Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса
Структура документа
Рабочая программа включает четыре раздела: пояснительную записку, основное содержание с примерным распределение по разделам курса; характеристика основных видов деятельности ученика; тематическое планирование.
Общая характеристика учебного предмета
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии 9 класс »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сухосолотинская основная общеобразовательная школа»
Ивнянского района Белгородской области
Рассмотрено
на заседании МО
протокол № __
от «____»_________2012 г.
Согласовано
Заместитель директора по УВР
_______ Юрченко В.В.
«____»____________2013 г.
Утверждаю
Директор школы
__________Михайлова Е.К.
Приказ № ___
от «___»____2013 г.
Рабочая программа
на 2012-2013 учебный год
9 класс
Подготовил: учитель математики
Сергеев Ю.М.
2013 год
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Данная программа разработана к учебнику: Погорелов А.В. Геометрия. Учебник для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. Программа реализуется на основе следующих документов:
Геометрия 7-9 классы. Программа общеобразовательных учреждений. Составитель: Т.А. Бурмистрова:- М. «Просвещение», 2008;
Стандарт основного общего образования по математике // Математика в школе. – 2004. -№4.-с.4;
Обязательный минимум содержания основного общего образования по математике (Приказ МО от 19.05.98 № 1276);
Инструктивно-методическое письмо Белгородского регионального института повышения квалификации и переподготовки специалистов «О преподавании математики в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области».
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Структура документа
Рабочая программа включает четыре раздела: пояснительную записку, основное содержание с примерным распределение по разделам курса; характеристика основных видов деятельности ученика; тематическое планирование.
Общая характеристика учебного предмета
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Изучение программного материала дает возможность учащимся:
осознать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов;
научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
получить представленияо некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве;
усвоить систематизированные сведения о плоских фигурах и основных геометрических отношениях;
приобрести опытдедуктивных рассуждений: уметь доказывать основные теоремы курса, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
научиться решать задачина доказательство, вычисление и построение;
овладеть набором эвристик, часто применяемых при решении планиметрических задач на вычисление и доказательство (выделение ключевой фигуры, стандартное дополнительное построение, геометрическое место точек и т. п.);
приобрести опытприменения аналитического аппарата (алгебраические уравнения и др.) для решения геометрических задач.
Цели и задачи.
Цели:
- формирование представлений о геометрии как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах геометрии;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, способности к преодолению трудностей;
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- воспитание средствами геометрии культуры личности, отношения к геометрии как к части общечеловеческой культуры, знакомство с историей развития геометрии, эволюцией математических идей, понимания значимости геометрии для общественного прогресса.
Задачи:
- изучить признаки подобия треугольников и отработать навыки их применения;
- познакомить учащихся с основными алгоритмами решения произвольных треугольников;
- расширить и систематизировать сведения о многоугольниках и окружностях;
- сформировать у учащихся общее представление о площади и умение вычислять площади фигур;
- дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве, о расположении прямых и плоскостей в пространстве.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии в 9-м классе отводится 68 часов из расчета 2-х часов в неделю.
Результаты обучения
Результаты обучения задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигнуть все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трём компонентам: «знать / понимать», «уметь», «использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
ТРЕБОВАНИЯ
к уровню подготовки учащихся 9 - х классов.
В результате изучения математики ученик должен
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
Уметь
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение, аргументировать суждения, используя определения, свойства, признаки;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180°; определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения гомотетии, подобия, коэффициентов гомотетии и подобия;
- определение подобных фигур, формулировки и доказательства признаков подобия треугольников;
- что такое центральный угол, что такое градусная мера дуги окружности.
уметь:
- доказывать сохранение углов при преобразованиях подобия;
- применять признаки подобия при решении задач;
- изображать и распознавать центральный угол и дугу окружности, соответствующую данному центральному углу.
Решение треугольников
знать:
- формулировки и доказательства теоремы косинусов и теоремы синусов и следствия из них; утверждения о свойстве диагоналей параллелограмма.
уметь:
- записывать в виде равенства теорему косинусов применительно к данному треугольнику, по трем сторонам треугольника находить его углы (косинусы углов), по данным двум сторонам треугольника и углу между ними находить третью сторону;
- символически записывать теорему синусов и составлять пропорции ля сторон и углов данного треугольника;
- решать задачи на применение теоремы синусов и теоремы косинусов.
Многоугольники
знать:
- определения ломаной, многоугольника, правильного многоугольника, многоугольника, вписанного в окружность, многоугольника, описанного около окружности;
- формулы, связывающие радиус описанной окружности и радиус вписанной окружности со стороной а правильногоn- угольника для n=3, n=4, n=6;
- что сумма углов выпуклогоn- угольника равна 180°·(n- 2), а сумма внешних углов выпуклого n- угольника равна 360°;
- что периметры правильных n- угольников относятся как радиусы описанных (вписанных) окружностей, отношение длины окружности к ее диаметру одно и тоже для всех окружностей.
уметь:
- изображать ломаную, называть по рисунку ее элементы;
- чертить многоугольник (выпуклый), строить его диагонали, внешние углы, доказывать теорему о сумме углов выпуклого n- угольника;
- выводить формулы , , конкретизировать их для правильного многоугольника с заданным числом сторон, выводить частные случаи этих формул для n=3, 4, 6 без использования общей формулы;
- решать задачи на применение полученных формул.
Площади фигур
знать:
- свойства площади простой фигуры, формулы для вычисления площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции;
- определение круга, кругового сектора, кругового сегмента; формулу площади круга;
- что площади подобных фигур относятся как квадраты их соответствующих линейных размеров, что с увеличением (уменьшением) линейных размеров фигуры в к раз ее площадь увеличивается (уменьшается) в к2раз.
уметь:
- использовать полученные формулы при решении задач на вычисление простых фигур;
- находить отношение площадей подобных фигур по известным длинам пары соответствующих элементов этих фигур;
- вычислять площадь круга, кругового сектора и кругового сегмента.
Элементы стереометрии
Знать:
- определение стереометрии, основные фигуры в пространстве, аксиомы группы С, способы задания плоскости;
- свойства параллельных и перпендикулярных прямых и плоскостей в пространстве;
уметь:
- определять взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве;
- приводить примеры многогранников и тел вращения;
- решать простейшие задачи в пространстве.
Календарно – тематическое планирование
№ урока
Содержание материала
№ пункта, параграфа
Тип учебного занятия
Дата проведения
Подготовка к ГИА
план
факт
Подобие фигур§11 14 часов
1
Преобразование подобия
П.100, §11
ИНМ
04.09
П Признаки равенства треугольников 7 класс
2
Свойства преобразования
подобия
П.101
ИНМ
06.09
П Признаки равенства треугольников 7 класс
3
Подобие фигур. Тест по курсу геометрии 8 класса
П.102
ИНМ
ВК (20 мин.)
11.09
ВК
4
Признак подобия треугольников по двум углам.
П.103
ИНМ
13.09
П Признаки равенства треугольников 7 класс
5
Признак подобия треугольников по двум сторонам и углу между ними.
П.104
ИНМ
18.09
П Равнобедренный треугольник 7 класс
6
Признак подобия треугольников по
трем сторонам.
П.105
ИНМ
20.09
П Признак параллельности прямых 7 класс
7
Подобие прямоугольных треугольников.
П.106
ИНМ
25.09
П Сума углов треугольника 7 класс
8
Подобие прямоугольных треугольников.
П.106
УЗ
27.09
П Прямоугольный треугольник 7 класс
9
Контрольная работа №1 по теме
«Подобие фигур»
П.100-106
КЗ
02.10
10
Углы, вписанные в окружность.
П.107
ИНМ
04.10
П Окружность 7 класс
11
Углы, вписанные в окружность.
П.107
УЗ
09.10
12
Пропорциональность отрезков хорд и секущих окружности.
П.108
ИНМ
11.10
П Окружность 7 класс
13
Пропорциональность отрезков хорд и секущих окружности.
П.108
УЗ
16.10
14
Контрольная работа №2 по теме
«Углы, вписанные в окружность»
П.107-108
КЗ
18.10
Решение треугольников §12 9 часов
15
Теорема косинусов.
П.109
ИНМ
23.10
П Косинус угла.
8 класс
16
Теорема косинусов.
П.109
УЗ
25.10
П Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике
8 класс
17
Теорема синусов.
П.111
ИНМ
30.10
П Теорема Пифагора
8 класс
18
Теорема синусов.
П.111
УЗ
01.11
П.Неравенство треугольника 8 класс
19
Соотношение между углами треугольника и противолежащими сторонами.
П.112
ИНМ
13.11
20
Решение треугольников.
П.112
ИНМ
15.11
П Значение и изменение синуса, косинуса и тангенса некоторых углов
8 класс
21
Решение треугольников.
П.112
УЗ
20.11
П
Перпендикуляр и наклонная
8 класс
22
Решение треугольников.
П.109-112
УКПЗ
22.11
23
Контрольная работа №3 по теме
«Решение треугольников»
П.109-112
КЗ
27.11
Многоугольники§1315 часов
24
Ломаная.
П.113-115
ИНМ
29.11
П
Параллелограмм 8 класс
25
Выпуклые многоугольники.
П.114
ИНМ
04.12
П
Прямоугольник 8 класс
26
Правильные многоугольники.
П.113-115
ИНМ
06.12
П
Ромб 8 класс
27
Формулы для радиусов вписанных и описанных окружностей правильных многоугольников
П.116
ИНМ
11.12
П
Квадрат
8 класс
28
Формулы для радиусов вписанных и описанных окружностей правильных многоугольников
П.116
УЗ
13.12
П
Средняя линия треугольника
8 класс
29
Формулы для радиусов вписанных и описанных окружностей правильных многоугольников.
П.116
КЗ
18.12
30
Построение некоторых правильных многоугольников.
П.117
ИНМ
20.12
31
Подобие правильных выпуклых многоугольников
П.118
ИНМ
25.12
П
Теорема Фалеса
8 класс
32
Подобие правильных выпуклых многоугольников
П.118
УЗ
27.12
П
Трапеция
8 класс
33
Подобие правильных выпуклых многоугольников
П.118
КЗ
10.01
34
Длина окружности.
П.119
ИНМ
15.01
П
Средняя линия трапеции
8 класс
35
Длина окружности.
П.119
УЗ
17.01
36
Радианная мера угла.
П.120
ИНМ
22.01
П
Теорема о пропорциональных отрезках
8 класс
37
Решение задач по теме «Многоугольники»
П.116-120
УЗ
24.01
П
Смежные углы
7 класс
38
Контрольная работа№4
по теме «Многоугольники»
П.116-120
КЗ
29.01
П
Вертикальные углы
7 класс
Площади фигур §1417 часов
39
Понятие площади. Площадь прямоугольника.
П. 121,122
ИНМ
31.01
П
Определение декартовых координат
8 класс
40
Понятие площади. Площадь прямоугольника.
П. 121,122
УЗ
05.02
П
Координаты середины отрезка
8 класс
41
Понятие площади. Площадь прямоугольника.
П. 121,122
УКПЗ
07.02
П
Расстояние между точками
8 класс
42
Площадь параллелограмма.
П.123
ИНМ
12.02
П
Уравнение окружности
8 класс
43
Площадь параллелограмма.
П.123
УЗ
14.02
П
Уравнение прямой
8 класс
44
Площадь треугольника
П. 124
ИНМ
19.02
П
Пересечение прямой с окружностью
8 класс
45
Формула Герона для площади треугольника.
П. 125
ИНМ
21.02
46
Площадь трапеции.
П. 126
ИНМ
26.02
П
Определение синуса, косинуса и тангенса для любого угла от 0° до 180 °
8 класс
47
Площадь трапеции.
П. 126
УЗ
28.02
48
Контрольная работа №5 по теме
«Площади фигур»
П. 122-126
КЗ
05.03
49
Формулы для радиусов вписанной и описанной окружностей треугольника.
П. 127
ИНМ
07.03
П
Окружность. Касательная к окружности.
7 класс
50
Формулы для радиусов вписанной и описанной окружностей треугольника.
П. 127
УЗ
12.03
51
Площади подобных фигур.
П. 128
ИНМ
14.03
П
Подобие фигур
9 класс
52
Площади подобных фигур.
П. 128
УЗ
19.03
П
Подобие фигур
9 класс
53
Площадь круга.
П. 129
ИНМ
21.03
П
Признаки подобия фигур
9 класс
54
Решение задач по теме «Площадь круга»
П. 127-129
УЗ
02.04
П Пропорциональность отрезков хорд и секущих окружности
9 класс
55
Контрольная работа №6 по теме
«Площади подобных фигур»
П. 127-129
КЗ
04.04
П
Площади подобных фигур
9 класс
Элементы стереометрии §15 7 часов
56
Аксиомы стереометрии
П.130
ИНМ
09.04
П
Аксиомы планиметрии.
7 класс
57
Параллельность прямых и плоскостей в пространстве. Перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве.
П.131,132
ИНМ
11.04
П
Взаимное расположение прямых на плоскости.
7 класс
58
Параллельность прямых и плоскостей в пространстве. Перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве.
П.131,132
УЗ
16.04
П
Взаимное расположение прямых на плоскости.
7 класс
59
Параллельность прямых и плоскостей в пространстве. Перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве.
П.131,132
УКПЗ
18.04
60
Многогранники. Тела вращения.
П.133,134
ИНМ
23.04
П
Многоугольники.
9 класс
61
Многогранники. Тела вращения.
П.133,134
УЗ
25.04
П
Многоугольники.
9 класс
62
Многогранники. Тела вращения.
П.133,134
КЗ
30.04
Итоговое повторение курса планиметрии
6 часов
63
Решение задач по теме «Признаки подобия треугольников»
П.103-105 §11
ППМ
02.05
П
Признаки подобия треугольников
9 класс
64
Решение задач по теме «Решение треугольников»
П.109-112 §12
ППМ
07.05
П
Решение треугольников
9 класс
65
Решение задач по теме «Многоугольники»
П.114-120 §13
ППМ
14.05
П
Многоугольники
9 класс
66
Решение задач по теме «Площади фигур»
П.122-126
§14
ППМ
16.05
П
Площади фигур
9 класс
67
Решение задач по теме «Теорема Пифагора»
П.63-70
§7
ППМ
21.05
П
Теорема Пифагора
8 класс
68
Решение задач по теме
«Признаки равенства треугольников»
П.20, 22, 23, 25-27
§3
ППМ
23.05
Условные обозначения:
ИНМ - Изучение нового материала ВК - входной контроль
УЗ - Урок закрепления П - повторение
УКПЗ - Урок комплексного применения знаний КЗ - контроль знаний
ППМ-Повторение пройденного материала
Содержание программы учебного предмета
Подобие фигур(14 ч)
Понятие о гомотетии и подобии фигур. Подобие треугольников. Признаки подобия треугольников. Подобие прямоугольных треугольников. Центральные и вписанные углы и их свойства.
Решение треугольников (9 ч)
Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников.
Многоугольники(15 ч)
Ломаная. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Правильные многоугольники. Окружность, вписанная в правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника. Длина окружности. Длина дуги окружности. Радианная мера угла.
Площади фигур (17 ч)
Площадь и ее свойства. Площади прямоугольника, треугольника, параллелограмма, трапеции. Площадь круга его частей.
Элементы стереометрии (7 ч)
Аксиомы стереометрии. Параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве. Многогранники. Тела вращения.
Итоговое повторение курса планиметрии (6 ч)
Формы и средства контроля
Контрольные работы.
Для проведения контрольных работ используется сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы./сост. Т.А. Бурмистрова. – М.Просвещение, 2008».
Контрольная работа №1 «Подобие фигур» (c.75)
Контрольная работа №2 «Углы, вписанные в окружность» (с.76)
Контрольная работа № 3 «Решение треугольников» (с.76)
Контрольная работа № 4 «Многоугольники» (с.77)
Контрольная работа № 5 «Площади фигур» (с.77 – 78)
Контрольная работа № 6 «Площади подобных фигур» (с.78)
Для проведения тестовых работ используется:
Гусева И.Л., Рыбакова Н.В., Татур А.О. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М.: «Интеллект – Центр», 2006.
Мельникова Н.Б., Лепихова Н.М. Тематический контроль по геометрии. 9 класс. – М.: «Интеллект – Центр», 2004.
Тест по курсу геометрии 8 класса (Приложение 1).
Для проведения самостоятельных работ используется:
Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 9 класса. – М.: «Илекса», - 2007.
Оценка контрольных работ обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (ели эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких – либо других заданий.