Пояснительная записка.
Рабочая программа по геометрии в 9 классе составлена на основе примерной программы основного общего образования по геометрии с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования, на основе образовательной программы школы и учебного плана школы. С учетом возрастных особенностей выстроена система учебных занятий, продуманы возможные формы контроля, сформулированы ожидаемые результаты обучения.
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, определяет общую стратегию развития, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендует последовательность изучения тем с учетом межпредметных связей и возрастных особенностей учащихся.
Для реализации программы на уроках используются следующие методы и формы работы: поисковый, коллективный, групповой методы, фронтальная, индивидуальная работа, беседа, работа с учебником, решение практических упражнений
- формирование аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и т.д.) и курса стереометрии в 10-11
приобретение математических знаний и умений, овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности, освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.
- освоение общеучебных умений и навыков: создание условий для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы, грамотно выражать свои мысли;
- создание условий для работы в группе, самостоятельной организации своей деятельности, использования знаний в повседневной жизни.
В 9 классе на изучение геометрии отводится 68 часов (2 часа в неделю). Обучение ведется по учебнику «Геометрия 7-9»,
авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И. Юдина, издательство «Просвещение», Москва, 2001 год.
- Б.Г. Зив, В.М. Мейлер «Дидактические материалы. Геометрия 9 класс», издательство «Просвещение»,
Москва, 2003 год.
- Л.В. Кузнецова. «ГИА – 2012. Экзамен в новой форме. Математика», издательство «Астрель», Москва, 2011 год;
- Л.Д. Лаппо, М.А. Попов «Математика. ГИА-2009», издательство «Экзамен», Москва, 2008 год.
-применять метод координат при решении задач, вычислять скалярное произведение векторов,
-находить стороны и площадь правильного многоугольника, радиус вписанной в многоугольник окружности,
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
№ п/п | Срок по плану | Факти чески | Тема урока | Тип урока | Методы и формы работы | Требования к уровню подготовки учащихся | Требования повышенного уровня | Вид контроля |
Тема: «Повторение» (5 часов) |
1. | 06.09 | | Изучение правила сложения векторов. Сумма нескольких векторов | Практикум | Практические упражнения | Знать законы сложения, уметь применять правило параллелограмма, треугольника, многоугольника при сложении векторов | Уметь применять законы сложения при выполнении практических заданий | |
2. | 08.09 | | Применение правила вычитания векторов | Практикум | Практические упражнения | Уметь выполнять вычитание векторов двумя способами | Уметь применять правило вычитания векторов при решении практических задач | |
3. | 13.09 | | Решение задач на применение свойств умно жения вектора на число | Практикум | Практические упражнения | Уметь решать задачи на применение свойств умножения вектора на число | Применять свойства умножения вектора на число при решении более сложных задач | |
4. | 15.09 | | Применение векторов к решению задач | Практикум | Практические упражнения | Уметь решать простейшие геометрические задачи, опираясь на изученные свойства векторов | Применять изученные свойства векторов при решении более сложных задач | |
5. | 20.09 | | Изучение теоремы о средней линии трапеции | Комбиниро ванный | Работа с учебником, фронтальный опрос, практические упражнения | Знать определение средней линии трапеции | Уметь решать задачи на применение теоремы о средней линии трапеции | Тест |
Тема: «Метод координат» ( 14 часов) |
№ п/п | Срок по плану | Факти чески | Тема урока | Тип урока | Методы и формы работы | Требования к уровню подготовки учащихся | Требования повышенного уровня | Вид контроля |
6. | 22.09 | | Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам | Лекция | Составление опорного конспекта | Знать и понимать теорему о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам | Уметь проводить операции над векторами с заданными координатами | |
7. | 27.09 | | Изучение понятия координат вектора | Комбиниро ванный | Работа с учебником, практические упражнения | Знать понятия коор динат вектора, суммы и разности векторов, произведения вектора на число | Уметь применять правила действий над векторами при решении задач | |
8. | 29.09 | | Выполнение действий над векторами в координатах | Практикум | Практические упражнения | Уметь решать простейшие задачи методом координат | Уметь применять правила действий над векторами при решении задач | Самостоя тельная работа |
9. | 04.10 | | Изучение связи между координатами вектора и координатами его начала и конца | Комбиниро ванный | Работа с учебником, практические упражнения | Уметь определять координаты вектора по координатам его начала и конца | Уметь применять полученные знания при решении задач | |
10. | 06.10 | | Решение простейших задач в координатах | Практикум | Практические упражнения | Знать формулы координат середины отрезка, длины вектора, расстояния между двумя точками | Уметь решать задачи с применением изученных формул | |
11. | 11.10 | | Применение метода координат к решению задач | Практикум | Практические упражнения | Уметь применять полученные знания при решении простейших задач | Уметь применять полученные знания при решении задач повышенного уровня сложности | Зачет |
№ п/п | Срок по плану | Факти чески | Тема урока | Тип урока | Методы и формы работы | Требования к уровню подготовки учащихся | Требования повышенного уровня | Вид контроля |
12. | 13.10 | | Подготовка к контрольной работе | Практикум | Практические упражнения | Систематизировать знания по теме | Систематизировать знания по теме | |
13. | 18.10 | | Контрольная работа № 1. «Метод координат» | Контроль знаний | Индивидуальное выполнение заданий | Уметь выполнять задания базового уровня | Уметь выполнять задания повышенного уровня сложности | Контрольная работа |
14. | 20.10 | | Вывод уравнения линии на плоскости и уравнения окружности | Комбиниро ванный | Работа с учебником, практические упражнения | Уметь решать задачи на определение координат центра и радиуса окружности | Уметь выводить уравнение окружности | |
15. | 25.10 | | Вывод уравнения прямой | Комбиниро ванный | Работа с учебником, практические упражнения | Уметь составлять уравнение прямой по координатам двух ее точек | Уметь выводить уравнение прямой | |
16. | 27.10 | | Использование уравнений окружности и прямой при решении задач | Практикум | Практические упражнения | Уметь применять полученные знания при решении простейших задач | Уметь применять полученные знания при решении задач повышенного уровня сложности | |
17. | 08.11 | | Практикум по применению уравнения окружности и прямой | Практикум | Практические упражнения | Уметь применять полученные знания при решении простейших задач | Уметь применять полученные знания при решении задач повышенного уровня сложности | |
18. | 10.11 | | Подготовка к контрольной работе | Практикум | Практические упражнения | Систематизировать знания по теме | Систематизировать знания по теме | |
№ п/п | Срок по плану | Факти чески | Тема урока | Тип урока | Методы и формы работы | Требования к уровню подготовки учащихся | Требования повышенного уровня | Вид контроля |
19. | 15.11 | | Контрольная работа № 2. «Уравнение окружности и прямой» | Контроль знаний | Индивидуальное выполнение заданий | Уметь выполнять задания базового уровня | Уметь выполнять задания повышенного уровня сложности | Контрольная работа |
Тема: «Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов» (18 часов) |
20. | 17.11 | | Понятие синуса, косинуса и тангенса угла. Основное тригонометрическое тождество | Лекция | Составление опорного конспекта | Знать определения синуса, косинуса и тангенса. Уметь применять основное тригонометрическое тождество | Уметь применять формулы приведения, находить значения тригонометрических функций | |
21. | 22.11 | | Вывод формулы для вычисления координат точки | Практикум | Практические упражнения | Знать формулы для вычисления координат точки | Уметь применять формулы для решения задач | |
22. | 24.11 | | Изучение теоремы о площади треугольника | Комбиниро ванный | Работа с учебником, практические упражнения | Знать формулу площади треугольника и уметь применять ее на практике | Уметь доказывать теорему о площади треугольника и применять ее при решении задач | Тест |
23. | 29.11 | | Изучение теоремы синусов | Комбиниро ванный | Работа с учебником, практические упражнения | Знать формулировку теоремы | Уметь доказывать теорему и применять ее при решении задач | |
24. | 01.12 | | Изучение теоремы косинусов | Комбиниро ванный | Работа с учебником, практические упражнения | Знать формулировку теоремы | Уметь доказывать теорему и применять для нахождения элементов треугольника | |
№ п/п | Срок по плану | Факти чески | Тема урока | Тип урока | Методы и формы работы | Требования к уровню подготовки учащихся | Требования повышенного уровня | Вид контроля |
25. | 06.12 | | Применение теоремы синусов и косинусов | Практикум | Практические упражнения, работа по группам | Уметь применять теоремы при решении задач | Уметь применять полученные знания при решении задач повышенного уровня сложности | |
26. | 08.12 | | Решение задач с использованием теоремы синусов и косинусов | Практикум | Практические упражнения | Уметь применять теоремы при решении задач | Уметь применять полученные знания при решении задач повышенного уровня сложности | Самостоя тельная работа |
27. | 13.12 | | Решение треугольников | Практикум | Практические упражнения | Уметь применять теоремы при решении задач | Уметь применять полученные знания при решении задач повышенного уровня сложности | |
28. | 15.12 | | Применение формул при проведении измерительных работ на местности | Практикум | Практические упражнения | Знать методы проведения измерительных работ | Уметь применять теоремы синусов и косинусов при выполнении измерительных работ | |
29. | 20.12 | | Подготовка к контрольной работе | Практикум | Практические упражнения | Систематизировать знания по теме | Систематизировать знания по теме | |
30. | 22.12 | | Контрольная работа № 3. «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | Контроль знаний | Индивидуальное выполнение заданий | Уметь выполнять задания базового уровня | Уметь выполнять задания повышенного уровня сложности | Контрольная работа |
№ п/п | Срок по плану | Факти чески | Тема урока | Тип урока | Методы и формы работы | Требования к уровню подготовки учащихся | Требования повышенного уровня | Вид контроля |
31. | 27.12 | | Понятие угла между векторами | Комбиниро ванный | Работа с учебником, практические упражнения | Знать, что такое угол между векторами | Уметь изображать угол между векторами | |
32. | 10.01 | | Изучение определения скалярного произведения векторов | Лекция | Составление опорного конспекта | Знать определение скалярного произведения векторов | Уметь вычислять скалярное произведение векторов | |
33. | 12.01 | | Вывод формулы скалярного произведения в координатах | Лекция | Составление опорного конспекта | Знать теорему о скалярном произведении следствия из нее | Уметь доказывать теорему о скалярном произведении векторов | |
34. | 17.01 | | Изучение свойств скалярного произведения векторов | Комбиниро ванный | Работа с учебником, практические упражнения | Знать свойства скалярного произведения векторов | Уметь применять свойства скалярного произведения векторов | |
35. | 24.01 | | Применение скалярного произведения векторов при решении задач | Практикум | Практические упражнения | Уметь применять полученные знания при решении задач | Уметь применять полученные знания при решении задач повышенного уровня сложности | Зачет |
36. | 26.01 | | Подготовка к контрольной работе | Практикум | Практические упражнения | Систематизировать знания по теме | Систематизировать знания по теме | |
37. | 31.01 | | Контрольная работа № 4. «Скалярное произведение векторов» | Контроль знаний | Индивидуальное выполнение заданий | Уметь выполнять задания базового уровня | Уметь выполнять задания повышенного уровня сложности | Контрольная работа |
Тема: «Длина окружности и площадь круга» (11 часов) |
№ п/п | Срок по плану | Факти чески | Тема урока | Тип урока | Методы и формы работы | Требования к уровню подготовки учащихся | Требования повышенного уровня | Вид контроля |
38. | 02.02 | | Правильный многоугольник. Изучение тео ремы об окруж ности, описан ной около правильного многоугольника | Лекция | Составление опорного конспекта | Знать определение правильного многоугольника, формулу для вычисления угла, теорему об описанной окружности | Уметь выводить формулу для вычисления угла и применять ее при решении задач, доказывать теорему об описанной окружности | |
39. | 07.02 | | Доказательство теоремы об окружности, вписанной в правильный многоугольник | Лекция | Составление опорного конспекта | Знать формулировку теоремы и следствий из нее | Уметь доказывать теорему о вписанной окружности и применять ее при решении задач | |
40. | 09.02 | | Вывод формул для вычисления площади пра вильного много угольника, его стороны и радиуса вписан ной окружности | Комбиниро ванный | Работа с учебником, практические упражнения | Уметь применять формулы для решения задач | Уметь применять формулы для решения задач повышенного уровня сложности | |
41. | 14.02 | | Построение правильных многоугольни ков | Практикум | Практические упражнения | Уметь строить простейшие правильные многоугольники с помощью циркуля и линейки | Уметь строить правильные многоугольники с помощью циркуля и линейки | Самостоя тельная работа |
42. | 16.02 | | Вывод формул длины окруж ности, длины дуги окружности | Комбиниро ванный | Работа с учебником, практические упражнения | Знать формулу длины окружности и уметь применять ее при решении задач | Уметь выводить формулу длины окружности | |
№ п/п | Срок по плану | Факти чески | Тема урока | Тип урока | Методы и формы работы | Требования к уровню подготовки учащихся | Требования повышенного уровня | Вид контроля |
43. | 21.02 | | Применение формулы длины окружности | Практикум | Практические упражнения | Знать формулу длины окружности и уметь применять ее при решении задач | Уметь решать задачи повышенной сложности | |
44. | 28.02 | | Изучение формул площади круга и площади кругового сектора | Комбиниро ванный | Работа с учебником, практические упражнения | Знать формулы площади круга и кругового сектора | Уметь применять формулы площади круга и кругового сектора при решении задач | |
45. | 01.03 | | Решение задач на применение формул площади круга и сектора | Практикум | Практические упражнения | Уметь применять формулы для решения задач | Уметь применять формулы для решения задач повышенного уровня сложности | Зачет |
46. | 06.03 | | Подготовка к контрольной работе | Практикум | Практические упражнения | Систематизировать знания по теме | Систематизировать знания по теме | |
47. | 13.03 | | Контрольная работа № 5. «Длина окружности и площадь круга» | Контроль знаний | Индивидуальное выполнение заданий | Уметь выполнять задания базового уровня | Уметь выполнять задания повышенного уровня сложности | Контрольная работа |
Тема: «Движения» (9 часов) |
48. | 15.03 | | Понятие движения | Лекция | Составление опорного конспекта | Знать понятие отображения плоскости на себя и движения | Уметь выполнять построение движений, осуществлять преобразования фигур | |
49. | 20.03 | | Свойства осевой и центральной симметрии | Комбиниро ванный | Работа с учебником, практические упражнения | Знать свойства осевой и центральной симметрии | Уметь применять свойства при решении задач | Самостоя тельная работа |
№ п/п | Срок по плану | Факти чески | Тема урока | Тип урока | Методы и формы работы | Требования к уровню подготовки учащихся | Требования повышенного уровня | Вид контроля |
50. | 22.03 | | Решение задач на применение свойств движения | Практикум | Практические упражнения, работа в группах | Уметь применять свойства при решении задач | Уметь применять свойства при решении задач повышенного уровня сложности | |
51. | 03.04 | | Изучение понятия параллельного переноса | Комбиниро ванный | Работа с учебником, практические упражнения | Знать понятие параллельного переноса | Уметь доказывать, что параллельный перенос является движением | |
52. | 05.04 | | Решение задач с использованием параллельного переноса | Практикум | Практические упражнения, работа в парах | Уметь применять параллельный перенос при решении задач | Уметь применять параллельный перенос при решении задач повышенного уровня сложности | |
53. | 10.04 | | Изучение понятия поворота | Лекция | Составление опорного конспекта | Знать определение поворота | Уметь доказывать, что поворот является движением, осуществлять поворот фигур | |
54. | 12.04 | | Решение задач с использованием поворота | Практикум | Практические упражнения, работа в парах | Уметь применять поворот при решении задач | Уметь применять поворот при решении задач повышенного уровня сложности | |
55. | 17.04 | | Подготовка к контрольной работе | Практикум | Практические упражнения | Систематизировать знания по теме | Систематизировать знания по теме | Зачет |
56. | 19.04 | | Контрольная работа № 6. «Движение» | Контроль знаний | Индивидуальное выполнение заданий | Уметь выполнять задания базового уровня | Уметь выполнять задания повышенного уровня сложности | Контрольная работа |
№ п/п | Срок по плану | Факти чески | Тема урока | Тип урока | Методы и формы работы | Требования к уровню подготовки учащихся | Требования повышенного уровня | Вид контроля |
Тема: «Повторение» (11 часов) |
57-58. | 29.04 | | Равенство и подобие треугольников | Практикум | Практические упражнения | Систематизировать знания по теме | Систематизировать знания по теме | |
59. | 04.05 | | Решение треугольников | Практикум | Практические упражнения | Систематизировать знания по теме | Систематизировать знания по теме | |
60-61. | 06.05 | | Вписанная и описанная окружность | Практикум | Практические упражнения | Систематизировать знания по теме | Систематизировать знания по теме | |
62. | 11.05 | | Четырехуголь ники | Практикум | Практические упражнения | Систематизировать знания по теме | Систематизировать знания по теме | |
63. | 13.05 | | Многоугольник | Практикум | Практические упражнения | Систематизировать знания по теме | Систематизировать знания по теме | |
64-65 | 18.05 | | Решение задач по теме: «Четырехуголь ники» | Практикум | Практические упражнения | Систематизировать знания по теме | Систематизировать знания по теме | |
66-67 | 20.05 | | Векторы. Метод координат | Практикум | Практические упражнения | Систематизировать знания по теме | Систематизировать знания по теме | |
68 | 21.05 | | Движение | Практикум | Практические упражнения | Систематизировать знания по теме | Систематизировать знания по теме | |