Рабочая программа по факультативу «Экономика в математике. 9 класс» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Рабочая программа по факультативу «Экономика в математике. 9 класс» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью повышения общего развития обучающихся с ОВЗ. С учетом сниженных познавательных возможностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к изучению предлагаются различные аспекты хозяйственной практики потребителя. Создание адекватных представлений о повседневной экономической действительности обеспечивает разумное потребительское поведение в реальных жизненных ситуациях.
Цель программы: формирование у обучающихся умения видеть (узнавать) в быту постоянно возникающие математические ситуации, применять на практике полученные знания и умения, на основании ситуации составлять и решать различные жизненно важные задачи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по факультативу «Экономика в математике. 9 класс» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья »
ГКОУ СО Криулинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
Согласовано: Утверждаю:
Руководитель МО учителей и.о. директора ГКОУ СО предметников КСКОШИ ______ Л.В. Трифанова
_____А.А.Гарипова приказ №125 ОД от 29.08.14 протокол № 1 от 28.08.14
Рабочая программа
по факультативу «Экономика в математике»
для обучающихся 9 класса
на 2014-2015 учебный год
Составитель: Гарипова А.А.,
учитель, I кв.к.
2014 г.
Пояснительная записка
Программа предназначена для проведения факультативных занятий «Экономика в математике» с обучающимися с ОВЗ 9 класса. Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации";
Образовательной программы ГКОУ СО Криулинская СКОШИ, утвержденная приказом от 30.08.2013г № 93/ОД
Программы Т.Н. Стариченко «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003. и Платоновой Н.М. Программно-методическое обеспечение для 10–12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя / под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
Положения о рабочей программе учебных курсов и дисциплин, утвержденного приказом №219 от 29.08.2011г.
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью повышения общего развития обучающихся с ОВЗ. С учетом сниженных познавательных возможностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к изучению предлагаются различные аспекты хозяйственной практики потребителя. Создание адекватных представлений о повседневной экономической действительности обеспечивает разумное потребительское поведение в реальных жизненных ситуациях.
Цель программы: формирование у обучающихся умения видеть (узнавать) в быту постоянно возникающие математические ситуации, применять на практике полученные знания и умения, на основании ситуации составлять и решать различные жизненно важные задачи.
Задачи:
формировать элементарные представления об экономике;
обретать навыки анализа конкретных семейных экономических ситуаций;
формировать потребительскую культуру;
воспитывать уважительное отношение к труду, к людям труда;
Организация обучения требует соблюдения определенных методических подходов. Каждое занятие начинается с повторения материала, изученного на предыдущем уроке. При повторении используются следующие методы: беседа, тесты, деловые игры, ситуации, отражающие реальную хозяйственную практику. Учитывая психологические особенности и возможности обучающихся с ОВЗ материал выдается небольшими дозами с постепенным усложнением, увеличивая количество тренировочных заданий.
Принципом построения урока математике с элементами экономики является постановка жизненной проблемной ситуации и отработка на этом материале умения применять и совершенствовать уже имеющиеся математические знания и навыки.
Программа факультатива «Экономика в математике» рассчитана на 1 час в неделю всего 34 часа в год на 2014 – 2015 учебный год.
Ожидаемые конечные результаты.
Предметные результаты:
иметь представление об изучаемых экономических терминах и пользоваться ими в разговорной речи.
Метапредметные результаты:
составлять доход семьи;
разумно расходовать деньги и время;
приобретать некоторые товары в магазинах, подсчитывать стоимость покупок;
снимать показания счетчиков воды, электроэнергии;
выполнять упражнения по учету семейных расходов, регулировать стоимость питания путем рационального подбора продуктов в пределах определенной суммы.
Личностные результаты:
осознание понимание необходимости математических и экономических знаний;
совершенствование навыков устных и письменных математических вычислений;
воспитание у обучающихся целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение, устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе.
Содержание разделов и тем
Раздел 1.
Введение. Понятие об экономике. Экономика семьи. Значение математических знаний и умений их применять на практике для экономики семьи. Нумерация натуральных чисел. Нумерация: арабская и римская. Повторение мер стоимости. Денежные купюры и монеты. Размен и обмен купюр и монет. Природные, экономические, трудовые ресурсы. Природные богатства региона и их использование. Охрана и экономия природных ресурсов – главная забота человека. Из чего и как производятся продукты питания, одежда, техника, строительные материалы и др.
Цель раздела - дать понятие о том, что экономика — это практическая наука, позволяющая решать проблемы обеспечения жизни человека и его семьи. Это система поддержания жизнеобеспечения, использования ресурсов и их распределения между членами общества, система производства и потребления, обмен и денежные сделки между людьми. Составление и решение задачи на определение дохода (жизнеобеспечения) семьи в месяц, состоящей из определенного количества членов семьи определенного типа, например, родители и ребенок школьного возраста, родители, бабушка и ребенок-дошкольник, ребенок-школьник и т.п.
Раздел 2
Потребность как экономическая категория. Экономические блага. Экономические услуги. Удовлетворение потребностей человека с помощью благ и услуг. Потребности в безопасности и сохранении здоровья, в образовании, в общении, в проявлении интересов, физиологические потребности. Основные виды потребностей: материальные, духовные, социальные. Вредные привычки. Как человек может противостоять вредным потребностям. Потребление. Потребитель. Права потребителя. Защита прав потребителя. Таблица сложения. Математические действия на сложение и вычитание мер стоимости. Нахождение суммы и разности чисел. Понятия «дороже — дешевле», «больше на … — меньше на …», «выгодно — невыгодно».
Цель раздела – дать понятие о потребности, запросов, нужды членов семьи в современном обществе. Задача на составление статей расходов на семью (определенного типа) на месяц, на день, (предусмотреть ежемесячное выделение определенной суммы на накопления в сбербанке). Сопоставление статьи расходов в соответствии с доходами семьи соответствующего типа (из предыдущего урока). Управление семейной экономикой — это поиск наиболее разумного способа использования доходов семьи для обеспечения более высокого уровня жизни. Задача на исключение необоснованных расходов семьи в месяц и перераспределение высвобожденных средств в иные статьи расходов, которые обеспечат более высокий уровень жизни семьи.
Раздел 3
Таблица умножения. Умножение на однозначные и двузначные числа. Таблица деления. Деление на однозначное и двузначное число без остатка и с остатком. Сравнение чисел. Понятия «больше в … раз — меньше в … раз».
Цель раздела - научить принципам выбора способов разумного расходования денег, времени, продуктов экономики. Рассуждения на тему «Время — деньги». Задачи на определение выгоды путем сравнения полученных результатов от: покупки единого проездного билета; покупки товара мелким оптом; покупки более дорогих и качественных вещей и т.п.
Раздел 4
Меры массы — единицы измерения величины массы. Измерительные приборы. Соотношение мер массы. Преобразование мер массы. Понятия «тяжелее — легче».
Цель раздела – формирование навыков вычислений через выполнение упражнений на преобразование мер массы, упражнений на сравнение величин массы, решение примеров, решение задач на: сравнение веса купленного необработанного продукта с весом обработанного продукта и т.д.
Раздел 5
Меры длины. Единицы измерения длины. Измерительные инструменты. Соотношение мер длины. Преобразование мер длины. Понятия «длиннее – короче», «выше — ниже», «уже — шире».
Цель раздела – формирование вычислительных навыков через выполнение упражнений на преобразование мер длины, упражнений на сравнение мер длины, решение примеров, решение задач, например, на вычисление количества метров ткани, необходимой для штор на окна на комплект постельного белья, на пошив одежды, количества плинтуса для пола, утеплителя для окон, решение задач на определение необходимых предметов мебели для кухни в соответствии с длиной стены и длиной предметов мебели.
Раздел 6
Меры времени: год, полугодие, квартал, месяц, декада, неделя, сутки, час, минута, секунда. Измерительные приборы. Определение времени по часам. Соотношение мер времени. Преобразование мер времени. Понятия «быстрее — медленнее», «раньше — позже».
Цель раздела – развивать вычислительные навыки через выполнение упражнений на преобразование мер времени, упражнений на сравнение величин времени, решение примеров, решение задач на вычисление: возраста по дате рождения и текущему году (полных лет); возраста на момент окончания школы; затрат времени необходимого на дорогу в какое-либо место; подсчет времени до определенной даты; определение времени выхода из дома до начала рабочего дня, мероприятия, встречи, отправления автобуса и т.д.; расчет времени на выполнение какой-либо трудовой операции (хронометраж); составление режима дня; планирование по времени проведения рабочего дня, выходного дня; расчет выхода на работу после отпуска (28 календарных дней).
Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
Кол-во часов
Дата
Коррекционно-развивающие задачи
I четверть (9 часов)
1
Понятие об экономике. Экономика семьи.
1
Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в классификации через составление и решение задач
2
Значение математических знаний и умений их применять на практике для экономики семьи.
1
3
Нумерация: арабская и римская.
1
4
Нумерация натуральных чисел.
1
5
Меры стоимости
1
6
Денежные купюры и монеты. Размен и обмен купюр и монет.
1
7
Природные, экономические, трудовые ресурсы. Природные богатства региона и их использование.
1
8
Из чего и как производятся продукты питания, одежда, техника, строительные материалы и др.
1
9
Охрана и экономия природных ресурсов – главная забота человека.
1
II четверть (7 часов)
1
Таблица сложения.
1
Формировать понятия о потребности через решение задач на составление статей расходов на семью (определенного типа) на месяц, на день, (предусмотреть ежемесячное выделение определенной суммы на накопления в сбербанке). Сопоставление статьи расходов в соответствии с доходами семьи соответствующего типа
2
Математические действия на сложение и вычитание мер стоимости.
1
3
Нахождение суммы и разности чисел.
1
4
Понятия «дороже — дешевле», «больше на … — меньше на …», «выгодно — невыгодно».
1
5
Потребность как экономическая категория.
1
6
Потребности физические, материальные, духовные.
1
7
Управление семейной экономикой — это поиск наиболее разумного способа использования доходов семьи для обеспечения более высокого уровня жизни.
1
III четверть (10 часов)
1
Таблица умножения.
1
Коррекция логического мышления на основе упражнения в решении арифметических задач с элементами экономики.
2
Умножение на однозначные и двузначные числа.
1
3
Таблица деления.
1
4
Деление на однозначное и двузначное число без остатка и с остатком.
1
5
Сравнение чисел.
1
6
Понятия «больше в … раз — меньше в … раз».
1
7
Бедность и богатство.
1
8
Зарплата
1
9
Решение задач на определение выгоды путем сравнения полученных результатов
1
10
Время - деньги
1
IV четверть (8 часов)
1
Меры массы — единицы измерения величины массы.
1
Развивать и коррегировать вычислительные навыки через выполнение упражнений на преобразование мер массы, упражнений на сравнение величин массы, решение примеров, решение задач на: сравнение веса купленного необработанного продукта с весом обработанного продукта и т.д.
2
Измерительные приборы. Соотношение мер массы.
1
3
Преобразование мер массы. Понятия «тяжелее — легче».
1
4
Понятия «длиннее – короче», «выше — ниже», «уже — шире».
1
5
Меры времени: год, полугодие, квартал, месяц, декада, неделя, сутки, час, минута, секунда.
1
Развивать вычислительные навыки через выполнение упражнений на преобразование мер времени, упражнений на сравнение величин времени и т.д.
6
Измерительные приборы. Определение времени по часам
1
7
Соотношение мер времени. Преобразование мер времени.
1
8
Понятия «быстрее — медленнее», «раньше — позже».
1
Перечень литературы для учителя:
Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика: Для детей мл. и сред. Школьного возраста. – М.: Фирма «Нивекс», Триада, 1992.
Меньшикова О.И. и др. Экономика детям, большим и маленьким: В 8 выпусках. Вып.3. – М.: Просвещение, 1994.
Платонова Н.М. Программно-методическое обеспечение для 10–12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя / под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
Романова Н.И. Экономическая игротека: Наглядное пособие для детей младшего школьного возраста. – М.: Финансы и статистика, 1994.
Стариченко Т.Н. Программно-методические материалы по курсу «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003.