Рабочая программа по геометрии в 11 классе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования, общеобразовательной программы школы и учебного плана школы на 2014 – 2015 учебный год.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендует последовательность изучения тем с учетом межпредметных связей и возрастных особенностей учащихся.
Согласно учебному плану МАОУ "Падунская СОШ" планирование составлено на 51 час по 2 часа в 1 полугодии, 1 час во 2 полугодии, практическая часть программы включает контрольные, самостоятельные работы, тесты и зачеты (в том числе в форме ЕГЭ). Для реализации программы на уроках используются следующие методы и формы работы: поисковый, коллективный, групповой методы, фронтальная, индивидуальная работа, беседа, лекция, работа с учебником, решение практических упражнений.
В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;
самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
№ п/п | Срок по плану | Фактически | Тема урока | Тип урока | Методы и формы работы | Требования к уровню подготовки учащихся | Требования повышенного уровня (работа с одаренными) | Вид контроля | Подготовка к ЕГЭ |
Вводное повторение (2 часа) | |
1. | 03.09 | | Понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. | Повторение пройденного материала | Беседа, работа с учебником, практические упражнения | Повторить определение вектора в пространстве, действия над векторами и их свойства. | Знать определение вектора, уметь выполнять сложение и вычитание векторов, умножение вектора на число. | | |
2. | 08.09 | | Компланарные векторы. Правило параллелепипеда. | Повторение пройденного материала | Беседа, работа с учебником, практические упражнения | Повторить определение компланарных векторов, правило параллелепипеда, его применение для решения задач. | Уметь раскладывать вектор по трем некомпланарным векторам | Презентация |
Тема «Метод координат в пространстве» (15 часов). | |
3. | 10.09 | | Прямоугольная система координат в пространстве. Координаты точки. | Комбинированный | Беседа, работа с учебником, практические упражнения | Ввести понятие прямоугольной системы координат в пространстве, учить строить точку по координатам и определять координаты точки, построенной в прямоугольной системе координат. | Уметь строить точки по их координатам. | Опрос | Уметь находить координаты точек |
№ п/п | Срок по плану | Фактически | Тема урока | Тип урока | Методы и формы работы | Требования к уровню подготовки учащихся | Требования повышенного уровня (работа с одаренными) | Вид контроля | Подготовка к ЕГЭ |
4. | 15.09 | | Нахождение координат вектора | Комбинированный | Беседа, работа с учебником, практические упражнения | Ввести понятие координат вектора, учить нахождению координат вектора. Уметь применять правила сложения и вычитания векторов, умножения вектора на число | Знать алгоритм разложения вектора по координатным векторам, находить координаты вектора | Опрос | |
5. | 17.09 | | Связь между координатами векторов и координатами точек. | Практикум | Практические упражнения | Учить находить координаты вектора по координатам начала и конца вектора. | Знать признаки коллинеарных и компланарных векторов, уметь доказывать их коллинеарность и компланарность | Самостоятельная работа (15 мин.) | |
6. | 22.09 | | Простейшие задачи в координатах. | Практикум | Практические упражнения | Вывести формулы координат середины отрезка, длины вектора, расстояния между точками, учить применять их при решении задач. | Знать формулы для нахождения координат середины отрезка, длины вектора, расстояния между двумя точками и уметь применять их при решении задач | | Уметь находить координаты точек |
7. | 24.09 | | Решение задач по теме «Координаты точки и координаты вектора» | Практикум | Практические упражнения | Сформировать навык решения простейших задач в координатах. | Самостоятельная работа (15 мин.) | |
№ п/п | Срок по плану | Фактически | Тема урока | Тип урока | Методы и формы работы | Требования к уровню подготовки учащихся | Требования повышенного уровня (работа с одаренными) | Вид контроля | Подготовка к ЕГЭ |
8. | 29.09 | | Самостоятельная работа «Координаты точки и координаты вектора». | Контроль знаний | Индивидуальное выполнение заданий | Уметь выполнять задания базового уровня | Уметь выполнять задания повышенного уровня сложности | Самостоятельная работа | |
9. | 01.10 | | Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. | Комбинированный | Беседа, практические упражнения | Ввести понятие угла между векторами и скалярного произведения векторов, рассмотреть формулу скалярного произведения в координатах, и свойства скалярного произведения. | Иметь представление об угле между векторами, скалярном квадрате вектора, уметь вычислять скалярное произведение в координатах и с помощью косинуса угла между векторами | | Знать определение угла между прямыми, уметь вычислять угол разными способами в задании №16 |
10. | 06.10 | | Скалярное произведение векторов в координатах. | Практикум | Практические упражнения | Сформировать умения вычислять скалярное произведение векторов и находить угол между векторами по их координатам | Уметь вычислять скалярное произведение в координатах и с помощью косинуса угла между векторами | Самостоятельная работа (15 мин.) | |
№ п/п | Срок по плану | Фактически | Тема урока | Тип урока | Методы и формы работы | Требования к уровню подготовки учащихся | Требования повышенного уровня (работа с одаренными) | Вид контроля | Подготовка к ЕГЭ |
11. | 08.10 | | Вычисление углов между прямыми и плоскостями. | Комбинированный | Работа с учебником, практические упражнения | Рассмотреть , как используется скалярное произведение векторов при решении задач на вычисление углов между двумя прямыми, между прямой и плоскостью. | Уметь применять формулу для нахождения угла между двумя прямыми, находить угол между прямой и плоскостью | | Знать определение угла между прямой и плоскостью, научиться вычислять новым способом. |
12. | 13.10 | | Уравнение плоскости. Расстояние от точки до плоскости. | Практикум | Практические упражнения | Вывести уравнение плоскости и формулу для вычисления расстояния от точки до плоскости, показать, как они применяются при решении задач. | Уметь применять формулу для решения задач | | Уметь находить расстояние от точки до плоскости в задании №16 |
13. | 15.10 | | Решение задач по теме «Скалярное произведение векторов» | Обобщение материала | Работа с учебником, практические упражнения | Обобщить знания по теме, формировать навык решения задач | Уметь применять формулы для вычисления углов и расстояний в заданиях при подготовке к ЕГЭ. | Самостоятельная работа (15 мин.) | |
14. | 20.10 | | Понятие движения. Виды симметрии в пространстве. | Объяснение нового материала | Лекция | Ввести понятие движения прост ранства, рассмотреть виды симметрии в пространстве. | Иметь представление о каждом из видов движения | | |
№ п/п | Срок по плану | Фактически | Тема урока | Тип урока | Методы и формы работы | Требования к уровню подготовки учащихся | Требования повышенного уровня (работа с одаренными) | Вид контроля | Подготовка к ЕГЭ |
15. | 22.10 | | Параллельный перенос. | Объяснение нового материала | Практические упражнения | Ввести понятие параллельного переноса, доказать, что параллельный перенос является движением | Уметь выполнять построение фигуры, симметричной относительно центра, оси, плоскости, при параллельном переносе | | |
16. | 27.10 | | Подготовка к контрольной работе | Практикум | Практические упражнения | Систематизировать знания по теме | Систематизировать знания по теме | Зачет | |
17. | 29.10 | | Контрольная работа №1 «Метод координат в пространстве» | Контроль знаний | Индивидуальное выполнение заданий | Уметь выполнять задания базового уровня | Уметь выполнять задания повышенного уровня сложности | Контрольная работа | |
Тема «Цилиндр, конус и шар».(10 часов) | |
18. | 10.11 | | Анализ контрольной работы. Понятие цилиндра, его элементы и сечения. | Объяснение нового материала | Работа с учебником, практические упражнения | Ввести понятие цилиндра, сформировать навык решения задач на нахождение его элементов. | Иметь представление о цилиндре, выполнять чертежи по условию задачи | | Уметь выполнять чертеж цилиндра, строить его сечения, знать элементы цилиндра. |
19. | 12.11 | | Площадь поверхности цилиндра. | Комбинированный | Практические упражнения | Вывести формулу нахождения площадей боковой и полной поверхностей цилиндра. | Уметь находить площадь осевого сечения, боковой поверхности, полной поверхности цилиндра | |
№ п/п | Срок по плану | Фактически | Тема урока | Тип урока | Методы и формы работы | Требования к уровню подготовки учащихся | Требования повышенного уровня (работа с одаренными) | Вид контроля | Подготовка к ЕГЭ |
20. | 17.11 | | Решение задач по теме «Цилиндр» | Практикум | Индивидуальные и дифференцированные задания | Сформировать навык решения задач по теме. | Уметь применять формулы при решении задач | Самостоятельная работа | Уметь вычислять площадь поверхности в задании №16 |
21. | 19.11 | | Понятие конуса. Усеченный конус. | Комбинированный | Беседа, работа с учебником, практические упражнения | Ввести понятие конуса, усеченного конуса, и его элементов, сформировать навык решения задач на нахождение его элементов. | Уметь строить конус, его сечения, находить элементы конуса | | Уметь выполнять чертеж конуса, строить его сечения, знать элементы конуса, уметь вычислять площадь поверхности в задании №16 |
22. | 24.11 | | Площадь поверхности конуса. | Практикум | Практические упражнения | Вывести формулу нахождения площадей боковой и полной поверхностей конуса. | Уметь находить площадь боковой поверхности, полной поверхности конуса | |
23. | 26.11 | | Решение задач по теме «Конус» | Практикум | Индивидуальные и дифференцированные задания | Сформировать навык решения задач на нахождение площади поверхности конуса. | Уметь применять формулы при решении задач | Самостоятельная работа |
24. | 01.12 | | Сфера и шар. Уравнение сферы. | Комбинированный | Работа с учебником, практические упражнения | Ввести понятие понятия сферы и шара. Вывести уравнение сферы. | Знать определение сферы и шара, уметь составлять уравнение сферы по координатам точек | | |
№ п/п | Срок по плану | Фактически | Тема урока | Тип урока | Методы и формы работы | Требования к уровню подготовки учащихся | Требования повышенного уровня (работа с одаренными) | Вид контроля | Подготовка к ЕГЭ |
25. | 03.12 | | Взаимное расположение сферы и плос кости. Касатель ная плоскость к сфере. | Объяснение нового материала | Лекция | Рассмотреть взаимное расположение сферы и плоскости. Дать понятие "касательная плоскость к сфере". | Уметь определять возможные случаи расположения сферы и плоскости в зависимости от радиуса сферы | | |
26. | 08.12 | | Площадь сферы. Решение задач по теме «Цилиндр, конус, шар» | Комбинированный | Работа с учебником, практические упражнения | Вывод формулы площади сферы. Повторить и обобщить знания учащихся по теме, подготовить к контрольной работе. | Уметь находить площадь боковой поверхности, полной поверхности цилиндра, конуса, усеченного конуса, площадь сферы | | |
27. | 10.12 | | Контрольная работа №2 «Цилиндр, конус, шар». | Контроль знаний | Индивидуальное выполнение заданий | Уметь выполнять задания базового уровня | Уметь выполнять задания повышенного уровня сложности | Контрольная работа | |
Тема «Объемы тел» (16 часов) | |
28. | 15.12 | | Анализ контрольной работы. Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда. | Объяснение нового материала | Беседа, практические упражнения | Ввести понятие объёма тела, вывести формулу объема прямоугольного параллелепипеда. | Знать формулу объема, уметь применять формулу при решении задач | | Уметь вычислять объем параллелепипеда задание №10 |
29. | 17.12 | | Решение задач на вычисление объёма прямоугольного параллелепипеда. | Практикум | Индивидуальные и дифференцированные задания | Сформировать навык решения задач на нахождение объёма прямоугольного параллелепипеда. | Уметь применять формулы при решении задач | Самостоятельная работа |
№ п/п | Срок по плану | Фактически | Тема урока | Тип урока | Методы и формы работы | Требования к уровню подготовки учащихся | Требования повышенного уровня (работа с одаренными) | Вид контроля | Подготовка к ЕГЭ |
30. | 22.12 | | Объем прямой призмы. | Объяснение нового материала | Лекция | Вывести формулу для вычисления объема прямой призмы. Сформировать навык решения задач на нахождение объёма прямой призмы. | Уметь доказывать теорему о нахождении объема прямой призмы, применять формулу при решении задач | | |
31. | 24.12 | | Объем цилиндра. | Объяснение нового материала | Беседа, практические упражнения | Вывести формулу для вычисления объема цилиндра. | Знать формулу объема цилиндра и уметь применять ее при решении задач | | |
32. | 12.01 | | Решение задач на вычисление объемов призмы и цилиндра. | Практикум | Индивидуальные и дифференцированные задания | Сформировать навык решения задач на вычисление объёма призмы и цилиндра. | Уметь применять формулы при решении задач | Самостоятельная работа | Уметь вычислять объемы тел в задании №16 |
33. | 19.01 | | Вычисление объемов с помощью опреде ленного интегра ла Объем наклон ной призмы | Объяснение нового материала | Лекция | Вывести формулу для вычисления объема наклонной призмы. | Знать формулу объема наклонной призмы и уметь применять ее при решении задач | | |
34. | 26.01 | | Объем пирамиды. | Комбинированный | Работа с учебником, практические упражнения | Вывести формулу для вычисления объема пирамиды. | Знать метод вычис ления объема через определенный инте грал, уметь приме нять формулу для вычисления объема при решении задач | | |
№ п/п | Срок по плану | Фактически | Тема урока | Тип урока | Методы и формы работы | Требования к уровню подготовки учащихся | Требования повышенного уровня (работа с одаренными) | Вид контроля | Подготовка к ЕГЭ |
35. | 02.02 | | Объем конуса. | Объяснение нового материала | Работа с учебником, практические упражнения | Вывести формулу для вычисления объема конуса. Сформировать навык решения задач на нахождение объёма конуса. | Знать формулу объема конуса и уметь применять ее при решении задач | | |
36. | 09.02 | | Решение задач на вычисление объемов призмы, пирамиды и конуса. | Практикум | Практические упражнения | Сформировать навык решения задач на вычисление объёмов. | Знать формулы объемов и уметь применять их при решении задач | Тест. | Уметь вычислять объемы тел |
37. | 16.02 | | Объем шара и его частей. | Объяснение нового материала | Работа с учебником, практические упражнения | Вывести формулу для вычисления объема шара и его частей. | Уметь выводить формулу с помощью определенного интеграла и применять ее при решении задач | | |
38. | 01.03 | | Объем шарового сегмента, шарового слоя, шарового сектора. | Практикум | Работа с учебником, практические упражнения | Сформировать навык решения задач на вычисление объёма шара и его частей | Уметь решать задачи на нахождение объемов шарового слоя, сектора, сегмента | Самостоятельная работа | |
39. | 15.03 | | Площадь сферы. | Объяснение нового материала | Работа с учебником, практические упражнения | Вывести формулу для вычисления площади сферы. Решение задач на вычисление площади сферы. | Уметь выводить формулу площади сферы и применять ее при решении задач | | Уметь применять формулы в задании №10 |
№ п/п | Срок по плану | Фактически | Тема урока | Тип урока | Методы и формы работы | Требования к уровню подготовки учащихся | Требования повышенного уровня (работа с одаренными) | Вид контроля | Подготовка к ЕГЭ |
40. | 22.03 | | Площадь сферы. Решение задач на вычисление площади сферы. | Практикум | Практические упражнения | Сформировать навык решения задач на вычисление площади сферы. | Знать формулы и уметь применять их при решении задач | | |
41. | 05.04 | | Решение задач по теме «Объем шара и площадь сферы». | Практикум | Индивидуальные и дифференцированные задания | Сформировать навык решения задач на вычисление объёма шара и его частей и площади сферы. | Знать формулы и уметь применять их при решении задач | Тест | Уметь вычислять объемы тел |
42. | 12.04 | | Подготовка к контрольной работе | Практикум | Практические упражнения | Повторить формулы объёмов тел, сформировать навык решения задач на вычисление объёмов тел. | Систематизировать знания по теме | Зачет | |
43. | 19.04 | | Контрольная работа № 3 «Объемы тел». | Контроль знаний | Индивидуальное выполнение заданий | Уметь выполнять задания базового уровня | Уметь выполнять задания повышенного уровня сложности | Контрольная работа | |
№ п/п | Срок по плану | Фактически | Тема урока | Тип урока | Методы и формы работы | Требования к уровню подготовки учащихся | Требования повышенного уровня (работа с одаренными) | Вид контроля | Подготовка к ЕГЭ |
Повторение. Подготовка к ЕГЭ (8 часов) |
44 | 26.04 | | Анализ контрольной работы. Аксиомы стереометрии и их следствия. Параллельность прямых, плоскос тей. Параллель ность и перпенди кулярность пря мой и плоскости. Скрещивающиеся прямые. Теорема о трех перпендикулярах | Повторение пройденного материала | Работа с учебником, собеседование, практические упражнения | Повторить аксиомы стереометрии и их следствия, признак параллельности прямой и плоскости, определение скрещивающихся прямых, понятие угла между скрещивающимися прямыми, теорему о трех перпендикулярах. | Формировать умение применить теоретические знания при решении задач из ЕГЭ | Тест | Задания из тестов |
45. | 26.04 | | Двугранный угол. Угол между прямой и плоскостью. Перпендикулярность плоскостей. | Повторение пройденного материала | Работа с учебником, собеседование, практические упражнения | Повторить понятие двугранного угла, угла между прямой и плоскостью, признак перпендикулярности двух плоскостей, | уметь использовать знания при решении задач из ЕГЭ. | Тест | Задания из тестов |
46. | 03.05 | | Многогранники: параллелепипед, призма, пирамида, площади их поверхностей. | Повторение пройденного материала | Работа с учебником, собеседование, практические упражнения | Повторить понятия многогранника, призмы, пирамиды (полной и усеченной), их элементов | Уметь использовать знания при решении задач из ЕГЭ. | Тест | Задания из тестов |
№ п/п | Срок по плану | Фактически | Тема урока | Тип урока | Методы и формы работы | Требования к уровню подготовки учащихся | Требования повышенного уровня (работа с одаренными) | Вид контроля | Подготовка к ЕГЭ |
47. | 03.05 | | Векторы в пространстве. Действия над векторами. | Повторение пройденного материала | Работа с учебником, собеседование, практические упражнения | Повторить понятие вектора в пространстве, действия над векторами, решение простейших задач в координатах, | уметь использовать знания при решении задач из ЕГЭ. | Тест | Задания из тестов |
48. | 10.05 | | Скалярное произведение векторов. | Повторение пройденного материала | Работа с учебником, собеседование, практические упражнения | Повторить определение скалярного произведения векторов и его применение для решения задач, | уметь использовать знания при решении задач из ЕГЭ. | Тест | Задания из тестов |
49 | 10.05 | | Цилиндр, конус, шар, площади их поверхностей. | Повторение пройденного материала | Работа с учебником, собеседование, практические упражнения | Повторить понятие цилиндра, конуса, шара, формулы для вычисления площади поверхности | , уметь использовать знания при решении задач из ЕГЭ. | Тест | Задания из тестов |
50. | 17.05 | | Объемы многогранников. | Повторение пройденного материала | Работа с учебником, собеседование, практические упражнения | Повторить формулы для вычисления объемов многогранников, | уметь использовать знания при решении задач из ЕГЭ. | Тест | Задания из тестов |
51. | 17.05 | | Объемы тел вращения. | Повторение пройденного материала | Работа с учебником, собеседование, практические упражнения | Повторить формулы для вычисления объемов тел вращения , | уметь использовать знания при решении задач из ЕГЭ. | Тест | Задания из тестов |
Обучение ведется по учебнику «Геометрия 10-11», автор Л.С. Атанасян, издательство «Просвещение», 2008 год. Кроме того используются материалы из газеты «Математика», тесты по подготовке к ЕГЭ, интернет-ресурсы.
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов: