kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа "Математические представления" (7кл. для обучающихся с ОВЗ)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: расширение у обучающихся  наблюдений о количественной стороне окружающего мира; использование  математических знаний в повседневной жизни при решении конкретных практических задач.

Задачи:

  • научить счету в пределах 20;

 

  • состав чисел первого и второго десятка; 

 

  • учить приемам сложения и вычитания;

 

  • научить ориентироваться в мерах стоимости, длины, массы, времени;

 

  • научить вычерчивать геометрические фигуры, различные геометрические тела; 

 

  • способствовать формированию  доступных количественных, пространственных и временных представлений;

 

  • воспитывать трудолюбие, самостоятельность. 
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Математические представления" (7кл. для обучающихся с ОВЗ)»

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска

«Специальная (коррекционная) школа № 14»





Согласовано Утверждаю

Протокол заседания МО № 01 Директор МКОУ

Руководитель МО _______ Булавина Е.Б. «Специальная (коррекционная)

26.08.2022г. школа №14»

_________________Д.А.Янин

Приказ №29082022/02-од от 29.08.2022г.





Рабочая программа по учебному предмету

«Математические представления»

7 «Б» класса

(2 вариант)

2022 - 2023 учебный год








Учитель:

Сысоева Ю. В.





Согласовано

Зам.директора по УВР Пихай Ю. П. _______






г. Новосибирск, 2022



Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» разработана на основе нормативных документов:


- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) муниципального казённого образовательного учреждения города Новосибирска «Специальная (коррекционная) школа №14»;

- учебного плана образовательного учреждения.


Цели и задачи с учетом специфики учебного предмета

Цель: расширение у обучающихся  наблюдений о количественной стороне окружающего мира; использование  математических знаний в повседневной жизни при решении конкретных практических задач.

Задачи:

  • научить счету в пределах 20;

 

  • состав чисел первого и второго десятка; 


  • учить приемам сложения и вычитания;


  • научить ориентироваться в мерах стоимости, длины, массы, времени;


  • научить вычерчивать геометрические фигуры, различные геометрические тела; 


  • способствовать формированию  доступных количественных, пространственных и временных представлений;


  • воспитывать трудолюбие, самостоятельность. 


Общая характеристика учебного предмета

У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных жизненных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения.

Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в предметах и явлениях окружающей действительности, во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении количества испеченных пирожков, домашней уборке, совершении мелких покупок и т.д. Изучая цифры,  ребенка закрепляет сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое.

Основной формой организации процесса обучения математике является урок. Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода.


Обучение математике должно носить практическую направленность и быть связано с другими учебными предметами, жизнью. Геометрический материал включается в каждый урок математики. Каждый урок оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, ТСО. Устный счёт как этап урока является неотъемлемой частью почти каждого урока.

Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, физические упражнения, беседа, работа с учебником, самостоятельная работа.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Математические представления» относится к предметной области «Математика» и входит в обязательную часть. В учебном плане предмет представлен с 5 класса по 9 класс.

Программа предусматривает следующее количество часов:

7 класс – 2 часа в неделю – 33 уч. недели – всего 66 часов

Особенности методики и принципы преподавания предмета:

В программе основными принципами являются принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.

Методы:

• Словесные — рассказ, объяснение, беседа

• Наглядные — наблюдение, демонстрация

• Практические — упражнения

• Методы изложения новых знаний

• Методы повторения, закрепления знаний

• Методы применения знаний

• Методы контроля


Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты:

- Социально- эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

- Овладение начальными навыками адаптации в школьной среде

Предметные результаты:

1) Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления

  • Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.

  • Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.

  • Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества.

2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.

  • Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.

  • Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.

  • Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 20-ти.

  • Умение обозначать арифметические действия знаками.

  • Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц.

3) Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач.

  • Умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами и т.д.

  • Умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами.

  • Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия.

  • Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др.

  • Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, соотносить время с началом и концом деятельности.




Содержание программы по предмету


Содержание курса состоит из следующих разделов:

Программа построена на основе следующих разделов: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».

Количественные представления. Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом). Пересчет предметов по единице. Счет равными числовыми группами (по 2). Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 10 – 13 (10 – 15, 10 – 20, 0 – 20). Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной) последовательности. Состав числа 10, …20 из двух слагаемых. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 5 (10), 10 (20). Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 10 (20). Запись решения задачи в виде арифметического примера. Состав чисел второго десятка из  двух  слагаемых. Название, обозначение  чисел от 11 до 20. Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Различение денежных знаков (копейка, рубль). Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости. Размен денег.

Представление о форме. Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб». Соотнесение формы предмета с геометрическими телами, фигурой. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей. Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии). Построение геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок) по точкам. Рисование геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок, круг). Измерение отрезка.

Пространственные представления. Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела). Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперѐд, назад, вправо, влево. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол. Составление предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз. Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между. Определение, месторасположения предметов в ряду.

Временные представления. Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей суток. Узнавание (различение) дней недели. Знание последовательности дней недели. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра. Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно. Различение времен года. Знание порядка следования сезонов в году. Узнавание (различение) месяцев. Знание последовательности месяцев в году. Сравнение людей по возрасту. Определение времени по часам: целого часа, четверти часа, с точностью до получаса (до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.


Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов

освоения учебного предмета «Математические представления»


При оценке результативности обучения учитываются особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения происходит вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся оказывается помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений учитывается степень самостоятельности ребенка.

Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».



Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

  1. Мозайка.

  2. Пазлы.

  3. Пирамидка.

  4. Пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий.

  5. Различные по форме, величине, цвету наборы материала.

  6. Трафареты.

  7. Плоскостные и объемные фигуры.

  8. Калькулятор.

  9. Методические пособия для педагога:

- АООП для детей с нарушением интеллекта 

- Математика. 2,3 класс: учебник для спец. (коррекционных) образовательных учреждений. 1-2 части / Т.В. Алышева. – М.: Просвещение, 2018.  

- С.Д.Забрамная, Ю.А.Костенкова. Дидактический материал для занятий с детьми, испытывающими трудности в усвоении математики и чтения. Пособие для педагогов, дефектологов, психологов. Владос, Москва, 2015. 

- Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения. С.Д.Забрамная, Т.Н.Исаева 

- Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./Гаврина С.Е.,КутявинаН.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. ХудожникиГ.В.Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998. 

- Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями  в развитии: Кн. Для педагога – дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. ЦентрВЛАДОС, 2001. 




















Календарно-тематическое планирование

по учебному предмету «Математические представления»

7 «Б» класса


п\п

Дата проведения


Тема урока


Кол-во часов

I.


Повторение.

3 ч.

1


Повторение за 6 класс. Числовой ряд 1-12

1

2


Число 10. Порядковый счет в пределах 12.

1

3


Сравнение чисел в числовом ряду 1-12

1

II.


Представление о форме

6 ч.

4


Геометрический материал: прямоугольник, квадрат. Построение прямоугольника и квадрата по точкам при помощи линейки.

1

5


Рисование квадрата и прямоугольника по трафарету, по клеточке.

1

6


Геометрическая фигура – треугольник. Рисование треугольника.

1

7



Составление геометрических фигур из двух частей.

1

8


Прямоугольник, квадрат, треугольник.

1

9


Объединение одинаковых по форме предметов.

1

III.


Количественные представления

44 ч.

10


Число 11. Порядковый счет в пределах 11.

1

11


Число 12. Порядковый счет в пределах 12.

1

12


Число 13. Порядковый счет в пределах 13.

1

13


Число 13. Предыдущие числа числового ряда.

1

14


Понятие об однозначных и двузначных числах.

1

15


Число 13. Образование числа 13 = 10+3.

1

16


Счет предметов по одному.

1

17


Сравнение чисел в числовом ряду.

1

18


Решение задачи по демонстрируемому действию.

1

19


Понятия «дороже – дешевле».

1

20

21


Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 13.

2

22

23


Число 14. Порядковый счет в пределах 14.

2

24


Число 14. Образование числа 14 = 10+4.

1

25


Решение задач на увеличение числа на несколько единиц.

1

26


Счет предметов по 2.

1

27


Решение задач на уменьшение числа на несколько единиц.

1

28

29


Число 15. Порядковый счет в пределах 15.

2

30


Число 15. Образование числа 15 = 10+5.

1

31

32


Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 15.

2

33

34


Число 16. Порядковый счет в пределах 16.

2

35


Число 16. Образование числа 16 = 10+6.

1

36

37


Число 17. Порядковый счет в пределах 17.

2

38


Число 17. Образование числа 17 = 10+7.

1

39

40


Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 17.

2

41

42


Число 18. Порядковый счет в пределах 18.

2

43


Число 18. Образование числа 18 = 10+8.

1

44

45


Число 19. Порядковый счет в пределах 19.

2

46


Число 19. Образование числа 19 = 10+9.

1

47

48


Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 19.

2

49

50


Число 20. Порядковый счет в пределах 20.

2

51


Число 20. Образование числа 20 = 10+10.

1

52

53


Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 20.

2

IV.


Представление о величине

3ч.

54


Различение однородных предметов по величине.

1

55


Сравнение двух предметов по величине способом наложения.

1

56


Различение разнородных предметов по длине и по ширине.

1

V.


Пространственные представления

6 ч.

57


Формирование понятий «верх – низ».

1

58


Формирование понятий «право», «лево»

1

59


Повторение и закрепление понятий «высокий – низкий», «длинный – короткий», «широкий – узкий».

1

60

61


Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе, на другом человеке, изображении.

2

62


Составление предмета (изображения) из нескольких частей.

1

VI.


Временные представления

4 ч.

63


Части суток.

1

64


Дни недели.

1

65

66


Различение времён года. Месяцы.

2























































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа "Математические представления" (7кл. для обучающихся с ОВЗ)

Автор: Сысоева Юлия Васильевна

Дата: 13.01.2023

Номер свидетельства: 623025

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Рабочая программа по предмету «математические представления» для 3 класса ii вариант"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_po_predmetu_matematicheskie_predstavleniia_dlia_3_klassa_ii_"
    ["file_id"] => string(6) "501302"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1551035297"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Рабочая программа по математике 5 класс Виленкин с национально-региональным компонентом"
    ["seo_title"] => string(85) "rabochaiaproghrammapomatiematikie5klassvilienkinsnatsionalnorieghionalnymkomponientom"
    ["file_id"] => string(6) "261386"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449129225"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Рабочая программа  по факультативу «Экономика в математике. 9 класс»  для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья "
    ["seo_title"] => string(138) "rabochaia-proghramma-po-fakul-tativu-ekonomika-v-matiematikie-9-klass-dlia-obuchaiushchikhsia-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "135501"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416929822"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства