Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»
Администрация МО «Бичурский район» РБ
МУ Районное управление образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Киретская средняя общеобразовательная школа»
Принята на заседании МО.
Протокол № ___
от «_»_________202__г.
Рук. МО: ______/__________/
Согласована.
«___»_________202__г.
Зам. директора по УВР:
_______/___________ /
Утверждена.
Приказ № ___
от «___» _____________202__ г.
Директор школы: ________ / ___________/
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Предмет: математика (решение логических задач)
Класс: 3
Количество часов: 34
Преподаватель: Сафонова Екатерина Леоновна
2020 – 2021 учебный года
Пояснительная записка
Актуальность программы
Главная задача обучения математике, причем с самого начала, с первого класса, - учить рассуждать, учить мыслить. Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. Причина столь исключительной роли математики в том, что это самая теоретическая наука из всех изучаемых в школе. В ней высокий уровень абстракции и в ней наиболее естественным способом изложения знаний является способ восхождения от абстрактного к конкретному. Как показывает опыт, в младшем школьном возрасте одним из эффективных способов развития мышления является решение школьниками нестандартных логических задач. Кроме того, решение нестандартных логических задач способно привить интерес ребенка к изучению «классической» математики.
Таким образом, задача обучения состоит в том, чтобы научить школьников производить целенаправленный анализ, который учитывает цель, поставленную заданием. Математика сталкивает детей с необходимостью выделять существенные свойства, присущие целому ряду фактов и явлений и обобщать их. Очень часто именно несущественные свойства бывают наглядно выражены и прежде всего бросаются в глаза ребѐнку. Школьник усваивает то или иное общее положение, благодаря тому, что он сравнивает наблюдаемые факты и явления, выявляет в них черты сходства и различия. В ходе решения логических задач учащиеся учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребѐнка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он ни трудился.
Новизна программы состоит в том, что данная программа создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Знакомясь с вариативным решением нестандартных задач, учащиеся достигают значительных успехов в своем развитии, приобретенные умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе ее усвоения совершенствуется способность школьников формулировать суждения и производить умозаключения. Суждения школьников развиваются от простых форм к сложным постепенно, по мере овладения знаниями. Умение рассуждать, обосновывать и доказывать то или иное положение более или менее уверенно и правильно тоже приходит постепенно и в результате специальной организации учебной деятельности. Развитие мышления, совершенствование умственных операций, способности рассуждать прямым образом зависят от методов обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам - необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Широкие возможности в этом плане дает решение логических задач. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Основная работа для развития логического мышления должна вестись с задачей. Ведь в любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Нестандартные логические задачи – отличный инструмент для такого развития.
Цель программы;
Развитие у учащихся умения математически, а значит, логически и осознанно исследовать явления реального мира. Накопление у школьников запасов математических фактов, дополняющих и углубляющих знания, полученные в основном курсе математики.
3.Задачи:
Образовательные:
- ознакомление учащихся с решением различного рода нестандартных логических задач;
- развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков школьников;
- формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата;
- научить детей сравнивать объекты, комбинировать, планировать, выполнять простые виды анализа, синтеза, устанавливать связи между
понятиями.
Развивающие:
- развитие речи и математических способностей;
- развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать,
обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать;
- развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
- расширение кругозора.
Воспитательные:
- воспитание воли, трудолюбия, настойчивости в преодолении трудностей, упорства в достижении целей;
Отличительной особенностью программы является применение различных форм работы над задачей. Учащиеся знакомятся с разными видами и способами решения задач: алгебраическим, графическим, методом предположения, диаграмма Венна и т. д. Мало уделяется внимания решению задач разными способами в основном из-за нехватки времени. А ведь это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии. Кроме того, привычка нахождения другого способа решения сыграет большую роль в будущем. Но я считаю, что это доступно не всем учащимся, а лишь тем, кто любит математику, имеет особые математические способности.
Формы занятий: групповые, индивидуальные. Занятия могут быть теоретическими, практическими, комбинированными.
5. Принципы распределения материала:
- системность: задания располагаются в определенном порядке;
- принцип «спирали»: периодически виды заданий повторяются;
- принцип «от простого к сложному»: задания постепенно усложняются;
- увеличение объема материала;
- наращивание темпа выполнения заданий;
- смена разных видов деятельности.
6 .Срок реализации программы:
1 час в неделю, всего 34 часа
7. Ожидаемые результаты и способы определения результативности.
Учащихся должны овладеть общими приемами мышления, пространственного воображения, развитие способности понимать смысл поставленной задачи, умение логично рассуждать, усвоить навыки алгоритмического мышления.
Учащиеся должны научиться анализировать, отличать гипотезу от факта, отчетливо выражать свои мысли, а с другой стороны - развить воображение и интуицию (пространственное представление, способность предвидеть результат и предугадать путь решения)
Результативность
Результативность освоения учащимися программы осуществляется через использование различных способов проверки:
- текущий контроль знаний в процессе устного опроса;
- тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
- взаимоконтроль;
- самоконтроль;
- итоговый контроль умений и навыков;
- участие в различных конкурсах и олимпиадах.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕКЛАСНЫХ ЗАНЯТИЙ
№ занятия
Тема и цель занятия
Номер заданий
1
Тема: «Истина». «Ложь».
Цель: Учить анализировать тексты. Познакомить с понятиями: «ложно», «истинно»,
«верно», «неверно». Развитие умения ориентироваться в пространстве.
1-2
2
Тема: Знакомство с таблицей.
Цель: Учить строить истинные высказывания, развивать умения делать выводы, учить
оценивать истинность и ложность высказываний. Познакомить с табличным способом
решения логических задач.
3
3
Тема: Построение истинных высказываний.
Цель: Учить строить истинные предложения на сравнение по цвету и размеру.
4-5
4
Тема: Работа с графической моделью.
Цель: Учить соотносить текстовое описание с картинкой, устанавливать соответствия
между текстом и иллюстрацией. Формировать умение иллюстрировать текстовые
описания.
6-7
5
Тема: Работа с схематической моделью.
Цель: Познакомить с графической моделью. Учить соотносить текстовые описания и
графические модели, устанавливать соответствие между текстом и схемой. Продолжить
формирование умения иллюстрировать текстовые описания. Познакомить со способом
решения логических задач на основе выдвижения всевозможных предположений
(гипотез) и их проверки.
8-9
6
Тема: Решение логических задач табличным способом.
Цель: Учить табличному способу решения логических задач. Учить устанавливать
соответствие между элементами множеств по логическому условию. Формировать
умение оценивать истинность и ложность высказываний по заданным условиям.
10
7-8
Тема: Работа с ложными высказываниями.
Цель: Знакомство с операцией отрицания. Обучение построению отрицаний
высказываний, выводов. Учить на основе установления соответствий между картинкой
и текстовым описанием оценивать истинность высказываний.
11-12
9
Тема: Отрицание высказывания.
Цель: Обучение решению логических задач табличным способом. Формирование
умения делать умозаключения на основе построения отрицания высказываний.
13
10
Тема: Моделирование как способ решения логических задач.
Цель: Учить построению графической модели по текстовому условию логической
задачи. Знакомство с графическим способом решения логических задач. Продолжить
формирование умения делать умозаключения на основе построения отрицания