Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по алгебре 7 класса»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
основная общеобразовательная школа д. Два Ключа
муниципального района Исаклинский Самарской области
«Рассмотрено»
на заседании МО
Протокол № ___
от «___»____2017 г.
«Утверждаю»
Директор ГБОУ ООШ д. Два Ключа
_______Тихонова Н. Н.
«____»________2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по алгебре
для 7 класса
основного (общего) образования
2017-2018 уч. год
Составлена
учителем математики
первой категории
Васильевой Д. Н.
2017г
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена на основе нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее – ФБУП-2004),
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации» от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312».
Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089» (для 3-11 классов)(9-11).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. N 08-2355 «О внесении изменений в примерные основные образовательные программы».
Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8апреля 2015г.№1/15, входит в специальный государственный реестр примерных основных образовательных программ, размещена на официальном сайте http://edu.crowdexpert.ru/results-noo)/
Программы общеобразовательных учреждений алгебра. 7-9 классы. Составитель Бурмистрова Т. А. – М.: Просвещение, 2013.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. N 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
Перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, осуществляющими образовательную деятельность (www.apkro.ru);
Основная образовательная программа основного общего образования (утверждена приказом ГБОУ ООШ д. Два Ключа).
Учебный план ГБОУ СОШ ГБОУ ООШ д.Два Ключа на 2017-2018 учебный год
Место курса математики в школьном образовании
Математическое образование играет важную роль как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона математического образования связана с формированием способов деятельности, духовная - с интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей культуры.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения – от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте людей, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие научных знаний, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определённых умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приёмов и методов человеческого мышления, естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Ведущей ролью математики является формирование алгоритмического мышления, воспитание умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые.
Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.
Общая характеристика учебного предмета
Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы. Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:
в направлении личностного развития:
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2)в метапредметном направлении:
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3)в предметном направлении:
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности
Содержание математического образования в основной школе включает следующие разделы: арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. Содержание каждого из этих разделов разворачивается в содержательно-методическую линию, пронизывающую все основные разделы содержания математического образования на данной ступени обучения.
«Арифметика» призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
Содержание раздела «Алгебра» направлено на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у обучающихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Раздел «Геометрия» — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Сочетание наглядности со строгостью является неотъемлемой частью геометрических знаний. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации, и закладываются основы вероятностного мышления.
Результаты изучения учебного предмета
Изучение математики в основной школе даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
в личностном направлении:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
в метапредметном направлении:
первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях не полной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.)для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
в предметном направлении;
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики;
умение проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел, овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
овладение символьным языком алгебры, приёмами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств, умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем, умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса;
овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение на основе функционально-графических представлений описывать и анализировать реальные зависимости;
овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
умения измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объёмов геометрических фигур; умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса алгебры 7 класса учащиеся должны:
- составлять выражения и формулы, выполнять соответствующие вычисления, выражать одни переменные через другие;
- выполнять действия со степенями с натуральным и целым показателем, многочленами, алгебраическими дробями, выполнять разложение многочленов на множители вынесением множителя за скобки, применением формул сокращенного умножения;
- выполнять преобразование выражений, содержащих квадратные корни;
- понимать, что уравнение – это математическая модель различных задач;
- решать линейные, квадратные и простейшие рациональные уравнения, системы уравнений с двумя переменными
- решать текстовые задачи с помощью уравнений;
- решать линейные неравенства с одной переменной и их системы;
- понимать, что функция – это математическая модель, позволяющая описывать и изучать зависимости между реальными величинами ;
- находить по графику функции промежутки возрастания и убывания функции, промежутки знакопостоянства, наименьшее и наибольшее значения;
- строить графики линейной функции прямой и обратной пропорциональности, квадратичной функции
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике. 1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2.Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.
Тесты
«5» - 90-100%
«4» - 75-80%
«3» - 60-70%
«2» - 50% и менее.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
Грубыми считаются ошибки:
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
незнание наименований единиц измерения;
неумение выделить в ответе главное;
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
неумение делать выводы и обобщения;
неумение читать и строить графики;
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
потеря корня или сохранение постороннего корня;
отбрасывание без объяснений одного из них;
равнозначные им ошибки;
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
логические ошибки.
К негрубым ошибкам следует отнести:
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
неточность графика;
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
нерациональные приемы вычислений и преобразований;
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Формы и виды учебной деятельности.
Основной формой работы по программе является урок.
Виды деятельности:
-познавательная;
-учебная;
-игровая;
-фронтальная;
-групповая (парная, индивидуально-групповая);
-индивидуальная самостоятельная работа.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: поисковый, объяснительно-иллюстративный и репродуктивный.
На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.
Уровень обучения: базовый.
Формы промежуточной и итоговой аттестации.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных, самостоятельных работ, тестов. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы, контрольного тестирования.
Место предмета в базисном учебном плане
Рабочая программа по алгебре в 7 классе конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и показывает распределение учебных часов по разделам курса. Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики в 7 классе отводится 120 часов из расчёта 5 часов в неделю в 1 четверти и 3 часа в неделю во 2-4 четвертях.
№
раздела
Название раздела
Кол-во часов
Из них количество к/р
по авторской программе
по рабочей программе
1
Выражения, тождества, уравнения.
24
24
2
2
Функции.
14
14
1
3
Степень с натуральным показателем.
15
15
1
4
Многочлены.
20
20
2
5
Формулы сокращенного умножения.
20
20
2
6
Системы линейных уравнений.
17
17
1
Повторение. Решение задач.
10
10
1
Итого
120
120
10
Содержание учебного предмета
Выражения и их преобразования. Уравнения.
Числовые выражения и выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение с одним неизвестным и его корень, линейное уравнение. Решение задач методом уравнений.
Цель - систематизировать и обобщить сведения о преобразовании выражений и решении уравнений с одним неизвестным, полученные учащимися в курсе математики 5,6 классов.
В результате изучения данной главы учащиеся будут:
Иметь представление какие числа являются целыми, дробными, рациональными, положительными, отрицательными и др.; о свойствах действий над числами; иметь представление о терминах «числовое выражение», «выражение с переменными», «значение выражения», тождество, «тождественные преобразования».
Научатся осуществлять в буквенных выражениях числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; сравнивать значения буквенных выражений при заданных значениях входящих в них переменных; применять свойства действий над числами при нахождении значений числовых выражений.
Статистические характеристики.
Цель - понимать практический смысл статистических характеристик.
Иметь представление о простейших статистических характеристиках.
Научатся в несложных случаях находить эти характеристики для ряда числовых данных.
Функции.
Функция, область определения функции, Способы задания функции. График функции. Функция у=кх+Ь и её график. Функция у=кх и её график.
Цель- познакомить учащихся с основными функциональными понятиями и с графиками функций у= кх+Ь, у=кх.
В результате изучения данной главы учащиеся будут:
Иметь представление о функции, области определения функции, области значений, что такое аргумент, какая переменная называется зависимой, какая независимой; понимать, что функция - это математическая модель, позволяющая описывать и изучать разнообразные зависимости между реальными величинами, что конкретные типы функций (прямая и обратная пропорциональности, линейная).
Научатся правильно употреблять функциональную терминологию (значение функции, аргумент, график функции, область определение, область значений), понимать ее в тексте, в речи учителя, в формулировке задач; находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу; строить графики линейной функции, прямой и обратной пропорциональности; интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы.
Степень с натуральным показателем.
Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлен. Функции у=х2, у=х3, и их графики.
Цель - выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.
В результате изучения данной главы учащиеся будут:
Иметь представление о степени, об одночлене, многочлене; о свойствах степени с натуральным показателем, свойствах функций у=х2 , у=х3 .
Научатсянаходить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу; строить графики функций у=х2, у=х3; выполнять действия со степенями с натуральным показателем; преобразовывать выражения, содержащие степени с натуральным показателем; приводить одночлен к стандартному виду.
Многочлены.
Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочлена на множители.
Цель - выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители.
В результате изучения данной главы учащиеся будут:
Иметь представление о многочленах, понимать формулировку заданий: «упростить выражение», «разложить на множители».
Научатсяприводить многочлен к стандартному виду, выполнять действия с одночленом и многочленом; выполнять разложение многочлена вынесением общего множителя за скобки; умножать многочлен на многочлен, раскладывать многочлен на множители способом группировки, доказывать тождества.
Формулы сокращённого умножения.
Формулы(a±b) = a2 ±2ab+b2, (a-b)(a + b) = а2–b2 ,[{a±b)(a2+ab+b2)]. Применение формул сокращённого умножения к разложению на множители.
Цель - выработать умение применять в несложных случаях формулы сокращённого умножения для преобразования целых выражений в многочлены и для разложения многочленов на множители.
В результате изучения данной главы учащиеся будут:
Иметь представление о формулах сокращенного умножения: квадратов суммы и разности двух выражений; различные способы разложения многочленов на множители.
Научатся читать формулы сокращенного умножения, выполнять преобразование выражений применением формул сокращенного умножения: квадрата суммы и разности двух выражение, умножения разности двух выражений на их сумму; выполнять разложение разности квадратов двух выражений на множители; применять различные способы разложения многочленов на множители; преобразовывать целые выражения; применять преобразование целых выражений при решении задач.
Системы линейных уравнений.
Система уравнений с двумя переменными. Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными. Решение задач методом составления систем уравнений.
Цель - познакомить учащихся со способами решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.
В результате изучения данной главы учащиеся будут:
Иметь представление, что такое линейное уравнение с двумя переменными, система уравнений, различные способы решения систем уравнений с двумя переменными: способ подстановки, способ сложения; понимать, что уравнение - это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики.
Научатся правильно употреблять термины: «уравнение с двумя переменными», «система»; понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задачи «решить систему уравнений с двумя переменными»; строить некоторые графики уравнения с двумя переменными; решать системы уравнений с двумя переменными различными способами.
Повторение. Решение задач
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс алгебры 7 класса).
По окончанию 7 класса обучающийся научится:
понимать особенности десятичной системы счисления;
владеть понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;
выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;
использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчеты;
использовать начальные представления о множестве действительных чисел;
выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми показателями;
выполнять разложение многочленов на множители;
решать основные виды линейных уравнений с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;
понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными. использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных.
По окончанию 7 класса обучающийся получит возможность научиться:
углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ;
развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в человеческой практике;
развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби);
выполнять многошаговые преобразования целых выражений, применяя широкий набор способов и приёмов;
овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений;
уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты;
приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы.
Учебно-методическое обеспечение:
Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7классы / Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк; составитель Т.А.Бурмистрова – М.: Просвещение, 2013;
Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова; под редакцией С.А.Теляковкого – М.: Просвещение, 2010-2013;
Алгебра. Тесты. 7классы / П.И.Алтынов – М.: Дрофа, 2012 ;
- http://www.fipi.ru- Федеральный институт педагогических измерений
- http://www.rustest.ru - Фдеральный центр тестирования
-httеp://www.profile-edu.ru - Рекомендации и анализ результатов эксперимента по профильной школе. Разработки элективных курсов для профильной подготовки учащихся. Примеры учебно-методических комплектов для организации профильной подготовки учащихся в рамках вариативного компонента
-http://www.center.fio.ru/som - методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.
-http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента.
-http://www.ed.gov.ru - На сайте представлена нормативная база: в хронологическом порядке расположены законы, указы, которые касаются как общих вопросов образования так и разных направлений модернизации.
-http://www.apkro.redline.ru - Московская академия повышения квалификации. Кафедры представляют ряд разработок учебно-методических комплектов для профильной школы.
-http://www.ege.edu.ru сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.
-http://www.internet-scool.ru - сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ и представляет область знаний «Математика». На сайте представлены Интернет-уроки по алгебре и началам анализа и геометрии, с включают подготовку сдачи ЕГЭ.
Планировка кабинета математики осуществлена рационально в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (СанПиН 2.4.2 178-02).
Календарно-тематическое планирование на учебный год: 2017/2018
Вариант: /Алгебра/7 класс/Вариант Общее количество часов: 120
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
Содержание урока
Программное и учебно-методическое обеспечение
(Материалы, пособия)
Домашнее задание
Требования к уровню подготовки в соответствии с ФК и РК ГОС
Раздел 1: Выражения, тождества, уравнения - 24 ч
1.
Выражения с переменными
2
Правила сложения положительных и отрицательных чисел. Действия с положительными и отрицательными числами
Ученик научится применять свойства действий над числами
7.
Тождества. Тождественные преобразования выражений
4
Тождество. Тождественно равные выражения. Тождественные преобразования. Приведение подобных слагаемых. Правила раскрытия скобок. Свойства действий над числами. Правила действий над обыкновенными дробями
Учебник, дидактические материалы, СД диск
П.5 стр 20-25
№87, 90 (вг), 88
Иметь понятие о тождествах и тождественных преобразований выражений.
Ученик научится приводить подобные слагаемые, раскрывать скобки, упрощать выражения, используя тождественные преобразования. Ученик научится расширять и обобщать знания о выражениях и их преобразованиях, предвидеть возможные последствия своих действий
Значение функции. Нахождение области определения функции, заданной формулой. Задачи на движение
Учебник, дидактические материалы.
П.13 стр 59-62
№270, 272(вг)
Ученик научится находить значение функции по формуле; находить область определения функции; находить значение аргумента, используя формулу
27
Вычисление значений функции по формуле
Учебник, дидактические материалы
П.13 стр 59-62
№276,279
28.
Вычисление значений функции по формуле
Учебник, дидактические материалы
С-12 № 1, 2, 3.
29
График функции
2
Определение графика функции. Чтение графиков. Наглядное представление зависимости между величинами. Использование графиков функциональных зависимостей на практике
Учебник, дидактические материалы, СД диск
П.14стр 62-69
№286, 296
Иметь представление о графике функции.
Ученик научится по графику находить значение функции или аргумента, по данным таблицы строить график зависимости величин, читать графики функций, строить графики функций.
30.
График функции
Учебник, дидактические материалы, СД диск
П.14 стр 62-69
№289, 295
31
Прямая пропорциональность и ее график
3
Определение прямой пропорциональности. Коэффициент пропорциональности. График прямой пропорциональности. Расположение графика функции y=kx в координатной плоскости при различных значениях коэффициента
Учебник, дидактические материалы,
П.15 стр 69-74
№300(вг),310
Иметь представление о понятии прямой пропорциональности, коэффициента пропорциональности, углового коэффициента.
Ученик научится находить коэффициент пропорциональности, строить функции y=kx, определять знак углового коэффициента по графику, находить значение функции при заданном значении аргумента, находить значение аргумента
32
Прямая пропорциональность и ее график
Учебник, дидактические материалы, СД диск
П.15 стр 69-74
№304,312
33.
Прямая пропорциональность и ее график
Учебник, дидактические материалы
П.15 стр 69-74
№309,311
34
Линейная функция и ее график
4
Определение линейной функции. График линейной функции. Примеры построения графиков линейной функции расположение функции y=kx+b при различных значениях k иb. Построение графиков линейной функции
Учебник, дидактические материалы, СД диск
П.16 стр75-83
№316(де), 318
Ученик научится находить значение функции при заданном значении аргумента, находить значение аргумента при заданном значении функции, строить график линейной функции, по графику находить коэффициенты; уметь обобщать и расширять знания о построении графика линейной функции, исследовать взаимное расположение графиков линейных функций
35
Линейная функция и ее график
Учебник, дидактические материалы
П.16 стр75-83
№319(жзи),322(вг)
36
Линейная функция и ее график
Учебник, дидактические материалы
П.16 стр75-83
№327(вг),328
37
Линейная функция и ее график
Учебник, дидактические материалы ,СД диск
П.16 стр75-83
№333,336
38.
Контрольная работа №3
1
Проверка знаний учащихся по теме «Функция»
Тетради для контрольных работ. Карточки с заданиями.
Уметь: применять знания и умения при решении контрольной работы
Раздел 3: Степень с натуральным показателем - 15 ч
39.
Определение степени с натуральным показателем
2
Определение степени с натуральным показателем. Основание степени. Показатель степени. Возведение в степень. Четная степень. Нечетная степень.
Функция , график функции , свойства функции. Парабола. Ось симметрии параболы. Ветви параболы. Вершина параболы. Функция и ее график
Учебник, дидактические материалы, СД диск
П. 23 стр 112-118 №486, 487
Иметь понятие об понятиях: парабола, кубическая парабола, ветви параболы, ось симметрии параболы, вершина параболы.
Ученик научится строить параболу, геометрическую параболу; описывать геометрические свойства параболы, геометрической параболы; находить значение функций и на заданном отрезке; находить точки пересечения параболы с графиком линейной функции
53.
Контрольная работа №4
1
Проверка знаний учащихся по теме: «Степень. Одночлены. Функции и »
Тетради для контрольных работ. Карточки с заданиями.
Уметь применять полученные здания и умения при решении контрольной работы
Раздел 4: Многочлены - 20 ч
54.
Многочлен и его стандартный вид
1
Многочлен. Степень многочлена. Подобные члены многочлена. Стандартный вид многочлена.
Иметь понятие о многочлене, стандартного вида многочлена, степени многочлена.
Ученик научится приводить подобные слагаемые, значение многочлена и определять степень многочлена
55.
Сложение вычитание многочленов
3
Сложение и вычитание многочленов. Правила раскрытия скобок.
Учебник, дидактические материалы
П.25 стр 127-130 №572, 578, 580
Ученик научится раскрывать скобки, приводить подобные. Складывать и вычитать многочлены.
56.
Сложение вычитание многочленов
Учебник, дидактические материалы
П.26 стр 130-134 №587 (2 ст), 589 (2 ст), 592
57.
Сложение вычитание многочленов
Учебник, дидактические материалы
П.26 стр 130-134 № 595 (г), 603, 608
58.
Умножение одночлена на многочлен
3
Умножение одночлена на многочлен. Стандартный вид многочлена
Учебник, дидактические материалы
П.27 стр135-140 №615 (2ст), 617 (2ст), 618 (в,г)
Иметь понятие об умножении одночлена на многочлен
Ученик научится умножать одночлен на многочлен; решать уравнения; Решать задачи с помощью уравнений
59.
Умножение одночлена на многочлен
Учебник, дидактические материалы.
П.27 стр 135-140 №620 (2ст), 623
60.
Умножение одночлена на многочлен
Учебник, дидактические материалы
П.27 стр 135-140 №630 (2 ст), 632 (в,г), 653
61.
Вынесение общего множителя за скобки
3
Разложение многочлена на множители. Вынесение общего множителя за скобки. Представление многочлена в виде произведения суммы
Учебник, дидактические материалы
П.28 стр 140-144 №656, 659
Иметь понятие об разложении многочлена на множители с помощью вынесения общего множителя за скобки.
Ученик научится выносить общий множитель за скобки; раскладывать многочлен на множители способом вынесения общего множителя за скобки
62.
Вынесение общего множителя за скобки
Учебник, дидактические материалы
П.28 стр 140-144 №662, 667
63.
Вынесение общего множителя за скобки
Учебник, дидактические материалы http://school-collection.edu.ru/ http://fcior.edu.ruhttp://fcior.edu.ru/qhttp://school-collection.edu.ru.
П.28 стр 140-144 №671 (2ст), 672 (2ст)
64..
Контрольная работа №5
1
Проверка знаний и умений учащихся по теме «Многочлены».
Тетради для контрольных работ. Карточки с заданиями.
Повторить п. 25-28
Уметь применять знания и умения при решении контрольной работы
65.
Умножение многочлена на многочлен
4
Умножение многочлена на многочлен
Учебник, дидактические материалы
П.29 стр 145-149 №679, 682
Иметь понятие об умножении многочлена на многочлен
Ученик научится выполнять умножение многочлена на многочлен, доказывать тождества и делимость выражений на число; решать уравнения и задачи; применять правило умножения многочленов
66.
Умножение многочлена на многочлен
Учебник, дидактические материалы
П.29 стр 145-149 №682, 683 (2ст)
67.
Умножение многочлена на многочлен
Учебник, дидактические материалы
П.29 стр 145-149 №687 (2ст), 691
68.
Умножение многочлена на многочлен
Учебник, дидактические материалы
П.29 стр 145-149 №697 (в,г), 701, 703
69.
Разложение многочлена на множители способом группировки
4
Способ группировки. Разложение многочлена на множители способом группировки
Учебник, дидактические материалы
П.30 стр 150-152 №710, 712
Иметь понятие об алгоритме метода разложения многочлена на множители способом группировки. Ученик научится раскладывать многочлен на множители способом группировки.
70.
Разложение многочлена на множители способом группировки
Учебник, дидактические материалы
П.30 стр 150-152 №715, 717
71.
Разложение многочлена на множители способом группировки
Учебник, дидактические материалы
П.30 стр 150-152 №720,751
72.
Разложение многочлена на множители способом группировки
Учебник, дидактические материалы
П.30 стр 150-152 рабочая тетрадь
73.
Контрольная работа №6
1
Тетради для контрольных работ. Карточки с заданиями.
Повторить п. 29-30
Уметь применять знания и умения при решении контрольной работы
Раздел 5: Формулы сокращенного умножения - 20 ч
74.
Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений
2
Квадраты суммы и разности двух выражений.
Учебник, дидактические материалы
П.32 стр 163-169 №799 (2ст), 800 (2ст), 803 (е-з)
Иметь понятие о.формулировках квадрата суммы и квадрата разности двух выражений.
Ученик научится применять формулы квадрата суммы и квадрата разности
75.
Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений
Учебник, дидактические материалы, СД диск
П.32 стр 163-169 №806, 812, 814 (где)
76.
Разложение на множители с помощью формул квадрата
3
Формулы квадрата суммы и квадрата разности. Формулы куба суммы и куба разности
Умножение разности двух выражений на их суммы.
Учебник, дидактические материалы
п.33 стр 169-172 №834 (2ст), 837(б),
Иметь понятие о формуле квадрата суммы и квадрата разности.
Ученик научится применять формулы для разложения трехчлена на множители; преобразовывать выражения в квадрат суммы
Иметь понятие о формуле для сокращенного умножения разности выражений на их сумму и разложения разности квадратов на множители. Ученик научится применять формулы при разложении многочлена на множители
82.
Разложение разности квадратов на множители
Учебник, дидактические материалы
П.35 стр 177-180 №892 (3ст), 896
83
Разложение на множители суммы и разности кубов
1
Сумма и разность кубов двух выражений
Учебник, дидактические материалы, СД диск
П.36 стр 180-182 №908, 901
Иметь понятие о формулах разности и суммы кубов и различные способы разложения многочленов на множители.
84.
Контрольная работа №7
1
Проверка знаний учащихся по теме «Формулы квадрата суммы, квадрата разности и разности квадратов»
Тетради для контрольных работ. Карточки с заданиями.
Повторить п. 31-36
Уметь применять полученные знания и умения при решении контрольной работы
85.
Преобразование целого выражения в многочлен
3
Целые выражения. Представление целого выражения в виде многочлена. Сумма, разность и произведения многочленов.
Учебник, дидактические материалы
П.37 стр 183-186
№920(2ст), 923
Иметь представление о целом выражении.
Ученик научится умножать, складывать, возводить в степень многочлена; применять формулы сокращенного умножения; решать уравнения и доказывать тождества
86.
Преобразование целого выражения в многочлен
Учебник, дидактические материалы.
П.37 стр 183-186 №926, 931
87.
Преобразование целого выражения в многочлен
Учебник, дидактические материалы.
П.37 стр 183-186
Инд.задания по раб. тетради
88.
Применение различных способов для разложения на множители
5
Последовательное применение нескольких способов для разложения на множители
Учебник, дидактические материалы, СД диск
П.37 стр 183-186
Домашняя практическая работа
Иметь представление о способах разложения многочлена на множители и уметь их применять для разложения.
89.
Применение различных способов для разложения на множители
Учебник, дидактические материалы.
П.38 стр 186-189
936, 939
90.
Применение различных способов для разложения на множители
Учебник, дидактические материалы, СД диск
П.38 стр 186-189
№943, 955
91.
Применение различных способов для разложения на множители
Учебник, дидактические материалы
П.38 стр 186-189
№946, 956
92.
Применение различных способов для разложения на множители
Учебник, дидактические материалы, СД диск
П.38 стр 186-189
№ 949, 953
93.
Контрольная работа №8
1
Тетради для контрольных работ. Карточки с заданиями.
Повторить п. 37-38
Раздел 6: Системы линейных уравнений - 27 ч
94.
Линейное уравнение с двумя переменными
2
Определение линейного уравнения с двумя переменными и его 95.решения. Равносильные уравнения с двумя переменными и их решения
Учебник, дидактические материалы
П.40 стр 199-203
№1207, 1031, 1044
Иметь представление о линейном уравнении с двумя переменными и их решений.
Ученик научится находить пары решений уравнения с двумя переменными; выражать одну переменную через другую
95.
Линейное уравнение с двумя переменными
Определение линейного уравнения с двумя переменными и его решения. Равносильные уравнения с двумя переменными и их решения
Учебник, дидактические материалы, используемые на данном занятии.
П.40 стр 199-203 №1033,1039
96.
График линейного уравнения с двумя переменными
2
График уравнения с двумя переменными.
Учебник, дидактические материалы, используемые на данном занятии.
П.41 стр 204-207 №1048 (где), 1054
Иметь представление ографике уравнения с двумя переменными.
Ученик научится строить графики линейного уравнения с двумя переменными
97.
График линейного уравнения с двумя переменными
Учебник, дидактические материалы, используемые на данном занятии.
П.41 стр 204-207 №1052, 1055
98..
Системы линейных уравнений с двумя переменными
2
Понятие системы линейных уравнений с двумя переменными и ее решения. Графический способ решения системы линейных уравнений с двумя переменными
Учебник, дидактические материалы, используемые на данном занятии.
П.42 стр207-211 №1060(вг), 1061 (б)
Иметь представление о понятии системы уравнений.
Ученик научится находить решение системы линейных уравнений с двумя переменными; графически решать систему линейных уравнений с двумя переменными.
99.
Системы линейных уравнений с двумя переменными
Учебник, дидактические материалы, используемые на данном занятии.
П.42 стр207-211 №1062 (где),
1064 (б)
100
Способ подстановки
3
Способ подстановки. Равносильные системы. Алгоритм решения систем способом подстановки.
Учебник, дидактические материалы http://raall00.narod.ru/ http://ppt4web.ru
П.43 стр 211-215
№1069(де), 1070(вг)
Иметь представление как решать системы двух линейных уравнений методом подстановки.
Ученик научится решать системы двух линейных уравнений методом подстановки по алгоритму
101
Способ подстановки
Учебник, дидактические материалы
П.43 стр 211-215
№1071(вг), 1072(вг)
102
Способ подстановки
Учебник, дидактические материалы http://raall00.narod.ru/ http://ppt4web.ru
П.43 стр 211-215
№1077(вг), 1078(вг)
103
Способ сложения
3
Система двух уравнений с двумя переменными. Способ сложения.
Учебник, дидактические материалы http://school-assistant.ru/ http://school-assistant.ru/ http://school-assistant.ru/
П.44 стр 215-219
№1083(вг), 1084(вг)
Знать: алгоритм решения системы линейных уравнений с двумя переменными способом сложения.
Ученик научится решать системы линейных уравнений с двумя переменными методом алгебраического сложения
104
Способ сложения
Учебник, дидактические материалы
П.44 стр 215-219
№1084(де), 1085(вг)
105
Способ сложения
Учебник, дидактические материалы http://school-assistant.ru/ http://school-assistant.ru/ http://school-assistant.ru/
П.44 стр 215-219
№1093(вг), 1094(вг)
106
Решение задач с помощью систем уравнений
4
Алгоритм решения задач с помощью систем уравнений
Учебник, дидактические материалы http://ppt4web.ru/ http://school-assistant.ru/
П.45 стр 219-223 №1101,1105
Ученик научится решать текстовые задачи с помощью систем линейных уравнений на движение, числовые величины
107
Решение задач с помощью систем уравнений
Учебник, дидактические материалы
П.45 стр 219-223 №1107,1110
108
Решение задач с помощью систем уравнений
Учебник, дидактические материалы
П.45 стр 219-223 №1113,1115
109
Решение задач с помощью систем уравнений
Учебник, дидактические материалы http://ppt4web.ru/ http://school-assistant.ru/
П.45 стр 219-223 №1123
110
Контрольная работа №9
1
Проверка знаний и умений учащихся по теме «Решение систем линейных уравнений с двумя переменными. Решение задач с помощью систем линейных уравнений»
Тетради для контрольных работ. Карточки с заданиями.
П. 43-44
Научится применять полученные знания и умения при решении контрольной работы
Повторение (10 ч)
111
Уравнения с одной переменной. Решение задач с помощью уравнений.
Научится решать линейное уравнение с одной переменной
112
Повторение. Линейная функция.
1
Линейная функция. График линейной функции. Взаимное расположение графиков линейной функции
сборник задач, дифференцированные карточки
Индивидуальные задания
Научится находить координаты точек пересечения графика с координатными осями; точки пересечения графиков двух линейных функций
113
Повторение. Степень с натуральным показателем
1
Умножение и деление степеней. Степень числа а, не равного нулю, в нулевым показателем. Возведение в степень произведения. Возведение степень степени. Умножение и деление степеней
сборник задач, дифференцированные карточки http://easyen.ru/load/ http://mathege.ru/or/
Индивидуальные задания
Научится применять свойства степеней для упрощения числовых и алгебраических выражений.
114
Сумма и разность многочленов. Произведение одночлена и многочлена.
1
Произведение многочленов. Стандартный вид многочлена.
http://easyen.ru/load/ http://mathege.ru/or/
Индивидуальные задания
Научится умножать одночлен на многочлен; приводить подобные слагаемые
115
Повторение Произведение многочленов. Формулы сокращенного умножения
1
Произведение многочленов. Стандартный вид многочлена.
сборник задач, дифференцированные карточки
Индивидуальные задания
Научится умножать многочлен на многочлен; приводить подобные слагаемые, применять формулы сокращенного умножения.
116
Повторение. Произведение многочленов. Формулы сокращенного умножения
1
Формулы сокращенного умножения
сборник задач, дифференцированные карточки http://easyen.ru/load/ http://mathege.ru/or/
Подготовиться к контрольной работе
Научится умножать одночлен на многочлен и многочлен на многочлен; приводить подобные слагаемые, применять формулы сокращенного умножения; решать уравнения и доказывать тождества
117 118
Итоговая контрольная работа
2
Проверка знаний и умений учащихся, сформированных за курс 7 класса
Дидактические материалы, используемые на данном занятии.
Задания нет
Научится применять знания и умения при решении итоговой контрольной работы
119
Обобщение и систематизация изученного материала
2
Обобщение и систематизация изученного материала
сборник задач, дифференцированные карточки
Индивидуальные задания
Научится обобщать и систематизировать знания по основным темам курса математики 7 класса, решать задачи повышенной трудности