Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии 8 класс»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОНУФРИЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ИСТРИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МОУ «Онуфриевская СОШ»
УТВЕРЖДАЮ
директор школы
______________О.Н. Костамарова
«___» ______________2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по геометрии
(базовый уровень)
на 2019 – 2020 учебный год
8 класс
Учителя:
Баланова Людмила Викторовна
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО учителей
математики, физики и информатики
Протокол № ____________________
от «_____» ________________2019 г.
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
_____________Е.А.Павлючкова
«______»______________2019 г.
п. Онуфриевский
2019 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по геометрии (базовый уровень) для 8 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 г. №1644, от 31.12.2015 г. №1577) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011г. No19644); с Положением о рабочей программе педагога МОУ «Онуфриевская СОШ» по учебному предмету, курсу, внеурочной деятельности.
Рабочая программа по геометрии для 8 класса разработана на основе:
на основании авторской программы для общеобразовательных школ по геометрии 8 класс Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.В.Кадомцев и др.;
Примерной программы основного общего образования по геометрии. «Геометрия 8 класс», 2017 г.
Количество часов, отводимых на освоение рабочей программы, соответствует учебному плану МОУ «Онуфриевская средняя общеобразовательная школа»: 68 часов в год (2 часа в неделю).
Рабочая программа реализуется через учебник «Геометрия, 7 – 9»: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2017 г.
Планируемые результаты освоения программы.
Личностные результаты:
Ученик научится:
Формированию ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
Формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
Формированию коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
креативности мышления, инициативе, находчивости, активности при решении математических задач.
Ученик получит возможность научиться:
умению контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
Ученик научится:
самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
понимать сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
Ученик получит возможность научиться:
самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Познавательные УУД
Ученик научится:
осознанному владению логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установлению родовидовых связей;
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
формированию и развитию учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
формированию первоначальных представлений об идеях и о методах математики, как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов.
Ученик получит возможность научиться:
видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;
работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
слушать партнера.
Ученик получит возможность научиться:
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты.
НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ.
Ученик научится:
распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
Ученик получит возможность:
вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.
Ученик научится:
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);
оперировать с начальными понятиями тригонометрии
и выполнять элементарные операции над функциями углов;
решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Ученик получит возможность:
овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;
овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;
приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ.
ИЗМЕРЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН.
Ученик научится:
использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;
вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;
вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;
решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Ученик получит возможность:
вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;
приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.
Содержание тем учебного курса.
Четырехугольники. Понятия многоугольника, выпуклого многоугольника. Параллелограмм и его признаки и свойства. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Площади фигур. Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Подобные треугольники. Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательствам теорем и решению задач. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.
Окружность. Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Тематическое планирование.
№ п/п
Изучаемый материал
Кол-во часов
Контрольные работы
Самостоятельные работы
Тесты
в авторской
программе
в рабочей
программе
Четырехугольники
14
14
1
6
1
Площади фигур
14
14
1
6
1
Подобные треугольники
21
21
2
6
1
Окружность.
19
19
1
5
1
Итого:
68 ч
68 ч
5
24
5
(+итоговый)
5. Перечень учебно-методического и материально- технического обеспечения.
№ п/п
Наименование
Программы
(ФГОС) Геометрия. Сборник рабочих программ. 7—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [составитель Т. А. Бурмистрова]. — 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 2016
Учебники
Геометрия, 7 – 9: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2017.
Методические пособия
Н.Б.Мельникова, Г.А.Захарова Дидактические материалы по геометрии, 8 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2016
А.В.Фарков Тесты по геометрии, 8 класс М.: Издательство «Экзамен» , 2016 г.
Интернет- ресурсы
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/
Открытый банк заданий ФИПИ: http://www.fipi.ru/
Приложение 1.
Календарно-тематическое планирование на 2018 -2019 уч. год
№
п/п
Плановые сроки прохождения
Фактическая дата
Название раздела, темы урока
I триместр
Четырёхугольники. (14 часов)
03.09.18-07.09.18г.
Вводный инструктаж ОТ № 8/06 уч.. Многоугольники.
03.09.18-07.09.18г.
Выпуклый многоугольник.
10.09.18-14.09.18г.
Параллелограмм. Свойства параллелограмма.
10.09.18-14.09.18г.
Признаки параллелограмма.
17.09.18-21.09.18г.
Решение задач по теме «Параллелограмм».
17.09.18-21.09.18г.
Трапеция.
17.09.18-21.09.18г.
Решение задач по теме «Параллелограмм. Трапеция».
24.09.18-28.09.18г.
Трапеция. Задачи на построение.
24.09.18-28.09.18г.
Прямоугольник.
01.10.18-05.10.18г.
Ромб. Квадрат.
01.10.18-05.10.18г.
Решение задач.
15.09.18-19.10.18г.
Осевая и центральная симметрия
15.09.18-19.10.18г.
Решение задач
22.10.18-26.10.18г.
Контрольная работа № 1 по теме «Четырёхугольники».
ПЛОЩАДЬ (14 часов)
22.10.18-26.10.18г.
Площадь многоугольника.
29.10.18-02.11.18г.
Площадь многоугольника.
29.10.18-02.11.18г.
Площадь параллелограмма.
06.11.18-09.11.18г.
Площадь треугольника.
06.11.18-09.11.18г.
Решение задач на нахождение площади треугольника.
12.11.18-16.11.18г.
Площадь трапеции.
12.11.18-16.11.18г.
Решение задач на вычисление площадей фигур.
II триместр.
26.11.18-30.11.18г.
Решение задач на вычисление площадей фигур. Практическая работа.
26.11.18-30.11.18г.
Теорема Пифагора.
03.12.18-06.12.18г.
Теорема, обратная теореме Пифагора.
03.12.18-06.12.18г.
Решение задач на применение теоремы Пифагора.
10.12.18-14.12.18г.
Решение задач на применение теоремы Пифагора. Формула Герона.
10.12.18-14.12.18г.
Практическая работа. Решение задач на готовых чертежах.
17.12.18-21.12.18г.
Контрольная работа № 2 по теме «Площадь».
ПОДОБНЫЕТРЕУГОЛЬНИКИ (21 час)
17.12.18-21.12.18г.
Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников.
24.12.18-28.12.18г.
Определение параллельных прямых.
24.12.18-28.12.18г.
Отношение площадей подобных треугольников
09.01.19-11.01.19г.
Первый признак подобия треугольников.
09.01.19-11.01.19г.
Первый признак подобия треугольников. Решение задач.
14.01.19-18.01.19г.
Второй и третий признаки подобия треугольников.
14.01.19-18.01.19г.
Решение задач на применение признаков подобия треугольников.
21.01.19-25.01.19г.
Практическая работа. Решение задач на готовых чертежах.
21.01.19-25.01.19г.
Контрольная работа № 3 «Подобные треугольники».
28.01.19-01.02.19г.
Средняя линия треугольника.
28.01.19-01.02.19г.
Средняя линия треугольника. Решение задач.
04.02.19-08.02.19г.
Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.
04.02.19-08.02.19г.
Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. Решение задач.
11.02.19-15.02.19г.
Измерительные работы на местности.
III триместр.
11.02.19-15.02.19г.
Задачи на построение методом подобия.
25.02.19-28.02.19г.
Задачи на построение методом подобия. Тест.
25.02.19-28.02.19г.
Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
04.03.19-07.03.19г.
Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°,45°и 60°.
04.03.19-07.03.19г.
Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Решение задач
11.03.19-15.03.19г.
Практическая работа. Решение задач на готовых чертежах.
11.03.19-15.03.19г.
Контрольная работа № 4 «Применение подобия к решению задач».
ОКРУЖНОСТЬ (19 часов)
18.03.19-22.03.19г.
Взаимное расположение прямой и окружности.
18.03.19-22.03.19г.
Касательная к окружности.
25.03.19-29.03.19г.
Касательная к окружности. Решение задач.
25.03.19-29.03.19г.
Градусная мера дуги окружности.
01.04.19-05.04.19г.
Теорема о вписанном угле.
01.04.19-05.04.19г.
Теорема об отрезках пересекающихся хорд.
15.04.19-19.04.19г.
Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы».