Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по алгебре 9 класс »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей №1
г. Усмани Липецкой области имени Героя Советского Союза Б.А. Котова
Рассмотрено на заседании кафедры
«Согласовано»
«Утверждено»:
зам. дир. по УВР
Директор МБОУ лицея № 1
___________ / /
__________ / /
___________ / /
Протокол №__ от
Приказ № __
«__» __________ 2013 г
«__» __________ 2013 г.
от «__» ___________ 2013 г.
Рабочая программа по алгебре для 9 класса
Учитель: Мызникова Н.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Закон «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ»;
Стандарт основного общего образования (приложение из приказа Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089).
Программа по алгебре к учебнику для 9 класса общеобразовательных школ авторов Ю.Н.Макарычева, Н.Г. Миндюк и др.
Рекомендаций Министерства образования РФ «О введении элементов комбинаторики, статистики и теории вероятностей в содержание математического образования основной школы».
Федеральный перечень учебников на 2013-2014 учебный год (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «27» декабря 2011г. №2885 г. Москва)
Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9, 11 (12) классов общеобразовательных учреждений РФ (утверждено приказом Минобразования России от 03.12.1999 № 1075);
Письмо УОиН Липецкой области «О примерном положении о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования» от 26.10.2009г. №3499.
Положение о структуре, порядке и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) лицея №1 г. Усмани (протокол педагогического совета №14 от 26.08.2009г.).
Методические рекомендации «О преподавании математики в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Липецкой области»
Цели, задачи, решаемые при реализации рабочей программы (с учётом особенностей региона, муниципального образования, программы развития лицея, образовательной программы лицея)
В ходе преподавания алгебре в 9 классе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности. В связи с этим следует выделить следующие цели обучения алгебре:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования в средней школе и профессиональных учебных заведениях;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, логического мышления, способности к преодолению трудностей;
помочь приобрести опыт планирования деятельности, решения разнообразного класса задач курса, в том числе, требующих поиска путей и способов решения, ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи.
Задачи курса:
повторить и закрепить знания, умения и навыки полученные в 5-8 классах: вычислительные навыки, умения решать линейные уравнения и неравенства, их системы, умения строить графики функций и др.
изучить квадратичную функцию и её график, решение квадратных неравенств графическим методом и методом интервалов;
научить решать уравнения и их системы разными способами;
изучить арифметическую и геометрическую прогрессии, научить решать задачи с прогрессиями;
ознакомить со степенной функцией, корнем n –ой степени, тригонометрическими функциями любого угла, основными тригонометрическими формулами, элементами теории вероятностей и комбинаторики;
качественно подготовиться к выпускным экзаменам.
Сведения о программе (примерной или авторской), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания (в случае разработки рабочей программы на основании примерной или авторской)
Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений: Алгебра. 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А., М.: Просвещение, 2009г., рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ.
Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы
Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Информация о внесённых в примерную или авторскую программу изменениях и их обоснование
Содержание курса расширено за счет лицейского компонента на 34 часа. Добавлены темы: «Некоторые приёмы решения систем уравнений второй степени с двумя переменными», «Метод математической индукции», «Примеры комбинаторных задач», «Перестановки», «Сочетания», «Размещения», «Относительная частота случайного события», «Вероятность равновозможных событий», «Сложение и умножение вероятностей». Таким образом, в ходе освоения содержания курса обучающиеся получают возможность:
развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике;
овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами
Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами)
Рабочая программа рассчитана на 136часа (из расчёта 4 часа в неделю).
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом), в том числе количестве часов для проведения контрольных, практических работ, проектов, исследований и др.
Всего – 136 часа.
Программой предусмотрено проведение:количество контрольных работ - 8.
Формы организации образовательного процесса
Единицей учебного процесса является урок.
При преподавании геометрии используются следующие классические типы уроков:
повторительно – обобщающий урок (итоговый урок);
урок с использованием информационных средств обучения;
комбинированный урок.
Могут быть использованы и нетрадиционные, нестандартные типы уроков:
урок с элементами проблемного обучения;
интегрированный урок.
При разработке каждого урока обоснованно выбирается тип урока, наилучшим образом соответствующий особенностям класса, темы, раздела.
Технологии обучения
Личностно ориентированное обучение с осуществлением проектной, проектно-исследовательской техники обучения.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
Учебная деятельность на уроках и дома направлена на формирование и развитие следующих ключевых компетенций.
Виды и формы контроля (согласно Уставу и (или) локальному акту образовательного учреждения):
Формы контроля ЗУН (ов):
наблюдение;
фронтальный опрос;
опрос в парах;
контрольная работа;
решение задач
Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, Программой развития лицея, образовательной программой лицея
Учащиеся должны знать/ понимать:
существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости;
приводить примеры такого описания;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
уметь
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое;
выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с
многочленами и с алгебраическими дробями;
выполнять разложение многочленов на множители;
выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы, решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать множество решений линейного неравенства;
распознавать арифметические и геометрические прогрессии;
решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику;
применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций, строить их графики.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами;
для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследований построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинам соответствующим формулами, при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей
уметь:
проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках;
составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
вычислять средние значения результатов измерений;
находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
находить вероятности случайных событий в простейших случаях.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге;
распознавания логически некорректных рассуждений;
записи математических утверждений, доказательств;
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
сравнения шансов наступления случайных событий, для оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
понимания статистических утверждений.
Информация об используемом учебнике
Макарычев Ю.Н, Миндюк Н.Г, др. Алгебра. 9 класс – М.: «Просвещение», 2012.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Квадратичная функция - 28 ч
Функция. Область определения и область значений функции. Свойства функций.
Квадратный трехчлен и его корни. Разложение квадратного трехчлена на множители.
Квадратичная функция и ее график. Функция у = х n. Корень n -ой степени.
Учащиеся должны знать/ понимать:
определение квадратного трехчлена, формулировку теоремы о
разложении на множители квадратного трехчлена; определение степенной функции с натуральным показателем; свойства степенной функции с четным и нечетным показателем; определение корня n -ой степени с рациональным показателем;
уметь:
выделять квадрат двучлена из квадратного трехчлена; раскладывать трехчлен на множители, если есть корни; схематически изображать график функции у=хn при
различных n и описывать свойства; вычислять значение корня n-ой степени; упрощать выражения со степенями.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
чтения графиков функций, решения несложных алгебраических задач.
Уравнения и неравенства с одной переменной -21 ч
Целое уравнение и его корни. Дробные рациональные уравнения. Решение неравенств
второй степени с одной переменной Решение неравенств методом интервалов.
Учащиеся должны знать/ понимать:
понятия целого рационального уравнения; способы разложения многочлена на множители; определение биквадратного, дробно-рационального уравнений;
алгоритм решения дробно-рациональных уравнений;
определение неравенства 2-ой степени с одной переменной;
графический способ решения неравенств (алгоритм);
метод интервалов;
уметь:
определять виды уравнений;
владеть различными способами разложения
многочлена на множители;
применять алгоритм решения дробно-рациональных
уравнений для их решения;
определять неравенства 2-ой степени с одной переменной;
применять графический способ для их решения; применять метод интервалов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
решения целых рациональных, биквадратных, дробно-рациональных уравнений.
Уравнения и неравенства с двумя переменными -24 ч
Уравнения с двумя переменными и его график. Графический способ решения систем
уравнений. Решение систем уравнений второй степени. Решение задач с помощью систем
уравнений второй степени. Неравенства с двумя переменными. Системы неравенств с
двумя переменными.
Учащиеся должны знать/ понимать:
определение решения уравнения с двумя переменными;
определение графика уравнения с двумя переменными;
что значит решить систему уравнений второй степени, (алгоритм решения);
определение решения неравенств с двумя переменными;
решение системы неравенства с двумя переменными;
уметь: графически решать системы уравнений;
применять способ подстановки;
решать задачи с помощью систем уравнений второй степени;
графически иллюстрировать множества решений некоторых систем неравенств с двумя переменными и их систем.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
решения уравнений, систем уравнений и систем неравенств с двумя переменными.
Арифметическая и геометрическая прогрессии - 17 ч
Последовательности. Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии. Определение геометрической прогрессии. Формула n –го члена геометрической прогрессии. Формула суммы первых n членов геометрической прогрессии.
Учащиеся должны знать/ понимать:
понятие последовательности; смысл понятия «n -й» член
последовательности; определение арифметической и геометрической прогрессий;
определение разности арифметической прогрессии и знаменателя геометрической
прогрессий;
формулы n -го члена и суммы n – членов арифметической и геометрической
прогрессий;
характеристика свойства арифметической и геометрической прогрессий;
уметь:
использовать индексное обозначение;
применять формулы n -го члена и суммы n - членов арифметической и геометрической прогрессий для выполнения упражнений.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
понятия отношений частоты и вероятности случайного события;
формулы для подсчета их числа;
понятия «случайное событие», «относительная частота», «вероятность случайного события»;
уметь: различать понятия «размещение» и «сочетания»;
определять о каком виде комбинаций идет речь в задачах; решать задачи, в которых требуется составлять те или иные комбинации элементов и подсчитать их число;
вычислять вероятность случайного события при классическом подходе.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
решения комбинаторных задач.
Повторение -29ч.
Учебно-тематический план
№
Название темы
Количество часов
Контрольные работы
Квадратичная функция.
28
2
Уравнения и неравенства с одной переменной.
20
1
Уравнения и неравенства с двумя переменными.
24
1
Арифметическая и геометрическая прогрессии.
17
2
Элементы комбинаторики и теории вероятности.
17
1
Повторение.
29
1
Итого
136
8
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Тема урока
Количество часов
Дата
проведения
план
Факт.
Функция. Область определения и область значений функции.
1
Функция. Область определения и область значений функции.
1
Функция. Область определения и область значений функции.
1
Свойства функции.
1
Свойства функции.
1
Свойства функции.
1
Квадратный трехчлен и его корни.
1
Квадратный трехчлен и его корни.
1
Разложение квадратного трехчлена на множители.
1
Разложение квадратного трехчлена на множители.
1
Разложение квадратного трехчлена на множители.
1
Контрольная работа №1 по теме: «Квадратный трехчлен».
1
Функция y=ax2, её график и свойства.
1
Функция y=ax2, её график и свойства.
1
Графики y=ax2+n, y=a(x-m)2и y=a(x-m)2+n.
1
Графики y=ax2+n, y=a(x-m)2и y=a(x-m)2+n.
1
Графики y=ax2+n, y=a(x-m)2и y=a(x-m)2+n.
1
Графики y=ax2+n, y=a(x-m)2и y=a(x-m)2+n.
1
Графики y=ax2+n, y=a(x-m)2и y=a(x-m)2+n.
1
Построение графика квадратичной функции.
1
Построение графика квадратичной функции.
1
Построение графика квадратичной функции.
1
Построение графика квадратичной функции.
1
Функция y=xn.
1
Функция y=xn.
1
Корень n-ой степени.
1
Корень n-ой степени.
1
Контрольная работа №2 по теме: « Квадратичная функция».
1
Целое уравнение и его корни.
1
Целое уравнение и его корни.
1
Целое уравнение и его корни.
1
Целое уравнение и его корни.
1
Целое уравнение и его корни.
1
Дробные рациональные уравнения.
1
Дробные рациональные уравнения.
1
Дробные рациональные уравнения.
1
Дробные рациональные уравнения.
1
Дробные рациональные уравнения.
1
Дробные рациональные уравнения.
1
Решение неравенств второй степени с одной переменной.
1
Решение неравенств второй степени с одной переменной.
1
Решение неравенств второй степени с одной переменной.
1
Решение неравенств методом интервалов.
1
Решение неравенств методом интервалов.
1
Решение неравенств методом интервалов.
1
Решение неравенств методом интервалов.
1
Решение неравенств методом интервалов.
1
Контрольная работа №3 по теме: « Решение неравенств с одной переменной».
1
Уравнения с двумя переменными и его график.
1
Уравнения с двумя переменными и его график.
1
Уравнения с двумя переменными и его график.
1
Уравнения с двумя переменными и его график.
1
Графический способ решения систем уравнений.
1
Графический способ решения систем уравнений.
1
Графический способ решения систем уравнений.
1
Графический способ решения систем уравнений.
1
Решение систем уравнений второй степени.
1
Решение систем уравнений второй степени.
1
Решение систем уравнений второй степени.
1
Решение систем уравнений второй степени.
1
Решение задач с помощью систем уравнений второй степени.
1
Решение задач с помощью систем уравнений второй степени.
1
Решение задач с помощью систем уравнений второй степени.
1
Решение задач с помощью систем уравнений второй степени.
1
Неравенства с двумя переменными.
1
Неравенства с двумя переменными.
1
Системы неравенств с двумя переменными.
1
Системы неравенств с двумя переменными.
1
Системы неравенств с двумя переменными.
1
Системы неравенств с двумя переменными.
1
Некоторые приёмы решения систем уравнений второй степени с двумя переменными.
1
Контрольная работа № 4 по теме: «Уравнения и неравенства с двумя переменными».
1
Последовательности.
1
Определение арифметической прогрессии.
1
Формула n-го члена арифметической прогрессии.
1
Формула n-го члена арифметической прогрессии.
1
Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии.
1
Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии.
1
Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии.
1
Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии.
1
Контрольная работа № 5 по теме:
«Арифметическая прогрессия»
1
Определение геометрической прогрессии.
1
Формула n-го члена геометрической прогрессии.
1
Формула n-го члена геометрической прогрессии.
1
Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии.
1
Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии.
1
Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии.
1
Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии.
1
Контрольная работа № 6 по теме:
«Геометрическая прогрессия»
1
Примеры комбинаторных задач.
1
Примеры комбинаторных задач.
1
Перестановки.
1
Перестановки.
1
Размещения.
1
Размещения.
1
Размещения.
1
Сочетания.
1
Сочетания.
1
Сочетания.
1
Относительная частота случайного события.
1
Относительная частота случайного события.
1
Вероятность равновозможных событий.
1
Вероятность равновозможных событий.
1
Вероятность равновозможных событий.
1
Вероятность равновозможных событий.
1
Контрольная работа № 7 по теме: «Элементы комбинаторики и теории вероятностей».
1
Повторение.
Выражения и их преобразования.
1
Повторение.
Выражения и их преобразования.
1
Повторение.
Выражения и их преобразования.
1
Повторение.
Выражения и их преобразования.
1
Повторение.
Уравнения и системы.
1
Повторение.
Уравнения и системы.
1
Повторение.
Уравнения и системы.
1
Повторение.
Уравнения и системы.
1
Повторение.
Уравнения и системы.
1
Повторение.
Неравенства и системы неравенств.
1
Повторение.
Неравенства и системы неравенств.
1
Повторение.
Неравенства и системы неравенств.
1
Повторение.
Неравенства и системы неравенств.
1
Повторение.
Неравенства и системы неравенств.
1
Повторение.
Функции и графики.
1
Повторение.
Функции и графики.
1
Повторение.
Функции и графики.
1
Повторение.
Функции и графики.
1
Повторение.
Функции и графики.
1
Повторение.
Арифметическая и геометрическая прогрессии.
1
Повторение.
Арифметическая и геометрическая прогрессии.
1
Повторение.
Решение задач с помощью систем уравнений второй степени.
1
Повторение.
Решение задач с помощью систем уравнений второй степени.
1
Итоговая контрольная работа.
1
Повторение.
Элементы комбинаторики и теории вероятностей.
1
Повторение.
Элементы комбинаторики и теории вероятностей.
1
Повторение.
Элементы комбинаторики и теории вероятностей.
1
Повторение.
Элементы комбинаторики и теории вероятностей.
1
Литература
Алтынов И. П.. Тесты. Алгебра 7-9 классы. М., Издательский дом «Дрофа», 1999.
Ершова А.П. и др. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса. – Москва – Харьков, Илекса, 2003.
Звавич Л,И., Л.Я. Шляпочкин. Контрольные и проверочные работы по алгебре. 7-9 классы. Москва. Издательский дом «Дрофа», 1996.
Ковалева Г.И. Уроки математики в 8 классе. Поурочные планы. – Волгоград, Учитель, 2002.
Максимовская М.А.. Тесты. Математика (5-11 кл.). М.:ООО «Агенство «КРПА «Олимп»: ООО «Издательство АСТ», 2002.
Программа для общеобразовательных учреждений. Математика. Министерство образования Российской Федерации.
Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы. Составитель: С.А. Бурмистрова. Москва. «Просвещение», 2009 год.
Федеральный общеобразовательный стандарт. Вестник образования. №12,2004.