Программа по алгебре составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике, на основании авторской программы: Программы. Алгебра 7 – 9 классы авт.- сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2011. – 63 с.
Программа позволяет получить представления о целях и содержании обучения алгебре в 9 классе. Определяет последовательность изучения материала в рамках стандарта для основной школы и пути формирования системы знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования, а также развития учащихся. Составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к базовому уровню обучения.
Программа соответствует учебнику под редакцией А.Г. Мордкович. Алгебра – 9. Часть 1. Учебник. Мнемозина. 2010; А. Г. Мордкович. Алгебра – 9. Часть 2. Задачник. Мнемозина. 2010;
Обоснование выбора программы
В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.
Программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Информация о внесенных изменениях.
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса алгебры учащимися 9 класса в течение 119 часов (4 часа в неделю в 1 полугодии, 3 часа во 2 полугодии). Из них, для усовершенствования содержания образования по алгебре в 9 классе непрофильного обучения 1 час (в неделю) в 1 полугодии добавили из школьного компонента, т. е. дополнительно выделяется на изучение алгебры 17 часов, это обусловлено необходимостью предпрофильной подготовки учащихся. Тема «Элементы теории тригонометрических функций» переносится в 10 класс.
Данная рабочая программа призвана обеспечить знания учащихся основной школы на базовом уровне. Одной из целей изучения курса математики является подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации, поэтому программа предусматривает выделение дополнительного времени для изучения всех тем курса. А именно:
Рациональные неравенства и системы неравенств - 4 часа
Системы уравнений - 7 часов
Прогрессии - 2 часов
Повторение - 3 часа
Итого - 17 часов
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по алгебре 9 класс »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 3
Рассмотрено на МО учителей математики, физики и информатики
Протокол №_ от __.__.2013 г.
Руководитель МО ______________ /Т.Н.Митина/
Согласовано
_______________________
Заместитель директора по УВР
_______________/Л.А.Долгополова/
Утверждаю
Приказ № __от__________
Директор школы
__________/ Н.И.Шарапова /
Рабочая программа по алгебре для 9 а класса
на 2013-2014 учебный год
Составила учитель математики
Митина Т.Н.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели обучения:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Целью изучения курса алгебры в 9 классе является:
изучение свойств и графиков элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, информатика),
усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач,
осуществление функциональной подготовки школьников.
Задачи курса:
повторить и закрепить знания, умения и навыки полученные в 5-8 классах: вычислительные навыки, умения решать линейные уравнения и неравенства, их системы, умения строить графики функций и др.
изучить квадратичную функцию и её график, решение квадратных неравенств графическим методом и методом интервалов;
научить решать уравнения и их системы разными способами;
изучить арифметическую и геометрическую прогрессии, научить решать задачи с прогрессиями;
ознакомить со степенной функцией, корнем n-ой степени, тригонометрическими функциями любого угла, основными тригонометрическими формулами, элементами теории вероятностей и комбинаторики;
качественно подготовиться к выпускным экзаменам.
Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена программа
Программа составлена на основе нормативных правовых документов:
Закон РФ от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089.
Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений.
Приказ Министерства РФ от 19.12.2012г. №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в ОУ, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год.
Примерная программа среднего (полного) общего образования по математике на базовом уровне, рекомендованная Министерством образования и науки РФ / Сборник нормативных документов. Математика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2008
Авторская программа: Программы. Математика. 5 – 6 классы. Алгебра 7 – 9 классы. Алгебра и начала математического анализа. 10 – 11 классы авт.- сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2011. – 63 с.
Методические рекомендации «О преподавании математики в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Липецкой области»
Приказ от 16.05.13 №451 «О базисных учебных планах для ОУ Липецкой области реализующих программы общего образования на 2013-2014г.»
Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Усмани на 2013-2014 учебный год
Локальный акт школы «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ №3»
Годовой календарный учебный график МБОУ СОШ №3 на 2013-2014 г.
Приказ МБОУ СОШ №3 от 08.11.13 №145 «О внесение изменений в учебный план на 2013-2014 учебный год»
Сведения о программе
Программа по алгебре составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике, на основании авторской программы: Программы. Алгебра 7 – 9 классы авт.- сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2011. – 63 с.
Программа позволяет получить представления о целях и содержании обучения алгебре в 9 классе. Определяет последовательность изучения материала в рамках стандарта для основной школы и пути формирования системы знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования, а также развития учащихся. Составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к базовому уровню обучения.
Программа соответствует учебнику под редакцией А.Г. Мордкович. Алгебра – 9. Часть 1. Учебник. Мнемозина. 2010; А. Г. Мордкович. Алгебра – 9. Часть 2. Задачник. Мнемозина. 2010;
Обоснование выбора программы
В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.
Программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Информация о внесенных изменениях.
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса алгебры учащимися 9 класса в течение 119 часов (4 часа в неделю в 1 полугодии, 3 часа во 2 полугодии). Из них, для усовершенствования содержания образования по алгебре в 9 классе непрофильного обучения 1 час (в неделю) в 1 полугодии добавили из школьного компонента, т. е. дополнительно выделяется на изучение алгебры 17 часов, это обусловлено необходимостью предпрофильной подготовки учащихся. Тема «Элементы теории тригонометрических функций» переносится в 10 класс.
Данная рабочая программа призвана обеспечить знания учащихся основной школы на базовом уровне. Одной из целей изучения курса математики является подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации,поэтому программа предусматривает выделение дополнительного времени для изучения всех тем курса. А именно:
Рациональные неравенства и системы неравенств - 4 часа
Системы уравнений - 7 часов
Прогрессии - 2 часов
Повторение - 3 часа
Итого - 17 часов
Определение места и роли предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;
самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
Информация о количестве учебных часов.
В соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком МБОУ СОШ №3, рабочая программа по алгебре рассчитана на 119 часов (4 часа в неделю в 1 полугодии, 3 часа во 2 полугодии).
Из них: - контрольных работ – 7, самостоятельных работ - 21, тестов - 6
Формы организации образовательного процесса.
Основная форма обучения – урок. Исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся применяются следующие формы организации учебного процесса на уроке: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, парные, коллективные, фронтальные.
Типы уроков по ведущим целям:
Формирование знаний: лекция, конференция, исследование
Формирование умений и навыков: практикум, деловая игра, тренинг
Закрепление и систематизация знаний: семинар, соревнования
При выполнение работ и заданий разного вида применяется комбинированный урок.
Технологии обучения.
Используются элементы следующих технологий: личностно-ориентированное обучение, элементы проблемного обучения, элементы технологии дифференцированного обучения, обучение с применением опорных схем, информационно-коммуникационных технологий, деятельностных технологий, технология обучения на основе решения задач (введение задач с жизненно-практическим содержанием), здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, технологии уровневой дифференциации.
При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей реализацией.
Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся
К формированию компетенций (информационной; коммуникативной; исследовательской; готовность к самообразованию) приводит использование деятельностного подхода в обучении, применение на уроках специальных компетентностно-ориентированных задач, использование проблемного и проектного обучения (исследовательские, творческие, информационные проекты). Учащимся необходимо предлагать самостоятельно изучить некоторый теоретический материал, составить задачу, формировать умения работать самостоятельно с различными источниками информации, а именно: использовать доклады, короткие сообщения учащихся по теме; работать со справочниками; использовать Интернет-ресурсы; подготавливать презентации.
Успех формирования компетенций определяется рядом условий: настроенностью уч-ся на необходимость определенных действий, четкостью и доступностью изложения цели и задач, которые уч-ся должны решать в ходе учебной деятельности, полнотой и ясностью представления о структуре формируемого умения, показом учителем способов выполнения той или иной работы, организацией деятельности учащихся по овладению отдельными действиями или их совокупностью с использованием системы задач.
А.Г. Мордкович. Алгебра – 9. Часть 1. Учебник. Мнемозина. 2010;
А. Г. Мордкович. Алгебра – 9. Часть 2. Задачник. Мнемозина. 2010.
Содержание программы.
1). Рациональные неравенства (22ч). Линейные неравенства. Квадратные неравенства. Рациональные неравенства. Множества и операции над ними. Системы рациональных неравенств.
Основная цель – сформировать умение решать неравенства и системы неравенств и показать, как можно использовать полученные навыки решения при исследовании корней квадратных уравнений, содержащих параметр.
Контрольные работы – 1, самостоятельные работы - 3, тест - 1
2). Системы уравнений (23 ч). Основные понятия. Методы решения систем уравнений. Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций.
Основная цель – научить учащихся решать системы уравнений с двумя переменными различными способами и использовать полученные навыки при решении задач.
Контрольные работы – 1, самостоятельные работы - 3, тест - 1
3). Числовые функции (25ч). Определение числовой функции. Область определения, область значений числовой функции. Способы задания функций. Свойства функций (монотонность, ограниченность). Четные и нечетные функции. Функции у = хn (n- натуральное), их свойства и графики. Функции у = х -n (n- натуральное), их свойства и графики.
Основная цель – выработать умение исследовать функции по заданному графику. При изучении материала данной главы функциональные представления учащихся существенно расширяются и углубляются. Функция у = , её свойства и график.
Контрольные работы – 2, самостоятельные работы - 3, тест - 1
4). Прогрессии (18 ч). Понятие последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы общего члена арифметической и геометрической прогрессий, суммы первых нескольких членов арифметической и геометрической прогрессий. Сложные проценты. Характеристические свойства прогрессий. Прогрессии и банковские расчеты
Основная цель – познакомить учащихся с понятиями арифметической и геометрической прогрессий.
Контрольные работы – 1, самостоятельные работы - 5, тест - 1
5). Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей. (15 ч). Комбинаторные задачи. Правило умножения. Факториал. Перестановки. Группировка информации. Общий ряд данных. Кратность варианты измерения. Табличное представление информации. Частота вариантов. Графическое представление информации. Полигон распределения данных. Гистограмма. Числовые характеристики данных измерения (размах, мода, среднее значение). Вероятность. Событие (случайное, достоверное, невозможное). Классическая вероятностная схема. Противоположные события. Несовместные события. Вероятность суммы двух событий. Вероятность противоположного события. Статистическая устойчивость. Статистическая вероятность.
Основная цель – сформировать умение воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимание вероятностного характера многих реальных зависимостей, научить производить простейшие вероятностные расчеты.
Контрольные работы – 1, самостоятельные работы - 2, тест – 1
6). Итоговое повторение (25 ч).
Основная цель – подготовить учащихся к итоговой аттестации.
Контрольные работы – 1, самостоятельные работы - 5, тест – 1
Учебно-тематический план 9 класс алгебра
Тема
Кол-во часов
Виды контроля
Повторение. Рациональные неравенства
22 часов
К.р. – 1 С.р.- 3 Т.-1
Системы уравнений
23 часов
К.р. – 1 С.р.- 3 Т.-1
Числовые функции
25 часов
К.р. – 2 С.р.- 3 Т.-1
Прогрессии
18 часов
К.р. – 1 С.р.- 5 Т.-1
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
12 часов
К.р. – 1 С.р.- 2 Т.-1
Итоговое повторение курса алгебры
19 часов
К.р. – 1 С.р.- 5 Т.-1
Итого 119 часов, кр. 7, ср. 21 тестов 6
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен
знать
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности; вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
уметь
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратов корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные уравнения;
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по её аргументу; находить значения аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
решать комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
вычислять средние значения результатов измерений;
находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
находить вероятности случайных событий в простейших случаях.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе преподавания алгебры в 9 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии
Литература и средства обучения
Алгебра 9 кл. Контрольные работы /Александрова Л.А.; под ред. А.Г.Мордковича. – М.: Мнемозина, 2008
Алгебра 9 кл. Самостоятельные работы / Александрова Л.А.; под ред. А.Г.Мордковича.– 5-е изд., пер. и доп. – М.: Мнемозина, 2008
Алгебра: Тесты для 7- 9 кл. общеобразоват. учреждений / Мордкович А.Г., Тульчинская Е.Е. – 2-е изд. - М.: Мнемозина, 2002.
А.Г. Мордкович. Алгебра – 9. Часть 1. Учебник. Мнемозина. 2010;
А. Г. Мордкович. Алгебра – 9. Часть 2. Задачник. Мнемозина. 2010;
А. Г. Мордкович. Методического пособия для учителя. Алгебра 7-9. Мнемозина 2001,
Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе / Кузнецова Л.В. и др - М.: Просвещение, 2009.