Рабочая программа разработана к учебнику "Алгебра 9 класс" для общеобразовательных организаций /Ю.Н.Макарычев и др./ под ред. С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2017
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по алгебре 9 класс»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Мирновская средняя школа имени Сергея Юрьевича Пядышева
(МБОУ Мирновская СШ)
«Рассмотрена»
на заседании ШМО
учителей физико-математического цикла
Руководитель ШМО
_______________________Л.В. Егорова
Протокол № ______ от ______________ 2017
«Согласована»
Заместитель директора (заведующий
филиалом)
__________________ Н.П.Пузакова
«______»_____________________2017
«Утверждена»
Директор школы
____________________ Т.Н.Барашкова
Приказ № __________
от «______» _____________________2017
Рабочая программа
по алгебре 9ф класса (базовый уровень)
2017-2018 учебный год
Рабочая программа составлена на основе:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования
и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897.
Примерной программы по учебным предметам. Математика. 5 – 9 классы. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011.
Алгебра. Рабочие программы. Предметная линия учебников Ю.Н.Макарычева и других. 7 – 9 классы: учеб.пособие для общеобразоват. организаций /Н.Г.Миндюк. – 3-е изд. – М.: Просвещение,2016.
Учебник: Алгебра. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций /Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова/; под ред.
С.А. Теляковского. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2017.
Количество часов: всего102 часа
в неделю 3 часа
резервных уроков 0 часов
Учитель: Келлер Вера Андреевна
Пояснительная записка
Программа составлена на основании следующих нормативных документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 – http://standart.edu.ru/
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014г. №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373 «Об утверждении введении в действие федерального государственного образовательного основного общего образования».
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Мирновской СШ.
Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5 – 9 классы. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011.
Алгебра. Рабочие программы. Предметная линия учебников Ю.Н.Макарычева и других. 7 – 9 классы: учеб.пособие для общеобразоват. организаций /Н.Г.Миндюк. – 3-е изд. – М.: Просвещение,2016.
Учебно-методический комплекс:
Рабочая программа ориентирована на использование учебно – методического комплекта:
Учебник:Алгебра. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций /Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова/; под ред.
С.А. Теляковского. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2017.
Самостоятельные и контрольные работы по алгебре: 9 класс: к учебнику Ю.Н.Макарычева и др., под ред. С.А.Теляковского «Алгебра. 9 класс.» / Ю.А.Глазков, И.К.Варшавский, М.Я. Гаиашвили. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.
Тесты по алгебре: 9 класс: к учебнику Ю.Н.Макарычева и др. «Алгебра. 9 класс.» / Ю.А. Глазков, И.К.варшавский, М.Я.Гаиашвили. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.
Контрольные и самостоятельные работы по алгебре и геометрии: 9 класс: к учебникам Ю.Н.Макарычева и др. «Алгебра. 9 кл.», А.Г.Мордковича «Алгебра. 9 кл.», С.М.Никольского и др. «Алгебра. 9 кл.», Л.С.Атанасяна и др. «Геометрия. 7-9 кл.», А.В.Погорелова «Геометрия. 7-9 кл.». ФГОС /С.Г.Журавлёв, Л.А.Малышева, В.А.Свентковский. – М.: Издательство «Экзамен», 2016.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
личностные, метапредметные и предметные
Личностные:
у обучающихся будут сформированы:
ответственное отношение к учению;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного,
здоровьесберегающего поведения;
формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
у обучающихся могут быть сформированы:
первоначальные представления об алгебраической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её
значимости для развития цивилизации;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской,
креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении алгебраических задач.
Метапредметные:
регулятивные
обучающиеся научатся:
формулировать и удерживать учебную задачу;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
составлять план и последовательность действий;
осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные
возможности её решения;
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
обучающиеся получат возможность научиться:
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
познавательные
обучающиеся научатся:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения задач;
применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
осуществлять смысловое чтение;
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации,
аргументации;
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в
понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
обучающиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по
аналогии) и выводы;
формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно -коммуникационных
технологий (ИКТ-компетентности);
видеть алгебраическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в
том числе с помощью ИКТ);
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
коммуникативные
обучающиеся научатся:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять
функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности.
Предметные:
обучающиеся научатся:
работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои
мысли в устной и письменной речи, применяя алгебраическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию;
владеть базовым понятийным аппаратом: иметь представление о степени, одночлене, многочлене, функции;
выполнять алгебраические преобразования, применять их для решения учебных математических задач и задач;
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
знать основные способы представления и анализа статистических данных;
обучающиеся получат возможность научиться:
выполнять алгебраические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач,
возникающих в смежных учебных предметах;
применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не
сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно
интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Содержание курса алгебры (102 ч.)
1. Квадратичная функция (22 ч)
Функции и их свойства (5ч.). Квадратный трехчлен (4ч.). Контрольная работа № 1 (1ч.). Квадратичная функция и её график (8ч.). Степенная функция. Корень n-й степени (3ч.). Контрольная работа № 2 (1ч.).
Планируемые результаты изучения по теме.
Обучающийся научится:
1) вычислять значение функции, заданной формулой, а также двумя и тремя формулами;
2) описывать свойства функции на основе их графического представления; интерпретировать графики реальных зависимостей;
3) строить график квадратичной функции; указывать координаты вершины параболы, её ось симметрии, направление ветвей параболы;
4) изображать схематически график функции у = хn с четным и нечетным n.
Обучающийся получит возможность:
1) углубить и развить представление о функции;
2) использовать компьютер для исследования положения графика в координатной плоскости.
2. Уравнения и неравенства с одной переменной (14 ч)
Уравнения с одной переменной (8ч.). Неравенства с одной переменной (5ч.). Контрольная работа № 3.(1ч.).
Планируемые результаты изучения по теме.
Обучающийся научится:
1) решать уравнения третьей и четвертой степени с помощью разложения на множители и введение вспомогательных переменных;
2) решать дробные рациональные уравнения, сводя их к целым уравнениям с последующей проверкой корней;
3) решать неравенства второй степени, используя графические представления;
4) использовать метод интервалов для решения несложных рациональных неравенств.
Обучающийся получит возможность:
1) развить качества мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
2) приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ;
3) научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления.
3. Уравнения и неравенства с двумя переменными (17 ч)
Уравнения с двумя переменными и их системы (10ч.). Неравенства с двумя переменными и их системы (6ч.). Контрольная работа № 4 (1ч.).
Планируемые результаты изучения по теме.
Обучающийся научится:
1) строить графики уравнений с двумя переменными в простейших случаях, когда графиком является прямая, парабола, гипербола, окружность;
2) использовать графики для графического решения систем уравнений с двумя переменными;
3) решать способом подстановки системы двух уравнений с двумя переменными, в которых одно уравнение первой степени, а другое – второй степени;
4) решать текстовые задачи, используя в качестве алгебраической модели систему уравнений второй степени с двумя переменными; решать собственную систему, интерпретировать результат.
Обучающийся получит возможность:
1) углубить и развить представления об уравнениях и неравенствах с двумя переменными;
2) строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на
соответствие условию.
4. Арифметическая и геометрическая прогрессии (15 ч)
Арифметическая прогрессия (7ч.). Контрольная работа № 5 (1ч.). Геометрическая прогрессия (6ч.). Контрольная работа № 6 (1ч.).
Планируемые результаты изучения по теме.
Обучающийся научится:
1) применять индексные обозначения для членов последовательностей;
2) приводить примеры задания последовательностей формулой n-го члена и рекуррентной формулой;
3) выводить формулы n-го члена арифметической прогрессии и геометрической прогрессии, суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессий;
4) решать задачи с использованием этих формул;
5) доказывать характеристическое свойство арифметической и геометрической прогрессий.
Обучающийся получит возможность:
1) научиться выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки;
2) анализировать способы решения задач с точки зрения их рационализации и экономичности.
5. Элементы комбинаторики и теории вероятностей (13 ч)
Элементы комбинаторики (9ч.). Начальные сведения из теории вероятностей (3ч.). Контрольная работа № 7 (1ч.).
Планируемые результаты изучения по теме.
Обучающийся научится:
1)выполнять перебор всех возможных вариантов для пересчёта объектов и комбинаций;
2)применять правило комбинаторного умножения;
3) распознавать задачи на вычисление числа перестановок, размещений, сочетаний и применять соответствующие формулы;
4) вычислять частоту случайного события;
5) оценивать вероятность случайного события с помощью частоты, установленной опытным путём;
6) находить вероятность случайного события на основе классического определения вероятности;
7) приводить примеры достоверных и невозможных событий.
Обучающийся получит возможность:
1)выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий;
2) проводить анализ способов решения задач;
3) восстанавливать предметную ситуацию, описанную в задаче, путём переформулирования;
4) анализировать объект, выделяя существенные и несущественные признаки.
6.Повторение (21 ч)
Повторение курса 7 – 9 классов (19ч.). Итоговая контрольная работа (2ч.).
Таблица тематического распределения часов наступень обучения:
№
п\п
Перечень и название раздела, тем курса
Перечень и название тем
Количество часов по программе
Количество часов по рабочей
программе
Количество
контрольных (практических,
лабораторных)
работ
Глава I
Квадратичная функция
22
22
2
1
Функции и их свойства
5
5
2
Квадратный трехчлен
4
4
Контрольная работа № 1
1
1
1
3
Квадратичная функция и её график
8
8
4
Степенная функция. Корень n-ой степени
3
3
Контрольная работа № 2
1
1
1
Глава II
Уравнения и неравенства
с одной переменной
14
14
1
5
Уравнения с одной переменной
8
8
6
Неравенства с одной переменной
5
5
Контрольная работа № 3
1
1
1
Глава III
Уравнения и неравенства с двумя переменными
17
17
1
7
Уравнения с двумя переменными и их системы
10
10
8
Неравенства с двумя переменными и их системы
6
6
Контрольная работа № 4
1
1
1
Глава IV
Арифметическая и геометрическая прогрессии
15
15
2
9
Арифметическая прогрессия
7
7
Контрольная работа № 5
1
1
1
10
Геометрическая прогрессия
6
6
Контрольная работа № 6
1
1
1
Глава V
Элементы комбинаторики и теории вероятностей
13
13
1
11
Элементы комбинаторики
9
9
12
Начальные сведения из теории вероятностей
3
3
Контрольная работа № 7
1
1
1
Повторение
21
21
1
Повторение курса 7 – 9 классов
19
19
Итоговая контрольная работа
2
1
1
Заключительный урок
-
1
102 ч.
102 ч.
8
Список литературы:
1.УМК:
1. Учебник:Алгебра. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций /Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова/; под ред.
С.А. Теляковского. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2017.
2. Дидактические материалы по алгебре: 9 класс: к учебнику Ю.Н.Макарычева и др. «Алгебра. 9 класс» / Л.И.Звавич, Н.В.Дьяконова. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
3. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре: 9 класс: к учебнику Ю.Н.Макарычева и др., под ред. С.А.Теляковского «Алгебра.
4. Тесты по алгебре: 9 класс: к учебнику Ю.Н.Макарычева и др. «Алгебра. 9 класс». /Ю.А.Глазков, И.К.Варшавский, М.Я.Гаиашвили. –4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Экзамен», 2013.
2. Дополнительная литература:
1) Контрольные и самостоятельные работы по алгебре и геометрии: 9 класс: к учебникам Ю.Н.Макарычева и др. «Алгебра. 9 кл.», А.Г.Мордковича «Алгебра. 9 кл.», С.М.Никольского и др. «Алгебра. 9 кл.», Л.С.Атанасяна и др. «Геометрия. 7-9 кл.», А.В.Погорелова «Геометрия. 7-9 кл.». ФГОС /С.Г.Журавлёв, Л.А.Малышева, В.А.Свентковский. – М.: Издательство «Экзамен», 2016.
2) Контрольно – измерительные материалы. Алгебра: 9 класс /Сост. Л.И.Мартышова. – М.: ВАКО, 2012.
Критерии оценивания письменных работ и устных ответов учащихся по математике.
Оценка письменных контрольных работ по математике.
Оценка «5» ставится, если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или недопонимания учебного материала)
Оценка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти работы не являлись специальным объектом проверки).
Оценка «3» ставится, если:
допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащихся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Оценка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по проверяемой теме в полной мере.
Оценка «1» ставится, если:
работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Самостоятельные и контрольные работы в 5-11 классах проверяются в течение двух рабочих дней после написания работы. Тренировочные и диагностические работы в формате ОГЭ, ЕГЭ в течение трех рабочих дней после написания работы.
Оценки за тренировочные, диагностические работы в формате ОГЭ, ЕГЭ выставляются согласно шкале шкалирования , разработанной в МИОО.
Оценка устных ответов учащихся по математике.
Ответ оценивается «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренной программой и учебником;
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
показал умение иллюстрировать теоретическое положение конкретными примерами;
применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя;
возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением в теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
ученик обнаружил полное непонимание и незнание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Оценивание тестов по математике.
Отметка «5» ставится за верно выполненные задания на 90%-100%.
Отметка «4» ставится за верно выполненные задания на 75%-89%.
Отметка «3» ставится за верно выполненные задания на 66%-74%.
Отметка «2» ставится , если выполнено верно до 66% всех заданий.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
Грубыми считаются ошибки:
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
незнание наименований единиц измерения;
неумение выделить в ответе главное;
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
неумение делать выводы и обобщения;
неумение читать и строить графики;
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
потеря корня или сохранение постороннего корня;
отбрасывание без объяснений одного из них;
равнозначные им ошибки;
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
логические ошибки.
К негрубым ошибкам следует отнести:
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
неточность графика;
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
нерациональные приемы вычислений и преобразований;
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Контроль ЗУН предлагается при проведении математических диктантов, практических работ, самостоятельных работ обучающего и контролирующего вида, контрольных работ.