Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по элективному курсу 11 класс "Логические основы математики".»
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 40 с углублённым изучением математики имени В.М.Барбазюка» города Оренбурга
Рассмотрено
Руководитель МО
________ /Трофимова Е.П./
Протокол № 1 от
«26» августа 2015г.
Согласовано
ЗД по УВР МОАУ «СОШ № 40»
________ /Лынник Г. В./
«27» августа 2015г.
Принято методическим советом
Протокол № 1
от «28» августа 2015 г.
Утверждено
Директор МОАУ «СОШ № 40»
_________ /Кузнецова Р.Ш./
Приказ № 01-10/ от
«29» августа 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу «Логические основы математики»
в 11 классе
Среднее общее образование
(базовый уровень)
Составитель: Леотина И. В.,
учитель математики
высшей квалификационной категории
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка:
Содержание учебного курса.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Календарно – тематическое планирование;
Оценочный материал
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Формирование логической культуры учащихся - важное условие гуманитаризации образования. Логическая культура формируется процессе познания, самостоятельного творческого мышления, при усвоении специальных методов и приемов доказательного рассуждения.
Логическая культура не является врожденной, её надо воспитывать, причем уже в начальной школе. Ее повышению эффективно способствует изучение основ логики как предмета образования. Соблюдение правил логики избавляет рассуждения человека от запутанности, обеспечивает доказательство истинных суждений и опровержение ложных. Правильному мышлению свойственны определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность.
Изучение логики способствует становлению самосознания, интеллектуальному развитию личности. Овладение логическими знаниями и умелое их использование на практике помогает разбираться в закономерностях и взаимосвязях явлений общественной жизни, вести аргументированную полемику, доказательно отстаивать истинные суждения. Людям необходимо умение эффективно и корректно вести диалоги, критически воспринимать аргументацию оппонентов, уметь находить нужные аргументы, культурно и логически грамотно опровергать ложные тезисы, встречающиеся в полемике, дискуссиях, диспутах и других формах диалога.
Данная рабочая программа разработана в соответствии с программой к элективному курсу А. Д. Гетмановой «Логические основы математики» / А. Д. Гетманова. – М. : Дрофа, 2005
Цели и задачи обучения курса.
Цель курса – дать учащимся знание законов и логических форм мышления, а также сформировать навыки и умения, необходимые для реализации полученных знаний на практике(на уроках математики, информатики, физики и др.) и в повседневной жизни.
Задачикурса
1. Дать четкие научные знания и навыки по основным темам логики, в том числе:
а) формам мышления (понятиям, суждениям, умозаключениям); б) законам (принципам) мышления: закону тождества, закону непротиворечия, закону исключенного третьего, закону достаточного основания и др.; сформировать у учащихся практические навыки аргументации, доказательства и опровержения, показать встречающиеся в этом процессе правила и логические ошибки, различные уловки, применяемые в ходе полемики, дискуссий, диспутов и других форм диалогов.
2. Акцентировать внимание учащихся на разделах логики, связанных с обучением, научить учащихся применять полученные логические знания в процессе изучения математики, информатики и других школьных предметов.
3. Увязать изучение логики с эристикой (искусством спора) и риторикой (ораторским искусством), a также с эстетикой. Эта задача может быть выполнена в процессе факультативных занятий по указанным темам.
4. Выработать у учащихся умения и навыки решения логических задач; научить их иллюстрировать различные виды понятий, суждений, умозаключений новыми примерами, найденными ими в художественной и учебной литературе.
5. Предложить учащимся оптимальное сочетание традиционной формальной логики и элементов символической (математической) логики.
Программа элективного учебного предмета «Логические основы математики» адресована учащимся 11 классов МОАУ СОШ №40. Согласно учебному плану МОАУ « СОШ №40 на 2015-2016 уч. год на изучение элективного учебного предмета «Логические основы математики» отводится 34 часа, 1 час в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема VI. Символическая логика. Современная дедуктивная логика
Язык логики предикатов: индивидные и предикатные переменные, кванторы общности и существования. Свободные и связанные переменные. Квантор общности и его связь с конъюнкцией; квантор существования и его связь с дизъюнкцией.
Запись суждений A, E, I, O на языке логики предикатов. Правила отрицания кванторов. Запись отрицания простых категорических суждений в логике предикатов («логический квадрат»). Некоторые простейшие законы логики предикатов
Тема VII. Индуктивные умозаключения
Понятие умозаключения и его виды. Полная индукция и ее использование в математике. Математическая индукция. Неполная индукция и ее виды: индукция через простое перечисление (популярная); индукция через анализ и отбор фактов, научная индукция. Условия повышения достоверности индуктивного рассуждения. Индуктивные методы установления причинных связей. Метод сходства. Метод различия. Метод сопутствующих изменений. Метод остатков. Роль индуктивных умозаключений в познании. Взаимосвязь индукции и дедукции в познании и учебном процессе. Индуктивные и дедуктивные методы изложения учебного материала в математике.
Тема VIII. умозаключения по аналогии
Аналогия и ее структура. Виды умозаключений по аналогии: аналогия свойств и аналогия отношений. Нестрогая и строгая аналогия. Ложная аналогия. Условия повышения степени вероятности заключений в выводах нестрогой аналогии. Достоверность заключений в выводах строгой аналогии. Роль аналогии в познании. Аналогия Логическая основа метода моделирования науке и технике. Использование аналогии в процессе обучения на уроках истории, физики. астрономии, математики, биологии и др.Д. Пойа о примерах применения аналогий в математике.
Тема lХ. Искусство доказательства и опровержения
Структура н виды доказательств. Доказательство и убеждение. Структура доказательства: тезис, арryменты, демонстрация. Роль доказательства в школьном обучении, в том числе в математике. Прямое и косвенное доказательство. Использование их в математике. Правила доказательного рассуждения: по отношению к тезисам, к аргументам, к форме доказательства. Логические ошибки относительно доказываемого Тезиса, ошибки в аргументах доказательства и в форме доказательства. Понятие о логических парадоксах («Куча», «Лысый», «Рогатый», «Мэр города» и др.). Математические софизмы, опровержение. Структура опровержения. Опровержение тезиса (прямое и косвенное): критика аргументов, выявление несостоятельности демонстрации.
Тема Х. Гипотеза. Гипотеза как форма развития знаний
Логико-методологические условия состоятельности научных гипотез. Виды гипотез: общие, частные, и единичные. Понятие рабочей гипотезы. Конкурирующие гипотезы в науке; условия отбора предпочтительных гипотез.Построение гипотезы и этапы её развития. Роль умозаключений и опытных данных при формировании гипотез. Метод множественных гипотез. Основной способ подтверждения гипотез: выведение следствий и их верификация. Роль эксперимента в процессе верификации. Вероятностная оценка степени подтверждения гипотез. Прямой и косвенный способы доказательства гипотез. Способы опровержения гипотез.
Предполагаемые формы организации учебных занятий: лекционно – семинарская, работа в малых группах, самостоятельная работа с различными источниками, занятия с использованием поисковых и исследовательских методов. Представляется перспективным использование компьютерных технологий на практических занятиях.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К концу изучения данного курса учащиеся должны знать:
Формы мышления.
Законы мышления.
Способы доказательства и опровержения.
Виды логических ошибок, встречающихся в ходе доказательства и опровержения.
Знать виды гипотез: общие, частные, единичные.
Владеть основными знаниями из раздела математической (символической) логики
Учащиеся должны уметь:
Иллюстрировать различные виды понятий, суждений, умозаключений новыми примерами, найденными в художественной литературе и в учебниках по математике для средней школы.
Записывать структуру сложных суждений и ряда дедуктивных умозаключений в виде формул математической логики.
Находить отношения между понятиями, используя круги Эйлера, в том числе между математическими понятиями.
Практически владеть навыками аргументации, доказательства и опровержения.
Вскрывать ошибки в математических софизмах.
Уметь решать логические задачи по теоретическому материалу науки логики и математики и занимательные задачи по логике.
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Базовый учебник «Логические основы математики. 10 – 11 кл.: учебное пособие / А. Д. Гетманова. – М. : Дрофа, 2006. Дополнительная литература Логические основы математики: методическое пособие к элективному курсу А. Д. Гетмановой «Логические основы математики» /
Языки логики предикатов. Квантора общности и существования. Примеры записи простых суждений в логике предикатов.
Язык логики предикатов: индивидные и предикатные переменные, кванторы общности и существования. Свободные и связанные переменные. Квантор общности и его связь с конъюнкцией; квантор существования и его связь с дизъюнкцией.
Индивидные и предикатные переменные,
Изготовление учебного продукта на основе предъявленного УМ
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
2
2
Записи суждений А, Е, I, О на языке логики предикатов.
Запись суждений A, E, I, O на языке логики предикатов.
Свободные и связанные переменные
Изготовление учебного продукта на основе предъявленного УМ
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
3
3
Правила отрицания кванторов. Запись отрицания категорических суждений в логике предикатоа ("логический квадрат")
Правила отрицания кванторов. Запись отрицания простых категорических суждений в логике предикатов («логический квадрат»). Некоторые простейшие законы логики предикатов
Изготовление учебного продукта на основе предъявленного УМ
Правила отрицания кванторов. Запись отрицания категорических суждений в логике предикатоа ("логический квадрат")
Правила отрицания кванторов. Запись отрицания простых категорических суждений в логике предикатов («логический квадрат»). Некоторые простейшие законы логики предикатов
Правила отрицания кванторов
Обработка продукта ученика (анализ и оценка)
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Многозначные логики.
5
5
1
Понятие о неклассических логиках. Отношение между многозначными и двухзначной логики. Трехзначная логики Я. Лукасевича и трехзначная логика А. Гейтинга.
Понятие умозаключения и его виды. Полная индукция и ее использование в математике. Математическая индукция. Неполная индукция и ее виды: индукция через простое перечисление (популярная); индукция через анализ и отбор фактов, научная индукция. Условия повышения достоверности индуктивного рассуждения. Индуктивные методы установления причинных связей. Метод сходства. Метод различия. Метод сопутствующих изменений. Метод остатков. Роль индуктивных умозаключений в познании. Взаимосвязь индукции и дедукции в познании и учебном процессе. Индуктивные и дедуктивные методы изложения учебного материала в математике.
Полная и неполная индукции
Изготовление учебного продукта на основе предъявленного УМ
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
6
2
Понятие о неклассических логиках. Отношение между многозначными и двухзначной логики. Трехзначная логики Я. Лукасевича и трехзначная логика А. Гейтинга.
Понятие умозаключения и его виды. Полная индукция и ее использование в математике. Математическая индукция. Неполная индукция и ее виды: индукция через простое перечисление (популярная); индукция через анализ и отбор фактов, научная индукция. Условия повышения достоверности индуктивного рассуждения. Индуктивные методы установления причинных связей. Метод сходства. Метод различия. Метод сопутствующих изменений. Метод остатков. Роль индуктивных умозаключений в познании. Взаимосвязь индукции и дедукции в познании и учебном процессе. Индуктивные и дедуктивные методы изложения учебного материала в математике.
Индуктивное рассуждение
Изготовление учебного продукта на основе предъявленного УМ
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
7
3
Проблема интерпретации многозначных логик, м-значная логика Э.Пост.
Понятие умозаключения и его виды. Полная индукция и ее использование в математике. Математическая индукция. Неполная индукция и ее виды: индукция через простое перечисление (популярная); индукция через анализ и отбор фактов, научная индукция. Условия повышения достоверности индуктивного рассуждения. Индуктивные методы установления причинных связей. Метод сходства. Метод различия. Метод сопутствующих изменений. Метод остатков. Роль индуктивных умозаключений в познании. Взаимосвязь индукции и дедукции в познании и учебном процессе. Индуктивные и дедуктивные методы изложения учебного материала в математике.
Метод сходства
Изготовление учебного продукта на основе предъявленного УМ
Бесконечно-значные логики А.Д,Гетмановой как обобщение логики Э.Поста
Понятие умозаключения и его виды. Полная индукция и ее использование в математике. Математическая индукция. Неполная индукция и ее виды: индукция через простое перечисление (популярная); индукция через анализ и отбор фактов, научная индукция. Условия повышения достоверности индуктивного рассуждения. Индуктивные методы установления причинных связей. Метод сходства. Метод различия. Метод сопутствующих изменений. Метод остатков. Роль индуктивных умозаключений в познании. Взаимосвязь индукции и дедукции в познании и учебном процессе. Индуктивные и дедуктивные методы изложения учебного материала в математике.
Метод различия
Изготовление учебного продукта на основе предъявленного УМ
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
9
5
Зачет по теме в форме контрольной работы №1. Элементы математической логики
Понятия умозаключений и их виды
Обработка продукта ученика (анализ и оценка)
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
VII. Индуктивные умозаключения.
3
27. Виды индукции.
3
10
1
Полная, неполная и математическая. Использование их в математике.
Понятие умозаключения и его виды. Полная индукция и ее использование в математике. Математическая индукция. Неполная индукция и ее виды: индукция через простое перечисление (популярная); индукция через анализ и отбор фактов, научная индукция. Условия повышения достоверности индуктивного рассуждения. Индуктивные методы установления причинных связей. Метод сходства. Метод различия. Метод сопутствующих изменений. Метод остатков. Роль индуктивных умозаключений в познании. Взаимосвязь индукции и дедукции в познании и учебном процессе. Индуктивные и дедуктивные методы изложения учебного материала в математике.
Метод сопутствующих изменений
Изготовление учебного продукта на основе предъявленного УМ
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
11
2
Индуктивные методы установления причинных связей.
Понятие умозаключения и его виды. Полная индукция и ее использование в математике. Математическая индукция. Неполная индукция и ее виды: индукция через простое перечисление (популярная); индукция через анализ и отбор фактов, научная индукция. Условия повышения достоверности индуктивного рассуждения. Индуктивные методы установления причинных связей. Метод сходства. Метод различия. Метод сопутствующих изменений. Метод остатков. Роль индуктивных умозаключений в познании. Взаимосвязь индукции и дедукции в познании и учебном процессе. Индуктивные и дедуктивные методы изложения учебного материала в математике.
Метод остатков
Изготовление учебного продукта на основе предъявленного УМ
Индуктивные и дедуктивные методы изложения учебного материала.
Понятие умозаключения и его виды. Полная индукция и ее использование в математике. Математическая индукция. Неполная индукция и ее виды: индукция через простое перечисление (популярная); индукция через анализ и отбор фактов, научная индукция. Условия повышения достоверности индуктивного рассуждения. Индуктивные методы установления причинных связей. Метод сходства. Метод различия. Метод сопутствующих изменений. Метод остатков. Роль индуктивных умозаключений в познании. Взаимосвязь индукции и дедукции в познании и учебном процессе. Индуктивные и дедуктивные методы изложения учебного материала в математике.
Индуктивные и дедуктивные методы изложения учебного материала
Изготовление учебного продукта на основе предъявленного УМ
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
VIII. Умозаключения по аналогии
4
28. Виды аналогии
2
13
1
Аналогия свойств и аналогия отношений.
Аналогия и ее структура. Виды умозаключений по аналогии: аналогия свойств и аналогия отношений. Нестрогая и строгая аналогия. Ложная аналогия. Условия повышения степени вероятности заключений в выводах нестрогой аналогии. Достоверность заключений в выводах строгой аналогии. Роль аналогии в познании. Аналогия Логическая основа метода моделирования науке и технике. Использование аналогии в процессе обучения на уроках истории, физики. астрономии, математики, биологии и др.Д. Пойа о примерах применения аналогий в математике.
Аналогия
Изготовление учебного продукта на основе предъявленного УМ
Аналогия и ее структура. Виды умозаключений по аналогии: аналогия свойств и аналогия отношений. Нестрогая и строгая аналогия. Ложная аналогия. Условия повышения степени вероятности заключений в выводах нестрогой аналогии. Достоверность заключений в выводах строгой аналогии. Роль аналогии в познании. Аналогия Логическая основа метода моделирования науке и технике. Использование аналогии в процессе обучения на уроках истории, физики. астрономии, математики, биологии и др.Д. Пойа о примерах применения аналогий в математике.
Строгая, нестрогая и ложная аналогия.
Изготовление учебного продукта на основе предъявленного УМ
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
29. Роль аналогии в познании
2
15
3
Аналогия-логическая основа метода моделирования в науке т технике
Аналогия и ее структура. Виды умозаключений по аналогии: аналогия свойств и аналогия отношений. Нестрогая и строгая аналогия. Ложная аналогия. Условия повышения степени вероятности заключений в выводах нестрогой аналогии. Достоверность заключений в выводах строгой аналогии. Роль аналогии в познании. Аналогия Логическая основа метода моделирования науке и технике. Использование аналогии в процессе обучения на уроках истории, физики. астрономии, математики, биологии и др.Д. Пойа о примерах применения аналогий в математике.
Виды умозаключений по аналогии
Изготовление учебного продукта на основе предъявленного УМ
Использование аналогий в процессе обучения на физике, математике, астрономии, биологии и др. учебных преметов. Д.Пойа о примерах применения аналогий в математике
Аналогия и ее структура. Виды умозаключений по аналогии: аналогия свойств и аналогия отношений. Нестрогая и строгая аналогия. Ложная аналогия. Условия повышения степени вероятности заключений в выводах нестрогой аналогии. Достоверность заключений в выводах строгой аналогии. Роль аналогии в познании. Аналогия Логическая основа метода моделирования науке и технике. Использование аналогии в процессе обучения на уроках истории, физики. астрономии, математики, биологии и др.Д. Пойа о примерах применения аналогий в математике.
Применение аналогий
Обработка продукта ученика (анализ и оценка)
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
IX. Искусство доказательства и опровержения.
10
30. Структура и виды доказательства.
3
17
1
Структура доказательства: тезис, аргумент, демонстрация. Роль доказательств в школьном обучении, в том числе математике.
Структура н виды доказательств. Доказательство и убеждение. Структура доказательства: тезис, арryменты, демонстрация. Роль доказательства в школьном обучении, в том числе в математике. Прямое и косвенное доказательство. Использование их в математике. Правила доказательного рассуждения: по отношению к тезисам, к аргументам, к форме доказательства. Логические ошибки относительно доказываемого Тезиса, ошибки в аргументах доказательства и в форме доказательства. Понятие о логических парадоксах («Куча», «Лысый», «Рогатый», «Мэр города» и др.). Математические софизмы, опровержение. Структура опровержения.
Доказательство и убеждение
Изготовление учебного продукта на основе предъявленного УМ
Прямое и косвеннон доказательство. Использование их в математике.
Структура н виды доказательств. Доказательство и убеждение. Структура доказательства: тезис, арryменты, демонстрация. Роль доказательства в школьном обучении, в том числе в математике. Прямое и косвенное доказательство. Использование их в математике. Правила доказательного рассуждения: по отношению к тезисам, к аргументам, к форме доказательства.
Прямое и косвенное доказательство
Изготовление учебного продукта на основе предъявленного УМ
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
19
3
Прямое и косвеннон доказательство. Использование их в математике.
Логические ошибки относительно доказываемого Тезиса, ошибки в аргументах доказательства и в форме доказательства. Понятие о логических парадоксах («Куча», «Лысый», «Рогатый», «Мэр города» и др.). Математические софизмы, опровержение. Структура опровержения. Опровержение тезиса (прямое и косвенное): критика аргументов, выявление несостоятельности демонстрации.
Правило доказательного рассуждений
Обработка продукта ученика (анализ и оценка)
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
20
4
31. Правила доказательного рассуждения по отношению к тезису, к аргументу, к форме доказательства
1
Структура н виды доказательств. Доказательство и убеждение. Структура доказательства: тезис, арryменты, демонстрация. Роль доказательства в школьном обучении, в том числе в математике. Прямое и косвенное доказательство. Использование их в математике. Правила доказательного рассуждения: по отношению к тезисам, к аргументам, к форме доказательства. Логические ошибки относительно доказываемого Тезиса, ошибки в аргументах доказательства и в форме доказательства. Понятие о логических парадоксах («Куча», «Лысый», «Рогатый», «Мэр города» и др.). Математические софизмы, опровержение. Структура опровержения.
Правило доказательного рассуждений
Изготовление учебного продукта на основе предъявленного УМ
Структура н виды доказательств. Доказательство и убеждение. Структура доказательства: тезис, арryменты, демонстрация. Роль доказательства в школьном обучении, в том числе в математике. Прямое и косвенное доказательство. Использование их в математике. Правила доказательного рассуждения: по отношению к тезисам, к аргументам, к форме доказательства.
Ошибки в аргументах доказательства
Изготовление учебного продукта на основе предъявленного УМ
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
22
6
32. Логические ошибки в доказательстве.
Логические ошибки относительно доказываемого Тезиса, ошибки в аргументах доказательства и в форме доказательства. Понятие о логических парадоксах («Куча», «Лысый», «Рогатый», «Мэр города» и др.). Математические софизмы, опровержение. Структура опровержения. Опровержение тезиса (прямое и косвенное): критика аргументов, выявление несостоятельности демонстрации.
33. Понятие о логических парадоксах, паралогизмах и софизмах, в том числе математических
3
Структура н виды доказательств. Доказательство и убеждение. Структура доказательства: тезис, арryменты, демонстрация. Роль доказательства в школьном обучении, в том числе в математике. Прямое и косвенное доказательство. Использование их в математике. Правила доказательного рассуждения: по отношению к тезисам, к аргументам, к форме доказательства.
Структура и виды доказательств
Изготовление учебного продукта на основе предъявленного УМ
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
24
8
33. Понятие о логических парадоксах, паралогизмах и софизмах, в том числе математических
Логические ошибки относительно доказываемого Тезиса, ошибки в аргументах доказательства и в форме доказательства. Понятие о логических парадоксах («Куча», «Лысый», «Рогатый», «Мэр города» и др.). Математические софизмы, опровержение. Структура опровержения. Опровержение тезиса (прямое и косвенное): критика аргументов, выявление несостоятельности демонстрации.
Логические парадоксы
Обработка продукта ученика (анализ и оценка)
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
25
9
33. Понятие о логических парадоксах, паралогизмах и софизмах, в том числе математических
Структура н виды доказательств. Доказательство и убеждение. Структура доказательства: тезис, арryменты, демонстрация. Роль доказательства в школьном обучении, в том числе в математике. Прямое и косвенное доказательство. Использование их в математике. Правила доказательного рассуждения: по отношению к тезисам, к аргументам, к форме доказательства.
Зачет по теме форме диспут на морально-этическую тему
Логические ошибки относительно доказываемого Тезиса, ошибки в аргументах доказательства и в форме доказательства. Понятие о логических парадоксах («Куча», «Лысый», «Рогатый», «Мэр города» и др.). Математические софизмы, опровержение. Структура опровержения. Опровержение тезиса (прямое и косвенное): критика аргументов, выявление несостоятельности демонстрации.
Паралогизм, софизм
Обработка продукта ученика (анализ и оценка)
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
X. Гипотеза.
4
27
1
34. Виды гипотез: общие, часиные, единичные
1
Построение гипотезы и этапы ее развития
Гипотеза
Изготовление учебного продукта на основе предъявленного УМ
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
28
2
Построение гипотезы и этапы ее развития
1
Построение гипотезы и этапы ее развития
Гипотеза
Изготовление учебного продукта на основе предъявленного УМ
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
6. Оценочный материал
№ п/п
Контрольная работа
Кол-во часов
Форма проведения
№ урока в КТП
1
Контрольная работа по теме «Элементы математической логики».
1
зачет
9
Контрольная работа по теме «Элементы математической логики».
Вариант №1.
Записать составные высказывания в виде формул, употребляя высказывательные переменные для обозначения простых высказываний:
а) Если дует ветер, то идет дождь.
б) Ветер дует тогда и только тогда, когда идет дождь.
Указать таблицу истинности для каждого высказывания.
Максимально упростите выражение , воспользовавшись законами логики. Затем с помощью таблиц истинности сравните ваше упрощенное выражение с исходным.
Х
Y
Z
f
0
0
0
0
0
0
1
0
0
1
0
0
0
1
1
1
1
0
0
1
1
0
1
0
1
1
0
1
1
1
1
1
Найти СДНФ и СКНФ логической функции трех переменных, заданной в таблице:
Пусть
Найдите минимальную ДНФ методом сочетания индексов.
5. Дано множество Х= . Доказать, что следующее отношение есть отношение эквивалентности и построить соответствующие разбиения множества Х: , если делится на 2.
Вариант №2.
Записать составные высказывания в виде формул, употребляя высказывательные переменные для обозначения простых высказываний:
а) Если идет дождь, то дует ветер.
б) Неверно, что ветер дует тогда и только тогда, когда нет дождя.
Указать таблицу истинности для каждого высказывания.
Максимально упростите выражение, воспользовавшись законами логики. Затем с помощью таблиц истинности сравните ваше упрощенное выражение с исходным.
Найти СДНФ и СКНФ логической функции трех переменных, заданной в таблице:
Х
Y
Z
f
0
0
0
0
0
0
1
0
0
1
0
1
0
1
1
1
1
0
0
0
1
0
1
1
1
1
0
1
1
1
1
1
Пусть
Найдите минимальную ДНФ методом сочетания индексов.
5. Дано множество Х= . Доказать, что следующее отношение есть отношение эквивалентности и построить соответствующие разбиения множества Х: , если .
Вариант №3.
Записать составные высказывания в виде формул, употребляя высказывательные переменные для обозначения простых высказываний:
а) Утром встаешь в дурном расположении духа или с головной болью только тогда, когда допоздна работаешь с компьютером или пьешь много кофе.
Максимально упростите выражение, воспользовавшись законами логики. Затем с помощью таблиц истинности сравните ваше упрощенное выражение с исходным.
Х
Y
Z
f
0
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
1
0
1
1
0
1
0
0
0
1
0
1
0
1
1
0
1
1
1
1
1
Найти СДНФ и СКНФ логической функции трех переменных, заданной в таблице:
Пусть
Найдите минимальную ДНФ методом сочетания индексов.
5. Дано множество Х= . Исследовать на множестве Х отношение , если делится на 3. Если следующее отношение есть отношение эквивалентности, то построить соответствующие разбиения множества Х.
Вариант №4.
Записать составные высказывания в виде формул, употребляя высказывательные переменные для обозначения простых высказываний:
а)Неверно, что если идет дождь, то дует ветер.
б)Если сегодня ясно, то сегодня не идет дождь и не идет снег.
Максимально упростите выражение, воспользовавшись законами логики. Затем с помощью таблиц истинности сравните ваше упрощенное выражение с исходным.
Найти СДНФ и СКНФ логической функции трех переменных, заданной в таблице:
Х
Y
Z
f
0
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
0
1
1
1
1
0
0
0
1
0
1
1
1
1
0
1
1
1
1
0
Пусть
Найдите минимальную ДНФ методом сочетания индексов.
5. Дано множество Х= . Исследовать на множестве Х отношение , если . Если следующее отношение есть отношение эквивалентности, то построить соответствующие разбиения множества Х.