измерении, в пределах 100 (простые случаи в пределах 1 000 000);
письменное выполнение арифметических действий с многозначными числами и числами, полученными при измерении, в пределах 1 000 000;
знание обыкновенных и десятичных дробей, их получение, запись, чтение;
выполнение арифметических действий с десятичными дробями;
нахождение одной или нескольких долей (процентов) от числа, числа по одной его доли (проценту);
выполнение арифметических действий с целыми числами до 1 000 000 и десятичными дробями с использованием микрокалькулятора и проверкой вычислений путем повторного использования микрокалькулятора;
решение простых задач в соответствии с программой, составных задач в 2-3 арифметических действия;
распознавание, различение и называние геометрических фигур и тел (куб, шар, параллелепипед, пирамида, призма, цилиндр, конус);
знание свойств элементов многоугольников (треугольник, прямоугольник, параллелограмм), прямоугольного параллелепипеда;
вычисление площади прямоугольника, объема прямоугольного параллелепипеда (куба);
построение с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линий, углов, многоугольников, окружностей в разном положении на плоскости, в том числе симметричных относительно оси, центра симметрии;
применение математических знаний для решения профессиональных трудовых задач.
II.2. Базовые учебные действия.
Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью. БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; выстраивает отношения, общение со сверстниками несмотря на национальную принадлежность, на основе общекультурных принципов; уметь выслушать иное мнение, уважительно относится к иному мнению.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
II.3. Содержание учебного предмета.
•Умножение и деление натуральных чисел и десятичных дробей на трехзначное число (несложные случаи).
• Понятие процента. Обозначение 1%. Замена 5%, 10%, 20%, 25%, 50%, 75% обыкновенной дробью.
• Замена десятичной дроби обыкновенной и наоборот. Дроби конечные, бесконечные. Математические выражения, содержащие обыкновенные и десятичные дроби.
•Простая задача на нахождение процентов от числа. На нахождение числа по
Уметь вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
10.
Нахождение периметра геометрических фигур.
1
Уметь вычислять периметр геометрических фигур.
11.
Вычисление площади, периметра и объёма.
1
Уметь вычислять периметр, площадь и объём.
12.
Длина окружности, площадь круга.
1
Уметь вычислять длину окружности и площадь круга.
13.
Развёртка куба, прямоугольного параллелепипеда
1
Иметь представление о развёртке куба и прямоугольного параллелепипеда.
14.
Контрольная работа № 7.
Работа над ошибками
3
Итоговая проверка знаний и умений.
III.2 Список литературных источников .
Основная литература
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5–9 классы: Сб.1. / под ред. В. В. Воронковой // Раздел «Математика» / М. Н. Перова, В. В. Эк. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – С. 29–44.
2. М.Н.Перова «Математика». 9 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2001 г.
3. Перова, М. Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: учеб. для студ. дефект. фак. педвузов / М. Н. Перова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 401 с.
4. Перова, М. Н. Методика обучения элементам геометрии в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида / М. Н. Перова, В. В. Эк. – М. : Классикс Стиль, 2005. – 408 с.
Дополнительная литература
Горскин, Б. Б. Система и методика изучения нумерации многозначных чисел во вспомогательной школе / Б. Б. Горскин // Дефектология. – 1994. –№4. – С. 39–43.
Демидова, М. Е. Работа с геометрическим материалом в школе VIII вида / М. Е. Демидова // Дефектология. – 2002. – №1. – С.51–60.
Залялетдинова, Ф. Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / Ф. Р. Залялетдинова. – М. : ВАКО, 2008. – 128 с.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития : (Олигофренопедагогика) : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин и др. / под ред. Б. П. Пузанова. – М. : Издат. центр «Академия», 2001. – 272 с.