Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Математическая грамотность", 5, 7 классы.»
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «Математическая грамотность» в 5 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. На изучение курса «Математическая грамотность» в 5 классе выделяется 34 часа (1 ч в неделю, 34 учебных недель).
Цель курса:
Развитие математической грамотности обучающихся 5 класса как индикатора качества и эффективности образования.
Задачи курса:
Развитие способности обучающегося формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.
Использовать математические факты и инструменты, чтобы описать и объяснить различные явления;
Развитие умение находить и извлекать математическую информацию различного предметного содержания из текстов, таблиц, схем, рисунков, диаграмм, представленных на различных носителях,
Развитие понимания значимости денег с современной жизни, умении ими распоряжаться, формировать финансовую культуру.
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Математическая грамотность»
Метапредметными результатамиизучения курса является формированиеуниверсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Умение находить и извлекать математическую информацию в различном контексте;
интерпретировать и оценивать, делать выводы и строить прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных естественно-научных проблемах в различном контексте в рамках метапредметного содержания;
обнаруживать и формулировать учебную проблему;
выделять, фиксировать и проговаривать последовательность операций предметного способа действия;
высказывать свое предположение, предлагать свой способ проверки той или иной задачи;
оценивать свою работу по заданным учителем критериям, используя оценочные шкалы;
проводить пошаговый, пооперационный взаимоконтроль и самоконтроль действий;
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать неизвестное от уже известного в способе действия с помощью учителя и одноклассников;
делать предварительный отбор источников информации;
понимать необходимость дополнительной информации для решения задач с неопределенными условиями;
добывать новые знания: задавать вопросы, находить на них ответы, используя учебник, свой жизненный опыт;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы (числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры), решать задачи;
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Коммуникативные УУД:
оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
слушать и понимать речь других;
выделять в тексте ключевые слова для решения задачи;
работать в паре по операциям, чередуя роли исполнителя и контролера, выполнять различные роли в группе.
Личностные УУД:
объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей;
проявлять интерес к способам решения новой частной задачи;
иметь представление о себе и своих возможностях.
Средства формирования УУД: словесные методы, практические методы, методы проблемного обучения, метод погружения, метод проектов.
А также методы: игровые методы (дидактические, ролевые, дискуссионные и творческие игры), метод творческого самовыражения.
Система оценки результативности внеурочной деятельности предусматривает
мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся.
2. Содержание курса внеурочной деятельности «Математическая грамотность»
Содержание программы соответствует познавательным возможностям среднего школьного возраста и предоставляет им возможность работать, развивая учебную мотивацию.
Для реализации данного курса предполагается применение различных технологий: дифференцированное и личностно-ориентированное обучение, индивидуальная работа и работа в парах, семинары, практикумы, беседы, консультации, ИКТ (интерактивная доска, компьютерные презентации, электронные носители информации и т. д.).
Каждый из предусмотренных содержанием образовательной программы разделов начинается с повторения теоретического материала и выполнения тренировочных заданий и заканчивается выполнением теста, позволяющего определить уровень форсированности универсальных учебных действий. После прохождения всех тем курса предусмотрена самостоятельная работа обучающихся по поиску дополнительных задач и нестандартных путей решения, создания мини - проектов по изучаемым темам
Для мониторинга усвоения учащимися изучаемого материала предусматривается проведение рубежного контроля в виде мини - проекта по освоению учебного курса «Математическая грамотность».
Курс внеурочной деятельности «Математическая грамотность» включает в себя два модуля:
1. Финансовая грамотность;
2. Математическая грамотность.
Модуль «Финансовая грамотность» (16ч.)
Как появились деньги? (2ч.)
Деньги в разных странах. (2ч.)
Деньги настоящие и ненастоящие. (2ч.)
Бюджет семьи. (2ч.)
Как разумно делать покупки? (2ч.)
Кто такие мошенники? (2ч.)
Личные деньги. (2ч.)
Сколько стоит «Своё дело»? (2ч.)
Модуль «Математическая грамотность (18ч.)
Применение чисел и действий над ними. (2ч.)
Сюжетные задачи, решаемые с конца. (2ч.)
Задачи на переливание (Задача Пуассона) и взвешивание. (2ч.)
Логические задачи. (2ч.)
Числа и единицы измерения: время, деньги, масса,
температура, расстояние. (2ч.)
Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. (2ч.)
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели.
Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов окружающего мира. (2ч.)
Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм и графиков. (2ч.)
Самостоятельная работа, мини-проект. (2ч.)
3.Тематическое планирование курса «Математическая грамотность»
№
Тема
Количество
часов
Как появились деньги?
2
Деньги в разных странах.
2
Деньги настоящие и ненастоящие.
2
Бюджет семьи.
2
Как разумно делать покупки?
2
Кто такие мошенники?
2
Личные деньги.
2
Сколько стоит «Своё дело»?
2
Применение чисел и действий над ними.
2
Сюжетные задачи, решаемые с конца.
2
Задачи на переливание (Задача Пуассона) и взвешивание.
2
Логические задачи.
2
Числа и единицы измерения: время, деньги, масса,
температура, расстояние
2
Логические задачи, решаемые с помощью таблиц
2
Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов окружающего мира.
2
Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм и графиков.
2
Самостоятельная работа, мини-проект.
2
Календарно - тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Математическая грамотность»
№п/п
Тема занятия
Количество часов
Дата проведения занятия
Коррекция даты проведения занятия
1
Как появились деньги?
2
07, 14.09.
2
Деньги в разных странах.
2
21,28.09.
3
Деньги настоящие и ненастоящие.
2
05, 12.10.
4
Бюджет семьи.
2
19, 26.10.
5
Как разумно делать покупки?
2
09, 16.11
6
Кто такие мошенники?
2
23, 30.11
7
Личные деньги.
2
07, 14.12.
8
Сколько стоит «Своё дело»?
2
21, 28.12.
9
Применение чисел и действий над ними.
2
11, 18.01
10
Сюжетные задачи, решаемые с конца.
2
25.01, 01.02.
11
Задачи на переливание (Задача Пуассона) и взвешивание.
2
08, 15,02.
12
Логические задачи.
2
22, 29.02.
13
Числа и единицы измерения: время, деньги, масса,
температура, расстояние
2
07, 14.03
14
Логические задачи, решаемые с помощью таблиц
2
21.03, 04.04.
15
Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов окружающего мира.
2
11, 18.04.
16
Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм и графиков.
2
25.04, 16.05.
17
Самостоятельная работа, мини-проект.
2
23, 30.05
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «Математическая грамотность» в 7 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. На изучение курса «Математическая грамотность» в 7 классе выделяется 34 часа (1 ч в неделю, 34 учебных недель).
Цель программы – формирование математической грамотности, обеспечивающей способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.
Задачи:
Распознавать, формулировать и решать проблемы, возникающие в окружающей действительности с помощью математического аппарата школьного курса математики;
Выбирать и обосновывать оптимальные методы решения реальных ситуаций с помощью применения математики;
Формулировать и записывать результаты решения и давать им интерпретацию в контексте поставленной проблемы;
Развивать социальную компетентность учащихся, используя широкий социальный контекст для постановки и решения различных проблем личностного, общественного, профессионального и научного характера.
Контекст заданий:
Контекст задач, включающий разнообразные ситуации, органично связанные с окружающим миром современного подростка, позволяет ему «примерить на себя» различные социальные роли – семьянина, гражданина, работника, друга, профессионала.
Включая школьников в решение конкретных жизненных ситуаций с использованием математики, учитель учит не только применению предметных знаний, повышая качество математической подготовки, но и помогает учащимся сформировать социальную компетентность.
Планируемые результаты.
Предметные и метапредметные результаты:
находить и извлекать математическую информацию в различном контексте.
развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений;
развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах.
Личностные результаты:
оценивать содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулировать собственную позицию по отношению к прочитанному;
объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей;
оценивать финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны.
Ученик научится:
распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики;
формулировать эти проблемы на языке математики;
слушать и вступать в диалог;
определять и находить требуемую информацию;
работать в группах, ориентироваться в социальных ролях;
владению простейшими способами представления и анализа статистических данных;
Ученик получит возможность научиться:
решать проблемы, используя математические факты и методы;
анализировать использованные методы решения;
интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы.
владеть навыками планирования, прогнозирования, контроля и оценки;
Содержание курса «Математическая грамотность»
Раздел 1. Математика в повседневной жизни. Математика как средство оптимизации повседневной деятельности человека: в устройстве семейного быта, в семейной экономике, при совершении покупок, выборе товаров и услуг, организации отдыха и др.
Раздел 2. Математика и общество. Применение математических знаний при осуществлении основных обязанностей гражданина: при получении основного общего образования, в повседневной жизни, в т.ч. для соблюдения законов РФ и уплате налогов, в бережном отношении к природе и др.
Раздел 3. Математика и профессии. Применение математики для формирования позитивного отношения к труду, интереса к осуществлению различных видов деятельности, осознания своих интересов и профессиональной направленности личности. Демонстрация возможностей математики для оптимизации решения профессионально ориентированных задач.
Раздел 4. Математика как язык науки. Использование математического языка для количественной обработки различной информации. Описание и интерпретация различных процессов и явлений окружающего мира на языке математики. Формирование познавательного интереса учащихся к использованию математического языка для осуществления учебно-исследовательской деятельности.
Календарно тематическое планирование предметного курса не подразумевает деления на разделы. Задачи одного раздела встречаются на протяжении всего курса с целью исключения вероятности решения задач с однотипным алгоритмом в течение нескольких последовательных уроков.
Рабочая программа по математической грамотности для учащихся 7 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённым Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года № 1897 (в редакции приказов Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 года № 1644, № 1577 от 31.12.2015 года, приказа Минпросвещения №712 от 12.11.2020 года), на основе ООП ООО МАОУ Дубровинская СОШ, в соответствии с Положением о рабочей программе отдельных учебных предметов, курсов (в том числе внеурочной деятельности) ФГОС в МАОУ Дубровинская СОШ, учебного пособия Сергеевой Т. Ф. «Математика на каждый день». 6-8 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Т. Ф
В соответствии с программой воспитания в МАОУ Дубровинская СОШ воспитательный потенциал урока реализуется через применение интерактивных форм работы, инициирование исследовательских проектов, использование возможностей предметного содержания (подбор текстов, задач, проблемных ситуаций и т.п.)
Рабочая программа содержит 34 часа (1 час в неделю). Количество часов определено на основании учебного плана МАОУ Дубровинская СОШ на 2023 – 2024 учебный год.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
7 класс.
Дата по плану
Дата по факту
1
Введение. Знакомство с содержанием задач. Задачи «Тренировки», «Домашнее задание». Задачи типа «Верно/Неверно», работа с таблицами.
07.09
2
Задачи «Тренировки», «Домашнее задание». Задачи типа «Верно/Неверно», работа с таблицами.
14.09
3
«Гостиница», «Библиотека». НОД, НОК.
21.09
4
«На даче», «Ученическое самоуправление», Бытовые задачи экономического типа.
28.09
5
«Деревья», «Животные». Работа с диаграммами, задачи на проценты.
05.10
6
«Деревья», «Животные». Работа с диаграммами, задачи на проценты.
12.10
7
«Каникулы», «Население». Работа с диаграммами, формулами.